Комплексное развитие системы образования Московской области презентация

Содержание

Основные вопросы доклада В чем мы видим значение этого проекта для Московской области? Каковы наши ключевые заделы и обязательства в проекте? В чем мы видим риски проекта и как предполагаем

Слайд 1«Комплексное развитие системы образования Московской области»
Доклад Министра образования Правительства Московской области

Л.Н.АНТОНОВОЙ
на общественном обсуждении
РКПМО 21 июня 2007 г.

Слайд 2


Слайд 3Основные вопросы доклада
В чем мы видим значение этого проекта для Московской

области?
Каковы наши ключевые заделы и обязательства в проекте? В чем мы видим риски проекта и как предполагаем работать по их минимизации и компенсации?
На каких основаниях базируется наш общий, стратегический подход к реализации проекта в Московской области?
Каковы проблемные точки проекта? По каким направлениям проекта особенно важна экспертная поддержка и выверенность моделей, принимаемых за основу?
Как мы подходим к управлению реализацией проекта?
На что важно обратить особое внимание проектным группам?

Слайд 4Значение РКПМО для Московской области
Комплексный проект модернизации образования Московской области

разрабатывался и будет реализо-вываться как необходимый элемент стратегии социально-экономического развития Моско-вской области.


Слайд 5Значение РКПМО для Московской области
Московская область входит в пятерку регионов РФ,

занимающих лидирующие позиции по показателю «индекс развития интеллектуального потенциала».
Область занимает третье место в стране по такому показателю как «доля лиц с высшим образованием» (20,2%) (при среднем показателе по Российской Федерации – 15,7%).
Подмосковье входит в тройку регионов с наименьшей долей лиц, не имеющих начального общего образования (0,4% при среднем показателе по стране – 1,0).

Слайд 6Ключевые обязательства Московской области в проекте
Наиболее ответственное - обязательство

по показателю: «4.1. Доля школьников (в %), обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательно-го процесса». Эта доля должна к 2009 г. возрасти до 75%, причем в уже текущем году таких школ должно стать 50 процентов от их общего числа, что на 15 процентов больше, чем в 2006 году).

Слайд 7Наши заделы
Опыт участия в крупных проектах.
Мегапроект ИОО «Развитие образования в

России» (2002-2003 гг.
Федеральный проект по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения (2003-2004).
Федеральный проект по отработке моделей реструктуризации сети общеобразовательных учреждений (2002-2003 гг.).
Федеральный проект по созданию и апробации моделей школьных Управляющих советов (2004-2006 г.).
Федеральные проекты по развитию мониторинга и статистики образования.
Проект МБРР и НФПК по введению публичной отчетности в системе образования (2005-2006).
Проект МБРР, НФПК и АПК и ППРО по модернизации систем управления на школьном уровне (2004-2006).
Проект МБРР, НФПК и АПК и ППРО по апробации модульного курса подготовки администраторов образования (2006).

Слайд 8Наши заделы
Эксперты, работающие в нашей системе образования, имеют большой опыт участия

в крупных проектах в рамках ФЦПРО.
Мы реализуем второе поколение Областной целевой программы «Развитие образования в Московской области», ряд проектов которой прямо нацелены на реализацию РКПМО, выполняем областные гранты по актуальным направлениям инновационного развития.
В ходе этих проектов создано сообщество квалифицированных и авторитетных экспертов, опыт командной работы, вкус к участию в проектах, необходимый для успеха «проектный кураж».

Слайд 9Наши заделы
серьезные наработки в области к аттестации кадров, а также

аккредитации образовательных учреждений
заделы для расширения масштабов проведения ЕГЭ и основы региональной системы оценки качества образования
разработаны основы программы развития сети образовательных учреждений и ясны основные модели их практической реализации.
есть хорошие заделы по развитию общественного участия в управлении: отработана нормативная база, методические основы, созданы школьные советы, начато обучение общественных управляющих, подготовлены региональный, три муниципальных и несколько школьных публичных докладов.

Слайд 10Наши заделы
у региона сильный потенциал в области управления проектами. Наша система

подготовки кадров к реализации РКПМО получила Гран-при Первого всероссийского конкурса «Инноватика в образовании» и опирается на большой опыт подготовки менеджеров образования. Работает сайт сопровождения модернизации образования (www.momos.ru), проект освещается в СМИ, в газетах, на радио и телевидении. Мы активно взаимодействуем с системами образования многих субъектов РФ, принимаем у себя их представителей, делимся опытом, направляем им наши инновационные разработки.
Наша система образования как один из крупных участников проекта может и постарается много сделать для других регионов, нынешних и будущих его участников, для обеспечения интенсивного межрегионального сетевого взаимодействия, для развития проекта в целом.

Слайд 11Средняя заработная плата в Центральном федеральном округе в 1 квартале 2007

года



Слайд 12Средняя заработная плата работников образования Московской области

2000 г.

- 1234 руб.

2007 г. (март) - 11621 руб.

По отношению к средней зарплате в целом по отраслям экономики Московской области средняя зарплата в образовании составляет:
2000 г. - 54,4%
2007 г. - 79%

Слайд 13Задачи новой системы оплаты труда
Повышение стимулирующей роли заработной платы
Повышение требований

к уровню квалификации работника и результатам его деятельности
Учет отраслевых и внутриотраслевых особенностей труда
Дифференциация заработной платы

Слайд 14Усиление стимулирующей роли оплаты труда за результаты работы достигается путем:

выделения стимулирующей

части в ФОТ и постепенного увеличения доли стимулирующих выплат в ФОТ;
участия общественных структур (обще-ственных советов школ) в распределении стимулирующей части оплаты труда;
установления критериев и показателей качества и результативности труда педагогических работников

Слайд 15На введение новой системы оплаты труда в 2007 г.
из областного бюджета

выделяется
1100 млн.рублей,
в том числе на увеличение стимулирующей части оплаты труда в пилотных школах
113 млн.рублей

Слайд 16Структура фонда оплаты труда
ФОТ
Базовая часть

Стимулирующая часть
Должностной оклад Выплаты за результативность
Компенсационные выплаты и качество труда

Учет всех видов деятельности Разработка критериев и
учителя и условий труда показателей оценки труда
учителя
Аттестация

Стимулирование нормативной Установление регламента
наполняемости классов участия общественных
советов школ в
р а с п р е д е л е н и и
стимулирующей части
оплаты труда
2007 год
85% 15%
2009 год
70% 30%

Слайд 17Ключевые обязательства Московской области в проекте
По направлению 1. Введение новой системы

оплаты труда (НСОТ) работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей нам предстоит выйти на следующие показатели:
Рост абсолютного значения средней заработной платы учителей за счет введения новой системы оплаты труда (далее – НСОТ) по отношению к уровню 2006 года должен составить к 2009 году 60 %.
Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, должна вырасти за три года с 63 до 70 %.
Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на НСОТ должна составить 20% в текущем году и 100% в 2009 г., а доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, которые перешли на НСОТ, от общего числа государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений – возрасти за тот же период с 15 до 100 %.

Слайд 18Ключевые обязательства Московской области в проекте
По направлению 2. Переход на нормативное

подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ) наши обязательства таковы:
Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа муниципальных образований в Московской области, должна к завершению проекта достигнуть 100 % (на данный момент такой переход готовится, и уже в текущем году нужно выйти на рубеж 20% охвата НПФ).
Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, от общего числа общеобразовательных учреждений, должна вырасти с 15 % в текущем году до 100 % в 2009 г.
Доля общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, от общего числа общеобразовательных учреждений, должна достичь 100 процентов уже в 2008 г.

Слайд 19Ключевые обязательства Московской области в проекте
Величина нормативов в городской местности:
2007

до 17 953 руб. на ребенка в год,
2008 до 21 693 руб. на ребенка в год,
2009 до 24 686 руб. на ребенка в год.
В сельской местности:
2007 - до 31 175 руб. на ребенка в год,
2008 – до 37 670 руб. на ребенка в год,
2009 – до 42 865 руб. на ребенка в год.
Доля учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учреж-дений должна возрасти с менее 6 % в 2006 г. до 10% в 2009 г.

Слайд 20Ключевые обязательства Московской области в проекте
По направлению 3. Развитие региональной системы

оценки качества образования (СОКО) :
Увеличить количество учебных предметов, по которым выпускникам общеобразовательных учреждений предоставляется возможность сдачи ЕГЭ с 9 до 12.
Увеличить долю выпускников (общеобразовательных учреждений), проходящих государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ с менее 2 % в 2006 г. до 100% в 2008 г., а долю выпускников общеобразовательных учреждений, сдающих ЕГЭ по трем и более учебным предметам – с менее 1 % до 50% в 2008 г. т 100% в 2009 г.
Повысить долю выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую муниципальными, межшкольными экзаменационными комиссиями, с 4,9% в 2006 г. – до соответственно – 47 и 75 % в два последние года выполнения проекта.
Ввести в полном масштабе областную систему оценки качества образования.

Слайд 21Ключевые обязательства Московской области в проекте
По направлению 4. Развитие сети общеобразовательных

учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства, кроме показателя 4.1., о котором было сказано выше, предстоит:
Обеспечить рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, в сравнении с 2006 годом на 8%, то есть вплотную подойти к показателю 25 человек в классе, а в сельской местности на 6,6%, с выходом на показатель 16 человек в классе.
Создать для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами по каждому предмету и эффективного использования образовательных ресурсов (на уровне 62,4 % с учетом динамики демографических показателей).
Реализовать Проект программы развития сети общеобра-зовательных учреждений.

Слайд 22Ключевые обязательства Московской области в проекте
По направлению 5. Развитие общественного участия

в управлении образованием:
Довести долю ОУ, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления общеобразовательным учреждением, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, а также долю муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический, государственно-обществе-нный характер управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений до 100 процентов к 2009 г. и до 65% уже в этом году.

Слайд 23Ключевые обязательства Московской области в проекте
80% общеобразовательных учреждений в этом году

будут иметь опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности и 75 % – свои сайты.
Отношение числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу пунктов, в которых проводится ЕГЭ возрастет до 3, а доля общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводятся комиссиями с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием достигнет 100 %.


Слайд 24Ключевые обязательства Московской области в проекте
По направлению 6. Организационное обеспечение реализации

регионального комплексного проекта мы обязались развернуть и уже разворачиваем с помощью Регионального оператора:
Широкую систему специальной подготовки управленческих кадров к реализации проекта (она уже начала свою работу).
Систему работ по электронному мониторингу реализации проекта (в данное время осуществлен ввод первичного материала).
Систему общественного продвижения проекта, его информационного и PR-сопровождения, работы со СМИ.
Системное привлечение к реализации проекта школ и учителей-победителей ПНПО.

Слайд 25Существенные особенности и трудности этого проекта
Масштабность проекта и работ по его

реализации и сопровождению даже по сравнению с другими направлениями реализации ПНПО.
Комплексный характер проекта: надо увязать и синхронизировать множество действий на всех уровнях.
Сжатые сроки проекта по сравнению с масштабностью его задач – три года не такой большой срок для системных преобразований.
Высочайший уровень ответственности и спроса: от директора школы до Министра образования и Губернатора Московской области. Проект – не ведомственный, а общерегиональный. Руководить проектом доверено мне, но заявка подписана Губернатором Московской области Б.В.Громовым.

Слайд 26Существенные особенности и трудности этого проекта
проект общерегиональный, но ыв идеале он

должен стать и общенародным за счет вовлечения в него общественности, гражданских институтов, населения области.
Введение жесткой федеральной системы электронного мониторинга проекта на всех уровнях. При этом по итогам мониторинга участие региона в проекте и дополнительное финансирование может быть прекращено, что, конечно, не должно быть нами допущено.
Необходимость не только четкого выполнения всех обязательств, зафиксированных в заявке региона, но и осуществления запланированных системных изменений в образовании и его качестве.
Невозможность выполнить проект малыми силами и в локальных масштабах – отдельными территориями, отдельными лучшими школами; пилотаж возможен только на старте проекта: суть обязательств в очень широком, массовом охвате основными направлениями модернизации всех муниципальных образований, практически всех школ, во многих случаях речь идет о выходе к 2009 г. на полный охват изменениями.

Слайд 27Существенные особенности и трудности этого проекта
Необходимость мобилизации всех региональных и местных

средств, так как в этом проекте федеральные субсидии являются только софинансированием и не могут решить всего объема задач – 405 млн. руб. в год – сумма немалая, но несопоставимая с масштабами нашего консолидированного бюджета на образование (свыше 40 млрд. руб.).
Средства федеральной субсидии могут расходоваться строго целевым образом на три направления:
повышение квалификации и переподготовка педагогических и руководящих кадров общеобразовательных учреждений, специалистов органов управления образованием;
приобретение оборудования и мебели (за исключением предметных кабинетов, закупаемых в рамках ПНПО);
текущий ремонт общеобразовательных учреждений.
Контроль за выполнением проекта будет двойным – с одной стороны – за точным, полным и своевременным выполнением обязательств по проекту, с другой стороны – за целевым использованием средств.

Слайд 28Проблемные точки
В отличие от ряда регионов, участвовавших в проекте «Реформа системы

образования», наша область в меньшей степени продвинулась в области изменения организационно-экономического механизма образования: мы пока не перешли на нормативное подушевое финансирование и, как, наверно, и большинство других регионов, мы находимся в поисках эффективных и работающих моделей введения НСОТ.

Слайд 29Введение НСОТ
Почему возникла необходимость менять систему оплаты труда в общем образовании?

Что не удовлетворяет в действующей системе?
В чем отличия НСОТ в рамках РКПМО от традиционной СОТ, которая действует сейчас? В чем отличия НСОТ в рамках РКПМО от СОТ, вводимой в рамках планового введения отраслевых СОТ в Московской области?
Что такое качество образования, и за какое качество образования стоит доплачивать учителю?
Что будет входить в базовую часть ФОТ в условиях НСОТ? Войдет ли в оклад проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа? Какова будет обычная нагрузка учителя (сейчас ставка 18 часов в неделю)?
За что предполагается давать стимулирующую часть ФОТ в условиях НСОТ? Какие достижения учащихся должны стать основанием для установления стимулирующей части ФОТ? Каков будет объем стимулирующей части ФОТ в условиях НСОТ?

Слайд 30Введение НСОТ
Через какие механизмы НСОТ будет стимулировать высокое качество образования? Как

НСОТ опирается на новую аттестацию кадров? За счет чего новая аттестация сработает на дифференциацию и рост доходов учителей?
Какова (в сравнении с нынешним уровнем) дифференциация в доходах учителей при нынешнем варианте СОТ и при НСОТ?
Каковы наиболее серьезные риски, негативные последствия введения НСОТ на стадии запуска проекта и на стадии массового внедрения? Что делать для их профилактики, уменьшения, компенсации?
Как общественность будет участвовать в распределении стимулирующей части ФОТ в условиях НСОТ?
Как строить эксперимент в пилотных МО при комплексном введении в них всех направлений РКПМО, начиная с НСОТ?

Слайд 31Риски проекта
По введению НСОТ – риски, связанные с самой идеей дифференциации

доходов учителей после многих десятилетий уравниловки, риски ошибок в процессе реализации проекта: неполном учете всех видов работ учителя в базовой части ФОТ, перекосов в распределении стимулирующей части ФОТ и др.
По введению НБФ – риски недостаточного учета особенностей разных видов школ при нежелательности слишком большого количества поправочных коэффициентов к нормативам, которые убивают саму идею нормативного финансирования.
По системе оценки качества – риски свед`ения качества образования и его оценки только и исключительно к ЕГЭ, замедления включения общественности в процедуры оценки школ.

Слайд 32Риски проекта
По развитию сети – весь букет социальных рисков и угроз,

связанных с непродуманным и несогласованным с населением подходом к изменению сети, а с другой стороны – риски консервации существующего положения дел, которое не ведет к созданию условий для качества образования.
По общественному участию – риски создания карманных или безответственных школьных советов, неготовности общественности к активному и при этом компетентному участию в соуправлении школой.
По управлению проектом – риски потери темпа, несвоевременной подготовки и сдачи информации, нескоординированности действий на разных уровнях управления, недостаточной мотивированности отдельных групп участников.

Слайд 33Как мы подходим к проекту?
Серьезно и вдумчиво, на научной основе, в

тесной связи с экспертным сообществом области.
Конкретизируя положения и обязательства нашей проектной заявки, превращая их в конкретные планы на уровне каждого муниципального образования, каждой школы. Не торопясь, проводя сначала пилотные эксперименты и апробацию новых моделей, а уже потом – массовое внедрение их в практику.
Обеспечивая муниципальным образованиям и школам постоянную научно-методическую и экспертно-консультационную поддержку, организуя обучение кадров (для этого мы и определили регионального Оператора по сопровождению реализации проекта).
Внимательно отслеживая каждый шаг и получаемые результаты (мониторинг проекта).

Слайд 34Как мы подходим к проекту?
Вовлекая в реализацию проекта все более широкую

общественность, население. Этот проект должен стать народным проектом.
Опираясь на лучшие школы и учителей, победителей Нацпроекта и профессиональных конкурсов.
Мы поддерживаем начинание руководителей школ-победителей ПНПО 2006 г. о создании общественного объединения «Ассоциации лидеров образования Подмосковья», которое во многом сможет помочь в решении задач комплексного проекта.


Слайд 35Призываю всех участников обсуждения

к предельно собранной, внимательной и конструктивной работе (время

сомнений в полезности модернизации прошло, пришло время поиска лучших путей ее комплексного осуществления),
к подробной фиксации основных идей лекций, задаванию вопросов на понимание,
к полному использованию сил и времени федеральных экспертов,
к уточнению в группах проблемных зон работы, стратегии и тактики решения проблем, планов и графиков нашей предстоящей работы.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика