Слайд 1 Модернизация системы дошкольного образования.
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения:
сущность, назначение, структура
Слайд 2Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования:
Концепция долгосрочного социально-экономического
развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 года)
Квалификационные характеристики должностей работников образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638).
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях«(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 )
Слайд 3Задачи развития системы дошкольного образования
на современном этапе
Обеспечение качества дошкольного образования
– обеспечение равных стартовых возможностей детям при поступлении в школу
Повышение разнообразия форм предоставления дошкольного образования, внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Развитие кадрового потенциала, финансовая поддержка повышения квалификации, внедрение механизмов стимулирования качества педагогического труда
Повышение охвата детей программами дошкольного образования за счет развития сети образовательных учреждений, интеграции и кооперации ДОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта
Развитие домашних и семейных форм
Развитие механизмов софинансирования капитальных расходов за счет всех уровней бюджетной системы, поиск адекватных форм частно-государственного партнерства в дошкольном образовании
Внедрение государственно-общественного управления системы Российского образования
Слайд 4Нормативно-правовые основы проектирования образовательной программы ДОУ
Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года
N 3266-1
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666)
Слайд 5Статья 9. Образовательные программы
1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня
и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Слайд 6Статья 14. Общие требования к содержанию образования
5.Содержание образования в конкретном ОУ
определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ. (п. 5 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
5.1. Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности. (п. 5.1 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
Слайд 7
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (от 12 сентября 2008 г. N
666)
21. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Слайд 8
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
(утверждены приказом
Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ)
Слайд 9Функции ФГТ
по правовому регулированию и обеспечению гарантий прав детей на
дошкольное образование:
Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию (право на доступность и качество дошкольного образования);
ФГТ учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – право на доступное образование детей с ограниченными возможностями здоровья;
Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования;
На основе ФГТ осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании и государственной аккредитации ОУ;
Слайд 10Стандартизация систем дошкольного и общего образования
ОБЩЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Слайд 11Планируемые возможные итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
(например)
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
любознательный, активный.
эмоционально отзывчивый.
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Слайд 12Результаты развития ребенка…
- ФГТ повышают ответственность ДОУ за качество и
конечный результат образовательной работы – (итоговые и промежуточные результаты освоения Программы) – не уровень развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, значимых для семьи, общества и государства и обеспечивающих преемственность основ дошкольного и начального общего образования, а возможные достижения ребенка, интегративные качества его личности, соответствующие возрастным возможностям;
Слайд 13Концептуальные основы ФГТ:
Развивающее образование; единство воспитательных, развивающих и обучающих задач; -
перестановка акцентов на воспитание и развитие ребенка
Интеграция образовательных областей (взаимодействие содержания образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса);
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (доступность тем, мотивация);
Организация образовательного процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности (ведущий вид деятельности –игра);
Слайд 14Развивающее образование; единство воспитательных, развивающих и обучающих задач; - перестановка акцентов
на воспитание и развитие ребенка – изменяется формулировка задач
эмоционально отзывчивый (качество ребенка). Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. (воспитание и развитие) Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы (обучение и развитие);
Слайд 15Интеграция образовательных областей (взаимодействие содержания образовательных областей для обеспечения целостности образовательного
процесса);
Задачи психолого-педагогической работы по становлению и развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику развития интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Слайд 16
Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы
(на примере области «Социализация»)
Слайд 17
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (доступность тем, мотивация);
Долгосрочные и краткосрочные темы,
тема дня, тема недели, месяца…
параллельное существование нескольких тем.
Сезонность, интересы и вопросы детей, выбор взрослого, мотивированный для детей, праздники…
Слайд 18Возможные темообразующие факторы
Первый фактор — реальные события, происходящие в окружающем мире
и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники).
Второй фактор — воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это мощный темообразующий фактор, как и реальные события.
Третий фактор — события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»).
Четвертый фактор — события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например увлечение динозаврами, и т. п.),
Всё эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.
