Слайд 1Методические рекомендации по преподаванию Информатики и ИКТ
в 2012 – 2013
учебном году
Сергей Владимирович Синаторов,
методист кафедры информатизации образования СарИПКиПРО
Слайд 2Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение преподавания предмета «Информатика и ИКТ»
Слайд 3федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089).
примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
ФК ГОС ООО
Слайд 4регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений
Саратовской области, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования Саратовской области от 6 декабря 2004 г. № 1089).
приказа министерства образования Саратовской области от 27 апреля 2011 г. № 1206 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования».
приказа министерства образования Саратовской области от 18 апреля 2011 года № 1093 «Об утверждении перечня профильных предметов».
Слайд 5ФГОС НОО
Стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373).
Внесение изменений в ФГОС начального общего образования утверждены приказом (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011, рег. № 19707) от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373.
Слайд 6ФГОС ООО
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. №1897).
примерной программы по информатике.
СанПиНы
Слайд 7Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1.
Федеральный перечень
учебников на 2012-2013 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «27» декабря 2011 г. № 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
Слайд 8Письмо Министерства образования РФ от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об
элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся».
Письмо Министерства образования и науки РФ (Департамент государственной политики в образовании) от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
Слайд 11Базисный учебный план 2004 г.
Название предмета «Информатика и ИКТ»
(ИКТ –
информационно-коммуникационные технологии)
Не допускается деление на два предмета при составлении учебных планов, заполнении журналов и аттестационных документов
Слайд 12Курс «Информатика и ИКТ»
в 3-4 классах может изучаться в качестве модуля
в рамках предмета «Технология»;
в 5-7 классах может изучаться за счет регионального компонента;
в 8-9 классах изучается в качестве самостоятельного учебного предмета;
в 10-11 классах предмет может быть представлен на двух уровнях: базовом или профильном.
Слайд 15Элективные курсы
Элективные курсы, рекомендованные для профильного обучения
Элективные курсы, победители областного
конкурса «Лучший элективный курс в профильном обучении»
Элективные курсы, рекомендованные для использования в учебном процессе
Элективные курсы, рекомендованные для предпрофильной подготовки
Слайд 17
Образовательная область «Математика и информатика»
Название предмета «Информатика»
Слайд 19
в качестве самостоятельного учебного предмета «Информатика» в объеме 1 часа в
неделю может преподаваться в образовательной области «Математика и информатика» или как учебный модуль в рамках предмета «Технология», при условии наличия авторских программ.
Слайд 21Учебники, рекомендованные для преподавания Информатики и ИКТ в начальной школе:
Слайд 24Учебники, рекомендованные для преподавания Информатики и ИКТ
в 5 – 7
классах:
Слайд 25Учебники, рекомендованные для преподавания в основной школе:
Слайд 27Учебники, допущенные для преподавания в основной школе:
Слайд 28Учебники, рекомендованные для преподавания
Информатики и ИКТ в старшей школе:
Слайд 29Необходимо помнить, что перечни учебников, утвержденные на 2012-2013 учебный год, ориентируют
общеобразовательные учреждения на учебники, которые будут использованы в классах ранее не изучавших предмет «Информатика и ИКТ» в соответствии с часами базисного учебного плана, т.е. в 2012-2013 учебном году это 3 и 10 классы. Все остальные классы продолжают изучение предмета по уже выбранным линиям УМК.
Слайд 30Обзор учебников, рекомендованных МО РФ
2012-2013 уч.год
Слайд 33Учебник «Информатика и ИКТ», 3 класс
Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2),
3 класс
Тетрадь контрольных работ, 3 класс
Методическое пособие для учителя, 3 класс
Учебник «Информатика и ИКТ», 4 класс
Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 4 класс
Тетрадь контрольных работ, 4 класс
Методическое пособие для учителя, 4 класс
«Введение в информатику», комплект плакатов (12 плакатов)
Методическое пособие к комплекту плакатов «Введение в информатику»
Программа курса информатики и ИКТ для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова)
Слайд 34УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об
основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
Слайд 35Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика. 3 и 4 кл.
Слайд 36
Основная задача УМК – обеспечить готовность современного выпускника начальной школы к
учебной деятельности в информационной среде школы и интеллектуальную подготовку к использованию методов информатики в других школьных предметах.
Слайд 37Учебник предназначен для школ, имеющих необходимые материально-технические возможности (компьютерные классы), в
качестве средства обучения школьников на уроках по предмету «Информатика», а также для изучения на уроках по предмету «Технология» раздела, именуемого в стандарте начального общего образования «Практика работы на компьютере (применение информационных технологий)».
Учебник имеет модульную структуру и предполагает выбор школой набора изучаемых модулей в зависимости от числа часов, выделяемых на изучение информационных технологий.
УМК Горячев А.В.
Слайд 39Учебник "Информатика и ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии)" завершает курс по информатике для
учащихся начальной школы. Он может применяться как с использованием компьютеров, так и без них. Включает в себя не только систему заданий, но и необходимые пояснения по их выполнению.
Учебник разработан в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
Слайд 40В первой части учебника школьники учатся составлять и исполнять алгоритмы, содержащие
циклы; знакомятся с новым способом организации информации - с деревом, получают новые знания о компьютере. Подбор материала способствует развитию общеучебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.
Слайд 41Во второй части учебника школьники знакомятся с видами информации и информационными
технологиями - получают представления об обработке информации разных видов и первые навыки работы в графическом редакторе Microsoft Paint, в текстовом процессоре Microsoft Word и в программе обработки численной информации Калькулятор. Ученики знакомятся с действиями, совершаемыми объектами и над объектами, с алгоритмами, исполняемыми системой исполнителей. Подбор материала способствует развитию учебных навыков и логического мышления, а также расширению кругозора учащихся. Включены задания игрового характера.
Слайд 43
Цель курса, представленного данным комплектом учебных материалов - выработка информационной культуры.
Реализация этой цели в данном учебном комплекте соответсвует не только интеллектуальному уровню детей, но и специфике их эмоциональных и познавательных потребностей и ценностей.
Слайд 44Данный курс реализован как увлекательная игра, где учитель и ученик играют
вместе по общим правилам. Курс моделирует задачи реальной жизни: учит ставить проблему, искать средства и пути ее решения, использовать подручные и справочные материалы, организовывать индивидуальную и групповую работу, сопоставлять результат с поставленной задачей.
Слайд 45
Курс не требует заучивания теории и обязательных домашних заданий - все
содержание курса дети усваивают на графических и телесных примерах, в ходе решения задач. Курс не требует обязательного наличия компьютеров в школе, но хорошо интегрируется с занятиями по информационным технологиям.
Слайд 48
В соответствии с содержанием образовательного стандарта в учебнике излагаются современные
представления об основных понятиях предмета «Информатика и ИКТ (информационно - коммуникационные технологии» и о возможностях персонального компьютера, научить использовать который в учебной и практической деятельности является целью курса.
В прилагаемом CD-диске размещены материалы отдельных тем курса, рабочие материалы для выполнения упражнений и заданий, презентации тем.
Слайд 49Учебник содержит две теоретические главы, завершающихся подведением итогов в виде краткого
повторения основных сведений и тестовых занятий, и компьютерный практикум, состоящий из 14 лабораторных работ.
Вынесение компьютерного практикума в отдельный раздел учебника позволяет учителю более четко спланировать учебное время.
Он состоит из четырех глав: - «Приложение Windows», - «Переменные в алгоритмах и структуры данных», - «Хранение и поиск информации», - «Искусство построение моделей» и практикума.
В конце каждой главы помещены тестовые задания, позволяющие проверить, как усвоен материал главы в целом.
УМК Гейн А.Г. Сенокосов А.И.
Слайд 50Учебник входит в новую линию УМК Кузнецова А.А. и предназначен для
изучения информатики в основной школе в соответствии с базисным учебным планом и типовой программой 2004 г.
Учебник помогает сформировать у школьников научную картину мира, изучить информационные процессы в системах различной природы, способы представления информации, освоить навыки формализации, познакомиться с основами информационного моделирования.
