Слайд 1Концептуальные положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования
Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора по дошкольному образованию Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании»
Слайд 2Концептуальные положения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования
Соответствие следующим документам:
Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом
по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.;
ФГОС начального общего образования.
Анализ:
структуры действующих образовательных программ
(из задания Контент-Заказчика – Минобрнауки России)
Слайд 3Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
Положительные изменения в сфере
дошкольного образования:
вариативность программ и средств обучения;
обогащение содержания дошкольного образования;
отказ от жестко регламентированных форм обучения (начало);
принятие идей гуманистической педагогики (начало).
Слайд 4Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
Недостатки в сфере дошкольного
образования:
неготовность педагогических кадров к осознанному выбору вариативной образовательной программы;
неготовность педагогических кадров к адекватной реализации программы с учетом возможностей и потребностей детей;
неоправданное увлечение предметным обучением как последствие явления вариативности;
неоправданный рост требований к поступающим в школу;
Слайд 5Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
снижение качества образования;
перегрузка детей;
формирование
узко предметных знаний и умений;
игнорирование создателями программ закономерностей психического развития ребенка;
недооценка значения развития игровой деятельности;
излишнее увлечение различными формами обучения, в которых, как правило, используются "школьные" технологии: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения, систематический контроль за усвоением знаний и умений и др.
Слайд 6Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
как следствие, искусственная акселерация
развития ребенка, "овзросление" дошкольного образования;
недостаточное внимание к физическому развитию детей дошкольного возраста, охране и укреплению их здоровья;
отсутствие единых концептуальных подходов к определению целей, задач и содержания дошкольного образования;
отсутствие связи и согласованности всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
Слайд 7Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
Задачи дошкольного образования:
приобщение детей
к ценностям здорового образа жизни;
развитие у детей положительного самоощущения;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
формирование различных знаний об окружающем мире;
Слайд 8Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
Задачи дошкольного образования:
стимулирование
коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Слайд 9Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
Содержание дошкольного образования представлено
следующими направлениями развития:
физическое
познавательно- речевое
социально- личностное
художественно- эстетическое.
Слайд 10Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Концептуальные положения:
Содержание
дошкольного образования представлено следующими направлениями развития:
физическое
познавательно- речевое
социально- личностное
художественно- эстетическое.
Слайд 11Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Содержание дошкольного
образования представляет собой следующую совокупность образовательных областей, или структурно-смысловых и функциональных единиц:
Физическая культура;
Здоровье;
Социализация;
Труд;
Безопасность;
Коммуникация;
Познание;
Чтение художественной литературы;
Музыка
Художественное творчество.
Слайд 12Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
3) Каждая образовательная
область (исключение – Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской деятельности:
Физическая культура – двигательной;
Социализация – игровой;
Труд – трудовой;
Коммуникация - коммуникативной;
Познание – познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной);
Чтение художественной литературы – восприятия худ. литературы;
Музыка – музыкально-художественной;
Художественное творчество - продуктивной.
Слайд 13Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
4) Основные
модели образования детей дошкольного возраста:
совместная деятельность взрослых и детей;
самостоятельная деятельность.
Слайд 14Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Использование адекватных
возрасту форм работы с детьми:
игра;
наблюдение;
беседа, разговор;
решение проблемных ситуаций;
экспериментирование;
чтение;
коллекционирование
и др.
Слайд 15Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
6) Соответствие
принципам:
развивающего образования;
научной обоснованности и практической применимости;
полноты, необходимости и достаточности;
интеграции образовательных областей,
а также
комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.
Слайд 16Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Основные подходы
к образованию детей дошкольного возраста:
- культурно-исторический;
деятельностный;
- личностный.