Слайд 1Искусство Фландрии
Антонис Ван Дейк, Франс Снейдерс,Якоб Иорданс
XVII век
Слайд 2Антонис Ван Дейк
1599 -1641 гг.
Автопортрет
Слайд 3Биография
Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым
ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена.
Слайд 4
В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного
живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы.
Слайд 5
В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. К ранним работам
относится его Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618 Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.
С 1618 по 1620 Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах.
Слайд 6
С 1632 г. живописец жил в Лондоне, работая придворным художником Карла
I. В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. В Англии он женился на дочери лорда Рутвена.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне, погребен в соборе св. Павла.
Слайд 7Заключение
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской
портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета.
Слайд 15Франс Снейдерс с женой .
Портрет написан Ван Дейком
Слайд 16Биография Ф. Снейдерса
1579 - 1657гг.
Франс родился в семье богатого антверпенского бюргера
осенью 1579 г. (крещён 11 ноября). В молодости учился у Питер Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена (первого учителя ван Дейка). Был женат на сестре братьев-художников Корнелиса и Пауля де Вос.
Слайд 17
Поначалу основной темой творчества Снейдерса были натюрморты, в дальнейшем он
стал проявлять больший интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты. Мастерство Снейдерса высоко оценил Петер Пауль Рубенс, с 1613 г. приглашавший его к сотрудничеству для работы над изображениями животных. Вместе с тем Снейдерс не любил изображать людей — по имеющимся сведениям, человеческие фигуры на его картинах писали Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера.
Слайд 18
В 1608—1609 г. Снейдерс работал в Италии, впоследствии жил в родном
Антверпене.
В 1619 г. Снейдерс был избран членом антверпенского Братства романистов, а в 1628 г. — его деканом. Для позднего периода его творчества характерны монументальные полотна, всегда пользовавшиеся большой популярностью среди покупателей. Созданные им огромные декоративные полотна, в частности, украшали столовую во дворце епископа города Брюгге, известного мецената Антония Триста. Кроме того, Снейдерс был назначен главным художником герцога Альберта, губернатора Нидерландов.
Художник умер в Антверпене 19 августа 1657 г.
Слайд 19Фруктовая лавка между 1618 -1621 гг.
Слайд 20Мясная лавка между 1618 -1621 гг.
Слайд 21Лавка дичи. Между 1618 -1621 гг.
Слайд 24Фрукты в чаше на красной скатерти
Слайд 25Якоб Йорданс
1593 – 1678 гг.
Якоб Йорданс (1593-1678) был лишь на
шесть лет старше ван Дейка. Но творчество обоих живописцев по отношению друг к другу составляет резкий контраст.
Ван Дейку наибольшую прижизненную славу принес жанр парадного аристократического портрета.
Произведения, составившие имя Йордансу, напротив, всецело порождение национальной жизни и коренной национальной традиции. Недаром за Йордансом упрочилась слава «самого фламандского» художника.
Слайд 27
Такие исконно национальные черты, как любовь ко всему земному, реальному,
конкретному, интерес к характерным и выразительным деталям, широкое использование фольклора свойственны Йордансу, пожалуй, как ни одному другому фламандцу XVII века. В его произведениях словно ожили национальный быт, традиционные праздничные обряды и обычаи, веселая мудрость народных пословиц и поговорок.
Слайд 28Биография художника
Сын состоятельного антверпенского торговца льняными товарами, Якоб Йорданс в четырнадцатилетнем
возрасте поступил в обучение к живописцу Адаму ван Норту.
У последнего, как известно, в свое время учился и Рубенс. Но если личная судьба надолго связала Йорданса с его учителем (в 1616 году молодой живописец женился на дочери ван Норта Екатерине), то в творческом развитии художника искусство ван Норта заметной роли не сыграло.
Молодого Йорданса влекли иные идеалы. Подобно многим живописцам своего поколения, он оказался всецело захваченным идеями, которые несло в себе искусство Рубенса.
И хотя, в отличие, например, от ван Дейка, Йорданс в молодости даже не работал в мастерской Рубенса, в его творческом формировании именно искусству прославленного фламандца принадлежала роль главного побудительного импульса. Однако следует подчеркнуть, что в произведениях Рубенса Йорданс брал лишь то, что отвечало его собственным стремлениям, помогало разрешать встававшие перед ним самим художественные задачи. С самого начала творчество мастера несло в себе глубоко индивидуальные черты.
Слайд 29
Лучшие произведения Йорданс создал в 1620-1630-е годы, пору расцвета фламандской
живописной школы, в период, когда фламандское искусство достигло высшей ступени своего развития в XVII веке; наконец, в поздних работах мастера нашли отражение кризисные явления, назревавшие в середине столетия и постепенно захватившие всю художественную культуру Фландрии.
Слайд 30Фрагмент картины «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами»1615 г.
Слайд 31
Художник построил картину как бытовую сцену. Здесь мы видим самого
живописца с любимой лютней в руках (Йорданс был не чужд музыке и нередко представлял себя на портретах с этим инструментом), его родителей - Якоба Йорданса и Барбару ван Волсхатен - и семерых его братьев и сестер сидящими в саду за столом. На столе стоит поднос с хлебом и корзина, в которой лежит большой гранат. Глава семейства поднимает бокал с вином, а улыбающаяся служанка несет к столу блюдо с фруктами. В картине царит торжественное настроение праздника. Не случайно возникло предположение, что Йорданс написал ее в честь своего вступления свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки (1615). Позы изображенных непринужденны и свободны, и вся сцена имеет естественный и живой вид. Но этот, казалось бы, чисто бытовой ее характер нарушают парящие над всей группой обнаженные детские фигурки. Согласно традиции, получившей распространение в голландской и фламандской живописи XVI-XVII веков, они олицетворяют собой души умерших к моменту написания портрета младших сестер
Слайд 33
Йорданс накладывал краски густой массой, почти не смешивая, «весело», по
его собственному выражению, - броскими, то размашистыми, то мелкими ударами кисти, движущейся дерзко, с несокрушимой уверенностью, но всегда точно попадающей в нужное место.
Слайд 34Бобовый король 1655г.
На картине изображен фламандский национальный праздник «трех волхвов» или
«трех королей», который отмечался 6 января.
По старой нидерландской традиции в этот день к столу подавали пирог, в который был запечен боб. Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Тот, кому доставался боб, провозглашался «бобовым королем».
«Король» выбирал себе «королеву» и «свиту». Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королю» и «королеве», а когда «король» поднимал очередной бокал вина — хором восклицать: «Король пьет!».
Слайд 37Сатир в гостях у крестьянина 1620 г.
Слайд 38
Сатиры — лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса. Сатиры похотливы,
падки на вино, вместе с нимфами бродят по лесам, водят хороводы; тело их покрыто шерстью; иногда с хвостом и копытами.
Слайд 39Сатир в гостях у крестьянина 1622 г. ГМИИ им. А. С.
Пушкина
Слайд 40
Сюжет написан по басне Эзопа.
Козлоногий сатир, присутствуя на трапезе крестьян,
удивлен непоследовательностью людей: крестьянин дует на кашу, чтобы ее остудить, в то время как раньше он дул на руки, чтобы их согреть.
У Йорданса сатир и крестьяне — дети единой природы, полные грубоватой жизненной силы. Они тесно сгрудились вокруг стола, их тяжелые тела, краснощекие лица, босые пятки ног, глиняный кувшин на переднем плане переданы с пластической осязательностью. Широкий плотный мазок, крупные пятна звучных красок отличают московскую картину, одну из лучших среди других вариантов.
Слайд 42
Среди немногочисленных портретов Йорданса, в которых мастер не стремится достичь
глубокого психологизма образов, уверенным и спокойным мастерством отличается «Семейный портрет» (ок. 1621—1622, Мадрид, Прадо), в котором на фоне ухоженного сада художник изобразил себя, свою дородную супругу и в центре молодую служанку с корзиной фруктов.
Слайд 43Одиссей в пещере Полифема 1630-е г.
Слайд 44
Высадившись на земле циклопов, Одиссей заметил близ моря пещеру. Вместе
с двенадцатью своими спутниками он вошел в пещеру, неся большой мех с вином. В пещере жил циклоп Полифем — великан, дикарь и людоед. Придя домой, Полифем загнал свое стадо в пещеру и завалил выход большим камнем. Увидев незваных гостей, он сразу же сожрал несколько человек. Одиссей предложил циклопу вина. Напившись вина, Полифем спросил Одиссея, как его зовут. Тот сказал, что его имя «Никто». Полифем пообещал, что съест его в последнюю очередь, добавив, что это подарок, который он дарит Одиссею как гостю. За сим циклоп улегся спать. Одиссей же, отыскав в пещере кол, заострил его, обжег на костре и ослепил Полифема. Последний стал громко кричать, призывая на помощь живущих поблизости циклопов. Те стали спрашивать Полифема, кто его обидел. Тот ответил: «Никто». Циклопы успокоились и разошлись. Когда же стадо Полифема стало рваться из пещеры на пастбище, циклоп открыл вход в пещеру и, став там, широко раскинутыми руками ощупывал выходящих животных. Одиссей же стал связывать баранов по трое и сам уцепился снизу за самого большого барана, спрятавшись у него под брюхом. Так он выбрался из пещеры вместе со стадом.