Слайд 1НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 2ПРИКАЗ № 373
от 6 октября 2009 г.
Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Утвердить прилагаемый ФГОС начального общего образования.
Ввести в действие с 1 января 2010 года ФГОС, утвержденный настоящим приказом.
Слайд 3Меньше года на подготовку
В декабре прошлого года Минюст России зарегистрировал приказ
Министерства образования и науки РФ об утверждении стандарта начального общего образования (№17785 от 22.12.2009).
Все первые классы НОО переходят на ФГОС с 1 сентября 2011 года.
Слайд 4ФГОС (Стандарт)
Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального
общего образования (НОО) образовательными учреждениями,
имеющими
государственную
аккредитацию.
Слайд 5
Новая цель
российского образования
Новая
цель
образования
Новые технологии
Общественный
договор
Новые
образовательные
запросы семьи,
общества,
и государства
Широкое
внедрение
ИКТ-технологий
во все сферы жизни
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России
Слайд 6ФГОС
общего
образования
Новая цель
образования
Новые
средства
обучения
Новое
содержание
образования
Новые
технологии
обучения
Новые
требования
к подготовке
учителя
Новое
целеполагание
Для
Слайд 7ФГОС имеет особенности
ориентирован на результаты образования;
имеет «рамочный характер»;
в
его основе лежит системно-деятельностный подход;
основные задачи реализации содержания представлены по предметным областям;
Слайд 8ФГОС имеет особенности
внеурочная деятельность организуется по-новому;
впервые ведется речь об
условиях реализации ООП НОО;
предложена новая система оценки достижения планируемых результатов;
представлена Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Слайд 9Стандарт включает требования:
к результатам освоения ООП НОО;
к структуре ООП НОО, в
том числе к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации ООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Слайд 10Роль и место педагогического образования в ФГОС общего образования
ФГОС
общего
образования
Требования к
результатам
Требования к
условиям
Требования к
структуре основных
образовательных
программ
Педагогические
кадры
Педагогическое образование – важнейший
ресурс реализации стандарта общего образования,
как условие устойчивого
инновационного развития России
Слайд 11Основы школьного стандарта
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт общего
образования
общественный договор – социальный запрос семьи, общества и
государства
Научная основа
Идеологическая и
методологическая
основа
Концепция
духовно-
нравственного
развития и воспитания
личности гражданина
России
Фундаментальное
ядро
содержания
общего образования
и системно-деятельностный
подход
Слайд 12Основа ФГОС –
системно-деятельностный подход
Слайд 13Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
переход
стратегии проектирования и конструирования в системе образования;
ориентацию на результаты образования;
признание решающей роли содержания образования;
Слайд 14учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения
видов деятельности и форм общения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП НОО;
основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Слайд 15 Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и создает
основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Слайд 16Результаты освоения ООП
личностные предметные
метапредметные
Слайд 17Личностные результаты
Включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Слайд 18Метапредметные результаты
Включают освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Слайд 19Предметные результаты
Включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической
для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Слайд 20Требования к предметным результатам освоения ООП НОО
С учетом специфики содержания предметных
областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, обучающийся должен получить возможность их освоения на уровне, обеспечивающем успешное обучение на следующих ступенях общего образования.
Слайд 21Литературное чтение
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных
ценностей
и традиций;
Слайд 22Литературное чтение
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
Слайд 23Литературное чтение
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
Слайд 24Литературное чтение
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего
речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Слайд 25Литературное чтение
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации.
Слайд 26 Обобщенный результат освоения обучающимися ООП НОО может быть представлен в следующих
личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
Слайд 27«Портрет выпускника начальной школы»
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения
учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Слайд 28Индивидуальные достижения обучающихся
подлежат итоговой оценке качества освоения ООП НОО
Слайд 29 К индивидуальным достижениям обучающихся относится способность к решению учебно-познавательных задач на
основе:
системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;
обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
коммуникативных и информационных умений;
системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Слайд 30 Итоговая оценка качества освоения обучающимися ООП НОО осуществляется образовательным учреждением.
Слайд 31 Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО должно быть достижение предметных
и метапредметных результатов освоения ООП НОО, необходимых для продолжения образования.
Слайд 32В итоговой оценке должны быть выделены следующие составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся,
отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений обучающихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО;
Слайд 33результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий
в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Слайд 34 Результаты итоговой оценки освоения ООП НОО используются для принятия решения о
переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
Слайд 35 К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения
ООП НОО, относятся:
ценностные ориентации обучающихся;
индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Слайд 36 Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может
осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образования федерального, регионального, муниципального уровней.