Слайд 1О развитии проекта
«О проведении в 2011-2015 годах эксперимента по распределенному
и трансграничному образованию»
Слайд 2
В условиях перехода к инновационному типу экономического развития
России необходимо в сжатые сроки значительно расширить доступность качественного образования для широких слоев населения регионов России на месте их проживания, а также продвигать экспорт российского образования путем обучения иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом.
«… Не споря с самим тезисом о том, что у нас было хорошее образование, я считаю, что наша задача - создать современное образование, достойное России в 21-м веке»
Медведев Д.А. Беседа с ведущим программы «Вести недели» телеканала «Россия» Евгением Ревенко накануне 1 сентября 2009 г.
Слайд 3
Несмотря на бурное развитие в России информационно-коммуникационных технологий,
в настоящее время их возможности не полностью используются. А это особенно необходимо с учетом географии России – самой крупной по территории страны мира, и осуществления экспорта российского образования в его наиболее эффективной форме – трансграничное образование.
Слайд 4
Отсутствие законодательства в области распределенного и трансграничного образования является
тормозом в расширении спектра реализуемых образовательных программ в регионах в связи с развитием новых отраслей, появлением новых профессий.
С целью отработки технологических, методических, организационных и правовых основ деятельности образовательных организаций в области распределенного и трансграничного образования министром образования и науки РФ Фурсенко А.А. в феврале 2009 г. была утверждена Рабочая группа под руководством заместителя министра Калины И.И. по разработке проекта Положения об эксперименте.
Слайд 5
Предлагается провести в 2011-2015 годах эксперимент по распределенному
и трансграничному образованию с учетом особенностей и возможностей применяемых дистанционных и электронных образовательных технологий, основанных на современных информационных и телекоммуникационных технических средствах и технологиях.
Слайд 6В ходе эксперимента должны быть разработаны:
предложения по технологическому, методическому и организационному
обеспечению реализации образовательного процесса при предоставлении распределенного и трансграничного образования;
предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные и нормативные правовые акты;
методическое и технологическое обеспечение экспорта российского образования и создания условий для эффективной конкуренции России в сфере трансграничного образования.
Слайд 7
В обсуждении и подготовке проектов документов по эксперименту
приняли активное участие депутаты Госдумы, руководители структурных подразделений Минобрнауки РФ, в том числе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, руководители вузов, представители вузовской общественности и др.
Слайд 8
В ходе разработки проекта Положения
о проведении эксперимента по распределенному и трансграничному образованию были введены новые понятия. Приведем основные из них:
Слайд 9
высшее профессиональное и (или) дополнительное профессиональное образование, предоставляемое по месту пребывания
обучающихся с использованием ДОТ и (или) ЭОТ.
Распределенное образование -
Трансграничное образование -
распределенное образование иностранных граждан и граждан Российской Федерации в местах их пребывания за рубежом, осуществляемое с использованием ДОТ и (или) ЭОТ.
Слайд 10
образовательная организация, имеющая свидетельство о государственной аккредитации, реализующая образовательные программы высшего
профессионального и (или) дополнительного профессионального образования (далее – образовательные программы) на основе единой информатизационной образовательной среды, с использованием единого контента, библиотечных ресурсов, единого профессорско-преподавательского состава, единого администрирования, пункты доступа, а также имеющая в качестве структурных подразделений территориально удаленные центры доступа к информационно-образовательным ресурсам в Российской Федерации и (или) за рубежом, объединенные посредством телекоммуникаций.
Распределенное учебное заведение -
Слайд 11
объединение РУЗов с другими образовательными организациями, реализующими образовательные программы, а также
с иными организациями, созданное на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации для совместной образовательной деятельности в целях предоставлении распределенного и трансграничного образования.
Инновационные альянсы рекомендованы итоговым документом саммита «Группы восьми» – «Образование для инновационных обществ в XXI веке» (Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года )
Инновационный образовательный альянс -
Слайд 12
структурные подразделения РУЗа и (или) партнеров по инновационному образовательному альянсу, где
обучающиеся имеют коллективный доступ к их информационно-образовательным ресурсам.
Центры доступа -
Пункты доступа -
информационно-коммуникационные системы, позволяющие обучающимся иметь индивидуальный доступ к информационно-образовательным ресурсам РУЗа и (или) партнеров по инновационному альянсу, которые расположены на корпоративных, школьных, библиотечных, семейных, персональных местах контакта.
