Исследование траекторий учащихся вузов презентация

Содержание

РАБОЧАЯ ГРУППА Исследовательская группа Юлия Кузьмина Олег Оберемко, к.соц.н. Дмитрий Попов, к.соц.н. (руководитель проекта) Яна Рощина, к.экон.н. Эдгар Гарсиа Товар, PhD in economics Юлия Тюменева, к.психол.н. Научные консультанты

Слайд 1Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
Институт развития образования
МОЛОДЁЖЬ: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК

РЕСУРС?
Исследование траекторий учащихся вузов

Москва, 2011


Слайд 2РАБОЧАЯ ГРУППА
Исследовательская группа
Юлия Кузьмина
Олег Оберемко, к.соц.н.
Дмитрий Попов, к.соц.н. (руководитель проекта)
Яна

Рощина, к.экон.н.
Эдгар Гарсиа Товар, PhD in economics
Юлия Тюменева, к.психол.н.

Научные консультанты
Сергей Рощин, к.экон.н.
Исак Фрумин, д.пед.н.

Внешние консультанты
Martin Carnoy (Stanford University, USA)
Joshua Hawley (Ohio State University, USA)
Randall Olsen (Ohio State University, USA)

Слайд 3ИССЛЕДОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Австралия
Longitudinal Surveys of Australian Youth (LSAY), с 1995

Великобритания
Youth Cohort

Study (YCS), с 1985
Longitudinal Study of Young People in England (LSYPE), с 2004

Германия
National Educational Panel Study (NEPS), с 2008

Канада
Youth in Transition Survey (YITS), с 1999

США
National Longitudinal Survey of Youth (NLSY 79, NLSY 97)
National Education Longitudinal Study (NELS 88)

Слайд 4 Выявление типичных образовательных и трудовых траекторий, отслеживание траекторий. Формирование «портрета

поколения»;

Прогнозирование изменения направления траекторий (с учетом влияния социо-психологических факторов, параметров микро- и макро-контекста, институциональных изменений);

Определение существующих барьеров/ресурсов затрудняющих/способствующих формированию траекторий разных типов.

ПОТЕНЦИАЛ ЛОНГИТЮДОВ


Слайд 5 Внимание к быстроменяющемуся контексту, использование расширенного круга контекстных данных;

Понимание

траектории не как предзаданного перехода (например школа-работа); фокус на изменчивости траекторий;

Учет многолетнего опыта исследовательских проектов в России и за рубежом.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Слайд 6КАРТА РАБОТ


Слайд 7Исследование спроектировано до 2027 года;
Замеры осуществляются каждые три года.



ПЛАНЫ
Школьники 9х

классов

2009

Студенты первых курсов вузов

Студенты выпускных курсов вузов

2010-2011


2027

Когорта 33х-летних

2012, 2015, 2018, 2021, 2024

Специалисты 38-40 лет


Специалисты 33-34 лет

2025-2026

2013-2014, 2016-2017, 2019-2020, 2022-2023

Школьники 9х классов

2011


2014, 2017, 2020, 2023

Когорта 31-летних

2026


Слайд 8Общеобразовательные школы
Единица отбора – школьный класс
Местоположение школы (региональный центр, город,

сельский населенный пункт)
Тип школы (общеобразовательная школа, гимназия, интернат и т.д.)

ВУЗы
Единица отбора - программа
Был использован Общероссийский классификатор специальностей по образованию, все направления подготовки были разделены на 10 укрупненных групп (например: инженерные специальности, естественные науки, гуманитарные науки и т.д.)


МОДЕЛЬ ВЫБОРОК
(Ярославская область и Татарстан)


Слайд 9МОДЕЛЬ ВЫБОРКИ
(Москва и Санкт-Петербург)


Слайд 10
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ


Слайд 11ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ОПРОСНИКОВ


Слайд 12ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ОПРОСНИКОВ


Слайд 13Анализ неоднородности групп студентов
Исследование изменчивости выбора жизненных траекторий

ФОКУС ПРЕЗЕНТАЦИИ


Слайд 14ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ШКОЛЬНИКОВ
35,8%






13%
80%
13%
52%


27%
Работа
8%
34%
СПО

27%


Слайд 15
ВЫЯВЛЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ ГРУПП (КЛАСТЕРОВ)
Для выделения кластеров был применен двухшаговый кластерный анализ.

Этот метод позволяет выделять однородные группы респондентов на основе как метрических, так и интервальных переменных и хорошо работает на больших выборках.

Для кластеризации выбраны 3 группы показателей:

семейные характеристики студента,
академическая успешность;
осознанность выбора специальности.

Слайд 16
КЛАСТЕРЫ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ
Всего выделено 4 кластера:
Целеустремленные москвичи из обеспеченных

семей. Этот кластер объединил 16% опрошенных студентов.
Среднеуспевающие студенты, поздно определившиеся с выбором специальности. В этот кластер вошли 22% студентов.
Студенты, чьи родители не имеют высшего образования. В этот кластер вошли 20% первокурсников.
Целеустремленные студенты из регионов. В этот кластер вошли 29% опрошенных студентов.

Слайд 17РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАСТЕРАМИ
ПО «ВНУТРЕННИМ» МЕТРИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ


Слайд 18
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАСТЕРАМИ
ПО КАТЕГОРИАЛЬНЫМ ПЕРЕМЕННЫМ


Слайд 20
КЛАСТЕР 1
Целеустремленные москвичи из обеспеченных семей

Основные характеристики:
Все до поступления жили в

Москве или области
Самые высокие баллы ЕГЭ по русскому языку
Самая высокая дополнительная учебная активность
Лучше всех осведомлены о будущей специальности
Из материально обеспеченных семей

Представители этого кластера чаще всего выбирают экономико-социальные, гуманитарные, естественнонаучные специальности.

Слайд 21
КЛАСТЕР 2
Студенты со средней успеваемостью, поздно определившиеся с выбором специальности

Основные характеристики:
Самая

низкая осведомленность о выбранной специальности
Все определились с выбором специальности за месяц и менее
Средние оценки ЕГЭ по математике и русскому языку

Слайд 22
КЛАСТЕР 3
Студенты, чьи родители не имеют высшего образования

Основные характеристики:
У всех родители

не имеют высшего образования
Самые скромные материальные ресурсы
Самая низкая дополнительная учебная активность
Самые низкие баллы ЕГЭ по обязательным предметам

Слайд 23
КЛАСТЕР 4
Целеустремленные студенты из регионов

Основные характеристики:
- Все студенты не проживали в

Москве или области до поступления в вуз.
- Самые высокие образовательные ресурсы в семье
- Самые высокие баллы ЕГЭ по математике
- Рано определились с выбором специальности

Представители этого кластера чаще всего выбирают технические, педагогические, медицинские специальности.

Слайд 24
ОЦЕНКА ТРУДНОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ КЛАСТЕРОВ
Целеустрем-ленные москвичи
Отвечать вслух на занятиях (33%)
Читать литературу

(36%)

Студенты из регионов

Студенты первого поколения

Среднеуспе-вающие

Готовить письменные работы, сдавать тесты (29%)

Готовить письменные работы (31%)

Работать на семинарах (32%)

Отвечать вслух на занятиях (28%)

Работать на семинарах (22%)

Читать литературу (22%)

Отвечать вслух на занятиях (36%)

Читать литературу (29%)

Работать на семинарах (27%)

Готовить письменные работы (23%)

Отвечать вслух на занятиях (26%)

Читать литературу (24%)

Готовить письменные работы (23%)

Работать на семинарах (20%)


Слайд 25
ЦЕННОСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ


Слайд 26Студенты из регионов
Студенты первого поколения
Среднеуспевающие
Целеустремленные москвичи

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ ИЗ РАЗНЫХ ГРУПП В

ОЦЕНКЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ВУЗЕ

Слайд 27ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ: «ОТЛОЖЕННЫЙ ВЫБОР»
Группа отложенного выбора
Группа студентов с

высокой вероятностью несоответствия последующего пути профессионализации студента получаемому образованию

Слайд 28I. Низкая информированность о специальности на момент поступления;
II. Низкая устойчивость выбора

специальности к моменту поступления (недавние сроки принятия решения)
III. Нежелание учиться и/или работать по специальности
IV. Работа на полную ставку с первого-второго курса обучения
V. Низкая устойчивость интересов как личностная черта

Паттерны поведения студентов как предикторы изменения траектории:

ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ: «ОТЛОЖЕННЫЙ ВЫБОР»


Слайд 29
НИЗКАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА МОМЕНТ ПОСТУПЛЕНИЯ


Информированность – сводный показатель, вычисляемый

исходя из ответов на вопросы о том, какой информацией о специальности и учебе владели студенты до поступления в вуз (знаниями о будущей работе по специальности, уровне зарплаты, преподаваемых предметах и пр).

Слайд 30УСТОЙЧИВОСТЬ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Слайд 31
НЕЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ ИЛИ ПРОДОЛЖАТЬ ОБУЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Нежелание работать и/или учиться по

выбранной специальности выяснялось с помощью выражения согласия/несогласия со следующими утверждениями:
На момент поступления я не планировал (не хотел) работать по специальности
Если бы я мог выбирать снова, я бы не выбрал эту специальность
При возможности я сменю направление подготовки (в бакалавриате или магистратуре)

Слайд 32РАБОТА НА ПОЛНУЮ СТАВКУ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ, НАЧИНАЯ С 1-2 КУРСА

Учитывалась

работа на полную ставку, которую респонденты выполняли на момент опроса (для 4 курса с 1-2 курса).



Слайд 33УСТОЙЧИВОСТЬ ИНТЕРЕСОВ

Устойчивость интересов как личностная черта измерялась с помощью Grit Scale

(Duckworth et al. 2007). В шкалу входят, например, такие утверждения:
Я часто ставлю какую-то цель, но позже меняю ее, чтобы добиваться чего-то другого
Новые идеи и новые проекты иногда отвлекают меня от прежних.
Какая-то определенная идея владеет мной короткое время, а потом я теряю интерес к ней и т.п.
Надежность шкалы альфа Кронбаха приемлемая: 0,745 для 4 курса, 0,64 для 1 курса 0,81 по данным автора

Слайд 34ЧИСЛО СТУДЕНТОВ В ГРУППАХ «ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРА»


Слайд 35
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ РАЗНЫХ ГРУПП В ОЦЕНКЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ВУЗЕ
Группа устойчивого

выбора

Группа отложенного выбора


Слайд 36СВЯЗЬ ВЫБРАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ДРУГИМИ КОНСТРУКТАМИ
Принадлежность к «группе отложенного выбора»
и

достижения

Принадлежность к «группе отложенного выбора»
и представление о будущей карьере


Слайд 37СВЯЗЬ ВЫБРАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ДРУГИМИ КОНСТРУКТАМИ


Слайд 38
СЕМЕЙНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИНАДЛЖЕНОСЬ СТУДЕНТА К ГРУППЕ ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРА
Из всех семейных

характеристик образовательный статус родителей имел наибольшую связь с принадлежностью студента к группе отложенного выбора: с его ростом вероятность попадания студента в группу отложенного выбора снижалась.

Слайд 39
ПРОЦЕНТ СТУДЕНТОВ ИЗ ГРУППЫ ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРА В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ ПОДГОТОВКИ
* Считался по

числу студентов, попадающих в группу риска хотя бы по одному критерию

Слайд 40Спасибо!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика