Слайд 1Международные тенденции развития общего образования
О.Н. Олейникова,
д.п.н., профессор
Слайд 214/09/2016, г. Москва
Общий контекст
Глобализация
Развитие ИКТ –
новые возможности для образования
Приоритет –
образование, обеспечивающее освоение востребованных знаний и умений, закладывающее прочный фундамент для дальнейшей карьеры и развития
Слайд 314/09/2016, г. Москва
Стратегия обучения в течение всей жизни
Расширение доступа к образованию
для всех категорий граждан
Формирование умений и компетенций, отвечающих потребностям рынка труда
Возможность приобретения профессиональных квалификаций и компетенций:
в системе формального образования
в контексте неформального обучения (например, на рабочем месте, в процессе целенаправленного самообразования)
в контексте спонтанного обучения (повседневные, жизненные ситуации)
Слайд 414/09/2016, г. Москва
Обучение в течение всей жизни
формальное
спонтанное
На рабочем месте
нефор-мальное
Слайд 514/09/2016, г. Москва
Ключевое понятие – результаты обучения
Результаты обучения – демонстрация того,
что человек знает и умеет делать после завершения образования/обучения
Слайд 614/09/2016, г. Москва
Обучение в течение всей жизни – пути получения квалификаций
или:
комбинация всего
вышеуказанного
обучение
на рабочем месте»
значимый
жизненный опыт
обучение в учебном заведении
квалификация
Оценка & признание результатов обучения
Слайд 714/09/2016, г. Москва
Системы среднего образования
Суммарная продолжительность общего среднего образования варьирует:
от 11
до 13 лет
в 80% стран - 12 лет,
13 лет – в Великобритании, Германии, Италии, Нидерландах
11 лет - в нескольких странах СНГ, включая Россию, в отдельных странах Латинской Америки, а также в Иране и Турции.
Наиболее распространенная структура школьного образования:
4-6 лет (начальная школа) + две последовательные ступени среднего образования - 3-5 лет и 2-4 года, соответственно. Старшая ступень среднего образования – профильная.
Слайд 814/09/2016, г. Москва
Профили
По конкретным учебным дисциплинам или группам дисциплин
Великобритания, частично США
и Канада, во многих странах Азии).
По направлениям: «естественнонаучное», «гуманитарное», «социальные науки», «экономические науки», «технологическое» и т.д.
Франция, Бельгия и др.
Распределение по профилям, ориентированным на будущие профессии
частично Германия, Швеция.
На практике часто используются смешанные схемы профильного обучения:
в рамках двух-трех основных направлений происходит последовательное распределение по более узким профилям, ориентированным на конкретные дисциплины (академический профиль) или специальности (профессиональный профиль).
Слайд 914/09/2016, г. Москва
Стандарты
Содержание общего образования стандартизировано практически во всех странах
Различия:
формы
и степени стандартизации, которая является более жесткой и всеобъемлющей для начального образования и постепенно ослабевает по мере продвижения к старшей ступени среднего образования
Стандарты содержания в школе утверждают:
центральные министерства образования страны
Франция, Нидерланды, Дания, Швеция, Финляндия, Китай, страны Восточной Европы
органы управления образованием соответствующих субъектов
США, Канада, Австралия, Германия, Бельгия
Слайд 1014/09/2016, г. Москва
Распространение среднего образования. Базовая статистика
65% соответствующей возрастной группы учится
в средних учебных заведениях (данные на 2013 г.).
На региональном уровне:
Северная Америка и Западная Европа– средняя чистая доля обучающихся превысила 90%.
Центральная и Восточная Европа - 82%
Центральная Азия - 85%.
В остальных регионах показатель значительно ниже:
Латинская Америка и Карибские острова – 67%,
Восточная Азия и Тихоокеанский регион – 69%,
Арабские страны – 56%,
Южная и Западная Азия – 45%,
Центральная и западная Африка – 24%.
Усредненные показатели неоднородны:
например, среднее образование более развито в англоговорящих африканских странах, особенно в Южной Африке
Слайд 1114/09/2016, г. Москва
Особенности и проблемы развития среднего образования
Расширение понятия «образования», которое
все в большей степени перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением.
Любая деятельность может являться образовательной, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений.
Неформальное образование:
имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы
удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование.
Слайд 1214/09/2016, г. Москва
Особенности и проблемы развития среднего образования
С начала 80-х годов
в подавляющем большинстве как развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или «замораживаются», что особенно очевидно в период кризиса.
Даже в США, где самой приоритетной областью социальной политики государства является образование (эту отрасль в США по праву называют "государством в государстве"), на нужды которого выделяется больше средств, чем на оборону, проблемы государственного финансирования обострились.
Слайд 1314/09/2016, г. Москва
Новый взгляд на сущность образования
Принципиальное отличие - технологическая база
Реализация потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий
Формирование умений:
самостоятельно добывать нужную информацию
вычленять проблемы и искать пути их рационального решения
критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.
Слайд 1414/09/2016, г. Москва
Новый взгляд на сущность образования
Освоение и обобщение готовых знаний
становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека.
Выпускники школ должны обладать:
способностью глобального мышления
знанием и пониманием процессов, происходящих не только в их регионе, стране, но и во всем мире;
умением поставить проблему, найти и отобрать необходимый материал, логически его организовать и самостоятельно сделать выводы
Слайд 1514/09/2016, г. Москва
Современная парадигма общего среднего образования
Миссия –
обеспечить
освоение знаний и умений, необходимых для жизни в высокотехнологичном обществе;
готовить детей и подростков к трудовой жизни и дальнейшему обучению;
содействовать социальному сплочению и трансляции культурно-этических ценностей, необходимых для активной самореализации в демократическом обществе.
Слайд 1614/09/2016, г. Москва
Новая парадигма
Реформы среднего образования направлены на повышение качества и
эффективности образования путем совершенствования:
содержания программ;
методов преподавания и обучения;
подготовки учителей;
механизмов оценки;
управления, направленного на децентрализацию и повышение устойчивости;
финансирования.
Слайд 1714/09/2016, г. Москва
Инициатива UNESCO – Образование для всех
Цели стратегии «Образование
для всех» (ОДВ):
Воспитание и образование детей младшего возраста (Early Childhood Care and Education - ECCE), включающее в себя:
здоровый образ жизни,
здоровое питание
когнитивное и психосоциальное развитие.
Всеобщее начальное/общее образование
Слайд 1814/09/2016, г. Москва
Инициатива UNESCO – Образование для всех
Цели стратегии «Образование
для всех» (ОДВ):
Умения для жизни и обучение в течение всей жизни:
повышение уровня занятости работающего населения;
содействие экономическому росту и повышению уровня жизни
развитие способности адаптироваться и позитивно мыслить, что позволяет людям эффективно справляться с требованиями и вызовами в течение всей жизни.
Повышение уровня грамотности взрослого населения
Гендерное равенство в образовании
Обеспечение качества образования
Темы: учителя и процесс обучения, результаты обучения
Слайд 1914/09/2016, г. Москва
Подготовка преподавателей
Поиск баланса между освоением:
основной предметной области
психологии
и педагогики
Повышение статуса и престижа учителя
Расширение ответственности за качество со стороны школ и преподавателей
Слайд 2014/09/2016, г. Москва
Новые умения и компетенции преподавателей
Управленческие
Профориентационные
Кросскультурные
Компетенции в области:
проектирования модулей,
обучающей среды и новых форм оценки
обучения для устойчивого развития (зеленые умения, зеленая культура и др.)
организации самоуправляемого обучения
Слайд 2114/09/2016, г. Москва
Новые подходы к обучению
Ориентация на обучение, а не на
преподавание
Разнообразные методики и приемы студенто-центрированного обучения:
интеграция теории и практики, проектное обучение, обучение в процессе деятельности, проблемное обучение и т.д.
Обучение с учетом потребностей учащихся
Изменение роли преподавателя
отказ от процесса простой «трансляции» знаний
расширение деятельности по развитию учебного заведения и сотрудничества с заинтересованными сторонами (социальными партнерами)
Широкое использование новых образовательных технологий
Слайд 2214/09/2016, г. Москва
Современные особенности организации обучения
Стратегии, направленные на снижение отсева из
школы, включающие в себя:
практику повторения материала;
разбивку обучающихся на малые группы
организацию помощи отстающим со стороны одноклассников и т.д.
Слайд 2314/09/2016, г. Москва
Системные принципы:
Учиться знать –
освоение понятий и знаний.
Акцент не просто на получение структурированного знания, но на освоение инструментов получения знания для осмысления окружающего мира, для чего необходимо освоение естественнонаучных знаний.
Учиться делать –
уметь творчески действовать и применять понятия и знания в многообразии изменяющихся ситуаций и контекстов в рамках так называемой «личностной компетенции», представляющей собой сочетание технических умений, освоенных в рамках формального образования, моделей социального поведения, личной инициативы и готовности идти на риск, а также других общих/трансверсальных умений.
Слайд 2414/09/2016, г. Москва
Системные принципы
Учиться жить вместе –
учиться взаимодействовать с другими
людьми в любой сфере деятельности на основе уважения других, их ценностей, убеждений и культур.
Учиться быть –
формирование потенциала успешной самореализации личности как индивидуума, члена семьи и общества, гражданина, изобретателя и творческого «мечтателя» в процессе индивидуализированного обучения и в контексте интерактивного социального опыта.
Слайд 2514/09/2016, г. Москва
Важно
Исследования демонстрируют, что художественное образование в школе содействует развитию
таких умений, как:
грамотность;
знание языков;
социальные умения;
межличностные умения;
абстрактное и аналитическое мышление;
эмоциональная отзывчивость.
Слайд 2614/09/2016, г. Москва
Содержание общего среднего образования
Стратегическая важность содержания программ образования, его
модернизации
Определение наиболее значимых областей знаний для интегрирования их в образовательные программы
Активность образовательных учреждений в принятии решений относительно обновления и развития содержания среднего образования
Вопросы содержания непосредственно связаны с системой оценки (экзаменами и тестами). В этой связи важно, чтобы процедуры оценки не сводили на нет запланированную модернизацию содержания обучения, а также чтобы стандарты не противоречили друг другу
Слайд 2714/09/2016, г. Москва
Сравнительные международные исследования в области
Сравнительное международное исследование в области
чтения (Progress in International Reading Literacy Study – PIRLS)
Тенденции в изучении математики и естествознания - сравнительное международное исследование (Trends in Mathematics and Science Study – TIMSS)
PISA
Слайд 2814/09/2016, г. Москва
PISA
Инструментарий исследования, единый для всех стран-участниц.
Тесты (комплексные или структурированные)
Оценка:
Математической
грамотности (приоритетное направление PISA)
Грамотности чтения
Естественнонаучной грамотности
Умения решать проблемы (новое в программе PISA)
Слайд 2914/09/2016, г. Москва
PISA
Ключевой вопрос исследования:
Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее
обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценной жизни в обществе?
Направленность исследования:
Оценка способности учащихся применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях
Слайд 3014/09/2016, г. Москва
Основные выводы
Общее среднее образование должно готовить молодежь к жизни
и отражать реальность 21 века, включая «бесшовный» переход к трудовой деятельности или продолжению образования.
В образовании следует использовать подходы, обеспечивающие самореализацию выпускников и их интеграцию в социум.
Реформы общего среднего образования и профессионального образования должны быть взаимосвязаны
Слайд 3114/09/2016, г. Москва
Основные выводы
Необходимость:
Диверсификации образовательных траекторий
Интеграции академических и профессиональных программ
Укрепления взаимодействия
с внешней средой для:
повышения актуальности умений
поиска работы выпускников средней школы
мобилизации дополнительных ресурсов школы
Развития модульно-компетентностных технологий
Слайд 3214/09/2016, г. Москва
Основные выводы
Необходимость:
Повышения роли ключевых компетенций, ценностных установок:
социальные или межличностные
компетенции, обеспечивающие эффективную интеграцию индивида в общество,
гражданские умения (citizenship), связанные с поведением человека в обществе и осознанием себя членом различных сообществ в рамках этого общества (множественная идентичность),
компетенции в области ИКТ, иностранных языков, предпринимательских умений
Повышения роли математических и естественнонаучных компетенций
Слайд 3314/09/2016, г. Москва
Спасибо за внимание!