Слайд 1Курсовая работа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»
Слайд 2Автор
Чистякова
Тамара Ильинична –
учитель биологии,
химии и экологии
гимназии №10
г. Ржева
Слайд 3Актуальность проекта
На сегодняшний день не вызывает сомнений. В век
появления компьютерных технологий мы всё дальше начинаем отходить от так для нас привычных явлений школьной жизни как мел, доска, тряпка, потёртые старые таблицы, микроскопы 70-х годов, которые жалко выбросить на помойку, потому что другого нам больше ничего не дадут. И так становится просто обидно за страну с её потенциальными возможностями подачи информации, которым, как и нигде учить в школе на уроках.
Слайд 4Цели и задачи проекта:
Цель: повышение качества образовательного процесса с использованием ИКТ
технологий в преподавании биологии.
Задачи:
1. Рассмотреть разносторонние возможности использования ИКТ в учебном процессе.
2. Составить структуру использования технологии в учебном процессе в динамике.
3. Представить формы системы контроля достижений учащихся.
4. Рассмотреть возможные этапы дальнейшего развития ИКТ технологии в биологии.
Критерии оценки:
Слайд 5Гипотеза.
Предполагается, что использование ИКТ технологий в преподавании биологии будет
способствовать оптимизации учебного процесса, улучшению усвоения материала, а, следовательно, повышению качества образования, расширению возможностей использования новых открытий в биологии с помощью работы в пространстве ИНТЕРНЕТА.
Слайд 6Проект
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»
Разработка структуры работ, направленных на внедрение
ИКТ в проведении уроков биологии
Тип проекта: практико-ориентированный в динамике
Слайд 7Проект предусматривает
последовательные этапы реализации внедрения информационных технологий с привлечением в перспективе
педагогов, заинтересованных в работе по этому направлению. Позволяет оказать реальную конкретную помощь в развитии ИКТ технологий по биологии, представляющих не только новые подходы к преподаванию предмета, но и позволяющие расширить возможности изучения новых аспектов с использованием наглядного, теоретического и практического материала через виртуальные лаборатории.
Слайд 8Результатом данного проекта будет:
1. Создание информационной базы для
последующей работы в области развития ИКТ на уроках биологии.
2. Методические наработки, связанные с контрольными измерителями достижений учащихся при применении ИКТ и на усвоении знаний по отдельным темам курса.
Слайд 9Информационная карта проекта.
1.Сроки реализации проекта2008-2012г.г.
2.Общее количество участников
реализации проекта23 человека
– учащиеся Гимназии № 10 (на базе одного класса на протяжении пяти лет)
3.Цель проекта: исследовать возможности повышения качества образовательного процесса с использованием ИКТ технологий в преподавании биологии.
4.Место реализации проекта: город Ржев, Тверской области, Гимназия №10.
5. Формы работы проведение занятий с применением ИКТ в обучении, апробирование в работе готовых электронных материалов, составление собственных программ и уроков на электронных носителях, использование возможностей Интернета
6. Методы работы: архивный, исследовательский, внедренческий
Слайд 10Возможности использования ИКТ в учебном процессе:
Место компьютерных технологий в системе обучения
Слайд 11ПРИМЕРЫ ВАРИАНТОВ РАЗРАБОТОК КОМПЬЮТЕРНЫХ УРОКОВ
Слайд 12Механизмы реализации
I этап «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам,
разделам для отдельных дидактических задач) использовалась на уроках биологии в 7-м, 8-м классах.
II этап как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей, на которой в основном и проводилась диагностика по проекту
III этап как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинга, опираются на применение компьютера) предусматривается на этапе обучения данного класса вопросам общей биологии в 10-11 классах, когда предусматривается у учащихся профильное обучение.
Слайд 13Диагностика
результативности работы
Результаты СОУ учащихся, на протяжении 3х лет
по полугодиям
Результаты СОУ учащихся, по отдельно взятой теме «Железы внутренней секреции.
Слайд 14Перспективные этапы дальнейшего развития:
В своей практической работе через внедрение ИКТ –
технологий внедряется III этап как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинга, опираются на применение компьютера) предусматривается на этапе обучения данного класса вопросам общей биологии в 10-11 классах, когда предусматривается у учащихся профильное обучение. Здесь основной упор будет ставиться на готовые электронные пособия и их производные, а это: «Открытая биология» (Физикон), «Экология» (Образование), «Биология» (Образование), «Биотехнология» (ЗАО «Новый диск»), «Экспресс-подготовка. Биология, 9-11 классы (Новая школа), DVD ВВС из серии «Живая природа» и др.
Слайд 15Выводы
Возможности использования ИКТ – технологий в процессе преподавания биологии разносторонние:
на подаче нового материала, иллюстрировании объяснений, закреплении, проверке знаний, создании дискуссий с привлечением материалов Интернета и т.д.
Первоначально в эксперименте использовался этап фрагментарной «проникающей» технологии в 7-8 –х классах на уроках биологии с последующим переходом на основной этап в 9-м классе.
Контроль за динамикой внедрения ИКТ осуществлялся с помощью анкетирования («+» динамика), фрагментарного контроля знаний по пройденным темам курса («+» динамика), сопоставления итоговой успеваемости учащихся параллельных классов по СОУ («+» динамика).
В перспективе планируется завершение проекта с полным переходом на монотехнологию в 10-11-х классах при профильном обучении.