Слайд 1Образовательные инновации
ПГТУ
ПРОРЕКТОР ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.Н. СТАРЫГИНА
2 октября 2014 года
Слайд 2Инновация
«Обновление» (лат.)
Введение чего-либо нового, модернизация, реформа
Внедрение или вложение средств в новую
технологию
Новые формы организации труда и управления
Слайд 3Инновационная деятельность
Обусловлена многочисленными факторами:
ВНЕШНИЕ
Модернизация системы образования
ФЗ-273. Подзаконные акты (постановления
Правительства, приказы МОН РФ)
ВНУТРЕННИЕ
ЦЕЛИ ИННОВАЦИЙ:
повышение качества обучения
повышение конкурентоспособности выпускников
выход на рынки образовательных услуг регионов РФ, зарубежных стран
монополизация рынка образовательных услуг в РМЭ
создание позитивного имиджа ПГТУ
Слайд 4ПГТУ – многоуровневый университетский комплекс
управление университетским комплексом с учетом специфики и
задач каждого структурного подразделения (в том числе колледжей и филиалов)
согласованное распределение финансовых потоков
объединение материальных и интеллектуальных ресурсов колледжей, филиалов, факультетов и кафедр ПГТУ с целью их рационального использования
создание единой информационной среды для обеспечения образовательной и научно-исследовательской деятельности
осуществление совместной деятельности по разным направлениям
реализация единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по образовательным программам различных уровней
Слайд 5ПГТУ - многоуровневый университетский комплекс
В ПГТУ реализуются (ФГОС-3)
69 образовательных программ бакалавриата
(50 -2013 г.)
4 образовательных программ специалитета (ФГОС)
34 ОП специалитета (ГОС)
- 79 магистерских программ (69 – 2013 г.)
- 15 образовательные программы СПО
- 4 образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих (НПО),
а также программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
В ПГТУ реализуются
программы непрерывного образования,
интегрированные образовательные программы,
обучение по индивидуальным учебным планам, в том числе в в ускоренные сроки,
образовательные модули для целевого обучения
Слайд 6Образовательный потенциал ПГТУ
Спектр образовательных программ, включая программы ДПО, соответствует практически всем
9 квалификационным уровням, установленным Национальной рамкой квалификаций РФ
Современные материально-техническая база и учебно-лабораторное оборудование, инновационная инфраструктура вуза (МИПы, ЦКП, Ботсад, бизнес-инкубатор и др.)
Интеллектуальный ресурс, высококвалифицированный научно-педагогический состав
Опыт внедрения практико-ориентированного обучения
Опыт сетевой формы реализации образовательных программ (опыт МОРЦ в области лесного хозяйства)
Развитая система магистерской подготовки
Современные образовательные технологии
Опыт реализации интегрированных образовательных программ
Система дополнительного профессионального образования
Система выявления и работы с талантливыми обучающимися (подготовительный модуль, тьюторское сопровождение, система элитного обучения и др.)
Нормативное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Слайд 7Модель практико-ориентированного обучения в ПГТУ с участием предприятий и/или организаций РМЭ
Слайд 8Условия эффективного использования потенциала ПГТУ для инновационной экономики региона
Слайд 9Модель практико-ориентированного обучения
Инфраструктура
Организация учебного процесса
Организация обучения
Трудоустройство
Слайд 10Инфраструктура для практико-ориентированного обучения
Филиалы кафедр - 13
Базовая кафедра (в ПГТУ создана
базовая кафедра в ОАО «Ростелком»; ведется работа по созданию БК в Марийское отделение «Сбербанк»)
Базовая учебно-исследовательская лаборатория кафедры ДОП в ОАО «Премьера»
Слайд 11Базовая кафедра ПГТУ
Самостоятельное структурное подразделение вуза
Располагается на территории предприятия (организации)
Входит в состав факультета
Создается для реализации идеи практико-ориентированного обучения, в том числе для реализации программ прикладного бакалавриата, технологической магистратуры
В ПГТУ разработано Положение о базовой кафедре
Ведется работа по созданию БК на ЭФ, ЛПФ, в Волжском филиале
Слайд 12Организация учебного процесса и практико-ориентированного обучения
Организация учебного процесса:
сетевая форма реализации образовательных
программ магистратуры
элементы технологии дуального обучения
блочно-модульная организация учебного процесса в магимстратуре
модульный подход при организации целевого обучения (в группах элитного обучения, для целевиков ММЗ, ВЭМЗ, Технотех и др.)