Слайд 13К участникам эксперимента предъявляются следующие требования:
наличие свидетельства о государственной аккредитации на
реализуемые в рамках эксперимента образовательные программы;
наличие сети центров и пунктов доступа в Российской Федерации и (или) за рубежом;
наличие информационно-коммуникационной сети, обеспечивающей функционирование всех отечественных и (или) трансграничных центров/пунктов доступа;
Слайд 14К участникам эксперимента предъявляются следующие требования:
наличие электронного контента по каждой из
образовательных программ, содержащего учебно-методические комплексы и электронные библиотеки, созданные на основании учебных материалов, соответствующих требованиям российских федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, и данного эксперимента, в полном объеме обеспечивающего дисциплины, предусмотренные учебным планом каждой образовательной программы, и позволяющего осваивать образовательные программы в индивидуальном порядке;
наличие информационной системы, включающей основные функции администрирования, в том числе учёт студентов, результатов их индивидуальной учебной деятельности, мониторинг качества обучения;
Слайд 15К участникам эксперимента предъявляются следующие требования:
наличие системы управления обучением и контентом;
высококвалифицированный
профессорско-преподавательский состав, независимо от места жительства педагогических работников, подготовленный для работы со студентами и (или) слушателями с использованием ДОТ и (или) ЭОТ;
наличие автоматизированной системы менеджмента, обеспечивающей оперативное управление образовательной организацией, филиалами, центрами/пунктами коллективного и индивидуального доступа на основе единых информационных сетей;
Слайд 16К участникам эксперимента предъявляются следующие требования:
технологические условия для бесперебойного проведения учебного
процесса и для проведения в удаленном режиме текущей и промежуточной аттестации учащихся при гарантированной идентификации аттестуемого;
техническое и организационное обеспечение защиты аттестационных и контрольных процедур от несанкционированного доступа.
Слайд 17
Анализ требований к участникам эксперимента показывает, что его
проведение не потребует дополнительных затрат за счет средств бюджетов всех уровней, так как в соответствии с Положением о проведении эксперимента участники эксперимента уже к началу его проведения должны иметь необходимую информационную, материально-техническую и учебно-методическую базу.
При реализации образовательных программ в рамках эксперимента место получения высшего профессионального и (или) дополнительного профессионального образования для всех обучающихся определяется юридическим адресом выпускающей образовательной организации.
Слайд 18
Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы в
рамках эксперимента, определяются законодательством Российской Федерации в области образования, а также соответствующим международным законодательством и законодательством страны пребывания.
С учетом индивидуального характера обучения, при предоставлении распределенного и трансграничного образования РУЗ и партнеры по инновационному образовательному альянсу, могут принимать на обучение и проводить текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию выпускников в течение всего года.
Слайд 19
Для всех форм получения образования текущая и промежуточная
аттестации обучающихся могут осуществляться с помощью информационно-коммуникационных технологий. Итоговая государственная аттестация осуществляется выпускающей образовательной организацией.
В проекте Положения определено, что учебные занятия, проводимые в традиционной форме, и их инфокоммуникационные аналоги с применением ДОТ и (или) ЭОТ приравниваются по учебной нагрузке обучающихся (как при аудиторной, так и при самостоятельной работе).
Слайд 20
Одним из важных положений, закрепленных в проекте Положения,
является проведение участником эксперимента самостоятельного расчета площадей, информационно-коммуникационного и лабораторного оборудования, и преподавательского состава по технологическим параметрам, базирующимся на санитарно-гигиенических и строительных нормах и правилах с учетом применяемых образовательных технологий.
По этим же технологическим параметрам с учетом сменности использования учебных площадей и технологического оборудования определяется предельный контингент обучающихся.
Слайд 21
В 2011 г. все документы: проект
Положения об эксперименте, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование эксперимента, - прошли согласование в Министерстве образования и науки РФ и в профильных министерствах: Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, Министерстве экономического развития РФ, Министерстве финансов РФ, Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ, Министерстве иностранных дел РФ.
В июле 2011 г. указанные документы прошли экспертизу в Министерстве юстиции РФ.
В августе 2011 г. весь комплект документов представлен в Правительство РФ.
Слайд 22
Признание Правительством РФ необходимости проведения эксперимента по распределенному и трансграничному образованию
позволит России в кратчайшие сроки продвинуть образовательные услуги до самых дальних малых городов и поселений, а также начать активно развивать трансграничное образование.
Слайд 23
«… Мы обязаны сделать всё от нас зависящее,
чтобы помочь созданию необходимой для нормального культурного развития инфраструктурной среды, причём прежде всего в российской провинции. В малые города, посёлки, сёла – туда, где нет современных киноконцертных залов, крупных библиотек, театральных и выставочных центров, – нужно активнее продвигать информационные технологии. Именно они должны стать основой модернизации в сфере культуры. С их помощью откроется доступ к ценностям культуры для миллионов наших сограждан и, что особенно важно, для молодёжи».
Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года
Слайд 24Спасибо за внимание!
Данные для связи:
Web: http://www.muh.ru
E-mail: rudnev@muh.ru
Проректор
СГА Фокина Валерия Николаевна