Слайд 1Аттестационная работа
На тему:
Образовательная программа развития учебно-исследовательских навыков обучающихся «Исследователи природы»
Слайд 2 Создание детского объединения «Исследователи природы» вызвано проявляющимся интересом у
обучающихся к учебно-исследовательской деятельности. Для правильного проведения наблюдений, опытов необходимо знание методик, правил сбора и хранения информации, методов систематизации и хранения материалов.
Цель программы: приобщить обучающихся к научно – исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Образовательная: научить обучающихся обосновывать выбор темы исследования, ставить цели и задачи исследования, выдвигать гипотезу; познакомить с различными методиками исследования, со структурой исследовательской работы, с этикой выступающего.
Развивающая: способствовать повышению интеллекта обучающихся, развитию логического мышления; способствовать самореализации детей через подготовку и участие в научно-практических конференциях, конкурсах.
Слайд 3Воспитательная: воспитывать умение выслушать мнение других, уважение к окружающим, взаимопонимание в
коллективе.
Программа детского объединения «Ребята и зверята» (исследовательское направление) – адаптированная, построена на основе программы для внешкольных учреждений и образовательных школ «Исследователи природы» (Министерство просвещения СССР, Изд. 2-е, исправленное и дополненное, М.; «Просвещение», 1977.) по программе «Зоолог», а так же авторской программы С.В. Самошиной, педагога дополнительного образования МОУ ДОД «СЮН», с опорой на специальную литературу.
Программа рассчитана 1 год обучения, на детей в возрасте 11 – 17 лет, занимавшихся в детском объединении «Ребята и зверята» и изучающих в школе биологию.
Программа рассчитана на 36 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 часу. Предусмотрены теоретические и практические занятия. На теоретическую часть отводится 10 часов, на практическую – 26 часов.
Слайд 4В теоретической части программы воспитанники знакомятся со структурой исследовательской работы, с
методами исследования, с правилами сбора и хранения информации.
В практической части программы - учатся самостоятельно работать с литературой, обрабатывать полученный в результате исследования материал, писать исследовательскую работу, отрабатывать навыки выступления перед аудиторией.
Также в практической части предусматривается сбор информации, материала для проведения исследования.
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип индивидуального подхода к обучающимся;
- принцип сотрудничества;
- принцип научности;
- принцип дозирования нагрузки на обучающегося в зависимости от его физических и психологических возможностей;
- принцип систематичности и последовательности.
Слайд 5
Формы проведения занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная, индивидуализированная.
Методы проведения занятий:
-
словесный (беседа, рассказ, диалог);
- практический (работа с литературой, написание доклада, построение таблиц, графиков);
- наблюдение (наблюдение за поведением животных в зооуголке; в их естественной среде обитания);
- игровой (викторины, кроссворды, развивающие игры).
Для обеспечения безопасности во время экскурсий, при работе с животными предусмотрено регулярное проведение инструктажа по технике безопасности. В кабинете имеется аптечка с необходимым набором медикаментов.
Слайд 6Занятия в объединении исследовательского направления способствуют гармоничному развитию личности, воспитывают усидчивость,
настойчивость в достижении цели, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, уверенность в собственных силах.
По окончании курса обучающиеся должны подготовить доклад или реферат по своей исследовательской работе и выступить с ним на научно-практической конференции.
По окончании обучения воспитанники
должны знать:
- этапы выполнения исследовательской работы;
- необходимые методики для проведения исследования;
- правила сбора и хранения информации;
- правила оформления результатов исследования;
- культуру и этику выступающего.
Слайд 7 По окончании обучения воспитанники
должны уметь:
- самостоятельно работать с
литературой, конспектировать, выделять главное, обобщать материал;
- самостоятельно проводить наблюдения, применяя необходимые методики;
- систематизировать данные исследования;
- самостоятельно оформлять исследовательскую работу;
- выступать на конференции НОУ.
Данная программа может быть использована при проведении исследования в школах, детских объединениях учреждений дополнительного образования.
Слайд 8Учебно-тематический план реализации программы
Слайд 9Учебно-тематический план реализации программы
Слайд 10Содержание программы
Вводное занятие – 1 час (0.5 теор., 0.5 практ.) –
знакомство с программой детского объединения, выбор старосты, инструктаж по технике безопасности.
Этапы выполнения исследовательской работы – 2 часа (1 теор., 1 практ.,) – структура исследовательской работы; выбор темы, её актуальность; постановка цели, задач, гипотезы исследования; выбор методики исследования. Определение степени изученности темы по литературным источникам. Самостоятельная работа с литературой, конспектирование. Виды литературных источников, используемых в процессе подготовки к исследованиям. Выводы и рекомендации по итогам работы.
Практическая часть: самостоятельная работа с литературой (конспектирование); наблюдение за поведением животных, написание рефератов по выбранной теме.
Слайд 11Содержание программы
Техника сбора информации в процессе выполнения исследовательской работы – 14
часов (4 теор., 10 практ.,) – правила сбора информации в процессе выполнения исследовательской работы; способы хранения информации; работа с карточками.
Практическая работа – изготовление карточек; ведение записей в период сбора информации.
Оформление результатов исследовательской работы - 8 часов (2 теор., 6 практ.) – написание исследовательской работы, рефератов; составление таблиц, графиков, диаграмм; оформление фотоматериалов.
Слайд 12Содержание программы
Подготовка докладов и презентаций – 10 часов (2 теор., 8
практ.)- написание докладов по исследовательским работам; оформление мультимедийных презентаций. Репетиция выступления, корректировка докладов.
Практическая работа: подготовка докладов и презентаций по исследовательским работам; репетиция выступления на конференции.
Подведение итогов, заключительное занятие – 2 часа (0,5 теор., 1,5 практ.)- итоговое занятие, анализ результативности детского объединения.