Наука, философия и методология науки 19 века презентация

Математика 19 века: неевклидовы геометрии Основоположники: Лобачевский (1826); Больяй; Риман; Гаусс Переформулировав единственную (пятую) аксиому Евклида о двух параллельных, оказалось возможным построить непротиворечивую геометрию «искривленного пространства»: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5e/Euclidian_and_non_euclidian_geometry.png Физический смысл эта математическая

Слайд 1Наука, философия и методология науки 19 века


Слайд 2Математика 19 века: неевклидовы геометрии
Основоположники: Лобачевский (1826); Больяй; Риман; Гаусс
Переформулировав единственную

(пятую) аксиому Евклида о двух параллельных, оказалось возможным построить непротиворечивую геометрию «искривленного пространства»: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5e/Euclidian_and_non_euclidian_geometry.png
Физический смысл эта математическая теория обрела только с появлением теории относительности Эйнштейна, рассматривающей искривление пространства в сильных гравитационных полях
Отсутствие очевидного опытного подтверждения неевклидовой геометрии не свидетельствует в пользу кантовского априоризма: связь с наблюдаемой реальностью сохраняется через теорию Евклида, которая остается полностью верной для областей где нет сильных гравитационных полей.
Новизна, «странность» этой концепции – «маркер» ее творческого, опережающего свое время характера

Слайд 3Математика 19 века: теория множеств
Г. Кантор 1880-е гг. попытался построить универсальный

язык математики
Множество – совокупность чисел или вещей
1895г – парадокс Кантора; 1899; 1901 – парадокс Рассела («парадокс брадобрея»). Все они – результат следствия работы ТМ с бесконечными множествами.
ТМ выявила диалектический характер бесконечности – что плохо сопоставимо с сутью формально-логического подхода. Большинство математиков попытались отказаться от понятия бесконечности: формализм, логицизм, интуиционизм (главные направления математики 20 в.). Но все это – малопродуктивные попытки разорвать объективную диалектическую связь конечного и бесконечного. По Кантору «к конечным вещам «прилипло» слишком много бесконечного…»
Пример:
1, 2, 3, 4, 5…..
2, 4, 6……. Оба счетных множества бесконечны, но при этом второе – включается в первое. Бесконечность – это не закономерность, и по ее содержательному фрагменту можно адекватно судить о бесконечности в целом. Это снимает «проклятье Канта» – человек может адекватно судить о бесконечном мире по его достаточно содержательному фрагменту. А значит возможно достоверное научное мировоззрение (научная философия).


Слайд 4Физика 19 века
Первое «великое естественнонаучное открытие» (Ф. Энгельс): закон сохранения энергии.

Майер, Гельмгольц, Джоуль. Поскольку энергия не появляется из нично и не исчезает, а лишь переходит из формы в форму, то это свидетельство в пользу диалектико-материалистического подхода.
Классическая термодинамика. Карно, Фурье, Клаузиус, Больцман, Томсон. 3 закона (начала). 2-е начало – необратимое нарастание энтропии в закрытых системах. «Тепловая смерть Вселенной» - выравнивание температуры и плотности в-ва (рост энтропии). Возможно ли тогда номологически объяснить факт прогресса? До середины 20 века – между биологией, социологией и теоретический был разрыв. Синергетика с середины 20 в.: самоорганизация (в т.ч. прогресс) совместима со 2 началом если система является открытой.
Электродинамика. Фарадей, Максвелл: электрические, магнитные и оптические явления связаны, имеют одну сущность (электромагнитные волны) – принцип всеобщей связи.
Сформировалась электромагнитная картина мира («материя – это поле»). В результате до того господствовавшая механическая картина мира окончательно потеряла общенаучный статус.
Электродинамика стала первой теорией, непосредственно внедренной в материальное производство (электротехника родилась в научных лабораториях): всеобщий (научный) труд (предсказанный Марксом) начало НТР. Наука становилась главной производительной силой

Слайд 5Химия 19 века
Развитие принципа атомизма – атомно-молекулярное учение в химии: на

основе работ Лавуазье (18 в.) – Д. Дальтон (атомы-химические элементы, атомный вес, закон кратных отношений,). Количественные методы в химии привели к ее оформлению как «точной науки».
Периодический закон химических элементов Менделеева (1869): химия окончательно стала целостной и строгой наукой. Философский смысл: предсказательные функции эвристичной научной теории, принцип атомизма, принцип всеобщей связи; основа научно организованного химического производства – химия стала второй отраслью научного труда уже в начале 20 века.
Развитие органической химии: искусственный синтез органических соединений (нет непреодолимой границы между неживым и живым, всеобщая связь и развитие природы); учение Бутлерова и Вант-Гоффа об изомерии (диалектика формы и содержания, структурализм); роль углерода как основы органической химии и жизни

