Слайд 1Методология и методика диссертационного исследования
Доцент кафедры философии и методологии науки ФГБОУ
ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»
mukin@chuvsu.ru
Слайд 2Результаты освоения лекционного курса1
Иметь представление:
об основных этапах развития науки;
о месте
и значении методологии в научном творчестве;
об аспектах влияния методологических установок на становление и развитие научного познания;
о социокультурных детерминантах научного творчества;
о структуре квалификационной диссертационной научной работы;
о проблемах связанных с организацией и становлением диссертационного проекта, основные этапы его развития.
Слайд 3Результаты освоения лекционного курса 2
знать:
основные закономерности развития научного знания;
механизмы, воздействия
методологических установок на формирование научных парадигм;
концепции творчества;
механизмы взаимодействия интуитивного, сознательного и бессознательного, коллективного и социального в творческом процессе
Слайд 4Результаты освоения лекционного курса 3
уметь:
формулировать проблему научного исследования
выявлять и схематизировать
познавательные методы в соответствии с поставленной проблемой
составить план научного исследования в соответствии с поставленной проблемой,
пользоваться методологическими подходами для анализа конкретных научных направлений
самостоятельно формировать основные этапы диссертационного исследования;
осознавать структуру научного дискурса - речемыслительной системы,отражающей определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) на языке, свойственной данной конкретной науке
Слайд 5Результаты освоения лекционного курса 4
владеть:
методами стимуляции творческого мышления и актуализации
исследовательского процесса;
навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
Слайд 6Научная задача
состояние противоречия между достигнутым уровнем в конкретной области научного знания
и новыми объективными фактами, полученными на практике и не вписывающимися в существующие и общепринятые стандарты этого уровня.
Слайд 7Научная проблема -
это комплекс взаимосвязанных теоретических и практических научных задач. Проблема
определяется как «поисковая форма научного знания (возникающий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопросов), посредством которой фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований».
Основным требованием к формулировке научной проблемы является то, что она должна включать минимально возможный круг задач, которые настолько связаны друг с другом, что без решения одной из них нельзя достаточно обоснованно решить проблему в целом..
Слайд 8Тема научного исследования
- раздел научной проблемы, который может разрабатываться самостоятельно на
каком-то этапе ее разработки. Расчленение проблемы на ее составные независимые части позволяет работать значительному числу соискателей и даже творческих коллективов, причем по главным из этих частей может быть допущено дублирование.
Слайд 9Название научного труда
концентрированное выражение сути научного исследования должно отражать существо проблемы,
темы исследования, его цели, соответствовать содержанию.
Научная общественность уже из названия должна получить ясное представление, что сделано в работе, какой основной научный результат выделяет данную работу из множества других.
Инструкцией по оформлению диссертаций определено, что «название работы должно определять область научных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию».
Слайд 10Научный факт
Первичным результатом любого научного исследования является научный факт - событие
или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения справедливости выдвинутой гипотезы или идеи, достоверно отражающее реальную картину.
Обобщение научных фактов позволяет сделать вывод - кратко и четко сформулированное заключение по конкретному направлению, вытекающее из материалов проведенных научных исследований.
При обсуждении результатов научного исследования нередко используется понятие аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Слайд 11Теория
(греч. theoria - наблюдение, исследование) - это «комплекс знаний в
данной отрасли науки, общественной и производственной деятельности человека», «учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления, т.е. логическое обобщение накопленного опыта, общественной практики, системы идей в той или иной отрасли научного познания.
Теория представляет собой не непосредственное, а идеализированное отражение изучаемой деятельности или явления, соответствующее реальной картине окружающей действительности.
Слайд 12Принцип
(лат. principium - основа, первоначало) – «основное, исходное положение какой-н. теории,
учения, науки».
Под ним понимаются «то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний, … обобщение и распространение какого-либо положения данной системы на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован».
Так, в методологии научного исследования лежат такие принципы, как принцип диалектической противоречивости познания, принцип соответствия, принцип восхождения от конкретного к абстрактному, принцип диалектического отражения движения и т.д.
Каждая отрасль науки имеет свои специфичные принципы (например, вариационные принципы механики)
Слайд 13Закономерность –
объективно существующая и повторяющаяся (воспроизводимая) связь между критериями оценки состояния
объекта (совокупностью признаков, изменяющихся в зависимости от факторов его функционирования, на основании которых проводится оценка состояния) и факторами (внешними и внутренними) его функционирования. В гуманитарной сфере закономерность определяется как объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса.
Закономерности может быть присущ детерминированный или статистический характер. Закономерность детерминированного характера имеет место тогда, когда существующая между критериями оценки состояния объекта исследования и параметрами его существования зависимость позволяет описать закономерность не только на данный момент времени, а и в будущем. Закономерность статистического характера имеет место тогда, когда проявление закономерности в будущем можно описать только с определенной степенью вероятности.
Если установленная закономерность распространяется на бесконечное количество объектов, а не относится только к данному объекту, то уже имеет место закон. По словам Ф. Энгельса, «форма всеобщности в природе - это закон». Подтвержденная научная гипотеза принимается в качестве ограниченной закономерности исследуемых явлений, а если установленные закономерности носят всеобщий характер, то это - закон.
Слайд 14Постулат, аксиома
При решении фундаментальных проблем нередко исследователь отталкивается от сформулированного им
постулата.
В энциклопедических источниках постулат (лат. postulatum - требуемое) определяется как утверждение (суждение), принимаемое в рамках конкретной научной теории за истинное, которое средствами этой теории невозможно доказать. В этом смысле постулат играет роль аксиомы, т.е. положения, принимаемого без логического доказательства в силу непосредственной убедительности.
Слайд 16Тема № 4
Методологический и гносеологический аспекты научного исследования.
Слайд 17Методы как конкретные схемы последовательности операций исследователя.
«Проектирование научного исследования» (как
первая, начальная фаза научно-исследовательского проекта каким, по сути, и является диссертация).
Слайд 18ЗАМЫСЕЛ
как правило письменно не оформляется, но постоянно держится «в голове»:
в
каком направлении хочет двигаться исследователь, какое новое научное знание он хочет получить
Слайд 19АКТУАЛЬНОСТЬ
ИССЛЕДОВАНИЯ
(показывается, какие задачи стоят перед практикой, перед наукой в аспекте
избранного направления в конкретных социально-экономических условиях; что по крупному счету (в самом общем конспективном изложении) сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать).
Слайд 20ПРОТИВОРЕЧИЕ
несогласованность, несоответствие между противоположностями в НАУКЕ и практике
Слайд 21ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
«знание о незнании» - объективно возникающий в ходе развития познания
вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес
Слайд 22ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
то, что противостоит познающему субъекту (исследователю) в его познавательной деятельности.
Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь непосредственно имеет дело
Слайд 23ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
то, что противостоит познающему субъекту (исследователю) в его познавательной деятельности.
Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь непосредственно имеет дело
Слайд 24 ЦЕЛЬ
(то, что в самом общем виде должен достичь исследователь в
итоге работы
Слайд 25ГИПОТЕЗА
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное предположение. Предположительное научное знание. Познавательная модель. В случае подтверждения
гипотеза становится новым научным знанием (перерастает в «новизну исследования»). В случае не подтверждения прежняя гипотеза отвергается и строится новая гипотеза)
Слайд 26ЗАДАЧИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Наиболее употребительный вариант:
ИЗУЧИТЬ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ .....
ОБОСНОВАТЬ
МОДЕЛЬ ....
В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРОВЕРИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕННОЙ МОДЕЛИ...
РАЗРАБОТАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО...
Слайд 27
Методологические принципы современной науки
Слайд 28Эта группа принципов пришла в науку
из опыта развития физики ХХ
века:
1. Принцип наблюдаемости
2. Принцип дополнительности
3. Принцип соответствия
Слайд 291. Принцип наблюдаемости
Актуальность этой проблемы связана с появлением в составе современного
научного познания
повышенно ненаблюдаемых объектов.
Элементарные частицы (особенно такие из них, как кварки или суперструны),
антиматерия в атомной физике,
черные дыры, Вселенная в целом в астрофизике,
бессознательное в современной
психологии
Слайд 30В современной квантовой физике
Микрообъекты представляют из себя уже настолько «чувствительные» сущности,
что их невозможно наблюдать и измерять, не внося существенных изменений в сам способ их существования.
Наблюдается уже не столько объект, сколько результат его взаимодействия со средствами и субъектом наблюдения.
Процесс наблюдения оказывается одновременно «приготовлением» объекта в определенном состоянии.
Слайд 31Аналогичная ситуация в психологии
если мы думаем, что человек Х плохой
и
выказывать по отношению к нему соответствующее поведение, то он, почувствовав такого рода негативную установку, может разозлиться и в самом деле проявить себя плохо.
Более аккуратные методы сделают средства наблюдения менее активными и, соответственно, менее эффектиными.
Слайд 32В квантовой теории утверждается
наличие некоторого минимума активности («кванта действия»), меньше
которого нельзя снизить меру активности
Вывод: отказаться от попытки наблюдать объект-сам-по-себе.
Принять, что единственным объектом, с которым можно иметь дело, является тот объект (объект-для-нас), который наблюдаем в «активном» наблюдении
Слайд 33Итог – повышение значимости
процесса наблюдения в составе научного знания, т.к. условия
наблюдения теперь не отбрасываются как строительные леса после построения научной теории,
Но оказываются теперь во многом входящими в состав самой теории, определяющими саму структуру научного знания.
Процесс наблюдения оказывается не столько средством показать объект, не показывая наблюдение, сколько способом показать наблюдение, не показывая объекта.
Объектом науки становится само наблюдение
Слайд 342. Принцип дополнительности
Источник – в основном Квантовая физика.
Принцип неопределенности Гейзенберга.
Пример:
Чем точнее определяется положение электрона в пространстве, тем более неопределенным при измерениях оказывается импульс такого электрона, и наоборот.
Слайд 35Нильс Бор высказал гипотезу:
Дополнительные свойства могут встречаться и за пределами квантовой
механики, например, в познании живых организмов.
Бор предположил, что сложность построения теории живых организмов может быть связана, кроме всего прочего, с дополнительностью таких величин, как степень точности и «степень жизни» в познании живого объекта.
Чем точнее мы пытаемся узнать строение и функционирование живого, тем более мы расчленяем целостный феномен жизни на отдельные элементы и тем самым теряем само свойство жизни
Слайд 363. Принцип соответствия
Оказалось, что более поздняя теория Т*, приходящая на смену
более ранней теории Т, не просто отменяет действие теории Т, но находится с нею в некотором весьма своеобразном отношении, которое и было выражено специальным принципом – принципом соответствия.
Слайд 37В соответствии с принципом соответствия
Теория Т* может перейти в теорию Т
при некотором значении характеристической переменной.
Именно так оказываются связанными между собою более поздние и более ранние физические теории.
Например, теория квантовой механики Q(h) и специальная теория относительности R(c), зависящие от параметров h и с соотв. переходят в классическую механику Ньютона N, если h устремить к нулю, а скорость света с – к бесконечности
Слайд 38Принцип соответствия стал одним из важнейших принципов
регулирующих создание нового теоретического знания.
В общем случае ученый стремится сформулировать такое знание Т*, которое бы находилось в отношении соответствия с уже принятым фрагментом теоретического знания Т.
Т.к. не всякое возможное обобщение обладает свойством соответствия старому знанию, то принцип соответствия оказывается своего рода нетривиальным принципом отбора в развитии научного знания.