Кузнецов А.А. и др. «Информатика»:
учебник для 8 класса.
Слайд 51Изучение проводится на базе учебного комплекта из трех книг: настоящий учебник,
«Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс» и «Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9–11 класс».
Учебник состоит из трех разделов.
В разделе «Информационная картина мира» формируется представление об информации и информационных процессах, об объекте, системе и их моделях, даются основы классификации и приводится классификация моделей, рассматриваются основные этапы моделирования.
В разделе «Программное обеспечение информационных технологий» изучаются основы алгоритмизации, формируется представление о программах, системном и прикладном программном обеспечении.
В разделе «Техническое обеспечение информационных технологий» учащиеся знакомятся с аппаратной частью компьютеров и сетей, с классификацией, историей и перспективами компьютерной индустрии. Здесь же изучаются логические основы построения компьютера.
УМК Макарова Н.В. 8-9 кл.
Слайд 53Состав УМК «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов, авторы Босова Л.
Л., Босова А. Ю.
Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса
Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 8 класса
Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса
Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 9 класса
Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8–9 классов
Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителя
Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса
Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса
Слайд 54УМК Угринович Н.Д.
Информатика и ИКТ : учебник для 8 класса
Информатика и
ИКТ : учебник для 9 класса
Практикум по информатике и информационным технологиям для 8-11 класса
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе для 8–11 класса
Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8–11 класса
Самылкина Н. Н. Информатика и ИКТ. Основная школа : комплект плакатов и методическ. пособие
Астафьева Н. Е. и др. Информатика в схемах
Слайд 56Состав УМК «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов Семакин И.Г. и
др.
Информатика и ИКТ : учебник для 8 класса
Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1, для 8-11 класса.
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2, для 8-11 класса.
Преподавание базового курса информатики в средней школе : методическое пособие
Информатика и ИКТ. Основная школа : комплект плакатов и методическое пособие
ЭОР в поддержку курсов Информатика и ИКТ:
«Информатика-базовый курс», 8 класс, Семакин И., Залогова Л., Русакова С., Шестакова Л.
«Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакин И., Залогова Л., Русакова С., Шестакова Л.
Локальная версия ЭОР 8 и 9 класс (Версия ГОС 2004 года)
Локальная версия ЭОР 7 - 9 класс (Версия ФГОС 2010 года)
Слайд 58 Данный учебник является частью УМК по информатике для 5-11-х классов.
Он ориентирован на обучение старшеклассников информатике и информационным технологиям на базовом уровне в соответствии со стандартом. Рассматриваются базовые понятия информатики.
УМК Макарова Н.В. 10-11 кл.
Слайд 59Основными целями данного учебника являются формирование и развитие у учащихся системно-информационного
взгляда на окружающий мир, развитие логического и алгоритмического мышления, способностей к формализации и умению строить различные виды моделей и реализовать их программными средствами, развитие навыков использования ИКТ, а также воспитание чувства ответственности за недопустимые действия, нарушающие норму работы с информацией.
Учебник содержит весь необходимый теоретический материал для получения сертификата ECDL (The European Computer Driving Licence - Европейские компьютерные права или ICDL - Международные компьютерные права), который является общепризнанным мировым стандартом компьютерной грамотности для пользователей.
УМК Фиошин М.Е., Рессин А.А. и др.
Слайд 60 Учебник входит в УМК «Информатика и ИКТ» для 10–11 классов
(базовый уровень).
Практикум входит в УМК по информатике и ИКТ для старших классов наряду с учебником для базового уровня. Практикум состоит из трех разделов.
УМК Семакин И., Хеннер Е.
Слайд 61УМК Семакин И., Хеннер Е.
профильный уровень
Учебник предназначен для изучения курса информатики
и ИКТ на профильном уровне в 10 классах общеобразовательных учреждений.
Учебник предназначен для изучения курса информатики и ИКТ на профильном уровне в 11 классах общеобразовательных учреждений.
Слайд 62 Учебник по курсу «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» ориентирован на
преподавание в общеобразовательных учреждениях профильного курса на базовом уровне в 10 классе. Учебник полностью соответствует образовательному стандарту и примерной программе профильного обучения на базовом уровне, утвержденным Министерством образования и науки РФ.
УМК Угринович Н.Д.
Слайд 63 Учебник по курсу «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» ориентирован на
информационно-технологический и физико-математический профили обучения в общеобразовательных учреждениях. Учебник полностью соответствует новому образовательному стандарту и примерной программе профильного обучения, утвержденным Министерством образования и науки РФ.
Слайд 64Учебник по курсу «Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень» ориентирован на преподавание
в общеобразовательных учреждениях профильного курса на базовом уровне в 11 классе. Учебник полностью соответствует Образовательному стандарту, утвержденному Министерством образования и науки РФ.
Слайд 65В учебнике рассматриваются архитектура компьютера и методы защиты информации, системный подход
к моделированию, формализация и ее визуализация с использованием интерактивных компьютерных моделей, базы данных и СУБД. Большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков в процессе выполнения практических компьютерных работ. Учебник мультисистемный, так как практические работы могут выполняться в операционных системах Windows и Linux. В учебник помещены тесты для подготовки к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ».
Слайд 66Учебник по курсу «Информатика и ИКТ-11. Профильный уровень» ориентирован на преподавание
в общеобразовательных учреждениях профильного курса на базовом уровне в 11 классе. Учебник полностью соответствует Образовательному стандарту, утвержденному Министерством образования и науки РФ.
Слайд 67В учебнике рассматриваются технологии создания и обработки информации, системный подход к
моделированию, формализация и ее визуализация с использованием интерактивных компьютерных моделей, базы данных и СУБД, коммуникационные технологии, проблемы информационного общества. Учебник мультисиcтемный, так как практические работы могут выполняться в операционных системах Windows и Linux. В учебник помещены тесты для подготовки к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ».
Слайд 68Гейн А.Г., Ливчак А.Б. и др.
«Информатика и ИКТ»
(базовый и
Слайд 69Новые учебники «Информатика и ИКТ, 10. Базовый и профильный курсы» и
«Информатика и ИКТ, 11. Базовый и профильный курсы», созданные авторскими коллективами под руководством Гейна А.Г., призваны обеспечить преподавание информатики в условиях внедрения профильного обучения в заключительном звене школьного образования. В соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования по информатике данный курс состоит из базовой и профильной частей.
Слайд 70В учебнике для 10 класса основное внимание на базовом уровне преподавания
информатики уделяется расширенному освоению информационных технологий для применения их к решению разнообразных жизненных задач. Это делает предлагаемый курс привлекательным для всех учащихся независимо от того, выбрали они гуманитарное или естественнонаучное направление своего обучения. Материал, предназначенный для изучения на профильном уровне, содержит более глубокое изложение основ теоретической информатики, в том числе ее различных математических аспектов, таких, как конечные автоматы, машина Тьюринга, элементы математической логики, вычислительные методы и т. д.
Слайд 71Значительное место в учебнике уделено информационному моделированию различных процессов и явлений.
Применяемые для этого программные средства весьма разнообразны — это и табличный процессор EXCEL, и языки программирования, с помощью которых создаются алгоритмы, реализующие динамические модели и СУБД Access, применяемая для построения фактографических моделей, в частности простейших экспертных систем.
Слайд 72Учебник для 11 класса разделен на две части, одна из них
содержит материал базового уровня, другая — профильного. Структура каждой части одна и та же, но материал второй части расширяет и углубляет материал базового уровня в соответствии с программой, предусмотренной федеральным компонентом Государственного стандарта среднего полного образования. В учебнике для 11 класса излагаются математические основы кодирования информации (системы счисления, представление числовой и символьной информации в компьютере, коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки, кодирование графической информации и т. д.), методы сжатия данных и защиты информации, логические основы компьютерной техники, сетевые технологии, социальная информатика и основы информационной культуры.
Слайд 73
Учебники содержат развернутую систему вопросов и заданий, среди которых немало задач,
имеющих характер проблемных ситуаций, например: на основе компьютерной модели составить прогноз предстоящих событий, исследовать какой-либо процесс, протекающий в реальном времени, и т. п.
Навыки в использовании информационных технологий для решения различных исследовательских и практических задач учащиеся получают при проведении лабораторных работ в компьютерном классе.
В учебниках приведено подробное описание лабораторного практикума, включающего работы по всем разделам курса как в базовой, так и в профильной части.
Слайд 74Книга для учителя, сопровождающая каждый из учебников, содержит краткое изложение авторской
концепции курса информатики, программу курса (включающую почасовое тематическое планирование), изложение общих методических установок авторов учебника, дополнительные дидактические материалы (для устного опроса учащихся, самостоятельных и контрольных работ), методические рекомендации по изучению теоретического материала учебника и решению задач, сценарии проведения лабораторных работ, советы по организации дополнительной работы с учащимися по информатике.
Слайд 75 При выборе УМК того или иного автора необходимо сохранить авторскую линию
до её завершения любой ступени общего образования. При этом УМК и его автор должны быть прописаны в программе образовательного учреждения.
Слайд 76Рекомендации по разработке учебных программ по предмету «Информатика»
для общеобразовательных учреждений, реализующих
образовательные программы в соответствии с ФГОС основного общего образования
Слайд 77Структура учебной программы
Пояснительная записка.
Общая характеристика предмета «Информатика».
Место предмета «Информатика» в учебном
плане.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Информатика».
Содержание предмета «Информатика».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Информатика».
Планируемые результаты изучения предмета «Информатика».
Слайд 78Пояснительная записка
В разделе указывается:
цель и задачи предмета «Информатика», конкретизированные в соответствии
с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
принципы и подходы к формированию учебной программы в соответствии с законодательными и нормативными правовыми документами (Законом «Об образовании», приказами Минобразования России, утверждающими ФГОС).
вклад предмета «Информатика» в решение основных педагогических задач в системе общего образования.
Слайд 79Общая характеристика предмета «Информатика»
В разделе указывается:
перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные
блоки с указанием форм организации учебной деятельности;
требования к уровню подготовки выпускников или требования к результатам освоения обучающимися учебной программы по информатике;
новизна учебной программы.
Слайд 80Место предмета в учебном плане
В разделе указывается, в какую предметную область
и обязательную часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, входит предмет «Информатика». Также указывается, какой компонент учебной программы может быть включен во внеурочную деятельность.
В 5-6 классах информатика может изучаться за счет части учебного плана, формируемой образовательным учреждением, по одному часу в неделю. Всего 70 часов.
Информатика изучается в 7-9 классах основной школы по одному часу в неделю. Всего 105 часов.
На инвариантную часть отводится 75 часов учебного времени, остальные 30 часов отводятся на реализацию авторских программ.
Слайд 81Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Информатика»
Личностные, метапредметные и предметные
образовательные результаты обучения строятся на основе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
Слайд 82Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Информатика»
Личностные результаты направлены на
формирование в рамках курса информатики, прежде всего, личностных универсальных учебных действий, связанных в основном с морально-этической ориентацией и смыслообразованием.
Слайд 83Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Информатика»
Метапредметные результаты нацелены преимущественно
на развитие регулятивных и знаково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.
Слайд 84Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Информатика»
Предметные результаты в сфере
отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания — моделирование к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие — общий прием решения задачи.
Слайд 85Личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты формируются путем освоения содержания общеобразовательного
курса информатики, которое отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);
основные области применения информатики: технологии, управление, социум;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Слайд 86Содержание предмета «Информатика»
В разделе описывается содержание
предмета «Информатика» в соответствии
с тремя направлениями:
Информация
и информационные процессы
Информационные модели
Области применения методов и средств информатики
Слайд 87Основные содержательные линии курса информатики
в направлении «Информация, информационные процессы»:
информационные процессы;
информационные ресурсы;
в
направлении «Информационные модели»:
моделирование и формализация;
представление информации;
алгоритмизация и программирование;
исполнитель;
компьютер;
в направлении «Области применения методов и средств информатики»:
информационные и коммуникационные технологии;
информационные основы управления;
информационная цивилизация.