Компетентностная модель преподавателя высшей школы презентация

Содержание

План Основания выявления компетенций преподавателя ВШ Система компетенций преподавателя ВШ

Слайд 1Компетентностная модель ПВШ
Лектор:
Волкова Милена Александровна


Слайд 2План
Основания выявления компетенций преподавателя ВШ
Система компетенций преподавателя ВШ


Слайд 3ОСНОВАНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ



Слайд 4Виды компетенций

Педагогические
Методические
Психологические
Научно –
исследовательские
Реализация
ООП ВПО
Разработка и обновление педагогических технологий
Генерация новых

знаний
Их интеграция в образование

Учет биологических и психологических пределов человеческого восприятия и усвоения ЗУН


Слайд 5ПВШ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ
Основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы

в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности.
Правовые и нормативные основы функционирования системы образования.
Иметь представление о системе непрерывного образования
Основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов.


Слайд 6ПВШ ДОЛЖЕН УМЕТЬ
Излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в

учебном плане, осваиваемом студентами;
Использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими науками;
Владеть методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы; основами методической работы в высшей школе;
Методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;
Основами применения компьютерной техники и информационных технологий в образовательно-научном процессе;
Методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей, эмоциональной саморегуляции, развития ценностных ориентаций и личностных качеств;
Деловым профессионально-ориентированным иностранным языком


Слайд 7ГРУППЫ КОМПЕТЕНЦИЙ, ОТРАЖЕННЫЕ В ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЯХ
Компетенции по осуществлению видов работы:
учебной
методической
организационной
научной
воспитательной
повышения квалиф.


Слайд 8Виды компетенций ПВШ


Слайд 9Компетенции реализации ВВР
Содействие в адаптации первокурсников к ОП
Содействие в гражданско-патриотическом самоопределении


Содействие в приобщении к ЗОЖ
Содействие творческой самореализации



Слайд 10СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
– это программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой будет

осуществляться деятельность по решению социально значимой проблемы с полным ее обоснованием и оценкой результатов.


Слайд 11Примеры социальных проектов
на сайте Агентства
стратегических инициатив
http://www.asi.ru/projects/
Создание сети интерактивных

научно-развлекательных центров для детей и молодежи http://www.asi.ru/projects/8283/


Слайд 13Структура компетентности
теоретический
практический
личностный


Слайд 14 Качества, необходимые для группы профессий «человек-человек» (по Е. А. Климову)
1)

умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей";
2) умение слушать и выслушивать;
3) широкий кругозор;
4) речевая (коммуникативная) культура;
5) "душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту";
6) "проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше";
7) способность сопереживания;
8) наблюдательность;
9) "глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом";
10) умение решать нестандартные ситуации;
11) высокая степень саморегуляции.

Слайд 15Профессиональные качества преподавателя ( по А. К Марковой )
педагогическая эрудиция;
педагогическое

целеполагание;
педагогическое мышление;
педагогическая интуиция;
педагогическая импровизация;
педагогическая наблюдательность;
педагогическая находчивость;
педагогическое предвидение;
педагогическая рефлексия.







Слайд 16Профессионально обусловленных качества преподавателя
-общая направленность личности
социальная зрелость и гражданская ответственность,

профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии;
– физическое и психическое здоровье;
– профессиональная работоспособность;
– организаторские, коммуникативные, экспрессивные







Слайд 17Профессионально обусловленных качества преподавателя
способность делать учебный материал доступным;
творчество в работе;
педагогически-волевое влияние

на обучающихся;
интерес и позитивное отношение к обучающимся;
содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
педагогический такт;
наблюдательность;
педагогическая требовательность.


Слайд 18Педагогическая этика
Позитивное отношение к обучаемым
Позитивное отношение к профессиональной деятельности
Ответственность за результаты

своего труда
Ориентация на развитие личности обучаемого, создание условий для его самореализации


Слайд 19Особенности творческой личности
Смелость
Готовность к риску
Самостоятельность
Уверенность в своих силах и способностях

Целенаправленность
Умение довести начатое до конца
Трудолюбие
Эмоциональная активность
Умение анализировать, интегрировать, синтезировать информацию
Развитое воображение, фантазия

Слайд 20Модель идеального учителя (по Р.Брунеру)
1) эмоциональная стабильность,
2) положительная самооценка,
3)

дифференцированное и систематическое планирование самообразования,
4)партнерская установка на ученика,
5) преобладание приемов косвенного управления,
6) избегание ригидных способов педагогического воздействия,
7) применение групповых методов обучения,
8) дифференцированное использование положительных подкреплений, стимулов,
9) гибкость (к учащимся, к определению педагогических целей, к выбору средств и методов обучения и т.д.),
10) знание и учет ожиданий партнеров по профессиональной роли

Слайд 21 Исследования Ю.Н.Кулюткина и Г.С.Сухобской
три группы качеств личности,
способность понимать внутренний

мир другого человека,
способность к активному воздействию на обучающегося,
эмоциональная устойчивость (как способность «владеть собой»)

Слайд 22Наиболее слабо сформированы (по Ю.К.Бабанскому)
требовательность к себе и другим,
педагогический такт,


чувство нового в педагогической деятельности,
знание психолого-педагогических основ обучения и воспитания,
индивидуальный подход к учащимся,
обеспечение межпредметных связей в обучении,
умение эффективно выполнять запланированное

Слайд 23Параметры портрета личности «идеального педагога» (тест Кэттелла)
А: замкнутость — общительность
В:

интеллект
С: эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность
Е: подчиненность — доминантность
F: сдержанность — экспрессивность
G: низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения
Н: робость — смелость
I: жесткость — чувствительность
L: доверчивость — подозрительность
М: практичность — мечтательность
N: прямолинейность — дипломатичность
О спокойствие — тревожность Q1: консерватизм — радикализм Q2: конформизм — нонконформизм
Q3: низкий самоконтроль — высокий самоконтроль
Q4: расслабленность — напряженность
MD: адекватная самооценка — неадекватная самоценка

Слайд 24Признаки синдрома эмоционального выгорания (по Н. А. Аминову)
1) истощение, усталость;


2) психосоматические осложнения;
3) бессонница;
4) негативная отношение к обучающимся;
5) негативная отношение к работе;
6) пренебрежение исполнением своих обязанностей;
7) увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
8) уменьшение аппетита или переедание;
9) негативная самооценка;
10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);
11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, безнадежность, апатия)

Слайд 25Деловые качества преподавателя
●профессиональная и социальная компетентность;
● пунктуальность;
● точность;
● целеустремленность;
● организованность;
● требовательность;

последовательность и настойчивость.

Слайд 26Изучение отношения к себе (Я-концепции) педагога (по Р. Бернсу)
Предложена для оценки

21 характеристика. Оцените каждое качество, используя оценки: «меня это радует», «мне это безразлично», «меня это огорчает».
Я счастливый
2. У меня ничего не ладится
3. У меня все получается…
Опросник помогает конкретизировать содержание персональной «Я-концепции» и нацелить Вас на анализ системы представлений о себе

Слайд 27ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА
Изучение отношения к себе (Я-концепции) педагога (по

Р. Бернсу)
Состояние нервной системы (по К. Либельт)
Уровень тревожности личности (по Спилбергеру – Ханину)
Каков ваш уровень эмпатии? (по Т.П.Гавриловой)
Насколько вы общительны?
(по В.Ф.Ряховскому)

Слайд 28ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА
Умеете ли вы ясно и кратко излагать

свои мысли? (по В.Маклени)
Умеете ли вы влиять на других? (по Г.Райтаровой)
Сформированность педагогической интуиции
(по С.А.Гильманову)
Уровень педагогической мобильности
Изучение интеллектуально-педагогической компетентности

Слайд 29Литература
Введенский, В.Н. Диагностика личностных и профессиональных качеств педагога: учебно-методич. пособие /

В.Н. Введенский. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2003. – 45с.
Материалы сайта Агентства стратегических инициатив. - http://www.asi.ru/social/
Методические рекомендации по разработке социальных проектов общественных организаций. - ГКУ СОН СО «Организационно-методический центр социальной помощи», 2012
Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю.В. Сорокопуд. - Ростов н/Дону: Феникс, 2001. - 541 с. - Гл. 7


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика