Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление
по надзору и контролю
в сфере образования
Отдел государственной
аккредитации
Слайд 2О ходе
государственной аккредитации образовательных учреждений Челябинской области, реализующих программы общего
и специального (коррекционного) образования
в 2011-2012 учебном году
Л.В. Айткулова,
начальник отдела
государственной аккредитации
Министерства образования
и науки Челябинской области
Слайд 3ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АККРЕДИТАЦИЯ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
1
Ст.32.2. Закона РФ «Об образовании» «Государственная аккредитация образовательных учреждений,
научных организаций»
Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 г. №184 «Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»
2
Слайд 4ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АККРЕДИТАЦИИ
подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым учреждением,
федеральным государственным образовательным стандартам
установление государственного статуса образовательного учреждения
1
Слайд 5 Процедура
государственной аккредитации:
1) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки
обучающихся и выпускников организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;
2) экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида
Слайд 6СРОК ДЕЙСТВИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА
о ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
УЧРЕЖДЕНИЯ
СПО
НПО
ВПО,
послевузовского
образования
Иные,
в
том числе
ОБЩЕОБРАЗО-
ВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
6 лет
12 лет
Слайд 7ЭТАПЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
Проведение самообследования
Подготовка пакета документов
Представление пакета документов в Министерство образования
и науки Челябинской области
Проверка аккредитационным органом представленных документов
Формирование аккредитационным органом состава комиссии по аккредитационной экспертизе
подготовительный
Слайд 8Экспертно-аналитический
Организация работы экспертной комиссии по аккредитационной экспертизе в образовательном учреждении
Проведение экспертизы
Подготовка заключения комиссии по аккредитационной экспертизе.
Слайд 9ЭТАПЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Заседание Аккредитационной комиссии Министерства образования и науки Челябинской
области
2. Принятие решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации
3. Оформление свидетельства о государственной аккредитации
Слайд 11
НОО
не более 4 чел.
ООО, СОО
не более 8 чел.
Областной реестр экспертов
Слайд 12
5. Свидетельство о государственной аккредитации
4. Свидетельство о гос. регистрации права
управления на все объекты недвижимости
3. Свидетельство о государственной регистрации (приказ о государственной аттестации)
2. Лицензия с приложениями
⮚
⮚
⮚
⮚
1. Устав образовательного учреждения. Локальные акты ОУ
⮚
Документация, подлежащая проверке и анализу в процессе проведения аккредитационной экспертизы
Слайд 13
10. Проекты экспертных листов (3.1, 3.2, 3.3, 4, 6,7, 8) в
электронном виде
9. Отчет о результатах самообследования
8. Учебные планы
7. Рабочие программы
⮚
⮚
⮚
⮚
6. Образовательная программа образовательного учреждения. УМК
⮚
Документы
Слайд 14
14. Нормативные документы по организации
и проведению государственной
итоговой аттестации
15.
Экзаменационные материалы для проведения итогового экзамена
13. Журналы
12. Годовой календарный график
⮚
⮚
⮚
⮚
11. Расписание занятий
⮚
Документы
Слайд 15
20. Нормативные документы ОУ по организации воспитательной работы
21. Штатное расписание,
тарификация
19. Нормативные документы ОУ по организации методической работы
18. Документы ОУ по организации и проведению внутреннего контроля
17. Планы работы и протоколы заседаний органов самоуправления образовательного учреждения
⮚
⮚
⮚
⮚
16. Личные дела (для классов С(К)ОУ 8 вида
⮚
Документы
Слайд 16Регламент работы комиссии
1 день
Заседание комиссии по аккредитационной экспертизе
Работа членов
комиссии с документами
1
Проведение членами комиссии по аккредитационной экспертизе контрольных срезов обучающихся
Знакомство с материальной базой образовательного учреждения
Слайд 17Регламент работы комиссии
Обработка и анализ результатов проведенных контрольных срезов
Подготовка проектов экспертных
заключений о соответствии содержания и качества подготовки обучающихся по предметам, по организации методической и воспитательной работы
Заседание комиссии по подведению предварительных итогов аккредитационной экспертизы образовательного учреждения
Слайд 18
Экспертиза соответствия качества подготовки обучающихся общеобразовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам
по
программам начального (общего) образования в 4 классах (при прохождении государственной аккредитации во II полугодии учебного года) или 5 классах (при прохождении государственной аккредитации в I полугодии учебного года по материалу 4 класса)
Предметы: русский язык и математика
Слайд 19
Экспертиза соответствия качества подготовки обучающихся общеобразовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам
по
программам основного (общего) образования осуществляется в 8 классах (при прохождении государственной аккредитации во II полугодии учебного года) или 9 классах (при прохождении государственной аккредитации в I полугодии учебного года по материалу 8 класса)
Предметы: Русский язык или математика
Предметы: Биология, химия, физика, иностранный язык, история или обществознание
(выбирается 1 предмет)
Слайд 20
Экспертиза соответствия качества подготовки обучающихся общеобразовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам
по
программам среднего (общего) образования осуществляется в 10 классах (при прохождении государственной аккредитации во II полугодии учебного года) или 11 классах (при прохождении государственной аккредитации в I полугодии учебного года по материалу 10 класса)
Предметы: Русский язык или математика
Предметы: Биология, химия, физика, иностранный язык, история или обществознание
(выбирается 1 предмет)
Слайд 21
Прием документов
Отдел государственной аккредитации Управления по надзору и контролю в сфере
образования Министерства образования и науки Челябинской области
вторник, четверг
г.Челябинск, ул.Елькина, 45 – А, каб.508
@ gvsirotina@mail.ru
7 912 894 25 22
(351) 245-03-71, 245-03-68, 245-03-70
Единый портал государственных и муниципальных услуг http://www.gosuslugi.ru
Срок исполнения государственной услуги не более 105 дней
Слайд 22Выдача образовательными организациями,
не имеющими государственной
аккредитации, документов государственного
образца об
уровне образования и (или)
квалификации либо выдача образовательными
организациями, имеющими государственную
аккредитацию, документов государственного
образца об уровне образования и (или)
квалификации по образовательным программам,
не прошедшим государственной аккредитации
Должн. лица
50 т.р. или
дисквалификация
на срок от 6 мес.
до 1 года
Юр. лица
100 - 500 т.р.
КоАП
от 3 июня
2009 г.
N 104-ФЗ
Слайд 23Реализация не в полном объеме
образовательных программ
в соответствии с учебным
планом
и графиком учебного процесса либо
незаконный отказ в выдаче
документов государственного образца
об уровне образования
2. Умышленное искажение
результатов государственной
(итоговой) аттестации ….
Должн. Лица
20 - 40 т.р.
Юр. лица
- 100 т.р.
50 – 200 т.р.
КоАП
от 3 июня
2009 г.
N 104-ФЗ
Слайд 25
Итоги 2011 года
Подано заявлений о проведении государственной аккредитации – 268
(ОУ- 245, НПО – 8, СПО – 15)
Рассмотрено заявлений о проведении государственной аккредитации – 268 (ОУ- 245, НПО – 8, СПО – 15) (100 % от общего количества поданных заявлений)
Выдано свидетельств о государственной аккредитации - 216 (80,6% от общего количества поданных заявлений) (ОУ- 193 (78,8%), НПО – 8, СПО - 15)
Принято решение об отказе в государственной аккредитации - 0 (0%)
Принято решение о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации – 0 (0%)
Принято решение о лишении государственной аккредитации – 0 (0%)
Переоформлено 94 свидетельства (приложения к свидетельству) о государственной аккредитации (ОУ- 45, НПО – 13, СПО - 36)
Слайд 26
Образовательные учреждения, прошедшие государственную аккредитацию в 1 полугодии 2011-2012 учебного
года
Слайд 27
АККРЕДИТАЦИОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Аккредитационная комиссия получает достоверную, объективную информацию о степени соответствия
содержания, уровня и качества подготовки обучающихся, требованиям государственных образовательных стандартов.
Руководители ОУ получают возможность соотнесения данных внешней независимой экспертизы с результатами внутреннего контроля..
Государственные органы контроля и надзора в сфере образования получают возможность оперативного получения и сопоставления информации о различных ОУ.
Эксперты в области государственной аккредитации, преподаватели ОУ повышают квалификацию в сфере тестологии, а так же современных требований к разработке тестовых заданий.
Слайд 28
Замечания
по документации общеобразовательных учреждений, представленной для аккредитационной экспертизы
Слайд 29
Нормативные документы
Закон РФ «Об образовании»
ст. 7 Федеральные государств.образ.стандарты
ст. 9
Образовательные программы
(п.6– основные общеобразовательные программы обеспечивают реализацию ФГОС)
ст. 14 Общие требования к содержанию образования
(п.5 – содержание образования определяется образовательной программой)
ст. 15 Общие требования к организации учебного процесса
(п.1 – организация образовательного процесса,
п.4 – освоение программ завершается обязательной ГИА,
п.5 – контроль качества подготовки выпускников)
Слайд 30
Нормативные документы
Закон РФ «Об образовании»
ст. 32 Компетенция образовательного учреждения
п.2 К
компетенции ОУ относятся:
пп.6 – разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
пп. 7 – разработка и утверждение рабочих программ;
пп.8 – разработка и утверждение годовых календарных учебных графиков;
пп.23 – определение списка учебников по общеобразовательным дисциплинам (в соответствии с федеральным перечнем);
п.3 – ОУ несет ответственность за:
пп. 1 – за невыполнение функций ОУ;
пп. 2 – реализацию не в полном объеме
образовательных программ;
качество образования своих выпускников
Слайд 31
Школьный учебный план
- пояснительная записка к учебному плану не раскрывает
особенностей его формирования, не отвечает целям и задачам образовательного учреждения;
- несоответствие распределения часов в пояснительной записке и сетке часов;
отсутствие указания годовых часов (итого) и последовательности их изучения;
несоответствие учебных планов обучающихся на дому нормативным документам;
Слайд 32
Рабочие программы
л
отсутствие программ по ряду предметов (курсов, факультативных, групповых занятий,
программ для учащихся, обучающихся на дому);
не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
недостаточно обосновывается необходимость их разработки;
несоответствие титульных листов программ (отсутствие согласований, утверждения);
несоответствие названия рабочей программы названию предмета в учебном плане;
отсутствие пояснительной записки;
Слайд 33
Л
не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
отсутствие указания
общего количества часов по программе;
отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, контрольно-измерительные материалы; обоснование целей, задач курса;
не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета;
несоответствие количества часов в рабочей программе и учебном плане;
- несоответствие содержания рабочей программы ФГОС;
- невыполнение программы
Слайд 34
Календарно-тематическое планирование
л- несоответствие титульных листов КТП требованиям локального акта ОУ;
-
несоответствие названия предмета в КТП названию рабочей программы;
- несоответствие количества часов в КТП и рабочей программе;
- отсутствие даты проведения занятий;
- отсутствие общего количества часов по предмету, количества часов отведенных на к/р; л/р, п/р ;
- отсутствие в КТП уроков контроля
Слайд 35
Расписание
л
несоответствие названий предметов учебному плану;
невыполнение требований СанПиН, предъявляемых к
составлению расписания;
несоответствие количества часов в расписании по отдельным предметам количеству часов, предусмотренных по этим предметам в учебном плане;
включение факультативных занятий в основное расписание
Слайд 36
Журналы
л- несоответствие названий предметов учебному плану;
- незаполненные страницы о проведенных
занятиях в течение нескольких недель;
- не выставление отметок: текущих, за к/р, л/р, п/р, сочинения;
- выставление итоговых отметок за четверть по 1-2 отметкам;
- несоответствие тем, пройденных на уроках, темам в КТП;
- отсутствие замечаний педагогам по ведению журналов
Слайд 39
Ст. 9 Закона РФ «Об образовании»
п.1 Образовательная программа определяет содержание
образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
п.2 Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Слайд 40
Ст. 9 Закона РФ «Об образовании»
п.6.
Основные общеобразовательные программы начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся
Слайд 41
Основная образовательная программа для каждой ступени школьного образования включает:
Пояснительную записку
«Общие положения»;
Основное содержание основной общеобразовательной программы;
Базисный учебный план;
Основные образовательные результаты;
Состав рабочих программ по учебным предметам;
Рекомендации по проведению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся за период начального и основного общего образования.
Возможно также включение:
Запретов на меры, нарушающие права детей на качественное образование;
Требований к системе мер по обеспечению здоровья учащихся;
Способов контроля за реализацией основной образовательной программы.
Слайд 42
Ст. 14 Закона РФ «Об образовании»
п.5 Содержание образования в конкретном
образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно
Слайд 43
Образовательная программа общеобразовательного учреждения
конкретизирует основную образовательную программу применительно к особенностям
вида учреждения общего образования, состава учащихся, места расположения образовательного учреждения, педагогических возможностей образовательного учреждения.
