Слайд 1Красноярский региональный проект
обновления содержания и технологий
дополнительного образования
24rsdo.ru
#РеальноеОбразование
Инструмент
«Событийный мониторинг образовательных
результатов» (СМОР)
Слайд 2Общая схема событийного подхода
Предельное описание образовательного результата
Естественные события-индикаторы
Искусственные события-индикаторы
Вспомогательные описания
образовательного
Слайд 3События-индикаторы
Событие – воспринимаемое основными органами чувств состояние мира.
Событие-индикатор (для образовательного результата
R) – событие, которое происходит с человеком тогда и только тогда, когда у него сформирован образовательных результат R.
Естественное событие-индикатор – событие-индикатор, которое происходит «в жизни» без специальной подготовки.
Искусственное событие-индикатор – событие-индикатор, которое специально сконструированное в рамках образовательного процесса.
Слайд 4Подходы (парадигмы):
ЗУН (когнитивно-информационный)
Деятельностный
Компетентностный
Слайд 5Базовый тезис парадигмы ЗУН
сознание определяет деятельность.
Слайд 6
Деятельностный подход
Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А.Н. Леонтьевым
и С.Л. Рубинштейном на культурно-историческом
подходе Л.С. Выготского. Теория представляла собой гибрид
из психологических фактов и аксиом марксизма-ленинизма
и господствовала в советской психологии вплоть до конца
1980-х гг. Ее следы заметны в работах современных российских психологов. Полемизировали с данной теорией немногие (напр., Л. М. Веккер, Г. П. Щедровицкий).
Слайд 7Базовый тезис Деятельностной парадигмы
деятельность определяет сознание.
Слайд 8структуры человеческой деятельности (деятельность – действие – операция– функциональный блок)
интериоризация как важнейший механизм формирования
сознания
периодизации психического развития с использованием разработанного в Д. п. понятия «ведущая деятельность»
Слайд 10Базовый тезис Компетентностной парадигмы
овладение способами и технологиями получения знания.
Слайд 11Мониторинг
Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо
процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
В социологическом словаре представлено определение мониторинга как специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений и процессов с целью диагностики, контроля и прогнозирования. Метод познавательной и экспериментальной деятельности, который обеспечивает совместно с другими методами комплексную, оперативную и адекватную оценку ситуации, что позволяет осуществлять эффективное прогнозирование и разработку оптимальных управленческих решений.
Слайд 12В педагогическом словаре мониторинг
это отслеживание результатов;
постоянное наблюдение за любым процессом
в образовании с целью выявления его соответствия желаемым результатам или конечным целям;
диагностически обоснованная система непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирующих и корректирующих деятельность образовательного учреждения.
Слайд 13Мониторинг в общенаучном понимании - это деятельность, которая предусматривает диагностику, контроль
и прогнозирование, которые являются важными составляющими системы управления.
Основной сферой практического применения мониторинга является информационное обслуживание управления в различных сферах деятельности, в том числе и образовательной.
Мониторинг позволяет системно исследовать любой процесс и его объекты с целью получения достоверной информации для эффективного управления средой, процессами, программами развития и т.п
Слайд 15Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для
детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
Слайд 16Событийность
характеристика образования, в которой преодолевается обыденность и повседневность школьной образовательной жизни
и обобщённый способ отбора содержания образования.
Слайд 17«…образовательные события направлены на формирование определенных навыков, помогающих осваивать пространства неизвестного
— не лежащего в опыте или неосмысленного опыта. Событие несет функцию сопровождения человека в обозначенной теме, ее проживания и переживания, «пропускания через себя», когда ощущаются прежние границы представлений о себе и нащупываются новые».
Устюгова Ольга Борисовна,
заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».
Слайд 18Воронцов Алексей Борисович
эксперт ИПОП "Эврика", гендиректор Открытого института «Развивающее образование», к.п.н.
«…
образовательное событие – это мероприятие, в результате которого что- то происходит в ребенке, развивает его. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности».
Слайд 19В чем специфика событийных форматов?
Во-первых, в образовательном событии тему моделирует группа людей, это
определённая сфера деятельности для предельного разбора и переосмысления.
Во-вторых, участники вовлечены в активную деятельность, ориентированную на получение продукта. Ообразовательное событие разворачивается как пространство компетентностных проб.
В-третьих, задачность и режим образовательного события имеет принципиально «недоопределённый» характер, оставляя место для субъектного поведения участников.
Кроме того, высокая интенсивность и открытость событийных режимов задаёт энергетику, «вызов», инициирующие возникновение субъектов дальнейшей образовательной деятельности… Экстремальность задаётся и удерживается за счёт не только содержания, но и формата: разновозрастные группы участников, собранные из разных городов и школ, новые «особые» взрослые, особые места, расписание дня, использование IT и пр.
Слайд 20Виды образовательных событий
проектирование,
тренинг,
игра,
метапредметная олимпиада,
погружение,
полигон,
ноогеновская задача.
Слайд 21Последовательность подготовки и проведения образовательного события:
Разработка (метапредметного) задания и экспертных листов.
Распределение
участников согласно их выбору.
Инструктаж экспертов, целевая установка для участников.
Индивидуальные задания.
Групповые задания.
При это презентуется готовый продукт, а завершается образовательное событие рефлексией (устно, эссе, стихи, рисунок, выпуск газеты и т. д.).
Слайд 22Особенности:
Обязательно наличие препятствия – вызова.
Вызовы могут быть предметные (знаю, но не
работает!!!), социальные (решать вместе – ответственность!!!) или личностные (мне не слабо!!!).
Позиция педагога при организации и проведении образовательного события может быть различной: он может быть разработчиком события, должен уметь оборачивать ребенка на самого себя и работать только с тем, что уже произошло, а не с тем, что ему хотелось получить.
Педагог-организатор не должен влиять на развитие события, оно должно происходить само по себе.