Использование инновационных технологий по развитию лексико-грамматического строя у детей с ОНР в процессе фронтальных занятий. презентация

Содержание

17.01.2015 Содержание Введение…………………………………………………………………………….3 Глава 1.Особенности применения новых логопедических технологий по лексико-грамматическому строю у детей с ОНР…………………………………5 1.1Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя у детей…..5 1.2Применение метода ассоциативных связей в процессе

Слайд 117.01.2015
«Использование инновационных технологий по развитию лексико-грамматического строя у детей с

ОНР в процессе фронтальных занятий».

Выполнена учителем-логопедом
Гришановой Ларисы Ивановны

Нижний Новгород, 2012 год


Слайд 217.01.2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Особенности применения новых логопедических технологий по лексико-грамматическому строю у детей

с ОНР…………………………………5
1.1Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя у детей…..5
1.2Применение метода ассоциативных связей в процессе развития лексико-грамматического строя у детей…………………………………………………….7
1.3.Особенности применения интеллектуальных карт в процессе обучения…10
Выводы по главе…………………………………………………………………...12
Глава 2. Использование умений и навыков логопедических технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР в процессе фронтальных занятий …..13 Выводы по главе……………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….....25
Литература …………………………………………………………………………26
Приложение

Слайд 317.01.2015
Введение
Современные образовательные технологии активно входят в нашу жизнь и становятся средством

обучения детей. Совершенствование процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями при помощи новых логопедических технологий является важным и своевременным. Научная и практическая значимость этих проблем является актуальной.
В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи. Современные технологии исправления речевых нарушений позволяют добиваться повышения качества коррекционной работы.
Актуальность и целесообразность использования такого направления в логопедической практике объясняется тем, что: - Новая технология – открывает новые возможности;
- Современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда. - Гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматического строя, использование новых методов не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. - Способствует обогащению и активизации словаря, уточняет содержание понятий. - Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. - Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Логопедические технологии раскрыты через содержание конкретных методов, приемов и способов их применения в коррекции нарушений.
Предметом новой технологии стало использование методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР, имеющими различные формы речевой патологии. Цель заключается в создании системы приемов логопедического воздействия на эти нарушения. Теоретическая значимость нашей работы заключается в использовании научно обоснованной логопедической технологии. Ее практическое значение состоит в разработке системы приемов эффективной логопедической помощи детям с ОНР. Не вызывает сомнения тот факт, что для детей дошкольного возраста с речевой патологией важно организовать постоянную, познавательную, речевую и

Слайд 417.01.2015
коррекционно-развивающую среду. Современному ребенку требуется современная коррекционная среда и современные технологии

обучения. Эта система предполагает включение новых средств обучения в специальный образовательный процесс. Применение новых логопедических технологий на лексико-грамматических занятиях позволяет не только работать над проблемой коррекции лексики, грамматического строя и связной речи, но и предотвращать вторичное отставание в развитии познавательной сферы, а также формировать интерес к получению знаний у дошкольников с ОНР.
Кроме того, наряду с  данными отклонениями, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение слухоречевого внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления, пространственная и временная ориентировки. У многих детей повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность целенаправленных действий, основных понятий и представлений.
Применяемые методы учат детей рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.
Такое направление помогает грамотно, целенаправленно развивать, воспитывать и обучать наших детей. Лексико-грамматические занятия с применением новых технологий помогают быстро пополнять словарь, грамотно строить предложения и монологическое высказывание, а также помогают детям стать внимательнее. Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению
Недостатки произношения и лексики, грамматического оформления фразы и просодики  речи, с которыми ребенок приходит в первый класс,  являются актуальной проблемой для школьных логопедов, поскольку устная речь становится базой и средством дальнейшего обучения.
Особую педагогическую значимость приобретает внедрение в коррекционное обучение специальных новых приемов активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программы обучения.

