Слайд 1ХОЛОДНИКОВА
НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
ЗАВ.ОТДЕЛОМ СПЕЦИАЛЬНОГО(КОРРЕКЦИОННОГО) И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОИРО»
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ
Слайд 2История инклюзивного образования за рубежом
Почти 200 лет назад, в первые десятилетия
XIX века проблема совместного обучения не только занимала умы прогрессивных педагогов, но и в целом ряде случаев была с успехом апробирована в условиях тогда еще не имевшей ценза народной школы некоторых европейских стран.
Слайд 3
Европейская педагогика начинает XIX век под знаком педагогических идей И.Г.Песталоцци (1746-1827)
– о необходимости и возможности обучения всех детей и подготовки их к будущей трудовой деятельности, о разностороннем развитии ребенка в соответствии с его природой и потребностями, о важности обучения для детей с отставанием в умственном развитии, физически и социально неблагополучных.
История инклюзивного образования за рубежом
Слайд 4
Пионером считают Самуила Гейнике (1727-1790), основоположника немецкой сурдопедагогики и организатора
и руководителя первого в Германии учебного заведения (школы) для глухих детей. Он предложил создавать в структуре массовой народной школы специальные классы для глухих детей, которых бы обучал специально подготовленный учитель, а также открыть постоянно действующий обучающий семинар для учителей массовой школы при школе (институте) для глухих детей для распространения опыта обучения глухих.
Слайд 5
В 20-е и 30-е годы в некоторых провинциях Германии (например, земля
Бранденбург, 1832, 1838 г. г.) в циркулярах органов управления образованием предписывалось принимать в элементарную школу слепых и глухих детей (там же, с.113). Уже в 1803 г. в г. Зайтц (Германия) в школе для бедняков открывается так называемый добавочный класс для «умственно ограниченных детей».
Слайд 6
Во второй половине ХIХ в. интерес европейской педагогики к интегрированному обучению
глухих и слепых детей в народной школе падает. Становится понятным, что для обучения детей с нарушенным развитием требуется особая педагогика
Слайд 7
Приоритет в развитии этой тенденции, которая вскоре стала общеевропейской, принадлежит
скандинавским странам (1817 – в Дании принят Акт об обязательном обучении глухих; 1842 – распространение закона о начальном образовании на детей с ограниченными возможностями в Швеции), первыми приступившим к созданию системы отдельных от массовой системы образования школ для детей с отклонениями в развитии.
Таким образом сформировалась сегрегационная модель обучения детей с отклонениями в развитии.
Слайд 8
Через сто с лишним лет европейское образование будет заново открывать для
себя образовательную интеграцию и по-новому решать связанные с этим проблемы.
Слайд 9
Исторически современная форма интеграции появляется во второй половине ХХ в. -
начинаются поиски путей совместного обучения, которые ведутся параллельно и в европейских странах (Скандинавские страны), и в США уже с начала 60-х годов ХХ в.
Слайд 10
Его закрепление и распространение прошло два этапа – от интегрированной (70-80
гг. XX в.) до инклюзивноймодели (90-е гг. XX в. по настоящее время).
Слайд 11
«Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп
в детских садах.
(плюсы м минусы данного обучения)
Слайд 12
«Инклюзивное» образование - это признание ценности различий всех детей и их
способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.
Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Слайд 14
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями
здоровья и отказ от представлений об организации отдельного обучения определили происходящие изменения в социально-культурной среде, переосмысление обществом отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, потребовали пересмотра и уточнения содержания нормативно-правового обеспечения.
Слайд 15Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года
Закон регулирует вопросы образования лиц с ОВЗ и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Слайд 16Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 г
Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Слайд 17
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Слайд 18К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся следующие группы детей:
дети с нарушением слуха,
дети с нарушением зрения,
дети с нарушением речи,
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата,
дети с задержкой психического развития,
дети с нарушением интеллекта,
дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы (расстройства аутистического спектра – РАС)
дети со сложной структурой нарушения.
Слайд 19Принципы дошкольного инклюзивного образования
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и
средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка.
Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Слайд 20Принципы дошкольного инклюзивного образования
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
Важным условием успешности инклюзивного
образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.
Слайд 21Принципы дошкольного инклюзивного образования
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его
участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
Инклюзия - это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Слайд 22Принципы дошкольного инклюзивного образования
Принцип междисциплинарного подхода
Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует
комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Слайд 23Принципы дошкольного инклюзивного образования
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использованияпедагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Слайд 24Принципы дошкольного инклюзивного образования
Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Усилия педагогов будут
эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста - установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Слайд 25Принципы дошкольного инклюзивного образования
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Модель
детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Слайд 26Современный этап организации инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении
Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст.2)
Слайд 27Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 г
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ст.2)
Из этого следует, что адаптированная программа не обязательно должна содержать «коррекционную» составляющую, т.е. она не является аналогом коррекционной программы.
Слайд 28
Кроме того обучение ребенка с ОВЗ может организовываться по адаптированной основной
образовательной программе, реализуемой в образовательной организации или классе для детей с нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и др.
Слайд 29Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 г
индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Слайд 30Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 г
специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 31Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 г
Кроме того обучение ребенка с ОВЗ может организовываться по адаптированной основной образовательной программе, реализуемой в образовательной организации или классе для детей с нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и др.
Слайд 32Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 г
Дети с ограниченными возможностями здоровья приниматься на обучение по адаптированной общеобразовательной программе и по адаптированной основной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ст.52).
Слайд 33
Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены
частью
III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
(для школы)
Слайд 34
Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены
частью
III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
(для дошкольного образования)
Слайд 35II. Организация и осуществление образовательной деятельности
13. Образовательная деятельность по образовательным программам
дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 36II. Организация и осуществление образовательной деятельности
13. Образовательная деятельность по образовательным программам
дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
Слайд 37II. Организация и осуществление образовательной деятельности
13. Образовательная деятельность по образовательным программам
дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 38III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
приказ
Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014
16. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
17. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 39III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
приказ
Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014
18. Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 40III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
приказ
Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014
19. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:
1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;
2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Слайд 41III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
приказ
Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014
20. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Слайд 42III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
приказ
Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014
21. При получении дошкольного образования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
22. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Слайд 43Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 г
С учетом компетенций, права, обязанности и ответственности образовательной организации примерный Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов включает в себя:
Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.);
Слайд 45Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 г
положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк идр.);
положение об организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор о сетевом взаимодействии с центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи или со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания;
Слайд 46Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 г
договор с родителями детей с ОВЗ;
положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и др.
Слайд 47Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 г
Все локальные нормативные акты образовательной организации в части обучения детей с ОВЗ целесообразно утверждать через издание приказа, так как они имеют прямое или косвенное отношение к участникам образовательного процесса и требуют обязательного ознакомления с ними.
Слайд 48
Вопросы, связанные с составлением адаптированных программ просим присылать на электронную почту
hnavi@bk.ru
Холодникова Наталья Викторовна
eai1982@mail.ru Иванова Екатерина Александровна