Слайд 6Биология 19 века
«Два великих естественнонаучных открытия» (по Ф. Энгельсу) -

клеточная теория (Шлейден и Шванн) и теория эволюции Дарвина
Единый план строения всего живого, клетка единица(атом) жизни. Вирхов «клетка от клетки». Принцип всеобщей связи – с переходом к идее эволюции. Диалектика.
Ламарк и др. высказывали идею биологической эволюции. Но только Дарвин дал научное объяснение эволюции в живой природе (через насл. изм. и ест. отбор) ввел человека в общую последовательность природной эволюции – через симиальную («обезьянью») гипотезу происхождения человека. Стихийный материализм и диалектика. Параллельное открытие закона естественного отбора с А. Уоллесом.
Генетика: 1865, Мендель – законы наследственности. В 1900 г. переоткрытие генетики Корренсом, де Фризом, Чермаком (параллельное открытие). Выяснилось, что научное объяснение наследственной изменчивости возможно только благодаря генетике – преодоление важного затруднения классического дарвинизма - «кошмара Дженкина» (гены – «атомы» наследственности).

Слайд 7Психология 19 века
Фрейд – многие считают, что именно он осуществил первый

теоретико-методологический синтез в психологии. Бессознательное. Юнг – коллективное бессознательное.
Экспериментальная психология – внедрение точных объективных методов (корректировка в отношении субъективного метода интроспекции). Вундт, Рибо. Путь строгой научной дисциплины.
Физиология ВНД И. Сеченов и И. Павлов: материальные физиологические основы психики животных и сознания человека (учение о рефлексах, первая и вторая сигнальная системы)

Слайд 8Технические науки
НТР, научный труд приводят к сциентизация техники и технизация науки

уже в 19 веке
В конце 18 - 19 веке начинают распространяться технические вузы. В 1794 г. – Политехническая школа (Париж); в 1810 г. - Николаевское инженерное училище (Санкт-Петербург) и др.
В условиях капитализма начался процесс «технологизации» и самого человека. Формируются предпосылки социология и социальная статистика, демография. О. Конт, А. Кетле. «Массовое общество» и «средний человек» (люди как повторяющиеся объекты) - исследование человека как объекта с помощью количественных методов. Математическая статистика.
Негативная тенденция: человек тем самым превращается в придаток машины, отчуждается от процесса труда, становится объектом, «винтиком». Человек теряет собственно человеческое измерение, становится «частичным человеком». Критика общества приводящего к такому состоянию как со стороны философов-иррационалистов, так и со стороны марксистов.

Слайд 9Гуманитарные науки 19 века: начало и закрепление их дифференциации
История. Сформировались 2 парадигмы

как теоретико-методологические основы всего соц-гум знания в 19-20 вв.: во-первых, цивилизационный подход+ИПИ. Данилевский (а в 20 в. - Шпенглер и Тойнби). Цивилизация. Нет единой истории у человечества и нет ее объективных законов. Во-вторых, формационный подход+МПИ. Маркс и Энгельс. ОЭФ. Единая история человечества и объективные законы (мат. производства).
Формирование культурцентристской (люди-уникальные субъекты, мир культуры, культурологические методы – понимание смысла) и натуралистической парадигм (люди- повторяющиеся объекты, изучаемые методами сходными с естественнонаучными – причинно-следственное, номологическое объяснение) социально-гуманитарного знания.
Лингвистика (Гумбольдт, Соссюр), литературоведение, культурология.
Классическая английская политэкономия конца 18-начала 19 в. – трудовая теория стоимости (А. Смит, Д. Рикардо); принцип «невидимой руки рынка» (А. Смит); мальтузианство (Т. Мальтус)


Слайд 10Философия и научная методология 19 века
Продолжение философской классики через новое прочтение

общих философских проблем, обращение к человеку как к материальному социальному существу: марксизм. Диамат, истмат. Формулируется диалектико-материалистическая методология, в том числе в рамках МПИ (формационный подход).
«Неклассическая ветвь» философствования – проблематика «среднего уровня», обращение к человеческому субъекту как познающему и нравственному существу.
Неклассическая философия рационалистического типа, связанная с частными науками: позитивизм (О. Конт – «каждая наука сама себе философия»)-махизм или эмпириокритицизм (Э. Мах и Р. Авенариус – открытие «элементов мира» - ощущений, принцип координации субъекта и объекта, принцип «экономии мышления»).
Неклассическая философия иррационалистического типа (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше): невелика роль для естествознания и технических наук, но хорошо отражают ситуацию «прогрессирующего безумия» общества отчуждения и «частичного человека».

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика