Государственная
политика
в области
образования
Научить детей жить
в мире, которого
не знаем сами
Концепция образования на протяжении
всей жизни человека (ЮНЕСКО, 1992 г.)
учиться делать:
практическое применение изученного
учиться жить вместе:
стремление к жизни, свободной от любой дискриминации,
равная с другими возможность собственного развития,
развития своей семьи и местного сообщества
учиться быть:
умения, необходимые каждому человеку для полного развития
собственных возможностей
нацеленность на развитие актуальных компетенций
развитие вкуса к учебе и получение удовольствия от нее
Тенденции мирового образования
переход от элитного образования
к высококачественному образованию для всех
удовлетворение
разносторонних
интересов и развитие
способностей учащихся
открытое
культурология
экология
экономика
Тенденции мирового образования
распространение нововведений,
ориентированных на личность обучающегося
приоритетность образования как объекта финансирования
поиск ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии
наличие систем грантов на образование
Тенденции мирового образования
усиление
влияния
социально-
экономических
факторов
Стратегическая цель
государственной политики
в области образования
3. Приоритетные направления развития
образования
9 декабря 2004 г.
4. Федеральная целевая программа
развития образования на 2006 - 2010 годы
23 декабря 2005 г.
5. Современная модель образования
8 мая 2008 г.
6. Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»
5 ноября 2008 г.
7. Федеральная целевая программа
развития образования на 2011 - 2015 годы
7 февраля 2011 г.
Образовательная политика в документах
1. Национальная доктрина образования
10 сентября 1999 г.
Определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года
Образовательная политика в документах
2. Концепция модернизации образования
29 декабря 2001 г.
Определяет цели и основные задачи модернизации образования на период до 2010 года
Развитие системы
непрерывного
профессионального
образования
Обеспечение
доступности
качественного общего
образования
Повышение
качества
профессионального
образования
Основная стратегическая цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании
организационная основа государственной политики РФ в области образования
Принята в целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования
Образовательная политика в документах
5. Современная модель образования,
ориентированная на решение задач
инновационного развития экономики
8 мая 2008 г.
Определяет
общую модель модернизации образования, которая могла бы задать облик образования, заложить модель развития образования на ближайшие десятилетия.
Образовательная политика в документах
6. Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»
5 ноября 2008 г.
Определяет, каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?
Переориентация системы образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества.
Основная стратегическая цель Программы - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ.
организационная основа государственной политики РФ в области образования
Предполагается, что в результате реализации Программы сформируется вектор на инновационное развитие образования.
Количество общеобразова-тельных учреждений
14 млн.
17 млн.
Численность школьников
2007
2004
1млн.
200 тыс.
51 тыс.
13 млн.
2010
1 млн.
696 тыс.
67 тыс.
21 млн.
2001
87% женщины
9% учителя со стажем до 5 лет
18% учителя пенсионного возраста (данные на 2008 год)
9,6
10,8
Учеников на одного учителя
10,8
12,4
Планируемые результаты
обогащение
человеческого капитала
социально-экономическое
и культурное развитие страны
рост
конкурентоспособности
открытие различных однопрофильных школ старшей ступени
открытие различных профильных классов внутри одной многопрофильной школы
Гос. (итоговая) аттестация
выпускников основной школы
формирование единой
независимой
системы оценки
качества образования
Независимые мониторинговые
исследования
Международные сопоставительные
обследования
Международные олимпиады
Экономика системы образования
Экономика системы образования
Субвенция муниципальному бюджету
Фонд
стимулирования
руководителей
Фонд оплаты труда
образовательного учреждения
Учебные
расходы
5%
85%
10%
Базовая часть ФОТ
Стимулирующая
часть (до 40%)
ФОТ
АУП, УВП, МОП
ФОТ
преподавательского персонала
Действовавшие
выплаты
Поощрительные
выплаты
Общая часть (~70% )
Специальная
часть
Новые системы оплаты труда
Почему необходима модернизация?
1958 г. П.А.Черенков, И.М.Франк, И.Е.Тамм (СССР)
1962 г. Л.Д.Ландау (СССР)
1964 г. Н.Г.Басов, А.М.Прохоров (СССР)
1978 г. П.Л.Капица (СССР)
2000 г. Ж.И.Алферов (Россия)
2003 г. А.А.Абрикосов (США, Россия), В.Л.Гинзбург (Россия)
2010 г. К.Новоселов (Россия, Великобритания)
Миссия ПНПО
мероприятия
национального проекта
Ключевые принципы построения современной системы образования
Основные задачи ПНПО
Качество образования - удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства.
Комплексные проекты
модернизации образования (КПМО)
Комплексные проекты
модернизации образования
2. Переход на нормативное подушевое
финансирование общеобразовательных
учреждений
3. Развитие региональной системы
оценки качества образования
4. Развитие сети общеобразовательных
учреждений субъекта Российской Федерации
5. Расширение общественного участия
в управлении образованием
Что ПНПО стимулирует
в управлении образовательным учреждением?
Что ПНПО стимулирует
в управлении муниципальными образовательными системами?
Что ПНПО стимулирует
в управлении на региональном уровне?
Проблема
Черты новой модели российского образования
Принципиальные отличия новой модели российского образования
научные лаборатории
справочные и «рефератные» сайты
электронные и интернет-СМИ
учебные центры фирм
частные консультанты
репетиторы
Гибкие
незавершаемые образовательные траектории
Дополнительное образование
Формальное образование
Идея гибких и незавершаемых образовательных траекторий.
Ключевые идеи современной модели образования
компетентность самообразования
магистратура
образование в течение всей жизни
готовности к переобучению
ориентация на усвоение готовых специализированных знаний
Новый преподаватель
Новый педагог:
исследователь
воспитатель
консультант
руководитель проектов
Государственная программа
«Образование и развитие
инновационной экономики:
внедрение современной
модели образования
в 2009-2012 годы»
ЦЕЛЬ:
Повышение доступности качественного образования,
соответствующего требованиям инновационного
развития экономики, современным потребностям
общества и каждого гражданина.
Современная модель образования
(содержание)
Зарплата учителей повысилась
в среднем не менее чем на 25%
(в школах, где введена НСОТ)
Улучшились условия обучения
более чем в 15 тысячах школ (6 млн. уч-ся)
Снизилось число школьников на 1 компьютер
с 48 до 20
Формирование позитивного отношения
граждан к системе образования в целом
Более чем на 10% снизилось число
несовершеннолетних, совершивших преступления
Возросла роль участия общественных
институтов в оценке профессиональной
деятельности учителей и школ
Направление 2.
Формирование механизмов
оценки качества и
востребованности
образовательных услуг
с участием потребителей,
участие в международных
сопоставительных исследованиях
Направление 3.
Обеспечение инновационного
характера базового
образования в соответствии
с требованиями экономики,
основанной на знаниях
Направление 4.
Создание современной
системы непрерывного
образования, подготовки
и переподготовки
профессиональных кадров
2. Создание образовательной среды,
обеспечивающей доступность качественного образования
для лиц с ограниченными возможностями здоровья
и их социализацию
3. Создание системы выявления и поддержки
одаренных детей и талантливой молодежи
4. Создание инфраструктуры социальной
мобильности обучающихся
5. Развитие финансовых инструментов
социальной мобильности обучающихся
Приоритетные задачи
2. Создание условий для привлечения
иностранных студентов в российские
образовательные учреждения
3. Создание прозрачной объективной
системы оценки учебных и внеучебных
достижений обучающихся как основы перехода
к следующему уровню образования
4. Создание механизмов участия потребителей
и общественных институтов
в контроле и оценке качества образования
Направление 2.
Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях
Приоритетные задачи
2. Развитие вариативности образовательных программ
3. Обновление структуры сети образовательных
учреждений в соответствии
с задачами инновационного развития
4. Обновление механизмов финансирования
образовательных учреждений в соответствии
с задачами инновационного развития
Направление 3.
Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии
с требованиями экономики,
основанной на знаниях
Приоритетные задачи
3. Создание системы поддержки организаций,
предоставляющих услуги непрерывного
профессионального образования
Направление 4.
Создание современной системы непрерывного образования,
подготовки и переподготовки
профессиональных кадров
Приоритетные задачи
К 2016 г.
К 2012 г.
Создание комплексов мирового уровня,
интегрирующих передовые научные исследования
и образовательные программы, решающих кадровые
и исследовательские задачи общенациональных
инновационных проектов в рамках
территориально-производственных кластеров
1
наличие квал. сертификатов не менее чем у 50% мигрантов трудосп. возраста
обновление макетов гос. образ.стандартов и модернизация программ обучения всех уровней
К 2020 г.
К 2016 г.
К 2012 г.
Формирование национальной
квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан
2
создание не менее чем по 20% направлениям подготовки программ «прикладного бакалавриата»
переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитных принципов построения ОП
К 2020 г.
К 2016 г.
К 2012 г.
Развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики
3
повышение доли
(не менее 70%) учащихся ОУ, обучающихся в соответствии с требованиями
совр. стандартов
К 2020 г.
К 2012 г.
Обеспечение современных условий организации образовательного процесса
4
распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ
К 2020 г.
К 2012 г.
Создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения
5
формирование
институциональных
условий академической
мобильности студентов и
преподавателей;
создание не менее 6–8
совр. студенческих
городков и центров
сопровождения
одаренных детей и
талантливой молодежи
переход на систему адресных стипендий;
повышение доли (не менее 25%) внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в сферу проф.образования
К 2020 г.
К 2016 г.
К 2012 г.
В области профессионального образования:
6
введение систем оплаты труда пед. и адм.-упр. персонала ОУ, учитывающих качество и результативность;
внедрение новых орг.-правовых форм, обеспечивающих сочетание акад. автономии и гос.-общ. контроля;
увеличение доли средств в структуре доходов университетов за счет выполнения НИР (до 25%)
перевод всех УОО и не менее 50% УПО на нормативное подушевое финансирование;
развитие форм финансирования ОУ, позволяющих сконцентрировать частные и гос. финансовые средства
К 2020 г.
К 2016 г.
К 2012 г.
В области финансовых и организационно-правовых форм организаций образования:
7
создание условий для
обеспечения участия в непр.
образовании не менее 50%
граждан трудоспособного
возраста ежегодно;
внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного проф. образования
К 2020 г.
К 2016 г.
взаимодействие
с глобальной сферой
образования
обеспечение гражданам
доступа к
образовательным ресурсам
кардинальные
кадровые изменения
принципы управления
в системе образования
– значительная часть учреждений образования переведена в статус автономных с сохранением доли гос. финансирования;
– все виды ОУ финансируются на основе подушевого принципа;
– действует гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующая качество работы;
– действует несколько программ поддержки академической мобильности, совместных исследований университетов и бизнеса, инновационных образовательных программ;
– развивается конкуренция ОУ разных форм собственности за получение бюджетных и внебюджетных средств.
– учебные заведения регулярно обеспечивают потребителей и общественность информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на собственном сайте;
– по мере восстановления эффективного контракта с преподавателями возрастет роль профессионального (академического) самоуправления.
принципы управления
в системе образования
– увеличение импорта и экспорта образовательных услуг;
– привлечение российскими университетами научно-педагогических кадров из-за рубежа;
– деятельность российских ученых в университетах-партнерах за рубежом.
взаимодействие
с глобальной сферой образования
– увеличение возможности выбора образовательных ресурсов;
обеспечение гражданам доступа к
образовательным ресурсам
– вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования;
– смена образовательных технологий и роли учителя, резкое расширение его профессиональной дееспособности.
приток в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников
обновление кадрового корпуса системы образования
Дошкольное образование
службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания;
целевые программы сопровождения детей из семей группы риска;
программы раннего развития детей
Система раннего развития
детей (от 0 до 3 лет)
Предшкольное образование
(4-6 лет)
Снижение числа детей в программах коррекционного обучения и значительного
повышение качества начального образования
привлечение организаций разной формы собственности к предоставлению услуг дошкольного образования;
модернизация технологий дошкольного образования;
переподготовка воспитателей
Обеспечение высокой готовности детей к школьному обучению, ранняя позитивная социализация
Переход на принципы профильного обучения
Внешняя и внутренняя система оценки качества образования
Ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты
Расширение сферы дополнительного образования школьников
Разделение школьного образования по возрастным ступеням
Неформальное образование
Информальное образование
курсы, тренинги, короткие программы (на любом этапе образования или профессиональной карьеры)
самообразование в насыщенной культурно-образовательной среде
1. Обновление образовательных стандартов
Эксклюзивное сопровождение
интернаты для особенно одаренных детей на базе
самых передовых вузов
банк данных одаренных детей, отслеживание их достижений
слеты одаренных детей
индивидуальная образовательная программа одаренного ребенка
&
очно-заочные школы,
программы профильного обучения
доступность современных учебников, ЭОР,
портфолио
3. Развитие учительского потенциала
Стимулирующая часть
Развитие общественного участия в оценке результатов
и сильная зависимость размера премий от результатов
Социальные льготы
Пенсии
Подъемные
Жилье
2. Компетентностный подход (профессиональная, коммуникативная, управленческая, правовая):
Учителя:
Работа с информационными ресурсами
Использование мультимедийных технологий
Владение методами педагогической диагностики
Управленцы:
Проектные технологии
Разрешение конфликтных ситуаций
Ведение документации на электронных носителях
4. Современная школьная инфраструктура
4. Современная школьная инфраструктура
Постановление Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2009 г. № 1165
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В 2010 ГОДУ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА …
1 млрд. рублей
59 регионов
9 млн. 423 тыс.руб. Костромской обл.
Рост доли реализации проектов, социальных практик, деятельностей в структуре образовательной программы
Внутри уроков
Вместо части уроков
Создание стимулов для здорового образа жизни
Жесткий индивидуальный контроль за здоровьем
Портфолио
Индивидуальные образовательные программы
Тьюторы
Карта здоровья
Контроль за питанием
(«школьное молоко»)
Диспансеризация
Сокращение требуемой отчетности школ – победителей ПНПО (с условием открытости информации о качестве результатов работы)
Равенство государственных и частных школ;
Привлечение к управлению школами частным инвесторов
Концепция ФЦПРО 2011-2015
(содержание)
Концепция ФЦПРО 2011-2015
(содержание)
ФЦПРО 2011-2015
(Приложения)
развитие системы
оценки качества образования
и востребованности
образовательных услуг
обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ
Цель и задачи ФЦПРО 2011-2015
За счет внебюджетных источников
формирование стратегических проектов
развития образования для
реализации субъектами РФ, ОУ
при федеральной поддержке
Результат: Получение устойчивых моделей
преобразований для дальнейшего массового
внедрения, оценка их результативности,
сценарии для различных типов
образовательных учреждений, регионов,
социально-экономических условий
завершение стратегических проектов,
обеспечение последовательных изменений
в образовании на всей территории РФ
Результат: Массовое внедрение всех
утверждённых по итогам выполнения
первого этапа ФЦПРО успешных моделей
и механизмов, наличие новой инфраструктуры
в образовательной среде
Для решения задачи
будут проведены мероприятия:
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть