Слайд 1 Краевой семинар
«Формирование гражданской идентичности школьников средствами предметов история и
обществознание»
20 апреля 2018 г.
Для экспертов предметной области «История и обществознание»
Слайд 2О разработке и реализации Концепций учебных предметов «История» и «Обществознание»
Кальсина
Алла Алексеевна, координатор экспертной предметной группы, ведущий научный сотрудник ГАУ ДПО «ИРО ПК», канд. ист. наук, доцент
Слайд 3Современное состояние и проблемы историко-обществоведческого образования
Слайд 4Современное состояние и проблемы историко-обществоведческого образования
В настоящее время в Российской Федерации
происходят важные изменения в сфере исторического и обществоведческого образования. Учителя истории и обществознания оказались в сложной ситуации. Одновременно идут следующие процессы:
Слайд 5Современное состояние и проблемы историко-обществоведческого образования
- реализация Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
-реализация Концепции нового УМК по Отечественной истории и Историко-культурного стандарта; с 2016-2017 учебного года осуществляется переход на новую систему преподавания отечественной истории, с концентрической на линейную.
Слайд 6Современное состояние и проблемы историко-обществоведческого образования
- в образовательных организациях идет апробация
новой линейки учебников по истории России, утверждена новая редакция Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
-кроме того, подготовлен Проект Концепции нового УМК по Всеобщей истории, определяемый как Историко-культурный стандарт предметной области «Всеобщая история», однако, до сих пор проект не принят.
Слайд 7Современное состояние и проблемы историко-обществоведческого образования
- в начале 2018 г. ожидалось
утверждение проекта Концепции преподавания предмета «Обществознание», Вместе с тем еще рано делать вывод о завершении этой работы.
меняется структура предмета, вводятся новые модули курса, такие как «Основы финансовой грамотности». В 5-х классах основной школы возможно преподавание предмета ОДНКНР.
В связи с переходным периодом, который осуществляется непрерывно, выявляются следующие проблемы в области историко-обществоведческого образования в РФ:
Слайд 8
Никонов Вячеслав Алексеевич - доктор исторических наук, профессор. Декан факультета государственного
управления МГУ
Слайд 9Проблемы в области историко-обществоведческого образования в РФ
Слайд 10Проблемы в области историко-обществоведческого образования в РФ:
1.Одновременность двух процессов –
переход на обучение в соответствие с ФГОС и введение Историко-культурного стандарта по истории России (ИКС) показывает их нормативную не согласованность. Первый раскрывает процессуальную сторону образования, второй - содержательную.
Слайд 11Проблемы в области историко-обществоведческого образования в РФ:
2. Избыточность дидактических единиц представленных
в ИКС. На уровне всех курсов истории их более 3,5 тыс. Количество понятий, предлагаемое в рамках только одного урока, невозможно для усвоения.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт, вносит и другие изменения в организацию обучения истории в школе, такие как: 1) появление новых понятий (Великая Российская революция, Ордынская зависимость др.).
Слайд 12Проблемы в области историко-обществоведческого образования в РФ:
2) усиление патриотической направленность,
что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны;
3) особый акцент ставится на изучении вопросов культуры;
4) демоверсии ОГЭ для 9 класса и ЕГЭ для 11 класса ориентированы на ИКС.
Слайд 13Проблемы в области историко-обществоведческого образования в РФ:
3.Начат переход на новую структуру
исторического образования, но предложенная структура и не линейная, как это было до 1993 г. и уже не концентрическая.
Отсутствует четкое понимание роли и значения 11 класса в школьном историческом образовании.
Слайд 14Проблемы в области историко-обществоведческого образования в РФ:
4. Два родственных предмета история
и обществознание - теперь структурированы по-разному, один – почти линейно, другой концентрически.
Как будут устанавливаться между ними межпредметные связи?
Слайд 15Современное состояние историко-обществоведческого образования
5. Учебники. Внедряя новую структуру исторического образования, используются
новые учебники издательств «Дрофа», «Просвещение» и «Русское слово», а новые учебники по Всеобщей истории в Федеральный перечень учебников не вошли, следовательно, Отечественная история преподается по новым учебникам, а Всеобщая история по старым, которые с 7 класса уже не соответствует новым требованиям.
Слайд 16Современное состояние историко-обществоведческого образования
При этом, всероссийские проверочные работы, ОГЭ и ЕГЭ
включают значительные требования к освоению курсов Всеобщей истории.
6.Концепция преподавания Всеобщей истории не утверждена. Она также избыточна по объему.
Слайд 17Современное состояние историко-обществоведческого образования
В уточнении нуждаются цели исторического образования.
Переход к
новой структуре исторического образования создает удобный повод для переосмысливания формулировок предметных целей обучения истории в школе.
Слайд 18Современное состояние историко-обществоведческого образования
Существующие предметные цели сформулированы для концентрической структуры исторического
образования, а мы переходим на линейную систему.
Цели должны быть едиными для всего исторического образования. Все нормативные документы (ИКС, примерные учебные программы ) должны исходить из необходимости их реализации.
Слайд 19Современное состояние историко-обществоведческого образования
Октябрь 2017 г. в РАО состоялась «Всероссийская конференция
по результатам мониторинга реализации концепций учебных предметов ( предметных областей): русский язык и литература, история, обществознание, география, технология, искусство, физическая культура».
Слайд 20Секция «История и обществознание»
Резолюция
см. О разработке и реализации концепций учебных
предметов «История» и «Обществознание»// Преподавание истории и обществознания в школе 2018 №1 С.35-41.
Слайд 21Резолюция секции «История и обществознание»
1. При разработке «дорожных карт» Концепций, следует
учесть, что Концепция преподавания истории как учебного предмета в школах РФ в данный момент еще не разработана.
Разработанная ранее Концепция нового УМК по отечественной истории может рассматриваться как основа и исходный компонент интегративной Концепции преподавания в школах РФ учебного предмета «История».
Слайд 22Резолюция секции «История и обществознание»
Разработка Концепции преподавания обществознания в РФ находится
в стадии завершения, на рано делать вывод о завершении этой работы.
2. Необходимо также учесть требования ФГОС основного общего образования в новой редакции.
Слайд 23Резолюция секции «История и обществознание»
3. Целесообразно интегрировать Концепцию нового УМК по
отечественной истории, включающий ИКС, и Концепцию нового УМК по всеобщей истории, а также региональный компонент отечественной истории в единый документ стратегического значения.
Слайд 24Резолюция секции «История и обществознание»
Итогом должна стать единая Концепция преподавания учебного
предмета «История».
4. Участники предложили на практике апробировать модель исторического образования в старших классах X-XI с учетом дифференцированного
(профильного) обучения. На базовом и углубленном уровне.
Слайд 25Резолюция секции «История и обществознание»
5.Было предложено всем заинтересованным ведомствам рассмотреть вопрос
о необходимости модернизации ЕГЭ по истории с учетом дифференцированного характера изучения истории в старших классах.
Слайд 26Резолюция секции «История и обществознание»
Участники обсуждения отметили необходимость при разработке
Концепции преподавания истории в школах РФ усилить внимание отражению вопросов национальной и региональной истории.
Слайд 27Резолюция секции «История и обществознание»
6. Участники обсуждения поддержали положение о включении
обществознания в старшей школе в перечень предметов обязательных для изучения, как на базовом, так и на профильном уровнях
7. В сфере повышения квалификации и переподготовки преподавателей истории акцентировать внимание на трудных вопросах истории, включать вопросы патриотического воспитания и формирования российской гражданской идентичности.
Слайд 28Резолюция секции «История и обществознание»
Наращивать методические компетенции учителей в области политологии,
правоведения, экономической науки, социологии.
Слайд 29Концепция преподавания обществознания в РФ
К началу 2018 г. должны быть
утверждены на уровне Правительства РФ все предметные концепции, и это – приоритетные документы
В соответствии с Концепциями будут скорректированы ПООП и созданы новые учебники
До 2019 г. не будет кардинально меняться перечень учебников
Слайд 30Концепция преподавания обществознания в РФ
Систематический курс обществознания из двух концентров (6
– 9 и 10 – 11 классы)
Будет усилено предметное содержание в 6 – 7 классах.
В 10 – 11 классах обществознание будет обязательным предметом, но можно выбрать базу или профиль.
На профильном уровне обществознание будет изучаться по модулям социальных наук, в остальном сохранится интегративный характер курса.
Слайд 31Концепция преподавания обществознания в РФ
Системно-деятельностный подход к обучению,как методологическая основа ФГОС.
Философия,
экономика, социология, юриспруденция, политология, психология, культурология.
Финансовая грамотность, местное самоуправление, сетевые коммуникации, отечественная общественная мысль
Распределение материала по классам – в ПООП
Слайд 32Концепция преподавания обществознания в РФ
Связь программы курса обществознания с программой воспитания
и социализации.
Усиленное внимание повышению квалификации учителей обществознания.
Дорожная карта реализации Концепции.
Новые учебники, скорее всего,
с 1 сентября 2019 г.
Слайд 332016 г.«Проведение общественной экспертизы и обсуждения новой Концепции преподавания
в рамках предметной области «История и обществознание»
Слайд 342017 г. Постоянно действующий семинар для руководителей краевых экспертных групп по
обсуждению предметных Концепций по истории и обществознанию
Сетевая группа учителей истории и обществознания Пермского края
Слайд 352017-2018 гг. Сетевая группа учителей обществознания
Координатор и руководитель группы:
Кальсина
А. А. – ведущ. научн. сотрудник
отдела сопровождения ФГОС ГАУ ДПО «ИРО ПК», канд. ист. наук, доцент
Слайд 362017-2018 гг. Сетевая группа учителей обществознания
в соответствии с приказом Министерства образования
и науки Пермского края от 28.12.2016 г. № СЭД-26-01-06-893 (в рамках п.2.2. "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы).
Слайд 372017-2018 гг. Сетевая группа учителей обществознания
Цель: Конструирование эффективной модели подготовки
учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию: создание системы рекомендаций по выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ различного уровня сложности.
Выбор тьюторов ( при возможности финансирования со стороны Минобр науки ПК) для подготовки учащихся к ГИА в территориях.
Создание групп подготовки к ГИА в образовательных организациях.
Слайд 382017-2018 гг. Сетевая группа учителей обществознания
к ГИА.
Взаимодействие сетевой группы учителей
обществознания через электронный ресурс, с целью обмена опытом.
Слайд 39Результат работы сетевых групп
в 2017г.
«ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
В ФОРМАТЕ ОГЭ И ЕГЭ»
Сборник методических материалов и
рекомендации //Вестник образования Пермского края. сетевое издание ГАУ ДПО «ИРО ПК».2017 г. 30 июня на ресурсе http://vopk.ru/view.php
Слайд 40
Миссия исторического образования-формирование педагогических условий для становления российской национально-гражданской идентичности российского
гражданина.
В процессе разработки ФГОС, «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» были сформулированы ключевые направления гражданского и патриотического воспитания
Слайд 41 Ключевые направления гражданского и патриотического воспитания
Формирование мировоззрения учащихся на основе
российской идентичности;
воспитание уважения к семье , обществу, государству, духовно-нравственным и социокультурным ценностям, национальному культурному и историческому наследию;
Создание условий для воспитания активной гражданской позиции и гражданской ответственности, основанных на культурных, духовных и нравственных ценностях общества;
Повышение уровня знаний и ответственности за свои конституционные права и обязанности
Технологии и организационные формы формирования гражданской идентичности.ppt