Индивидуальные траектории обучения
Элементы дистанционного обучения
Организация обучения;
технология проектного обучения
Case-stydy (упражнения, тренинги)
технология контекстного обучения (имитационные системы, организационно-деятельностные игры, практика и др.)
технология электронного обучения
Слайд 13Проекты, направленные на реализацию идеи практико-ориентированного обучения
Эксперимент по созданию и реализации
программ прикладного бакалавриата (2010-2014 гг.)
(Приказ Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 667). 102 участника конкурсного отбора. 49 победителей, из них 16 вузов.
10 программ прикладного бакалавриата
Программа развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса в образовательных организациях ВО (113 студентов, … образовательных модулей на основе направлений подготовки ВО, специальностей СПО; Центр радиолокационных систем и комплексов на базе ОАО «ММЗ»). Стоимость: 4 859 000 (госсубсидия)+5 650 000 (софинансирование) на обучение студентов; 50 млн. (госсубсидия)+7 млн. (софинансирование) на создание и развитие Центра. В конкурсе участвовали 69 вузов.
Слайд 14ПГТУ - магистерский университет
В 2014 г. – 1195 магистрантов
38 направлений подготовки
79
магистерских программ
Организация обучения в магистратуре
Блочно-модульная организация учебного процесса
Сетевая форма реализации образовательных программ
Общеуниверситетский комплект дисциплин по выбору
Введение дисциплин «Инновационный менеджмент», «Профессиональный иностранный язык»
Программа приглашения визит-лекторов: «гостевые» лекции, приглашение преподавателей и ученых (в 2013-2014 уч.г. сумма 1 300 000 руб.)
Слайд 15Перспективы развития магистерской подготовки
Формирование инновационных и опережающих образовательных программ
на базе НОЦ, ЦКП, МИПов, филиалов кафедр, базовых структур университета
Формирование и развитие форм взаимодействия с бизнес-партнерами (совместные образовательные программы, сетевые магистерские программы, повышение квалификации, стажировки и практики)
Создание совместно с работодателями условий для обеспечения высокого качества обучения
Профессионально-общественная экспертиза и аккредитация основных образовательных программ магистратуры
Развитие технологической магистратуры: целевой заказ на подготовку, совместное с работодателем-партнером обучение по магистерским программам, использование материально-технической базы предприятий, базовые кафедры на предприятиях и др.
- численность студентов, обучающихся в магистратуре, чел
- процент роста представителей других регионов, зачисленных в магистратуру, %
Слайд 16Сетевое взаимодействие
ОПЫТ ПГТУ:
Выстроенная система долгосрочного стратегического партнерства
МОРЦ
в области лесного хозяйства (уровень СПО)
Элементы сетевого взаимодействия при реализации ОП бакалавриата и магистратуры
Опыт формирования интегрированных образовательных программ и учебных планов (СПО – ВО, рабочая профессия (НПО) – ВО, ВО – ДПО, школа – СПО)
Опыт формирования совместных образовательных программ (Высшая школа в Сладковитчово, Чешский университет естественных наук, Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства, TezTour, Российский федеральный ядерный центр – ВНИИЭФ, ООО «Марийский машиностроительный завод» и др.
Положение о совместной образовательной программе (2010 г.)
Слайд 17
Реализуемые в колледжах и филиалах специальности СПО интегрированные с подготовкой по
ОП высшего образования
Слайд 18Опыт сетевого взаимодействия:
Межрегиональный отраслевой ресурсный центр в области лесного
хозяйства
Характеристика сети
Количество учреждений сети – 34
из 21 региона и 5 федеральных округов
Количество специальностей – 7
Количество разработанных
сетевых образовательных программ СПО и ДПО – 27
Количество преподавателей,
повысивших
квалификацию, – более 600
Объем вложенных в развитие МОРЦ средств – 93,5 млн. рублей
Генеральные партнеры:
Слайд 19Сетевая форма реализации ОП
ФЗ-273: Сетевая форма реализации образовательных программ (далее -
сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между вузом и организациями. Вуз и организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
Слайд 20Сетевая форма реализации ОП
Договор о сетевой форме реализации образовательных программ включает:
Вид,
уровень и (или) направленность ОП
Правила приема, порядок организации академической мобильности и статус обучающихся в организациях, реализующих ОП в сетевой форме
Условия и порядок осуществления образовательной деятельности по ОП, в том числе ресурсное обеспечение и распределение обязанностей между организациями
Выдаваемый документ или документ об образовании
Срок действия договора
В ПГТУ разработан образец договора о сетевой форме реализации образовательной программы
Договоры в процессе подписания
Слайд 21Сетевая форма реализации магистерских программ
14 сетевых программ – с 2014
г.