Слайд 517.01.2015
Благодаря применению современных логопедических методов коррекции речевых нарушений можно говорить о

более эффективном обучении детей, что является залогом для успешного развития речи у ребенка в будущем.
Глава 1.Особенности применения новых логопедических технологий на лексико-грамматических занятиях.
1.1 Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя у детей.
Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которые имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Логопедическая практика показывает, что дети с ОНР испытывают трудности при овладении лексико-грамматическим строем речи: дети плохо запоминают лексическую терминологию. неадекватно ее используют, не могут грамматически правильно оформить предложения. Эти несовершенства не позволяют полноценно и качественно в дальнейшем усвоить учебную школьную программу в целом. Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане. - Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. - Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. - Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов. И здесь на помощь может прийти синквейн. Эта технология не требует особых условий для его использования. Она органично вписывается в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников с ОНР.
Акименко указывала :»Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна»2010,с.-7. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. При составлении синквейна пользуемся следующими правилами:

Слайд 617.01.2015
Первая строка –одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
Вторая строка –

два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Таким образом, синквейн -это один из эффективных методов в речевом развитии ребенка, который позволяет быстро получить результат.

Слайд 717.01.2015
1.2 Применение метода ассоциативных связей в процессе развития лексико-грамматического строя у

детей.
Осознание богатства русской речи начинается с воспитания в ребенке бережного, вдумчивого отношения к слову, с познания скрытых внутренних ресурсов, заложенных в каждом из них. Современные методики развития детей с речевыми нарушениями предлагают большой арсенал методов и приемов работы со словом, позволяющих оценить его красоту, неповторимость. Слово стали рассматривать в соответствии с последними достижениями лингвистики, психолингвистики, лингвокультурологии. Тем самым, во –первых, значительно увеличили информацию о нем и, во-вторых, способы исследования и изучения его. Слово получило огромные потенциальные возможности для развития ребенка. Это объясняется, прежде всего, его многоаспектностью.
Во-первых, слово может иметь звуковое, слоговое и морфемное значения.
Во-вторых, каждое слово может обозначать вещь, качество, действие. В-третьих, слово является не только лингвистической единицей, но и единицей мышления, способствующей абстракции и обобщению.
В –четвертых, в слово вкладывается личностный смысл, т.е. имеет индивидуальное отношение к действительности. Это, в свою очередь, приводит к тому, что у каждого слова существует еще обширная сфера ассоциативных значений, которые получили название семантических полей.
Схематично, модель образа слова можно представить так.

Слайд 817.01.2015
В данном случае речь идет об ассоциативном образе слов, который включает

в себя все стороны изучения слова как с лингвистической, так и с психолингвистической стороны. На важность и необходимость своевременного формирования и развития фонематических процессов указывали многие отечественные исследователи (А.Н.Гвоздев, Л.А.Венгер, Н.И. Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.) Особую значимость приобретает данная проблема в специальной педагогике и логопедии. Исследованием фонематического слуха занимались Г.А.Каше,Р.Е.Левина,Р.И.Лалаева,О.А.Степанова,Т.Б.Филичева,М.Ф.Фомичева,Г.В.Чиркина,М.Е.Хватцев и др.
У детей же с нарушением фонематического слуха отмечается задержка овладения звуковым составом слова.
Недостатки фонематического восприятия могут способствовать нечеткости или нарушениям звукопроизношения. Особое значение приобретают операции фонематического анализа и синтеза в процессе усвоения письменной речи. Умение проводить звуковой анализ слова является необходимым условием успешного обучения грамоте. Отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением, т.е. к дисграфии и дислексии.
Создавая образ слов методом ассоциативных связей, мы развиваем речь детей.
Работа со словом методом ассоциативных связей объединяет все разделы русского языка. Работая методом ассоциативных связей, ребенок расширяет ассоциативный потенциал слов, его речь становится богаче, образнее, содержательнее.
При создании образа слова очень важна сочетаемость слов. Слово, для которого находится образ, не только обозначает явление, предмет действительности и т.д., но и полученные ассоциативным методом слова должны раскрывать сущность этих явлений, предметов.
Метод ассоциативных связей предполагает образование ассоциаций, что связывает данный процесс с глубинными структурами памяти, мышления. Слово является не только лингвистической единицей, но и элементарной частицей мышления, способствующей абстракции и обобщению. Выходя за пределы предметной отнесенности, слово позволяет не только замещать или представлять предметы, анализировать, абстрагироваться, но и выделять их признаки.
Работая методом ассоциативных связей, ребенок мыслит в соответствии с принципом радианного мышления, которое отражает структуру

Слайд 917.01.2015
мыслительных процессов. Ассоциации развиваются по схеме «дерево»,от простого к сложной расчлененной

сети»ветви».
Работая со словом при помощи метода ассоциативных связей, мы двигаемся от простого недифференцированного целого к сложной расчлененной сети. Образы слов, имея позитивный характер, могут помочь ребенку переосмыслить слово.

Таким образом, применяя метод ассоциативных связей, мы можем формировать интерес к слову.
Метод ассоциативных связей может стать одним из важных аспектов эффективного речевого развития, способствующего формированию у детей особого ценностного, глубокого и системного отношения к слову.


Слайд 1017.01.2015
1.3 Особенности речевого развития детей с применением интеллектуальных карт.
Задача учителя –логопеда

создать оптимальные условия для речевого развития детей. Секрет гармоничного развития достаточно прост и заключается в том, чтобы сделать среду ребенка максимально разнообразной, обеспечивая ему переживания для всех органов чувств.
Общеизвестно, что вся задняя половина мозга состоит из проводящих сенсорных путей, которые можно разделить в соответствии с пятью органами чувств. Вся информация, полученная ребенком, поступает в мозг посредством этих проводящих путей, благодаря которым мы видим ,
Слышим, осязаем.ощущаем вкус и запах.
Эти пять проводящих путей развиваются только тогда, когда работают. Чем больше информации проходит через визуальный, слуховой, осязательный, вкусовой и обонятельный вкус, тем лучше они будут функционировать. Чем меньше информации пройдет, тем медленнее будут развиваться и менее эффективно работать.
Мозг обладает удивительнейшим свойством: чем больше в него поступает информации, тем больше он ее удерживает. Мозг растет .когда его тренируют; только тогда он лучше развивается и функционирует.
Очевидно, что необходимо одновременное развитие обоих полушарий.
Сейчас, когда абсолютно точно доказано, что полноценная работа правого полушария чрезвычайно важна для становления и развития творческой личности, ситуация изменилась. В связи с широким освещением достижений в области нейропедагогики появляются новые методы развития именно творческих способностей детей. Разработка подобных методов обучения способствует развитию образного мышления, развивает творческие способности и, более того, повышает устойчивость к психологическим стрессам, поскольку усиливает механизмы психологической защиты.
Одним из таких эффективных методов творческого развития ребенка является использование интеллектуальных карт.
Интеллектуальные карты развивают функции мозга, которые принято называть «правополушарными». Интеллектуальные карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Автор этого метода, известный психолог Тони Бьюзен, с легкостью доказывает, что каждый человек наделен чудесной способностью запоминать колоссальное количество информации. Для этого нужно только научиться правильно использовать свою память. Более того, интеллектуальные карты позволяют человеку

Слайд 1117.01.2015
1.3 Особенности речевого развития детей с применением интеллектуальных карт.
Задача учителя –логопеда

создать оптимальные условия для речевого развития детей. Секрет гармоничного развития достаточно прост и заключается в том, чтобы сделать среду ребенка максимально разнообразной, обеспечивая ему переживания для всех органов чувств.
Общеизвестно, что вся задняя половина мозга состоит из проводящих сенсорных путей, которые можно разделить в соответствии с пятью органами чувств. Вся информация, полученная ребенком, поступает в мозг посредством этих проводящих путей, благодаря которым мы видим ,
Слышим, осязаем.ощущаем вкус и запах.
Эти пять проводящих путей развиваются только тогда, когда работают. Чем больше информации проходит через визуальный, слуховой, осязательный, вкусовой и обонятельный вкус, тем лучше они будут функционировать. Чем меньше информации пройдет, тем медленнее будут развиваться и менее эффективно работать.
Мозг обладает удивительнейшим свойством: чем больше в него поступает информации, тем больше он ее удерживает. Мозг растет .когда его тренируют; только тогда он лучше развивается и функционирует.
Очевидно, что необходимо одновременное развитие обоих полушарий.
Сейчас, когда абсолютно точно доказано, что полноценная работа правого полушария чрезвычайно важна для становления и развития творческой личности, ситуация изменилась. В связи с широким освещением достижений в области нейропедагогики появляются новые методы развития именно творческих способностей детей. Разработка подобных методов обучения способствует развитию образного мышления, развивает творческие способности и, более того, повышает устойчивость к психологическим стрессам, поскольку усиливает механизмы психологической защиты.
Одним из таких эффективных методов творческого развития ребенка является использование интеллектуальных карт.
Интеллектуальные карты развивают функции мозга, которые принято называть «правополушарными». Интеллектуальные карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Автор этого метода, известный психолог Тони Бьюзен, с легкостью доказывает, что каждый человек наделен чудесной способностью запоминать колоссальное количество информации. Для этого нужно только научиться правильно использовать свою память. Более того, интеллектуальные карты позволяют человеку

Слайд 1217.01.2015
Выводы по I главе
Таким образом, в результате  использования новых технологий на

логопедических занятиях:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
-дети учатся видеть, слышать, рассуждать; -формируется правильное звукопроизношение, словарь, лексика, грамматический строй и связная речь.
Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно – психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.
Применение новых информационных технологий в логопедической работе значительно сокращает время формирования лексико-грамматического строя, способствует развитию самоконтроля у детей. Последовательное включение специальной логопедической технологии в процесс обучения позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей.
Применение новых логопедических технологий обеспечивает интерес детей к слову, речи, активизирует самостоятельную творческую деятельность, общение и саморазвитие

Слайд 1317.01.2015
Глава 2. Использование умений и навыков логопедических технологий в коррекционной работе

с детьми с ОНР в процессе фронтальных занятий
Основной формой работы с детьми с применением синквейна, метода ассоциативных связей и интеллектуальных карт являются занятия. Данная форма работы дает возможность расширить обьем активного словаря, сформировать устойчивые грамматические навыки, связную речь и обеспечивает многократность повторения изучаемого материала.
Занятия, проводимые с применением синквейна, метода ассоциативных связей и интеллектуальных карт, проводим в соответствии с лексическими темами.
Используемые формы занятий носят творческий характер и требуют предварительной подготовительной работы. Необходимость подготовительной работы объясняется тем, что связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, умение полно, связно, последовательно передать содержание текста, умение вести беседу. Применение синквейна, метода ассоциативных связей и интеллектуальных карт дает возможность ребенку опираться на все анализаторные системы и развивать зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильные ощущения.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу начинаем с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Предлагаем назвать те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее – называть предметы по порядку и к каждому ставим соответствующий вопрос;
Добиваемся от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);
Дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит);
Называют то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает). Нельзя объединять два слова в предложение;
Называем несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) – дети называют предмет: это огурец;
Находим слова, подходящие к графическим изображениям (костер, солнце – горит, светит, яркий, жаркий).

Слайд 1417.01.2015
После того как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет

и его действия (грамматическое знание слова),их подводим к понятию о предложении и начинаем работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова ,обозначающие предмет и действие предмета, соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.
В первую очередь, дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Даем понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи . Завершаем работу над формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначального вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Важно, чтобы дети осознали, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна - мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства и сужена оценка явлений и событий, выражена своя позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.
Работу ведем в нескольких направлениях:
Логопед-ребенок;
Логопед- родители-ребенок;
Логопед-преподаватель изодеятельности –ребенок;
Логопед-воспитатель-ребенок.
Это помогает сделать процесс обучения более качественным.
На фронтальных занятиях работа по применению синквейна проходит активно и интересно, все увлечены составлением стихотворения:
Солнце
Жаркое, летнее.
Греет, светит, печет.
Я люблю загорать под солнцем.
Загар, жара, лето.
Лес
Густой, большой.

Слайд 1517.01.2015
Шумит, защищает, кормит.
Лес кормит людей и зверей.
Деревья, грибы, ягоды.
Посуда
Кухонная, чистая.
Мама готовит

суп в кастрюле.
Кастрюля, сковорода, плита.
Цветы
Красивые, летние.
Растут, цветут, пахнут.
Девочки поливают цветы.
Клумба, насекомые, пыльца.
Ветер
Сильный, холодный.
Срывает, дует, воет.
Ветер осенью холодный.
Осень, холод, сквозняки.
Чтобы обеспечить ребенку полноценное усвоение информации на фронтальных занятиях, организовываем дозированную поэтапную помощь, обучаем умению перенести полученные знания на выполняемое задание, создаем условия для самостоятельной обработки полученных знаний.
Обеспечиваем постоянный интерес детей к заданиям на занятиях, с этой целью поддерживаем положительную учебную мотивацию с помощью разнообразных по форме инструкций, проблемных ситуаций, широко используем систему поощрений, призов и словесных оценок.
Для устранения нарушений, выявленных на этом этапе, мы стали использовать педагогическую технологию, в основе которой был положен игровой метод. И все навыки развития лексико-грамматического строя речи мы отрабатывали в игре, где учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка.
Использованный метод показал, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Слайд 1617.01.2015
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит

программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР и служит средством оптимизации учебного процесса. Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как: - составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); - коррекция и совершенствование готового синквейна; - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить); - Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы. Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.
Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, мы предлагаем такой алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с родителями.
Работу по составлению синквейна проводим и как итоговую при подведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики, грамматического строя по конкретно изучаемой теме. Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов. Они соответствуют перспективному плану проведения и могут быть посвящены человеку (его качествам), явленям природы, животным, птицам, праздникам и др. В подготовительной группе дети уже владеют письмом, поэтому они могут записывать стихотворения. Ребенок должен еще и прочитать свое произведение. И самое главное у него всегда есть желание сделать это. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.

Слайд 1717.01.2015
Метод ассоциативных связей, применяемый на занятиях, обеспечивает интерес детей к слову,

настраивает ребенка на активность.
Последовательность работы при создании образа слова с применением метода ассоциативных связей может быть следующая.
Каждое слово имеет вполне определенное звуковое наполнение, разное написание, смысл и разное употребление.
. В начале работы ребенок проводит анализ звукового состава слова, на выделенные звуки или слоги придумывает новые слова, которые, во-первых ,могут быть представлены всеми частями речи, во-вторых, должны быть согласованы, объединены в единую смысловую единицу и представлены в виде синтагм или предложения, в-третьих, должны раскрывать смысл исходного слова или индивидуальные особенности его восприятия.
Исследование слова с анализа его звукового состава, разбивание слов на звуки(слоги),затем к каждому звуку или слогу подбирание слов- вот какая работа проходит на занятиях. Наиболее эффективна групповая или подгрупповая форма работы. Не все дети одинаково быстро начинают работать и подбирать слова не просто на заданные звуки, слоги, но и ассоциативно связанные с исходным словом. В такой форме работы интересно то, что все равно несколько детей начнут предлагать удачные варианты слов. А вполне возможно,что ребенок за всю игру предложит всего одно слово, которое хорошо вписалось в общий ассоциативный ряд,Мы всегда это отмечаем. В этой работе важен общий позитивный настрой. У некоторых детей ,конечно, будет затруднен поиск слов, но большинство все же активно включаются в творческий процесс. Ассоциации должны идти сплошным потоком, удачные и не удачные. Мы, конечно, выбираем наиболее подходящие слова. Работа идет быстро, фиксируем все найденные слова, проводим их анализ и выбираем те из них, которые раскрывают понимание этого слова. Общий смысл выражения и создает образ слова. Рабочую цепочку можно представить следующим образом:
Слово – звуки-слова—образ слова.
В процессе занятий дети придумывают, например, такие индивидуальные образы слов.
Пляж-песок-летом-ярко-желтый.
Зонт-закрывающий-облако-надежно.
Дом-дорогой-образ-мама.
Сад-созревают-аппетитные-дары.

Слайд 1817.01.2015
Лев-лохматый-весельчак.
Мороз-мерцающий – белый- зима.
Лето-солнце-жарко.
Осень-облачное-дождь.
Создание образа слов можно рассматривать как игру, в

которой интенсивно развивается словарь ребенка.
Во-первых , ребенок вслушивается в слово ,выделяет звуки или слоги, т.е. развивается фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Использование в работе данного метода позволяет детям по-новому взглянуть на слово: задуматься над привычным словом, увидеть его неповторимость и уникальность. Созданный образ слова может вызвать восхищение, удивление и увидеть уникальность каждого из них. Детям доступна красота слова, его неповторимость с интонациями, переливами, мелодичностью родного слова.
Создавая образ слова, мы проходим от его звучания до личностного смысла, который вкладываем в него. Основное требование к созданному образу – он должен быть позитивным.
Самое страшное слово может стать добрым, иметь безобидный или веселый характер. Работая, таким образом, со словом, мы можем изменить отношение ребенка к негативному событию.
В ходе занятий дети накапливают лексический материал по теме, при этом обращают внимание на разные признаки, свойства, состояния изучаемого предмета или явления. Занятия сопровождаем разнообразными видами деятельности: сюрпризными моментами, играми, игровыми упражнениями, физкультминутками, речевой гимнастикой и т.д.
Приведем примеры цепочек
Собака – смело- охраняет – бдительно – квартиру.
Корова – красивая- огромная-радующая всех.
Змея –звенящая –мерцающая-ярко.
Волк- весело-охраняет-лесной-косогор.
Мышки-маленькие-комочки.
Темнота-терем-ночью-таинственный.
Угол-уютная-грустная-лагуна.
Море-могучая-естественная-огромная-радость.

Слайд 1917.01.2015
Река-раздольный-естественный-канал.
Озеро-огромное-зеркало.
Озеро-огромная-зеркальная –равнина.
Коза-красивая-озорная-забияка.
Модель образа слов можно представить линейно, в виде цепочки, а

можно и объемно в виде «дерева». Слова, подобранные для создания образа слов, могут обозначать вещь, качество, действие, иметь ассоциативное, категориальное или понятийное значение.
Одним из интересных методов творческого развития ребенка является использование интеллектуальных карт.
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки ,выводятся из «главной различными идеи» линии(ветви),каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям ,для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.
Можно детализировать свою карту настолько, насколько это нужно для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему «дереву» карты (именно в этом и заключается движение от общего к деталям: в центре находится общее – тема, а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности). Ключевые слова пишем печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбираем в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном, на образы, пространственные структуры).Различными стрелочками показываем связи между различными рисунками.
По составлению интеллектуальных карт мы используем следующее оформление:

Слайд 2017.01.2015
- в центре страницы пишем и обводим главную идею (образ).
- для

каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
- для каждого ответвления пишем ключевое слово или фразу, оставив возможность для добавления деталей.
- добавляем символы и иллюстрации.
- писать надо разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ (печатными) буквами
- важные идеи записываем более крупным шрифтом
- подчеркиваем слова и используем жирные буквы.
- используем линии произвольной формы для выделения определенных элементов или идей.
- при построении карты памяти лист бумаги располагаем горизонтально.
Интеллектуальные карты совершенствуем по мере углубления лексической темы.
Наглядность при данном виде работы представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемых детьми на карте. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие),уметь анализировать, отбирать основные для данной ситуации общения свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. План рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева. Наличие модели высказывания обеспечивает успешность составления связного высказывания, а так же создаются предпосылки и возможность работы над творческим рассказыванием. Поэтому наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, сделанный нами,педагогами обеспечивают составление рассказа детьми.
Последовательность занятий по связной речи построена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и свертыванием плана высказывания (теория «Поэтапного формирования умственных действий»,разработанная советским психологом П.Я.Гальпериным). В результате обозначаем такой порядок работы с применением интеллектуальных карт –
Выделение основных ключевых понятий по теме.
Называние картинок, изображенных на карте.
Составление предложений по каждой ветке дерева.
Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Слайд 2117.01.2015
Важнейшими из таких средств являются наглядность, при которой (или по поводу

которой) происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика обучения детей с ОНР предполагает обязательное их использование.
Наглядность при данном виде работы представляем максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и дети на фронтальных занятиях сначала наблюдают, а потом действуют с ними.
Карты легко поддаются расширению и модернизации, что позволяет реализовать принцип движения от общего к деталям. Карты можно легко и быстро повторять. Правильно использованное повторение позволяет очень легко и прочно укрепить материал в своей памяти. Богатые возможности, которые представляют карты памяти ,позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволяет сделать мышление более организованным, четким, логичным
В процессе работы с применением интеллектуальных карт детей учим не только пользоваться определенными словами и словосочетаниями, но и приобретать навык, позволяющий самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Накопление словарного запаса и усвоение грамматического строя речи родного языка способствует развитию связной речи. Но недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Устная речь детей с нарушениями речи часто бывает, сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планируют свое высказывание.
При развитии связной речи детей с применением интеллектуальных карт опираемся на формирование познавательных процессов, на умении наблюдать, сравнивать, и обобщать .
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемных частей и умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать видовые понятия.
Опыт нашей работы показывает, что дети, имеющие общее недоразвитие речи при обучении на лексико-грамматических занятиях особо нуждаются

Слайд 2217.01.2015
во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.
Чтобы хорошо,