Слайд 19Примерные общеобразовательные программы дошкольного образования - разрабатываются уполномоченным федеральным государственным органом
«От рождения до школы» под ред. Николая Евгеньевича Веракса (бывшая ПВиО под ред. Васильевой);
«Детство»
«Радуга»;
«Из детства в отрочество»;
«Истоки»;
«Школа 2100»;
«Успех»
……….
В 2011 – 2012 годах планируется завершить разработку Примерных программ.
Слайд 20
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор
цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Слайд 21Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от
«старой» модели
Исключение учебного блока (но не процесса обучения!) ;
Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;
Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».
Слайд 22Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном
образовательном учреждении (группе) на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования различают две части: 1) обязательную часть, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Слайд 23Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования
часть основной общеобразовательной программы, которая
должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 24Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса
это часть
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Слайд 25Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
1 модель – только
обязательная часть (группы общеразвивающей направленности без приоритетных направлений деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
Слайд 26Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2-я модель – обязательная
часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (группы общеразвивающей направленности с приоритетными направлениями деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
Слайд 27Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
3-я модель – обязательная
часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, образовательных учреждениях других типов и видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
Слайд 28Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
4-я модель – обязательная
часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (группы оздоровительной направленности во всех типах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
Слайд 29Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
5-я модель – только
обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
Слайд 30Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
6-я модель - обязательная
часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, а также по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования).
Слайд 31Режим дня
Устанавливается дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом:
времени пребывания детей в
группе;
действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);
федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования;
рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса;
времени года и др.
Слайд 32Структура образовательной программы ДОУ
Пояснительная записка, в которой раскрывается миссия ДОУ, специфические
характеристик его деятельности, исходя из вида и направленности.
Цель и задачи образовательного процесса ДОУ
Обязательные разделы в соответствии с возрастом воспитанников:
- «Возрастные особенности детей»,
- «Физическое развитие»,
- «Социально-личностное развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие»,
«Познавательно-речевое развитие»,
Психолого-педагогические результаты освоения программы.
Слайд 33Основные направления развития детей и образовательные области
Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-личностное развитие
Физическая
культура
Здоровье
Художественное творчество
Коммуникация
Музыка
Чтение художественной литературы
Познание
Социализация
Труд
Безопасность
Слайд 34П.4 ст.7 ФЗ «Об образовании»
Под «структурой основных общеобразовательных программ» понимается:
- соотношение и объем их частей,
- соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Слайд 35Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована
в любом образовательном учреждении (группе), кроме групп компенсирующей и комбинированной направленности,
рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
непосредственно образовательную деятельность;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Слайд 36Общий объём образовательной нагрузки
(как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной
деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов)
Определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом:
действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);
федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования;
типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности;
рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.
Слайд 37
В объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования не входит
время, отведенное на:
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода;
дневной сон (в группах полного, сокращенного, продленного дня и круглосуточного пребывания).
Слайд 38
Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного
образования по основным направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (примерно по 25% от суммарного объема).
Слайд 39«Совместная деятельность взрослого и детей» -
деятельность двух и более участников образовательного
процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
Слайд 40Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова)
1. Включенность
воспитателя в деятельность наравне с детьми;
2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения)
3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
4. Открытый временной конец занятия ( каждый работает в своем темпе).
Коснемся еще одного важного момента, к которому должны стремиться сегодня практики:
мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение «игра — учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.
Слайд 41«Самостоятельная деятельность детей» -
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной
педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Слайд 42Формы работы с детьми, условно соответствующие виду деятельности
Слайд 43Адресная направленность ФГТ
ОУ (ДОУ);
органы управления образованием;
авторские коллективы, разрабатывающие
общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей);
ОУ среднего и высшего профессионального образования по подготовке специалистов ДОУ;
учреждения повышения квалификации;
общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного образования;
Слайд 44Варианты планирования работы воспитателя
План работы на месяц. Автор - Н.А.
Короткова
Слайд 45Варианты планирования работы воспитателя
Слайд 46Примерная форма планирования непосредственно образовательной деятельности (для детей 3-4 лет):