Слайд 1Лекция 1 «Наука, научное познание и методология научного исследования»
Слайд 2План лекции
Наука как познавательная деятельность.
Наука и вненаучное познание.
Методология научного исследования.
Слайд 31. Наука как познавательная деятельность
Слайд 4 Наука - это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и
теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Слайд 5Аспекты науки:
– наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений);
–
наука как результат (научные знания);
– наука как процесс (научная деятельность).
Слайд 6Функции науки:
описательная – сбор и накопление данных, фактов.
объяснительная – объяснение явлений
и процессов, их внутренних механизмов.
Слайд 7Функции науки:
обобщающая – формулирование законов и закономерностей, систематизирующих разрозненные явления и
факты.
предсказательная – предвидение неизвестных ранее новых процессов и явлений.
Слайд 8Функции науки:
предписывающая или нормативная – научные знания лежат в основе государственных
стандартов на те или иные изделия или технологии.
Слайд 9
2. Научное и вненаучное познание
Слайд 10
Обыденно-практическое знание основано на опыте повседневной жизни, имеет разрозненный, несистематический характер,
представляет собой простой набор сведений.
Слайд 11Особенности обыденного знания:
в своем применении не требует предварительных систем доказательств;
имеет принципиально
бесписьменный характер;
осуществляется всеми, кто занят практической деятельностью.
Слайд 12
Мифологическое познание – фантастическое отражение реальности, нацеленное, тем не менее, на
объяснение окружающего мира.
Слайд 13
Художественно-образная форма познания – реализация познания посредством системы художественных образов.
Слайд 14 Формы вненаучного знания:
паранаучное знание - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом.
лженаучное знание
- сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки.
Слайд 15квазинаучное знание - ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы
насилия и принуждения.
антинаучное знание - утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.
Слайд 16
псевдонаучное знание - интеллектуальная активность, спекулирующая на совокупности популярных теорий.
Слайд 17 Критерии научности:
верифицируемость – соответствие теории опыту (позитивизм);
фальсифицируемость – научна та теория,
которую можно опровергнуть другой теорией (критический рационализм).
Слайд 18 В современной философии принято говорить не о критериях, а о признаках
научности, которые не абсолютны, а реализуются как тенденция.
Слайд 19 Признаки научности:
1) стремление к объективности,
2) стремление к обоснованности,
3) стремление к обнаружению
сущности за явлением (стремление к объяснению),
Слайд 20
4) ориентация на всеобщность выводов,
5) стремление к систематичности,
6) наличие специальных методов
познания.
Слайд 21
3. Методология научного исследования
Слайд 22Методология – это учение об организации деятельности (А. М. Новиков, Д.
А. Новиков).
Слайд 23
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и
практической деятельности, а также учение об этой системе.
Слайд 24 В методологии нуждается продуктивная деятельность человека
Слайд 25
Организовать деятельность–упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической
структурой и процессом ее осуществления – временной структурой.
Слайд 26Характеристики деятельности:
особенности
принципы
условия
нормы деятельности
Слайд 27Логическая структура включает:
субъект
объект
предмет
формы
средства
методы
результат деятельности
Слайд 28Продуктивная деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые
называются проектами.
Слайд 29Временная структура включает:
фазы
стадии
этапы деятельности