Слайд 1«Комплексное развитие системы образования Московской области»
Доклад Министра образования Правительства Московской области
                                                            
                                    Л.Н.АНТОНОВОЙ 
на общественном обсуждении 
РКПМО 21 июня 2007 г.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 3Основные вопросы доклада
В чем мы видим значение этого проекта для Московской
                                                            
                                    области? 
Каковы наши ключевые заделы и обязательства в проекте? В чем мы видим риски проекта и как предполагаем работать по их минимизации и компенсации?
На каких основаниях базируется наш общий, стратегический подход к реализации проекта в Московской области?
Каковы проблемные точки проекта? По каким направлениям проекта особенно важна экспертная поддержка и выверенность моделей, принимаемых за основу?
Как мы подходим к управлению реализацией проекта? 
На что важно обратить особое внимание проектным группам?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Значение РКПМО для Московской области 
Комплексный проект модернизации образования Московской области
                                                            
                                    разрабатывался и будет реализо-вываться как необходимый элемент стратегии социально-экономического развития Моско-вской области.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Значение РКПМО для Московской области
Московская область входит в пятерку регионов РФ,
                                                            
                                    занимающих лидирующие позиции по показателю «индекс развития интеллектуального потенциала». 
Область занимает третье место в стране по такому показателю как «доля лиц с высшим образованием» (20,2%) (при среднем показателе по Российской Федерации – 15,7%). 
Подмосковье входит в тройку регионов с наименьшей долей лиц, не имеющих начального общего образования (0,4% при среднем показателе по стране – 1,0).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Ключевые обязательства Московской области в проекте 
Наиболее ответственное -  обязательство
                                                            
                                    по показателю: «4.1. Доля школьников (в %), обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательно-го процесса». Эта доля должна к 2009 г. возрасти до 75%, причем в уже текущем году таких школ должно стать 50 процентов от их общего числа, что на 15 процентов больше, чем в 2006 году).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Наши заделы
Опыт участия в крупных проектах. 
Мегапроект ИОО «Развитие образования в
                                                            
                                    России» (2002-2003 гг.
Федеральный проект по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения (2003-2004).
Федеральный проект по отработке моделей реструктуризации сети общеобразовательных учреждений (2002-2003 гг.).
Федеральный проект по созданию и апробации моделей школьных Управляющих советов (2004-2006 г.). 
Федеральные проекты по развитию мониторинга и статистики образования.
Проект МБРР и НФПК по введению публичной отчетности в системе образования (2005-2006). 
Проект МБРР, НФПК и АПК и ППРО по модернизации систем управления на школьном уровне (2004-2006).
Проект МБРР, НФПК и АПК и ППРО по апробации модульного курса подготовки администраторов образования (2006).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Наши заделы
Эксперты, работающие в нашей системе образования, имеют большой опыт участия
                                                            
                                    в крупных проектах в рамках ФЦПРО.
Мы реализуем второе поколение Областной целевой программы «Развитие образования в Московской области», ряд проектов которой прямо нацелены на реализацию РКПМО, выполняем областные гранты по актуальным направлениям инновационного развития.
В ходе этих проектов создано сообщество квалифицированных и авторитетных экспертов, опыт командной работы, вкус к участию в проектах, необходимый для успеха «проектный кураж».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Наши заделы 
серьезные наработки в области к аттестации кадров, а также
                                                            
                                    аккредитации образовательных учреждений
заделы для расширения масштабов проведения ЕГЭ и основы региональной системы оценки качества образования
разработаны основы программы развития сети образовательных учреждений и ясны основные модели их практической реализации.
есть хорошие заделы по развитию общественного участия в управлении: отработана нормативная база, методические основы, созданы школьные советы, начато обучение общественных управляющих, подготовлены региональный, три муниципальных и несколько школьных публичных докладов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Наши заделы
у региона сильный потенциал в области управления проектами. Наша система
                                                            
                                    подготовки кадров к реализации РКПМО получила Гран-при Первого всероссийского конкурса «Инноватика в образовании» и опирается на большой опыт подготовки менеджеров образования. Работает сайт сопровождения модернизации образования (www.momos.ru), проект освещается в СМИ, в газетах, на радио и телевидении. Мы активно взаимодействуем с системами образования многих субъектов РФ, принимаем у себя их представителей, делимся опытом, направляем им наши инновационные разработки.
Наша система образования как один из крупных участников проекта может и постарается много сделать для других регионов, нынешних и будущих его участников, для обеспечения интенсивного межрегионального сетевого взаимодействия, для развития проекта в целом.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Средняя заработная плата в Центральном федеральном округе в 1 квартале 2007
                                                            
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Средняя заработная плата работников образования Московской области
2000 г.   
                                                            
                                       -      1234 руб.
2007 г. (март)  -      11621 руб.
                   
По отношению к средней зарплате в целом по отраслям экономики Московской области средняя зарплата в образовании составляет:
2000 г.        -       54,4%
2007 г.        -       79%
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Задачи новой системы 
оплаты труда
Повышение стимулирующей роли заработной платы
Повышение  требований
                                                            
                                     к  уровню квалификации работника и результатам его деятельности
Учет отраслевых и внутриотраслевых особенностей труда
Дифференциация заработной платы
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Усиление стимулирующей роли оплаты труда за результаты работы достигается путем:
выделения стимулирующей
                                                            
                                    части в ФОТ и постепенного увеличения доли стимулирующих выплат в ФОТ;
участия общественных структур (обще-ственных советов школ) в распределении стимулирующей части оплаты труда;
установления критериев и показателей качества и результативности труда педагогических работников
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15На введение новой системы оплаты труда в 2007 г.
из областного бюджета
                                                            
                                    выделяется
1100 млн.рублей,
в том числе на увеличение стимулирующей части оплаты труда в пилотных школах
113 млн.рублей
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Структура фонда оплаты труда
ФОТ
Базовая часть      
                                                            
                                                       Стимулирующая часть
Должностной оклад                      	  Выплаты за результативность 
Компенсационные выплаты               	  и качество труда
   	  
		Учет всех видов деятельности        		Разработка критериев и
     	учителя и условий труда             		показателей оценки труда
                                           		учителя	
		Аттестация 
                        
   		Стимулирование нормативной             	Установление регламента 
   		наполняемости классов                   	участия   общественных 
                                          	  	советов    школ      в
                                                 	р а с п р е д е л е н и и 
                                                 	стимулирующей части
                                                 	оплаты труда
2007 год
             85%                                15%
2009 год
            70%                                30% 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Ключевые обязательства Московской области в проекте
По направлению 1. Введение новой системы
                                                            
                                    оплаты труда (НСОТ) работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей нам предстоит выйти на следующие показатели:
Рост абсолютного значения средней заработной платы учителей за счет введения новой системы оплаты труда (далее – НСОТ) по отношению к уровню 2006 года должен составить к 2009 году 60 %.
Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, должна вырасти за три года с 63 до 70 %.
Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на НСОТ должна составить 20% в текущем году и 100% в 2009 г., а доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, которые перешли на НСОТ, от общего числа государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений – возрасти за тот же период с 15 до 100 %.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Ключевые обязательства Московской области в проекте
По направлению 2. Переход на нормативное
                                                            
                                    подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ) наши обязательства таковы:
Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа муниципальных образований в Московской области, должна к завершению проекта достигнуть 100 % (на данный момент такой переход готовится, и уже в текущем году нужно выйти на рубеж 20% охвата НПФ).
Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа общеобразовательных учреждений, должна вырасти с 15 % в текущем году до 100 % в 2009 г.
Доля общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, от общего числа общеобразовательных учреждений, должна достичь 100 процентов уже в 2008 г.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Ключевые обязательства Московской области в проекте
Величина нормативов в городской местности: 
2007
                                                            
                                    до 17 953 руб. на ребенка в год, 
2008 до 21 693 руб. на ребенка в год, 
2009 до 24 686 руб. на ребенка в год. 
В сельской местности:
2007 - до 31 175 руб. на ребенка в год, 
2008 – до 37 670 руб. на ребенка в год, 
2009 – до 42 865 руб. на ребенка в год. 
Доля учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учреж-дений должна возрасти с менее 6 % в 2006 г. до 10% в 2009 г.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Ключевые обязательства Московской области в проекте
По направлению 3. Развитие региональной системы
                                                            
                                    оценки качества образования (СОКО) :
Увеличить количество учебных предметов, по которым выпускникам общеобразовательных учреждений предоставляется возможность сдачи ЕГЭ с 9 до 12.	
Увеличить долю выпускников (общеобразовательных учреждений), проходящих государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ с менее 2 % в 2006 г. до 100% в 2008 г., а долю выпускников общеобразовательных учреждений, сдающих ЕГЭ по трем и более учебным предметам – с менее 1 % до 50% в 2008 г. т 100% в 2009 г.
Повысить долю выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую муниципальными, межшкольными экзаменационными комиссиями, с 4,9% в 2006 г. – до соответственно – 47 и 75 % в два последние года выполнения проекта.
Ввести в полном масштабе областную систему оценки качества образования. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Ключевые обязательства Московской области в проекте
По направлению 4. Развитие сети общеобразовательных
                                                            
                                    учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства, кроме показателя 4.1., о котором было сказано выше, предстоит:
Обеспечить рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, в сравнении с 2006 годом на 8%, то есть вплотную подойти к показателю 25 человек в классе, а в сельской местности на 6,6%, с выходом на показатель 16 человек в классе.
Создать для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами по каждому предмету и эффективного использования образовательных ресурсов (на уровне 62,4 % с учетом динамики демографических показателей).
Реализовать Проект программы развития сети общеобра-зовательных учреждений.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Ключевые обязательства Московской области в проекте
По направлению 5. Развитие общественного участия
                                                            
                                    в управлении образованием:
Довести долю ОУ, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления общеобразовательным учреждением, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, а также долю муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический, государственно-обществе-нный характер управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений до 100 процентов к 2009 г. и до 65% уже в этом году.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Ключевые обязательства Московской области в проекте
80% общеобразовательных учреждений в этом году
                                                            
                                    будут иметь опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности и 75 % – свои сайты. 
Отношение числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу пунктов, в которых проводится ЕГЭ возрастет до 3, а доля общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводятся комиссиями с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием достигнет 100 %.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Ключевые обязательства Московской области в проекте
По направлению 6. Организационное обеспечение реализации
                                                            
                                    регионального комплексного проекта мы обязались развернуть и уже разворачиваем с помощью Регионального оператора:
Широкую систему специальной подготовки управленческих кадров к реализации проекта (она уже начала свою работу).
Систему работ по электронному мониторингу реализации проекта (в данное время осуществлен ввод первичного материала).
Систему общественного продвижения проекта, его информационного и PR-сопровождения, работы со СМИ.
Системное привлечение к реализации проекта школ и учителей-победителей ПНПО. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Существенные особенности и трудности этого проекта
Масштабность проекта и работ по его
                                                            
                                    реализации и сопровождению даже по сравнению с другими направлениями реализации ПНПО.
Комплексный характер проекта: надо увязать и синхронизировать множество действий на всех уровнях.
Сжатые сроки проекта по сравнению с масштабностью его задач – три года не такой большой срок для системных преобразований. 
Высочайший уровень ответственности и спроса: от директора школы до Министра образования и Губернатора Московской области. Проект – не ведомственный, а общерегиональный. Руководить проектом доверено мне, но заявка подписана Губернатором Московской области Б.В.Громовым. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Существенные особенности и трудности этого проекта
проект общерегиональный, но ыв идеале он
                                                            
                                    должен стать и общенародным за счет вовлечения в него общественности, гражданских институтов, населения области. 
Введение жесткой федеральной системы электронного мониторинга проекта на всех уровнях. При этом по итогам мониторинга участие региона в проекте и дополнительное финансирование может быть прекращено, что, конечно, не должно быть нами допущено.
Необходимость не только четкого выполнения всех обязательств, зафиксированных в заявке региона, но и осуществления запланированных системных изменений в образовании и его качестве.
Невозможность выполнить проект малыми силами и в локальных масштабах – отдельными территориями, отдельными лучшими школами; пилотаж возможен только на старте проекта: суть обязательств в очень широком, массовом охвате основными направлениями модернизации всех муниципальных образований, практически всех школ, во многих случаях речь идет о выходе к 2009 г. на полный охват изменениями.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Существенные особенности и трудности этого проекта
Необходимость мобилизации всех региональных и местных
                                                            
                                    средств, так как в этом проекте федеральные субсидии являются только софинансированием и не могут решить всего объема задач – 405 млн. руб. в год – сумма немалая, но несопоставимая с масштабами нашего консолидированного бюджета на образование (свыше 40 млрд. руб.).
Средства федеральной субсидии могут расходоваться строго целевым образом на три направления: 
повышение квалификации и переподготовка педагогических и руководящих кадров общеобразовательных учреждений, специалистов органов управления образованием; 
приобретение оборудования и мебели (за исключением предметных кабинетов, закупаемых в рамках ПНПО); 
текущий ремонт общеобразовательных учреждений.
Контроль за выполнением проекта будет двойным – с одной стороны – за точным, полным и своевременным выполнением обязательств по проекту, с другой стороны – за целевым использованием средств.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Проблемные точки
В отличие от ряда регионов, участвовавших в проекте «Реформа системы
                                                            
                                    образования», наша область в меньшей степени продвинулась в области изменения организационно-экономического механизма образования: мы пока не перешли на нормативное подушевое финансирование и, как, наверно, и большинство других регионов, мы находимся в поисках эффективных и работающих моделей введения НСОТ. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Введение НСОТ
Почему возникла необходимость менять систему оплаты труда в общем образовании?
                                                            
                                    Что не удовлетворяет в действующей системе?
В чем отличия НСОТ в рамках РКПМО от традиционной СОТ, которая действует сейчас? В чем отличия НСОТ в рамках РКПМО от СОТ, вводимой в рамках планового введения  отраслевых СОТ в Московской области?
Что такое качество образования, и за какое качество образования стоит доплачивать учителю?
Что будет входить в базовую часть ФОТ в условиях НСОТ? Войдет ли в оклад проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа? Какова будет обычная нагрузка учителя (сейчас ставка 18 часов в неделю)?
За что предполагается давать стимулирующую часть ФОТ в условиях НСОТ? Какие достижения учащихся должны стать основанием для установления стимулирующей части ФОТ? Каков будет объем стимулирующей части ФОТ в условиях НСОТ?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Введение НСОТ
Через какие механизмы НСОТ будет стимулировать высокое качество образования? Как
                                                            
                                    НСОТ опирается на новую аттестацию кадров? За счет чего новая аттестация сработает на дифференциацию и рост доходов учителей?
Какова (в сравнении с нынешним уровнем) дифференциация в доходах учителей при нынешнем варианте СОТ и при НСОТ?
Каковы наиболее серьезные риски, негативные последствия введения НСОТ на стадии запуска проекта и на стадии массового внедрения? Что делать для их профилактики, уменьшения, компенсации?
Как общественность будет участвовать в распределении стимулирующей части ФОТ в условиях НСОТ?
Как строить эксперимент в пилотных МО при комплексном введении в них всех направлений РКПМО, начиная с НСОТ?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Риски проекта
По введению НСОТ – риски, связанные с самой идеей дифференциации
                                                            
                                    доходов учителей после многих десятилетий уравниловки, риски ошибок в процессе реализации проекта: неполном учете всех видов работ учителя в базовой части ФОТ, перекосов в распределении стимулирующей части ФОТ и др.
По введению НБФ – риски недостаточного учета особенностей разных видов школ при нежелательности слишком большого количества поправочных коэффициентов к нормативам, которые убивают саму идею нормативного финансирования.
По системе оценки качества – риски свед`ения качества образования и его оценки только и исключительно к ЕГЭ, замедления включения общественности в процедуры оценки школ.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Риски проекта
По развитию сети – весь букет социальных рисков и угроз,
                                                            
                                    связанных с непродуманным и несогласованным с населением подходом к изменению сети, а с другой стороны – риски консервации существующего положения дел, которое не ведет к созданию условий для качества образования.
По общественному участию – риски создания карманных или безответственных школьных советов, неготовности общественности к активному и при этом компетентному участию в соуправлении школой.
По управлению проектом – риски потери темпа, несвоевременной подготовки и сдачи информации, нескоординированности действий на разных уровнях управления, недостаточной мотивированности отдельных групп участников.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Как мы подходим к проекту?
Серьезно и вдумчиво, на научной основе, в
                                                            
                                    тесной связи с экспертным сообществом области.
Конкретизируя положения и обязательства нашей проектной заявки, превращая их в конкретные планы на уровне каждого муниципального образования, каждой школы. Не торопясь, проводя сначала пилотные эксперименты и апробацию новых моделей, а уже потом – массовое внедрение их в практику.
Обеспечивая муниципальным образованиям и школам постоянную научно-методическую и экспертно-консультационную поддержку, организуя обучение кадров (для этого мы и определили регионального Оператора по сопровождению реализации проекта).
Внимательно отслеживая каждый шаг и получаемые результаты (мониторинг проекта).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Как мы подходим к проекту?
Вовлекая в реализацию проекта все более широкую
                                                            
                                    общественность, население. Этот проект должен стать народным проектом.
Опираясь на лучшие школы и учителей, победителей Нацпроекта и профессиональных конкурсов.
Мы поддерживаем начинание руководителей школ-победителей ПНПО 2006 г. о создании общественного объединения «Ассоциации лидеров образования Подмосковья», которое во многом сможет помочь в решении задач комплексного проекта.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35Призываю всех участников обсуждения
к предельно собранной, внимательной и конструктивной работе (время
                                                            
                                    сомнений в полезности модернизации прошло, пришло время поиска лучших путей ее комплексного осуществления), 
к подробной фиксации основных идей лекций, задаванию вопросов на понимание,
к полному использованию сил и времени федеральных экспертов, 
к уточнению в группах проблемных зон работы, стратегии и тактики решения проблем, планов и графиков нашей предстоящей работы.