Слайд 1Информационные технологии в науке и производстве
Дисциплина для магистерской подготовки по направлению
36.04.02 «Зоотехния»
Автор: Исаев Владимир Александрович,
к.т.н., профессор
Великий Новгород, 2014
Слайд 2Лекция 1
Введение. Характеристика профессиональной
деятельности магистра по направлению подготовки 36.04.02
ГП «Информационное
общество (2011-2020гг.)».
ФЗ «О информации, информационных технологиях и защите информации».
ФЗ «Об образовании в РФ». Стандарты на ИКТ.
Общая схема функционирования портала НовГУ
Слайд 3Объем дисциплины и виды учебной работы
(дневная форма)
Семестр: 1
Дисциплина: Информационные технологии
в науке и производстве
Направление подготовки: 36.04.02
Полная трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (ЗЕ) - 6
Лекции: - 24 часа
Практические занятия (в том числе аудиторная СРС): - 48 часов
Лабораторные занятия - 0
Внеаудиторная СРС: 108 часов
Вид аттестации: экзамен
Слайд 4Объем дисциплины и виды учебной работы
(заочная форма)
Семестр: осенний
Дисциплина: Информационные технологии
в науке и производстве
Направление: 36.04.02
Полная трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (ЗЕ) - 2
Лекции: - 6 часов
Практические занятия (в том числе аудиторная СРС): - 14 часов
Лабораторные занятия - 0
Внеаудиторная СРС: 52 часа
Вид аттестации: экзамен
Слайд 5Введение
Характеристика профессиональной деятельности
магистра по направлению подготовки 36.04.02
«Зоотехния»
Система государственного информационного
обеспечения в сфере сельского хозяйства
Слайд 6ФГОС по направлению 36.04.02
Магистр по направлению подготовки «Зоотехния» должен быть подготовлен
к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
производственно-технологическая деятельность: обеспечение рационального содержания, кормления и разведения животных на базе углубленных знаний по направлению магистерской программы;
организационно-управленческая деятельность: организация работы коллектива;
научно-исследовательская деятельность: проведение самостоятельных научных исследований с использованием новейших методологий и анализ их результатов;
проектная: разработка новых технологических решений по повышению эффективности животноводства;
педагогическая: проведение учебных занятий по образовательным программам СПО ВПО; разработка и реализация профессиональных учебных программ.
Слайд 7ФГОС по направлению 36.04.02
(продолжение)
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
……
способен использовать
на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК- 4);
……
способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 6).
Слайд 8ФГОС по направлению 36.04.02
(продолжение)
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
……
в организационно-управленческой
деятельности:
- способен к разработке проектов и управлению ими (ПК-2);
- способен к организации научно - исследовательской деятельности (ПК-3);
в научно-исследовательской деятельности:
- способен формировать решения, основанные на исследованиях проблем, путем интеграции знаний из новых или междисциплинарных областей (ПК-4);
в проектной деятельности:
- способен к разработке научно обоснованных систем ведения и технологий отрасли (ПК-5).
Слайд 9Фрагмент базового учебного плана по направлению подготовки 36.04.02
Слайд 10Государственная программа РФ
«Информационное общество (2011-2020 годы)»
Постановление Правительства Российской Федерации от
15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Цель Программы - повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий
Слайд 11Государственная программа РФ «Информационное общество (2011 - 2020 гг.)»
Слайд 12Подпрограммы и ФЦП ГП «Информационное общество»
подпрограмма 1 «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура
информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;
подпрограмма 2 «Информационная среда»;
подпрограмма 3 «Безопасность в информационном обществе»;
подпрограмма 4 «Информационное государство»;
федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы»
Слайд 13Глоссарий по информационному обществу / Под общ. ред. Ю.Е. Хохлова. -
М.: Институт развития информационного общества, 2009. - 160 с.
Информатизация – Социально-экономический и научно-технический процесс широкомасштабного применения ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций, местных органов власти и государства, для создания предпосылок перехода России к информационному обществу.
Слайд 14Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ
«О развитии
сельского хозяйства»
(с изменениями и дополнениями)
Статья 17. Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства
1. Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства и обеспечение ее функционирования осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Слайд 16Нормативные документы
Целевая программа ведомства «Создание единой государственной системы информационного обеспечения АПК
России». Утверждена приказом Минсельхоза №183 от 31 марта 2008 года;
В основу её построения положены современные информационные и телекоммуникационные технологии, позволяющие осуществить комплексную информатизацию и автоматизацию деятельности центрального аппарата федеральных органов управления АПК на базе централизованных информационных ресурсов, адаптивных инструментов доступа к данным, а также сервисных средств их обработки, манипулирования и визуализации.
Слайд 17Целевая программы «Создание единой системы
информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008 -
2010 годы)»
Целью Программы является создание Единой системы информационного обеспечения АПК (ЕСИО АПК).
Задачи программы:
совершенствование нормативно-технической и организационно-методической базы применения эффективных информационных технологий в АПК;
……
обеспечение дистанционного мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий;
внедрение современных информационных технологий в обеспечение деятельности органов управления АПК и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - агро- продовольственный рынок);
……
Слайд 18Информатизация и автоматизация деятельности организаций АПК
Государственная программа
развития сельского хозяйства и
регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы
(утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717)
Слайд 19Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства
Развитие подотрасли растениеводства, переработки
и реализации продукции растениеводства
Поддержка малых форм хозяйствования
Развитие мясного скотоводства
ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»
Подпрограммы
ФЦП
ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (проект)
ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» (проект)
Обеспечение реализации Государственной программы
Структура Государственной программы
ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» (далее – ФЦП «Плодородие до 2013 года»)
Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие
Слайд 21Долгосрочная областная целевая программа
«Развитие агропромышленного комплекса в Новгородской области
на
2013-2020 годы»
1. Технико-экономическое обоснование Программы
……
формирование государственных информационных ресурсов в сфере управления сельским хозяйством;
……
5. Механизм управления реализацией Программы
……
Департамент осуществляет:
……
организацию внедрения информационных технологий в целях управления реализацией Программы;
……
Слайд 22ООО "РЦ "ПЛИНОР"
«Региональный центр информационного обеспечения племенного животноводства Ленинградской области
«ПЛИНОР»
Россия, 196626, г. Санкт-Петербург
пос. Шушары, ул. Пушкинская, д.12
Слайд 24Специализация РЦ «ПЛИНОР»
РЦ "ПЛИНОР" специализируется на разработке, внедрении
программного обеспечения в области племенного животноводства, хранении и обработке информации по племенным животным Ленинградской области, а также информационно-консультационном обслуживании молочного скотоводства регионов Российской Федерации в сфере информационных технологий.
Специальное обучение в сфере информационных технологий, кормления, селекции и управления животноводством.
Сайт : www.plinor.spb.ru
Слайд 25Применение компьютеров в управлении животноводством (СЕЛЭКС)
Слайд 31Математическое моделирование систем автоматического регулирования
Содержит основные сведения по математическому моделированию автоматических
систем на базе компьютера, краткое описание используемого программного обеспечения и методические указания к лабораторным работам, целевое назначение которых — изучить и освоить некоторые методы моделирования, применяемые в автоматике.
Для студентов вузов, обучающихся по агроинженерным специальностям .
Слайд 33Стандарты ГОСТ Р 50779.ХХ-ХХХХ
(Статистические методы)
Слайд 34Стандарты на статистические методы
Слайд 35ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ»
(№149 от
27 июля 2006 г.)
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Слайд 37ФЗ РФ №149 от 27 июля 2006 г.
(Статья 2)
В настоящем
Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) информация - сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления;
2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
5) ……
Слайд 38Приложение
ФЗ «Об образовании в РФ»
Слайд 39Глава 2. Система образования
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Слайд 40Глава 2. Система образования
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
……
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Примечание 1. О Порядке разработки и использования дистанционных образовательных технологий. Приказ МО РФ № 63 от 10 марта 2005 г.;
Примечание 2. Об использовании дистанционных образовательных технологий. Приказ МО РФ № 137 от 06 мая 2005 г.
Слайд 41Глава 2. Система образования
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
……
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Слайд 43ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»
Основные направления деятельности. ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика" (до 1999
года Центр "Информика") является государственным научным предприятием, созданным для обеспечения всестороннего развития и продвижения новых информационных технологий в сферах образования и науки России.
Цели и предмет деятельности института. Институт создан для осуществления комплексной поддеpжки развития и использования новых информационных технологий и телекоммуникаций в сфере обpазования и науки России, включая:
информатизацию всех форм учебного процесса;
информатизацию научной, научно-производственной и административной деятельности вузов, НИИ и других организаций сферы образования и науки;
создание и развитие единой телекоммуникационной и информационной среды системы образования и науки, единой системы баз данных и других информационных научно- образовательных ресурсов;
создание информационной инфраструктуры системы управления науки и образования;
инфоpмационную интегpацию системы науки и образования России в миpовую систему;
сертификацию "Системой добровольной сертификации "ИНФОРМИКАСЕРТ" персонала, продукции и услуг".
Слайд 44ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»
Информационные технологии. В рамках направления "Информационные технологии" ФГУ
ГНИИ ИТТ «Информика» сопровождает и развивает систему федеральных образовательных Интернет-порталов и Интернет-хранилищ информационных ресурсов для общего и профессионального образования:
Федеральный портал «Российское образование»
Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Федеральный портал «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании»
Федеральный портал информационной поддержки единого государственного экзамена
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования
Информационный сайт «Все об учебниках федеральных перечней»
Слайд 45Глава 2. Система образования
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
……
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Слайд 46Стандартизация
информационно-коммуникационных технологий в образовании
Технический комитет по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные
технологии в образовании»
Постоянно действующий национальный рабочий орган ИСО/МЭК СТК 1/ПК 36 "Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке"
Слайд 47О национальном рабочем органе ИСО/МЭК СТК1/ПК36
Международная организация по стандартизации (ИСО/ISO) и
Международная электротехническая комиссия (МЭК/IEC) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого Совместного Технического комитета (СТК1/JTC1), в составе которого в 1999г. был создан 36-й Подкомитет (ПК36/SC36) «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке».
В настоящее время в деятельности ПК 36 участвуют представители 44 стран, которые в рамках семи рабочих групп обеспечивают разработку международных стандартов в области терминологии, технологий обучения, управления контентом, обеспечения качества электронного обучения и др.
От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа ИСО/МЭК СТК1/ПК36 исполняет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», созданный в 2004 г. и объединяющий в шести подкомитетах более 100 высококвалифицированных экспертов из образовательных и научно-исследовательских учреждений, ведущих отечественных ИТ-компаний и других заинтересованных организаций.
Слайд 48Стандарты ГОСТ Р
(информационно-коммуникационные технологии)
ГОСТ Р 52652-2006 Информационно-коммуникационные технологии. Общие положения
ГОСТ Р
52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии. Термины и определения
ГОСТ Р 52655-2006 Информационно-коммуникационные технологии. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования
ГОСТ Р 52656-2006 Информационно-коммуникационные технологии. Образовательные интернет-порталы федерального уровня
ГОСТ Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные технологии. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов
Слайд 50Корпоративный портал НовГУ
Портал Новгородского государственного университета (http://www.novsu.ru/) является единой точкой информационного
взаимодействия студентов, преподавателей и сотрудников.
Каждому зарегистрированному пользователю
(более 20000 человек) предоставляется доступ к чтению и публикации информации в соответствии с его статусом и должностью.
Слайд 51Магистральная инфраструктура RUNNet
Слайд 52БАЗОВЫЕ УЗЛЫ СЕТИ RUNNet
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Вологодский государственный технический университет
Калининградский государственный университет
Новгородский
государственный университет
Петрозаводский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (ТУ)
Слайд 54Общая схема
функционирования портала НовГУ
Слайд 55Научная библиотека
Электронная библиотека НовГУ (далее - ЭБ) обеспечивает комплексную информационную поддержку образовательного
процесса и научных исследований университета. Предоставляет совокупность библиографических, реферативных и полнотекстовых электронных ресурсов, доступ к которым возможен в удаленном и локальном режимах.
Фонд ЭБ:
полнотекстовые коллекции собственной генерации: учебно-методические издания НовГУ, научные публикации ученых университета;
полнотекстовая коллекция БиблиоТех;
внешние информационные библиографические и полнотекстовые ресурсы, доступ к которым организует научная библиотека на договорной основе с отечественными и международными корпорациями;
качественные сетевые ресурсы свободного доступа, необходимые для обеспечения образовательного и научно-исследовательского процессов.
Слайд 56Электронные библиографические базы
Слайд 59Дистанционное обучение
Дистанционное обучение прочно утвердилось в качестве своеобразной альтернативы традиционному высшему
образованию, хотя официально его рассматривают как разновидность заочного образования.
Дистанционного обучения, одно из ключевых направлений использования информационных технологий в процессе кардинальных преобразований высшего образования
Слайд 60Учебные пособия
Представлено современное видение вопросов внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), рассмотрены
различные аспекты проектирования дистанционных курсов и их реализации в программных оболочках.
Слайд 61Внешний вид сайта
дистанционного обучения НовГУ
Слайд 62Сервер ДО НовГУ
Для поддержки дистанционной форму образования в НовГУ, в 2007
году был развернут специальный сервер дистанционного обучения, работающий на открытой и наиболее популярной в мире платформе создания и проведения дистанционных курсов – Moodle.
Moodle - это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Само слово «Moodle» - расшифровывается как Модульная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда.
Университетский сервер дистанционного обучения обеспечивает весь цикл создания и преподавания дистанционного курса. Сервер дистанционного обучения НовГУ находится по адресу http://moodle.novsu.ru .
Работа в системе ДО НовГУ происходит посредством интернет браузера. Полноценно функционал системы раскрывается в рекомендованных разработчиками браузерах - Mozilla Firefox и Microsoft Internet Explorer.
Слайд 63Архитектура обучающей системы в соответствии со стандартом IEEE P 1484.1
Слайд 64Модель сетевого дистанционного обучения
Слайд 66Учебное задание
Изучить содержание статьи 17 ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;
Ознакомиться с
содержанием сайта ГВЦ Минсельхоза РФ;
Посмотреть презентацию «Информационные технологии в управлении» на сайте www.youtube.com ;
Изучить содержание главы 2 (статьи 16 и 18) ФЗ «Об образовании в РФ»;
Ознакомиться со стандартами ГОСТ Р группы «Информационно-коммуникационные технологии».
Примечание: учебные материалы размещены на портале НовГУ (Исаев Владимир Александрович > ИТ в науке и производстве > …)
Слайд 67Список литературы
1.Основы открытого образования / Андреев А. А., Каплан С. Л.,
Лобачев С. Л. и др.; Отв. ред. В. И. Солдаткин. – т. 1. – РГИОО. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 676 с.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
3. Тоискин В.С.. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебное пособие. / В.С. Тоискин, В.В. Красильников. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 140 с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для вузов/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С.Полат. ─ 4-е изд., стер. ─ М.: Академия,2009. ─ 268с.
5.Кревский И.Г. Инновационные модели организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Менеджмент инноваций.- 2008.- №3.- С.222-230.
Слайд 68Список литературы (продолжение)
6. Чернышов Е. А. Основы инженерного творчества в дипломном
проектировании и магистерских диссертациях : учеб. пособие для вузов. - М. : Высшая школа, 2008. – 252 с.
7. Семакин И.Г. Информационные системы и модели: Учеб. пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. – 2007. – 303с.
8. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. – М.: Изд-во «ИНФРА-М », 2002. – 528с.
9. Гоберман В. А. Технология научных исследований - методы, модели, оценки : учеб. пособие / В. А. Гоберман, Л. А. Гоберман ; Моск. гос. ун-т леса. - 3-е изд. - М. : Издательство МГУЛ, 2004. – 389 с.
Слайд 69Список литературы (продолжение)
10. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения:
Учеб. Пособие для вузов.- М.: Академия, 2005.- 330с.
11. Майстренко А.В. Информационные технологии в науке, образовании и инженерной практике. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. – 96 с.
12.Тюренкова Е.Н., Мороз М.Т. Управление молочным животноводством с применением информационных технологий. – СПб.: РЦ «ПЛИНОР», 2010 г.
13. Мороз М.Т., Тюренкова Е.Н. Оценка экономических потерь в животноводстве на основе баз данных системы «СЕЛЭКС». - СПб.: РЦ «ПЛИНОР», 2010 г.
Слайд 70Спасибо за внимание!
E-mail: vladimir.isaev@novsu.ru