Слайд 44
Образовательная программа общеобразовательного учреждения
Принимается педагогическим советом и утверждается управляющим советом
и учредителем образовательного учреждения
Должна гарантировать возможность достижения результатов образования, планируемых основными образовательными программами
Должна учитывать пожелания родителей учащихся в части достижения результатов образования, обеспечивающих реальную возможность его продолжения на следующей ступени и способствующих более высокому уровню социализации обучающихся
Не может ограничивать права учащихся на получение доступного качественного образования
Образовательное учреждение несет ответственность за выполнение своей образовательной программы перед родителями учащихся и учредителем
Образовательное учреждение обязано ежегодно публиковать отчет о выполнении образовательной программы школы
Слайд 45
Основное назначение образовательной программы школы
Создание механизма реализации
педагогического потенциала локальной образовательной системы, которой является школа. Такой потенциал в значительной мере определяется связями и отношениями между отдельными элементами системы, в качестве которых можно рассматривать и отдельные учебные программы, и участников образовательного процесса, реализующих эти программы.
Слайд 46
Учебная программа - это нормативный документ, в котором представлены основные
знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебному предмету. Она включает перечень тем и их реферативное описание , рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по ступеням обучения
Примерная учебная программа – государственный документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана, распределяет время по ступеням обучения
Рабочая учебная программа – документ образовательного учреждения, разработанный на основе примерной учебной программы с учетом регионального и школьного компонентов посредством внесения изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п.
Слайд 47
Компоненты рабочей учебной программы
титульный лист
пояснительная записка
требования к уровню подготовки
учебно-тематический
план
содержание тем учебного курса
контроль результатов реализации учебной программы
внеучебная деятельность
перечень литературы и средств обучения
Слайд 48
Раздел
«Учебно-тематический план»
Наименование раздела, темы
Количество часов
В том числе:
на лабораторные,
практические работы
контрольные работы
Слайд 49
Раздел
«Учебно-тематический план»
Наименование раздела, темы
Количество часов
В том числе:
на лабораторные,
практические работы
контрольные работы
Слайд 50
Раздел
«Содержание программы»
название темы
необходимое количество часов для ее изучения
обобщенные требования
к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели):
обучающийся должен
иметь представление
знать
уметь
иметь опыт
содержание учебного материала (дидактические единицы)
темы практических и лабораторных работ
Слайд 51
Алгоритм
создания рабочей программы
1. Выбрать программу по предмету и соответствующий
ей учебник, рекомендуемые Федеральным перечнем
2. Сравнить цели изучения предмету в выбранной программе с целями, сформулированными в примерной программе по предмету.
3. Сопоставить содержание выбранной программы по предмету с примерной программой федерального базисного учебного плана (определите наименование тем, отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по предмету федерального базисного учебного плана, но не включенных в программу по предмету
4. При разработке рабочей программы необходимо включить в нее разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа двух программ
(пункт 3)
Слайд 52
5. Такую же работу необходимо провести с разделом «Требования к
уровню подготовки обучающихся»
6. Внести в раздел «Требования к уровню подготовки обучающихся» дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента
7. Провести организацию и структурирование содержания учебного материала курса (последовательность изучения тем)
8. Требования к уровню подготовки обучающихся по каждой теме взять из примерной программы по предмету федерального базисного учебного плана, распределить их по классам согласно авторской структуре курса
Слайд 53
9. Рабочие программы согласовать с наличием учебников и других компонентов
учебно-методического комплекта (УМК)
10. Выбрать или разработать контрольно-измерительные материалы (уровень обязательной подготовки, уровень возможностей)
11. Разработать новое календарно-тематическое планирование, рассматривая его как средство адаптации примерного содержания к особенностям данного ОУ, класса, учителя
12. Используя рекомендации по созданию программ, составить рабочую программу по предмету
Слайд 54Учебная программа - это нормативный документ, в котором представлены основные знания,
умения и навыки, подлежащие усвоению по учебному предмету. Она включает перечень тем и их реферативное описание , рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по ступеням обучения
Примерная учебная программа – государственный документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана, распределяет время по ступеням обучения
Рабочая учебная программа – документ образовательного учреждения, разработанный на основе примерной учебной программы с учетом регионального и школьного компонентов посредством внесения изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п.
Слайд 55Требования к составлению и утверждению рабочих программ
Рабочая программа – это учебная
программа, составленная педагогом для конкретного образовательного учреждения и определенного класса на основе авторской программы, включающая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Слайд 56 Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он
определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Слайд 57При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
цели и задачи, обозначенные
в основной образовательной программе образовательного учреждения;
требования к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения;
объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
состояние здоровья обучающихся;
уровень подготовки обучающихся и степень их учебной мотивации;
познавательные интересы обучающихся;
учебно-методический комплекс, выбранный педагогом.