Магистерские программы на направлениям «Десное дело» и «Государственное муниципальное управление» «Государственное и муниципальное управление природными ресурсами» и «Государственное управление лесами» реализуются с 2013 г. совместно с ФАУ «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (г. Пушкино)»
Магистерская программа по направлению «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств» «Современные технологии деревообработки» реализуется совместно с Чешским сельскохозяйственным университетеом (Прага) с 2014 г.
Слайд 22Сетевая форма реализации ОП как показатель позиционирования вуза на рынке образовательных
услуг России
Наши сетевые партнеры
Предприятия / организации:
ОАО «Марийский машиностроительный завод»
Отделение Марий Эл № 8614 ОАО «Сбербанк России»
АНО «Бизнес-инкубатор РМЭ»
ОАО «Ростелеком»
ООО «Наномет»
ООО «Аранеус»
ООО «Звениговский мясокомбинат»
ООО «НПФ «Мета-хром»
ООО ГБУ РМЭ «Сервисный центр «Медтехника»
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидеитологии РМЭ»
ООО НПЦ «Поиск-МарГТУ»
ГКУ РМЭ «Пригородное лесничество»
Образовательные организации:
Чешский университет естественных наук, г. Прага
Казанский национально-исследовательский технологический университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
Санкт-Петербургский филиал ФГБУН «Институт земногго магнетизма, оносферы и распространения радиоволн имени Туполева
ФГБОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет»
ФАУ «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет» (НИУ)
ФГБОУ ВПО «Казанский государственный аграрный университет»
и специалистов лесного хозяйства (г. Пушкино)
Волжский филиал ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет»
ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»
ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный политехнический университет»
Слайд 23ПГТУ - современный вуз
В ПГТУ внедряются современные образовательные
технологии, активные методы обучения.
Основное внимание уделяется практико-ориентированному обучению бакалавров и магистрантов.
Внедряется технология электронного обучения.
Для студентов-первокурсников проводится обучение в рамках подготовительного модуля. Талантливые студенты обучаются в группах элитной подготовки, участвуют в Интернет-олимпиадах, профильных олимпиадах и конкурсах и др.
Реализуются проекты «Тьюторское сопровождение студентов первого курса», «Организация СРС» и др.
Слайд 24РИТМ
Балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения внедрена полностью, в том числе в
магистратуре
Адаптация технологии РИТМ и технологии электронного обучения
Адаптация технологии РИТМ к реализации компетентностного подхода к обучению и оцениванию результатов обучения как компетенций
Адаптация технологии РИТМ к индивидуальным траекториям орбучения студентов (СРС)
Слайд 25
Подготовительный модуль
Комплексная, интенсивная и скорейшая адаптация вчерашних школьников к
условиям вузовской жизни; актуализация знаний первокурсников; «погружение» в будущую профессию; и др.
Реализуется с 2010 г.
Срок ПМ: 2 - 2,5 недели
Ежегодно обновляется на основе комплексного анализа результатов ПМ (результаты текущей аттестации, результаты промежуточной аттестации, анкетирование преподавателей и студентов-первокурсников, кураторов, обсуждение на ученом совете ЦФО и др.)
В 2013 г. - «Организация самостоятельной работы студентов в вузе», «Технология электронного обучения»
Слайд 26
►актуализация «школьных» знаний первокурсников
►обучение самоорганизации
►формирование коллективов студенческих
групп
►социально-психологическая адаптация
ЦЕЛИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ
Слайд 27Комплексная поддержка ПМ (работа с первокурсниками)
Тьюторское сопровождение студентов 1 курса (с
2013 г.). Кураторы как носители тьюторской позиции. Социально-психологическое сопровождение студентов, преподавателей-кураторов. Профессиональная ориентация студентов.
Организация СРС: дисциплина в рамках ПМ, тайм-менеджмент, особенности вузовской СПС и др.
Группы выравнивания (для выявленных в период ПМ студентов, недостаточно готовых к освоению вузовских дисциплин)
Элитное обучение (для талантливых студентов, мотивированных к углубленному изучению учебногго материала, к выстраиванию профессиональной карьеры и др.)
Слайд 28Элитное образование
Проект реализуется с 2011 г.
Цели:
подготовка специалистов-профессионалов, способных к инновационной профессиональной
деятельности и востребованных на рынке труда;
формирование у выпускников профессиональной компетентности, включающей фундаментальные и технические знания, умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе;
отбор на ранней стадии вузовского обучения талантливых студентов, способных стать высокого уровня профессионалами в своей области; разработка механизмов ранней диагностики и отбора талантливых студентов;
обеспечение нового качества образования на основе изменения содержания образовательных программ и внедрения инновационных образовательных технологий, в том числе в организацию учебного процесса;
предоставление обучающимся широких возможностей для формирования индивидуальной образовательной траектории;
создание таких условий обучения в вузе, которые способствуют формированию успешной профессиональной карьеры выпускника МарГТУ;
укрепление, совершенствование и поиски новых возможностей профессионально-творческого сотрудничества между вузовским и профессионально-производственным сообществами.
Слайд 29Система элитной подготовки в ПГТУ
Студент
Организация
ВУЗ
Трехсторонний договор
о целевом обучении
Заказ на формирование
специальных знаний, необходимых организации
- Обучение по образовательному модулю
-прохождение практик
выполнение курсовых проектов (работ)
написание дипломного проекта
выполнение НИРС
распределение в организацию
фундаментальная подготовка
профессионально-ориентированная подготовка
Целевая подготовка студента системы элитного обучения
Слайд 30Результаты студентов элитной подготовки
Система элитной подготовки в ВУЗе
2 курс – 49
студентов
3 курс – 41 студент
4 курс – 23 студента
Олимпиады
1 место –
9 человек
2 место –
7 человек
3 место –
6 человек
Конференции
1 место –
3 человека
2 место –
1 человек
3 место – 2 человека
У.М.Н.И.К.
поддержана
1 заявка
Слайд 31Технология электронного обучения
Элементы дистанционного обучения
С элементами дистанционного обучения организован
учебный процесс по специальностям ГМУ (ФУП), ПГС (СФ), ЭКО (ЭФ) (заочная форма обучения)
→ сайт, образовательный портал
→ электронные образовательные ресурсы
→ нормативные документы
•• Электронно-библиотечная система
•••Технология электронного обучения реализуется с 1-го курса (Центр электронного обучения)
Слайд 32Технология электронного обучения
Образовательный портал ПГТУ
Слайд 33Технология электронного обучения
С 2011 года работает образовательный портал:
размещено на портале
1943 ЭУМКд (1 курс: 1047, 2 курс: 626)
создано на основе ЭУМКд 1034 э-курса (1 курс: 571, 2 курс: 337)
осенью 2013 г. использовались в учебном процессе 370 э-курсов (264 - на 1-м курсе, 60 – на 2-м курсе, 46 – на старших курсах)
весною 2014 г. – использовались в учебном процессе 499 э-курсов (330 - на 1-м курсе, 90 – на 2-м курсе, 79 – на старших курсах)
всего в 2013-14 уч. году использовалось 869 э-курсов, в том числе: на 1-ом курсе – 564, в ИДПО – 33, по проекту ТЕМПУС – 12 э-курсов
Слайд 34Образовательные проекты ПГТУ
Переход на ФГОС третьего поколения, подготовка к реализации образовательных
программ в соответствии с ФГОС-3+ (2015 г.)
Прикладной бакалавриат
Подготовительный модуль
Система элитного образования
Система тьюторского сопровождения студентов
Организация самостоятельной работы студентов
Технология электронного обучения
Технология балльно-рейтинговой оценки знаний студентов РИТМ
Технологии оценивания результатов обучения ( компетенций)
Блочно-модульная организация учебного процесса
Сетевая форма реализации магистерских ОП, а также программ СПО на базе МОРЦ
Срздание базовых структур на предприятиях и в организациях
Система образовательных конкурсов (Современные образовательные технологии, лучшая магистерская программа ПГТУ, авторские методики обучения)
Языковая среда вуза
Развитие системы дополнительного образования
Подготовка кадров для организаций ОПК (целевое обучение)