Слайд 1Модель в научном исследовании
В.И. Матис
д. п. н., СНС, АГИК
vmatis@rambler.ru
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2План
I. Целевой блок
 II. Содержательный блок
III. Технологический блок
IV. Результативный блок
 
                                                            
                                     Литература
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3I. Целевой блок
  Целевой блок модели исследования включает:
Цель
Гипотезу
Задачи
Условия
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4I. Целевой блок
Систематизирующим компонентом любой системы выступает цель. 
Поэтому создание любой
                                                            
                                    модели исследования начинается с формулировки цели.
В специальной литературе существуют различные трактовки понятия цели, что позволяет выделить общую характеристику – направленность на достижение определенного результата. 
Мы уже определились, как определить цель исследования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5I. Целевой блок
Целью разработанной модели, т.е. ожидаемым результатом, который будет соответствовать
                                                            
                                    5 основным требованиям является, например, «формование готовности учащихся средней школы к профессиональному самоопределению…». 
Далее следует выдвижение гипотезы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6I. Целевой блок
Гипотезы – это логически обоснованные предположения 
о структуре исследуемых
                                                            
                                    объектов, 
о характере и сущности связей между изучаемыми явлениями. 
По степени общности предложений различают гипотезы-основания и гипотезы-следствия. 
Основные гипотезы должны быть развернуты в цепочку гипотез-следствий. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7I. Целевой блок
Известны два типа гипотез: 
первый – описательного характера с
                                                            
                                    указанием причин и возможных следствий, 
второй – объяснительного характера, когда раскрываются возможные следствия из определенных факторов, а также условия, при которых эти следствия обязательно произойдут. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8I. Целевой блок
Желательно предлагать несколько гипотез, а в заключительной части показать,
                                                            
                                    что подтвердилось, а от чего пришлось отказаться в ходе исследования. 
В эмпирических исследованиях проверяются именно гипотезы-следствия, сформулированные в конкретных понятиях.
 Лишь при подтверждении всех гипотез-следствий можно говорить о подтверждении основной гипотезы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9I. Целевой блок
Требования, предъявляемые к гипотезам в научном исследовании:
• использование понятий,
                                                            
                                    которые уточнены и эмпирически интерпретированы, возможна их проверяемость и верифицируемость;
• непротиворечивость по отношению к уже известным научным фактам;
• простота, отсутствие множества оговорок и ограничений;
• соответствие познавательным возможностям имеющихся в распоряжении методов эмпирического исследования;
• недопустимость ценностных суждений. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10I. Целевой блок
Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая
                                                            
                                    гипотеза предопределяют необходимость постановки и решения задач. 
Задачи формулируют вопросы, ответы на которые должны быть получены для реализации цели исследования. Задачи принято подразделять на 
основные (отвечают целевой установке) и 
дополнительные (формулируемые "для пристрелки"). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11I. Целевой блок
В наиболее общей форме задачи любого исследования состоят в
                                                            
                                    получении нового знания различного типа: знание отдельных фактов, воспроизведение системы фактов, теоретический вывод. 
Например:
– выявить ведущие тенденции и социально-педагогические условия развития ……; 
– типологизировать существующие модели ………..;
 – осуществить концептуальную разработку оптимальной модели ………;
– разработать этнический компонент как системообразующий фактор социально-культурной деятельности коллектива…; 
 – подготовить научно-практические рекомендации для …... 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12I. Целевой блок
Целевой блок модели представлен единством цели и задач. Для
                                                            
                                    реализации цели и проверки гипотез в рассматриваемом примере могут определяться задачи: 
1. Формирование мотивации и ценностного отношения у учащихся к продолжению образования в целом, к выбору профессии и соответствующих ей направлений послешкольного образования. 
2. Создание целостного представления системы знаний о себе, о профессиональном обучении и мире профессий.
3. Развитие умений и навыков применения полученных знаний на практике.
4. Формирование умений рефлексии и оценки собственной деятельности при решении вопросов профессионального самоопределения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13I. Целевой блок
Далее в тексте и в модели следуют условия, при
                                                            
                                    которых цель может быть достигнута.
Функционирование модели осуществляется с учетом ряда организационно-педагогических условий. 
Проведенный анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, а также опыт работы в этом направлении, позволили нам предположить, что под организационно-педагогическими условиями формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению следует понимать такие обстоятельства в педагогическом процессе которые способствуют или препятствуют профессиональному самоопределению. 
Эти условия предполагают: 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14I. Целевой блок
Первое условие 1. Организацию образовательного процесса на основе личностно-ориентированного
                                                            
                                    подхода. 
Разработке вопросов личностно-ориентированного обучения посвящены труды Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, И.С. Якиманской, А. А. Плигина и др. В центре внимания, согласно этому подходу, находится личность, которая понимается как системное качество индивида как субъекта собственной деятельности и социальных отношений. Оно формируется благодаря активному преобразованию мира и самого субъекта. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15I. Целевой блок
Личность определяется развитым самосознанием, проявляющимся, прежде всего, в умении
                                                            
                                    осуществлять выбор в деятельности и ответственности за его результаты и последствия, что в значительной мере обеспечивает высокий уровень самореализации. 
Направленность личности задается мировоззрением (системой житейских и научных понятий, системой ценностей и убеждений, возникающими на их основе личностными смыслами). Личностно-ориентированный подход позволяет учащемуся проявлять себя как субъекта учебной деятельности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16I. Целевой блок
Анализ учебной литературы, позволил нам выделить основные качества субъекта:
При
                                                            
                                    формировании готовности учащихся к профессиональному самоопределению, необходимо развивать у учащихся качества субъекта.
- самостоятельно выдвигать цели и критерии ее реализации;
- возможность выбирать средства деятельности и планировать ход ее осуществления;
- самостоятельно осуществлять деятельность;
- возможность корректировки деятельности;
 - получать результат деятельности самостоятельно.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17I. Целевой блок
Второе условие 2. Построение образовательного процесса с целью подготовки
                                                            
                                    учащихся не только к профильному, но и к профессиональному самоопределению. 
Учащимся необходимо совершить выбор из нескольких вариантов: 
- выбрать профиль и конкретное место обучения, 
- продолжить обучения в системе начального профессионального или среднего специального образования либо трудоустроиться. 
Поэтому подготовка учащихся должна быть направлена не только к выбору профиля, но и к другим вариантам выбора профессионального пути.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18I. Целевой блок
Третье условие 3. Применение комплекса разнообразных методов в образовательном
                                                            
                                    процессе. 
Применение комплекса методов обучения способствует тому, что сам процесс обучения становится более разнообразным. 
Соблюдение этого условия позволит в полной мере достичь образовательной цели.                                     
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19I. Целевой блок
Четвертое условие  4. Конструирование содержание образования с учетом
                                                            
                                    региональных особенностей. 
Под региональными особенностями мы понимаем условия: 
экономические, демографические, социокультурные, георгарафические той местности (деревни, района, города, края, субъекта федерации), где непосредственно проходит образовательный процесс. 
Учащиеся должны получать знания, формировать умения и навыки имея конкретные представления, где можно применить полученные знания. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20I. Целевой блок
Пятое условие 5. Сочетание различных форм и технологий организации
                                                            
                                    социально-деятельности.
Позволит сочетать различные технлогии СКД, проводимые в традиционной форме с научно-исследовательскими элементами. Ознакомление учащихся с научно-исследовательской деятельностью будет способствовать существенному 
расширению и углублению знаний молодежи, 
формированию у них навыков информационного поиска, 
развитию самостоятельности мышления. 
Формируемые в ходе научно-исследовательской деятельности умения будут способствовать расширению возможностей профессионального и самоопределения молодежи. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21I. Целевой блок
Сочетание внеурочной и исследовательской форм работы продиктовано необходимостью создания
                                                            
                                    условий для всестороннего развития личности учащихся. 
Такой подход способствует приобщению школьников к различным видам творчества (научного, трудового, художественного, эстетического и др.), формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, профильного и профессионального самоопределения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22II. Содержательный блок
Далее следует содержательный блок
II. Содержательный блок модели включает: 
принципы
                                                            
                                    конструирования содержания образования; 
содержание образования, представленное 
- в учебном плане, 
- программах и 
учебной литературе;
интерпретацию основных понятий 
компоненты содержания образования 
- мотивационно-ценностный, 
- когнитивный, 
- операциональный, 
- оценочно-рефлексивный.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23II. Содержательный блок
Состояние каждого элемента модели и их взаимодействие определяется действием
                                                            
                                    принципов. Принципы, по мнению В. А. Сластёнина, – это базовые положения, отражающие «основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направленность, помогающие творчески подойти к построению педагогического процесса» [134, с. 174]. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24II. Содержательный блок
Для формирования готовности учащихся к профильному самоопределению, нами использованы
                                                            
                                    следующие дидактические принципы: 
сознательности и активности, 
дифференциации и индивидуализации, 
систематичности и последовательности, 
преемственности, 
связи обучения с жизнью и практикой. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25II. Содержательный блок
В качестве первого – главного принципа, нами определен принцип
                                                            
                                    сознательности и активности, который составляет основу процесса самоопределения. 
Поиск человеком своего места, в мире, обществе основывается в первую очередь, на осознании себя как субъекта выбора и проявлении активной жизненной позиции. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26II. Содержательный блок
Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и так далее)
                                                            
                                    значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к осуществлению и творческому преобразованию. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27II. Содержательный блок
Второй – принцип индивидуализации и дифференциации предполагает организацию учебно-воспитательного
                                                            
                                    процесса, на основе личностных особенностей и запросов учащихся. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28II. Содержательный блок
Понимая под индивидуализацией учет индивидуальных особенностей учащихся в учебно-воспитательном
                                                            
                                    процессе (обучаемость, обученность, познавательные интересы, состояние здоровья и др.), на ее основе осуществляется дифференциация, т. е. группировка учащихся с учетом их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по нескольким различным направлениям. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29II. Содержательный блок
Реализация этого принципа на практике проявляется в выборе школьниками
                                                            
                                    элективных курсов, построение индивидуальных образовательных маршрутов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30II. Содержательный блок
Третий принцип систематичности и последовательности придает системный характер учебной
                                                            
                                    деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям, предполагая логическое построение, как содержания образования, так и процесса обучения в целом. Усвоение учащимися знаний о мире профессий, о своих индивидуально-типологических особенностях в определенной логической связи и последовательности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31II. Содержательный блок
Систематичность и последовательность выражаются также в том, что формирование
                                                            
                                    готовности к профессиональному самоопределению осуществляется во всех видах деятельности (учебно-воспитательной, трудовой, внеучебной, игровой, научно-исследовательской и так далее).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32II. Содержательный блок
Четвертый принцип преемственности в процессе подготовки к профессиональному самоопределению,
                                                            
                                    предполагает неразрывную связь элементов образования, в способе построения учебной программы. На основе принципа преемственности выделены последовательные этапы подготовки школьников к самоопределению: мотивационный, познавательный и диагностический. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33II. Содержательный блок
Длительность и содержание каждого этапа определяется целью и задачами
                                                            
                                    разработанной модели. Данный принцип выражается также и в преемственности цели, задач и содержания образования на всех уровнях образования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34II. Содержательный блок
И, наконец, пятый принцип связи обучения с жизнью и
                                                            
                                    практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учащихся использовать полученные знания в решении различных жизненных проблемных ситуаций, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды по определенным вопросам. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35II. Содержательный блок
Кроме того, согласно данному принципу, процесс формирования готовности школьников
                                                            
                                    к самоопределению, осуществляется с учетом реальных потребностей общества и производства в подготовке специалистов, актуальных для своего региона (организация востребованных профилей обучения на старшей ступени школы, подготовка учащихся с ориентацией на функционирующие и развивающиеся отрасли края).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36II. Содержательный блок
Ключевым компонентом в организации образовательного процесса является содержание образования,
                                                            
                                    
под которым понимается «педагогически интерпретированный и научно обоснованный опыт передачи от одного поколения другому специально отобранных знаний, способов деятельности, воплощающихся в результате их усвоения в умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценности и отношения, в совокупности, обеспечивающие разносторонние качества личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие» [143, с. 77]. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37II. Содержательный блок
Для самоопределения личности в целом и профильного самоопределения учащихся
                                                            
                                    в частности, заложена (нормативная) законодательная база. 
Прежде всего, право на профессиональное самоопределение закреплено в Конституции Российской Федерации в 37 статье: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [87, с. 9]. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 38II. Содержательный блок
В законе Российской Федерации «Об образовании», в общих требованиях
                                                            
                                    к содержанию образования «Закона об образовании» отражено право всех граждан страны, на профессиональное образование, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости и отмечается, что содержание образования должно обеспечивать самоопределение личности, условий для ее самореализации [61].
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 39II. Содержательный блок
Кроме того, в нормативно-рекомендательных документах Министерства образования Российской Федерации,
                                                            
                                    направляющие и стимулирующие деятельность школ в данной области также отражаются эти проблемы. 
Например, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации указывается, что система образования призвана обеспечить [118]:
-  формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 40II. Содержательный блок
организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое
                                                            
                                    обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
непрерывность образования в течение всей жизни человека;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 41II. Содержательный блок
- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность
                                                            
                                    образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание; 
- преемственность уровней и ступеней образования. 
  В данном документе подчеркивается важность формирования у обучающихся мотивации к труду, к образованию чрез создания условий для развития активности у будущих субъектов профессиональной деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 42II. Содержательный блок
В институте профессионального самоопределения российской академии образования в 1993
                                                            
                                    разработана концепция самоопределения молодежи, в которой самоопределение трактуется как «процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, составная часть целостного жизненного самоопределения» [144, с. 33]. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 43II. Содержательный блок
Согласно разработчикам концепции, самоопределение – сложный и многоступенчатый процесс,
                                                            
                                    который осуществляется личностью посредствам поэтапных принятий решений о профессиональном выборе. 
Данный подход к пониманию профессионального самоопределения является основополагающим в современном образовании при подготовке молодежи к труду. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 44II. Содержательный блок
В соответствии с основными элементами социального опыта, а также
                                                            
                                    с учетом специфики объекта исследования, при конструировании содержания образования, направленного на формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению, довольно часто выделяются компоненты: 
мотивационно-ценностный, 
когнитивный, 
операциональный, 
оценочно-рефлексивный.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 45II. Содержательный блок
1. Мотивационно-ценностный компонент, представляет наличие потребности у учащихся в
                                                            
                                    профессиональном самоопределении и сформированной системы ценностей, таких как: самоопределение, образование, труд, профессия. Понимая под мотивацией систему факторов, определяющих активность, целенаправленность поведения человека, содержание данного компонента представляет: 
потребность в продолжении образования, 
выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения, 
представленность индивидуально выраженных целей образования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 46II. Содержательный блок
2. Когнитивный компонент содержит систему знаний необходимых, для выбора
                                                            
                                    профиля дальнейшего обучения и иных различных вариантов продолжения образования: 
знания о путях профессионального самоопределения, 
информационную подготовленность в отношении организации и значимости профильного обучения, 
знание свих индивидуальных особенностей (черт характера, самооценки, профессионально важных качеств), 
знание о профессиях (наименования профессий, содержания труда, требования к человеку, потребности рынка труда), 
знание способов получения и переработки информации. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 47II. Содержательный блок
3. Операциональный компонент – система умений и навыков применения
                                                            
                                    полученных знаний на практике включает: 
умение находить нужную информацию из различных источников, 
владение навыками научно-исследовательской деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 48II. Содержательный блок
4. Оценочно-рефлексивный компонент – опыт рефлексии и оценки своей
                                                            
                                    деятельности характеризуется способностью: 
оценивать себя как субъекта профессионального самоопределения, 
делать выбор в сложных жизненных ситуациях и 
нести ответственность за поступки, 
устанавливать адекватное соответствие своих личных качеств избираемому профилю деятельности или иных путей продолжения образования при построении индивидуальной образовательной траектории, а также 
аргументировать свой выбор, постоянно видеть целесообразности своих действий. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 49II. Содержательный блок
Содержание образования по формированию готовности школьников к профессиональному самоопределению
                                                            
                                    определяется: 
программой, 
курсами 
классными часами, 
родительскими собраниями, 
семинарами для педагогов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 50II. Содержательный блок
Работа, проводимая на занятиях, продолжается и во внеурочной деятельности,
                                                            
                                    это позволяет 
создать условия для самостоятельной деятельности учащихся и 
реализации школьниками своих творческих способностей. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 51II. Содержательный блок
Таким образом, все составные части содержательного блока – программное
                                                            
                                    и внепрограммное образование 
подчинены общей цели, 
взаимодействуют и влияют друг на друга, 
составляя единство и целостность содержания образования, подлежащего усвоению. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 52III. Технологический блок
III. Технологический блок представлен 
технологией реализации подготовки к профессиональному
                                                            
                                    самоопределению. 
Он обусловлен целью, задачами, определяется содержанием образования, обучения в различных организационных формах и осуществляется при помощи различных методов и средств обучения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 53III. Технологический блок
Процесс формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению представлен в
                                                            
                                    следующих организационных формах: 
- урочная, 
- внеурочная и 
- научно исследовательская работа учащихся. 
Выбор данных форм обусловлен содержанием модели и организацией учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Организационные формы формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению можно разделить на три группы (см. рис. 1-3).
                                
                            							
														
						 
											
											
											
											
                            Слайд 57III. Технологический блок
Основой для классификации представленных форм, является содержание видов деятельности.
                                                            
                                    
Урочная форма, связана с внедрением курсов «…………..», усвоение которых организовано в течение какого-то времени …. 
Курсы обучения рассчитаны на организацию различных типов уроков как в традиционной форме (уроки ознакомления с новым материалом, закрепления знаний, обобщающего, комбинированного и так далее), так и с использованием нестандартных уроков (урок-игра, уроки-конференции). 
Выбор типа урока обусловлен характером изучаемого материала, индивидуальными особенностями учащихся и всего класса. К урочной форме реализации модели отнесены курсы по выбору. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 58III. Технологический блок
Внеурочная форма обучения является дополнением к системе уроков: выставки,
                                                            
                                    игры, конкурсы, классные часы, консультации, различные кружки, родительские собрания, семинары для учителей, сотрудничество с организациями (Eg: библиотеки, «Алтайский Краевой центр профориентации», «Городской центр занятости населения»), экскурсии в образовательные учреждения и предприятия. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 59III. Технологический блок
   Разнообразие внеурочных форм призвано обеспечить более
                                                            
                                    глубокое и наглядное понимание проблематизации и практической значимости процессов самоопределения. 
Действие этих форм способствует 
- включению в различные виды деятельности, 
- удовлетворению учащихся их познавательных интересов, 
- развитию творческого потенциала, что 
- содействует решению поставленных в модели задач. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 60III. Технологический блок
Научно-исследовательская работа учащихся выделена как отдельная форма организации обучения.
                                                            
                                    
Она способствует формированию навыков поисковой, исследовательской, творческой деятельности. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 61III. Технологический блок
Перечисленные формы организации учебно-воспитательного процесса 
соответствуют основным принципам, заложенным
                                                            
                                    в модели, 
призваны объединить процесс обучения в школе с реальной жизнью, 
обеспечить знакомство учащихся с предметами и явлениями окружающей действительности в их реальном состоянии. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 62III. Технологический блок
Выбор методов определяется спецификой образовательного процесса. Метод деятельности представляет
                                                            
                                    способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. 
Методы обучения являются одновременно и методами воспитания, т.к. невозможно сформировать какое либо качество личности или опыта поведения, не обучая учеников нормам общественного поведения, не разъясняя требований, не формируя определенных взглядов и убеждений. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 63III. Технологический блок
По содержанию деятельности объектов педагогического процесса, методы формирования готовности
                                                            
                                    учащихся к профессиональному самоопределению можно разделить на четыре группы. 
В нашем случае, мы предлагаем следующую классификацию методов.
                                
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 66III. Технологический блок
Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения, одним
                                                            
                                    из основных компонентов дидактической системы являются средства обучения, которые вместе с содержанием образования составляют его информационно-предметную среду. 
Средства обучения в педагогической литературе рассматриваются в широком и узком смысле. 
В узком смысле понятие средства обучения раскрывается посредствам перечисления: 
учебных и наглядных пособий, 
демонстрационных устройств, 
технических средств и др. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 67III. Технологический блок
В широком смысле средства обучения это все то, что
                                                            
                                    способствует достижению целей образования: 
вся совокупность содержания, 
форм, 
методов, а также 
специальных средств обучения (микроклимат, наглядные пособия, расписание занятий, учебные классы, учебные тексты, учебные программы и так далее). 
Главное назначение дидактических средств ускорить процесс усвоения учебного материала, сделать учебно-воспитательный процесс более эффективным. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 68III. Технологический блок
В педагогике существуют различные классификации средств обучения: 
по составу
                                                            
                                    объектов (материальные и идеальные), 
по отношению к источникам появления (искусственные и естественные); 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 69III. Технологический блок
по сложности (простые и сложные); 
по способу использования (динамичные,
                                                            
                                    статичные); 
по характеру воздействия (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные); 
по отношению к технологическому прогрессу (традиционные, современные, перспективные) и т. д. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 70III. Технологический блок
Средства, используемые при подготовке учащихся к профессиональному самоопределению, по
                                                            
                                    составу можно разделить на две большие группы: материальные и идеальные. 
К материальным средствам относятся: 
учебные пособия, 
дополнительно используемая литература (учебники, дидактические пособия, профориентационный раздаточный материал и т др.), 
учебное оборудование, 
технические средства обучения, 
учебные кабинеты, 
расписание занятий, 
библиотеки и так далее. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 71III. Технологический блок
Идеальными средствами формирования готовности учащихся к профильному самоопределению выступают:
                                                            
                                    
устная речь, 
письменная речь, 
уровень квалификации педагога, 
система общешкольных требований и др.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 72IV. Результативный блок
И наконец, IV. Результативный блок. Предполагаемый результат реализации модели
                                                            
                                    определяется ее целью: формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению при переходе в старшую школу или другой тип учебного заведения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 73IV. Результативный блок
Для определения уровней готовности учащихся к профессиональному самоопределению, необходимы
                                                            
                                    критериальные показатели, являющиеся оценкой развития, как отдельных компонентов, так и исследуемого образования в целом. 
В соответствии с логикой построения модели формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению, критерии диагностирования исследуемой готовности адекватны структурообразующим компонентам.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 75IV. Результативный блок
При определении готовности учащихся основной школы к профессиональному самоопределению,
                                                            
                                    на наш взгляд, целесообразно выделить три уровня готовности: 
высокий, 
средний, 
низкий.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 76IV. Результативный блок
Знание показателей и уровней готовности школьников к профессиональному самоопределению
                                                            
                                    дает возможность 
выделять индивидуальные особенности его становления, 
корректировать деятельность каждого ученика в плане избираемой профессии, 
давать обоснованные рекомендации по совершенствованию тех качеств личности, которые необходимо учитывать в подготовке к будущей профессии, 
оказывать помощь учащимся в определении программы самоподготовки к избираемой профессии.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 78IV. Результативный блок
Таким образом, сконструирована структурно-функциональная модель формирования готовности учащихся к
                                                            
                                    профессиональному самоопределению. 
Основными структурными элементами этой системы, взаимодействие которых определяет ее функционирование и целостность, выступают цель, задачи, принципы, функции, содержание и результат. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 79Литература
11. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе /
                                                            
                                    Ю. К. Бабанский. М. : Просвещение, 1985 . – 208 с. 
61. Закон Российской Федерации «Об образовании» (по состоянию на 5 июня 2007 года). – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007. – 64 с. 
87. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 32 с. 
88. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 №1756-р // Модернизация российского образования: документы и материалы. – М., 2002. – С. 236–282.
89. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Минобразования России от 18.07.2002.№ 2783 // Официальные документы в образовании. М – 2002. – № 27. – С. 13–33. 
118. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // www.humanities.edu.ru/db/msg/.
134. Педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М. : Школа – Пресс, 1998. – 512 с.
143. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М. : Высш. шк., 2004. – 512 с. 
144. Поляков В. А. и [др.] Трудовая подготовка школьников в зеркале педагогической науки. / К 50-летию РАО/ В. А. Поляков, В. М. Казакевич, Ю. Е.Ривес-Коробов, //Школа и производство. – 1994. – №2. – С. 2–7.