Слайд 58
Цель составления рабочей программы – создание условий для планирования, организации и
управления образовательным процессом по учебному предмету, курсу.
Задачи составления рабочей программы:
дать представление о практической реализации Федеральных государственных образовательных стандартов при изучении предмета (курса);
определить порядок изучения предмета, курса с учетом целей и задач, поставленных в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Слайд 59Компоненты рабочей
учебной программы
титульный лист;
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета,
курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Слайд 60Титульный лист
наименование образовательного учреждения;
гриф утверждения программы (с указанием даты и номера
приказа руководителя образовательного учреждения);
название учебного предмета, курса, дисциплины, модуля;
класс (параллель), в котором изучается учебный предмет, курс;
краткая информация о составителе программы (Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет (курс), его квалификационная категория);
год составления программы.
Слайд 61В пояснительной записке указывается:
название, автор и год издания конкретной программы (авторской),
на основе которой составлена рабочая программа;
цели и задачи данной программы на конкретный период обучения в области формирования системы знаний, умений особенности и проблемы, существующие при изучении предмета (курса) в данном классе;
изменения, внесенные в авторскую программу (изменение сроков или времени изучения разделов, тем и т.п.) и их обоснование
информация об изменении содержания авторской программы (при необходимости) с обоснованием этих изменений и описание резервов, за счет которых они будут реализованы. Если количество изменений достигает более 20 %, то требуется согласование и внешняя рецензия
Слайд 62В пояснительной записке указывается:
учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных
работ, атлас, контурная карта и др. согласно Федеральному перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ)
количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Слайд 63Раздел «Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса»
Слайд 64Раздел «Содержание учебного предмета, курса»
реферативное описание каждого раздела согласно нумерации
в учебно-тематическом плане
Слайд 66Раздел «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся»
отражает
последовательность изучения разделов и тем программы,
показывает распределение учебных часов по разделам и темам,
определяет периодичность проведения зачетов, контрольных, практических и др. видов работ.
Слайд 67Раздел «Материально-техническое обеспечение учебного процесса»
описание основной и дополнительной учебной литературы
(учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники);
наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.
Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы:
литература (основная и дополнительная),
дидактический материал,
оборудование и приборы.
Слайд 68Алгоритм создания рабочей программы
1. Выбрать программу по предмету и соответствующий ей
учебник, рекомендуемые Федеральным перечнем
2. Сравнить цели изучения предмету в выбранной программе с целями, сформулированными в примерной программе по предмету.
3. Сопоставить содержание выбранной программы по предмету с примерной программой федерального базисного учебного плана (определите наименование тем, отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по предмету федерального базисного учебного плана, но не включенных в программу по предмету
4. При разработке рабочей программы необходимо включить в нее разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа двух программ (пункт 3)
Слайд 695. Такую же работу необходимо провести с разделом «Требования к уровню
подготовки обучающихся»
6. Внести в раздел «Требования к уровню подготовки обучающихся» дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента
7. Провести организацию и структурирование содержания учебного материала курса (последовательность изучения тем)
8. Требования к уровню подготовки обучающихся по каждой теме взять из примерной программы по предмету федерального базисного учебного плана, распределить их по классам согласно авторской структуре курса
Слайд 709. Рабочие программы согласовать с наличием учебников и других компонентов учебно-методического
комплекта (УМК)
10. Выбрать или разработать контрольно-измерительные материалы (уровень обязательной подготовки, уровень возможностей)
11. Разработать новое календарно-тематическое планирование, рассматривая его как средство адаптации примерного содержания к особенностям данного ОУ, класса, учителя
12. Используя рекомендации по созданию программ, составить рабочую программу по предмету
Слайд 718. Приложение к программе
Списки тем рефератов;
Темы проектов;
Темы курсовых и творческих работ;
Примеры
работ;
Методические рекомендации;
Тексты контрольных работ
Слайд 72возможно предоставления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться
на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы.
Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем образовательного учреждения.
Слайд 73 Если педагог использует уже существующие программы, не перерабатывая и
не адаптируя их к особенностям учебного процесса, то он выступает в роли исполнителя чужого проекта, который механически репродуцирует готовые положения. Как правило, в результате этого у обучающихся, да и у самого педагога, не формируется целостного представления об изучаемом курсе, теме.
Слайд 74 Оформление рабочей программы.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.