связно рассказывать, нужно ясно представлять себе обьект рассказа(предмет ,событие).Поэтому упражняем детей анализировать, отбирать основные для данной ситуации общения свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. План рассказывания обеспечиваем порядком картинок, последовательно расположенных на каждой ветке дерева. Именно наличие модели высказывания обеспечивает успешность составления связного высказывания, а также создаем предпосылки и возможность работы над творческим рассказыванием. Поэтому наглядность и план высказывания, а также образец рассказа на фронтальных занятиях, приготовленных заранее нами, обеспечивают составление рассказа детьми.
Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженного в каждой ветви дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно.
При изучении каждой лексической темы придерживаемся определенной последовательности.
1.Введение в тему. Активизация знаний по теме: отгадывание и загадывание загадок, чтение стихотворений, проведение игр по теме
.2.Речевая гимнастика. Формирование слоговой структуры слова, развитие фонематических процессов, мелкой моторики.
3.Лексико-грамматический анализ темы.
4.Физкультминутка.
5.Работа по интеллектуальной карте: называние картинок., выделение основных понятий(изучение предмета, его особенностей, признаков, сравнение его с другим предметом),формирование навыков построения предложений, лексико-грамматических средств языка.
6.Составление устного связного монологического высказывания по интеллектуальной карте.
7.Закрепление знаний по теме.
Работа по составлению синквейна.
Работа по составлению «образа слов».
8.Подведение итогов занятия.
При разработке занятий используем рекомендации ,сделанные в исследованиях

Слайд 2317.01.2015
Л.Н.Ефименковой,В.П.Глуховой,Е.Мастюковой,Т.А.Ткаченко,Т.Б.Филичевой и др.
Более того, развиваем коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища

по группе, формируем желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываем лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально-волевой сфере, умению работать в коллективе, способствует развитию внимания, усидчивости и настойчивости.
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляем постепенно в процессе фронтальных занятий.
Ребенок по ней будет запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, т. е. он будет мыслить правильно, на основании естественных законов мышления. Метод интеллектуальных карт дает нам возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.
Усваивая новое слово, например, «тыква»,ребенок мог бы никогда не видеть этот овощ, не знать его признаков. При этом он может весьма активно употреблять это слово, не имея точного представления. Рассматривая картинки с изображением, например, овощей, ребенок подвязывает новое слово к данному обобщающему понятию, в результате чего формируется не только образ в памяти, но и связь с обобщающими понятиями.
Известно, что большое значение для развития связной речи у детей с речевыми нарушениями имеет мотивация, т.е. желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка словаря, внутреннего плана высказывания и желание сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве, и задача наша как педагогов – чувствовать речевую готовность к устному высказыванию каждого ребенка.
Если у ребенка есть словарь, но нет образа в голове, мыслей, о чем и как говорить, то мы, педагоги вынуждены побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, т.к. нет мотива к устному высказыванию.
Если у ребенка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выскакивать к карте и уже после нескольких слов начнет молчаливо ждать помощи у взрослого.
Использование метода интеллектуальных карт является эффективным в процессе обучения детей с ОНР на фронтальных занятиях, который

Слайд 2417.01.2015
развивает и совершенствует речевую деятельность, интеллектуальные способности ребенка.
Выводы по главе
Таким

образом, применение новой логопедической технологии в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствует речевому развитию ребенка. Методика действительно оказывается очень эффективной для детей с ОНР, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря и грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения новых методов в процессе обучения ребенок развивается.

Заключение
Данное направление в коррекционном процессе по работе над лексикой, грамматическим строем и связной речью, сразу дало положительные результаты, эффективно повысила желание у детей заниматься.
В результате проведенной нами работы на формирующем этапе, мы отметили, что произошло повышение уровня изменения состояния лексико-грамматического строя речи. Результативность работы была выявлена при анализе коррекционного этапа обучения . Данные говорят о том, что уровень развития лексико-грамматического строя повысился. Состояние словаря и состояние грамматического строя речи детей в группе по сравнению с началом обучения улучшилось.
Результаты обучения детей показали, что специальные методы логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции лексики, грамматического строя и связной речи.
Резюмируя результаты обучения, мы пришли к выводу, что применение синквейна, метода ассоциативных связей и интеллектуальных карт- это один из эффективным способов формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.
Итак, анализ результатов работы показал, что включение синквейна, метода ассоциативных связей и интеллектуальных карт в процессе обучения способствует успешной коррекции по преодолению лексико-грамматического недоразвития у детей с ОНР. Использование нами новых методов в коррекционной работе показало эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи .
Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.


Слайд 2517.01.2015
Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д;

изд. Феникс, 2008. 2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011. 3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. 4.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2002.
5.Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. 6.Белякова В.А.Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложения.(Под ред. Н.Н.Подьякова,Ф.А.Сохина. –М.,1984.
7.Бессонова Т.П.,Грибова О.Е.Дидактический материал по обследованию речи детей. –М.,1998.
8.Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008.
9.Бьюзен Тони и Барри.Супермышление.-Минск,2008.
10.Волкова Г.А.Методика обследования нарушений речи у детей .(1ч.) – СПб.,1993.
11.Воспитание и обучение детей с расстройством речи (Под ред. С.С.Ляпидевского, В.И.Селиверстова. –М.,1984.
12. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1995. - №1.
13..Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961
14.Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя речи. – М., 1953.
15. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003 16.Глухов В.П.Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.-М.:АРКТИ,2002.
17. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. – М., 1996.
18.Горюнова Т.П., Минашина В.С., Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития. – М., 1985.

Слайд 2617.01.2015
19. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в

условиях дошкольного образовательного учреждения/ РГПУ им. Герцена. – СПб., 2001.
20. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5, 2005.
21.Ефименкова Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-М.,1991.
22.Ефименкова Л.Н.Коррекция устной и письменной речи.-М.:Владос,2001.
23.Ефименкова Л.Н.Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи):пособие для логопедов.-М.,1991.
24. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург. 1999.
25.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973. 26.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993.
27. Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И. Селиверстова – М., 1981.
28.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 1998.
29.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
30. Крамаренко Т.Н., Крамаренко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. – М., 1982.
31.Крылова Н.Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада / Дефектология. 1978. - №1.
32.Корнев А.Н.Старосельская Н.Е.Как научить ребенка говорить,читать и думать.-СПб.:Паритет,1999.
33. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
34 .Лалаева Р.И.,Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).-СПб.,199
35.Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М., 1958.
36.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
37.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1999.
38.Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М., 1995.
39. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 1982.
40.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1995.
41.Малиованова Е.Л. Развитие речевых способностей. – М., 2005

Слайд 2717.01.2015
42.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
43.Михалков

С.Стихи. –М., 2008.
44. Назарова Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М., 2000.
45.Нарушение речи у дошкольников/ Сост. Р.А. Белова – Давид. – М., 1972.
46.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
47.Новоторцева Н.В.Развитие речи детей. – Ярославль:ТОО»Гринго»,1995.
48.Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968.
49.От простого к сложному/ Под ред. Ю. Левина. – М., 1971.
50. Павлова Л.В. О некоторых формах работы с родителями: обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи/ Сост. С.А. Миронова. – М., 1997.
51.Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб., 1998.
52.Педагогические основы логопедической помощи детям дошкольного возраста/ Под ред. М.А. Поваляевой. – Ростов- на- Дону, 1996.
53.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2001.
54.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.
55.Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников// Дефектология. – 1995.-№3.
56.Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.
57.Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.
58 Ребенок с большой буквы/ Под ред. М.А. Поваляевой, А.И. Кушнер. – Ростов-на-Дону, 1999.
59.Репина В.М. Коррекция нарушений речи у детей. – К., 1998.
60.Садретдинова Г.Ф., Смирнова М.В. Планирование и содержание занятий с детьми 5-6 лет, страдающих недоразвитием речи. – СПб., 1996.
61.Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003.
62.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
63.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. – М., 2004.
64.Соколенко Н.И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Альбом №3. – М., 1982.
65.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1984.

Слайд 2817.01.2015
66.Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. – М., 1968.
67.Сохина

Ф.А.Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.,1984.
68. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006). 69. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
70.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно (Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет). – М., 2001.
71.Успенская Л.П.. Успенский М.Б. Учись говорить правильно. – М., 1973.
72. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.
73.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи (воспитание и обучение). – М., 2000.
74.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. – М., 1993.
75.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
76.Филичева Т.Б., Чевеле68.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991.
77.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (I-II год обучения). – М., 1993. 78.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста. – М., 2004.
79.Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. –М.,1999.
80.Филичева Т.Б.,Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.
81.Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова – М., 1997.
82.Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду с нарушением речи. – М., 1992.
83.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.,1983.
84.Б. Эльконин Д.Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.

Слайд 2917.01.2015
Электронные ресурсы: 1. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа:

день за днем. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410 2. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/518752/ 3. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ). http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293 4. Педагогический словарь http://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Tehnologija-1271.html

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика