Слайд 1Информационные технологии
Использование информационно –коммуникационных технологий в преподавании предметов естественного цикла
Составитель Томилова
В.Н.
Слайд 2НИТО
Говорить о новой информационной технологии обучения (НИТО) можно только в том
случае, если:
она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность);
она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены;
средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер
Слайд 3Уровни компьютерной технологии
Компьютерные технологии обучения, как и компьютерные программы, имеют разную
степень сложности и включенности в учебный процесс. О.И.Агапова, О.А.Кривошеев. А.С.Ушаков выделяют три уровня компьютерных технологий обучения.
Компьютерная технология – это совокупность методов, форм и средств воздействия на человека в процессе его развития. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать ему. Она предполагает использование адекватных способов представления и усвоение различных видов знаний с помощью современной компьютерной техники.
Компьютерная технология первого поколения сохраняет в своей основе традиционные формы и методы обучения. Опора делается на классические учебники и учебные пособия, но для улучшения способа предъявления готовых знаний и усилий контроля за их усвоением используется компьютер.
Компьютерная технология второго поколения основывается на традиционном содержании, в котором используется не систематизированная комбинация из классических и модернизированных форм и методов обучения. Она поддерживается традиционными учебниками, задачниками и методическими пособиями, а также современными компьютерными программами и образовательными средствами, в основном сориентированными на процессы всестороннего исследования моделей реального мира.
Компьютерные технологии обучения третьего поколения – это единый образовательный процесс, основанный на междисциплинарном нетрадиционном содержании, формах и методах и средствах обучения. Компьютер в третьей модели – уже не вспомогательное средство обучения, он станет одним из важнейших элементов.
Слайд 4Направления НИТО
В настоящее время развиваются следующие направления НИТО:
универсальные информационные технологии
(текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.)
компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;
мультимедийные программные продукты
компьютерные средства телекоммуникаций
Слайд 5Что должен уметь учитель - предметник
Анализ
курса информатики показывает, что ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием проникающей информационной технологией. Следовательно, применение знаний и умений, полученных на уроках информатики, необходимо и на уроках химии, биологии, географии для обеспечения единого подхода к решению предъявляемых школой задач. Но для реализации единого подхода необходимо, чтобы учитель – предметник умел:
обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов;
создавать слайды, используя редактор презентации МS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;
использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.
самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.
Слайд 6Использование компьютера в обучении
Применение компьютера на любых
этапах учебного процесса, таких как объяснение нового материала, самостоятельная работа обучающихся и контроль знаний, может значительно повысить качество конечного результата. Рассмотрим преимущества использования компьютера в учебном процессе.
С помощью компьютера можно создать электронный учебник, который позволит:
1. Увидеть развитие и многообразие всех моделей на фотографии, а также их подробные технические характеристики в виде таблиц
2. Иллюстративно представить динамические процессы и явления, скрытые в условиях обычного образовательного процесса
3. Проверить уровень своих знаний учащиеся могут самостоятельно, используя тесты контроля
4. Оперативно находить устаревший материал или неточности и вносить соответствующие изменения.
Электронный учебник можно разработать как преподавателю, так и ученику.
Слайд 7Дистанционное обучение
Тестирование учащихся общеобразовательных учреждений сравнительно новый прогрессивный способ
общения и контроля знаний. Оно получает все большее распространение. Использование его для практической реализации дистанционного обучения открывает дополнительные возможности в организации учебного процесса. Тестовая система обучения и контроля особенно хороша в работе с больными детьми, так как снимает напряжение школьников, помогает осуществить индивидуальное обучение
Слайд 8Компьютерные презентации
Компьютерные презентации позволяют:
акцентировать внимание аудитории на значительных моментах изучаемой
информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических комбинаций, иллюстраций и т.п.
в современном обществе человек часто презентует себя, свои достижения или предметы, произведенные им.
в условиях конкуренции презентация играет важную роль, обладая большой информационной емкостью. Важно верно и качественно “подать себя”. Компьютерный дизайн позволяет сделать это и в печатном варианте (буклеты, плакаты), и в виде видеороликов, слайдов и на Интернет-страницах.
необходимость в хорошей презентации есть и у учеников, так как они часто защищают свои учебные проекты, рефераты, выступают на уроках, в конкурсах и на конференциях.
Слайд 9Интернет - ресурсы
Много информации предоставляют интернет-ресурсы:
это и сведения об интересующих событиях,
людях и объектах
интерактивные словари и справочники,
общение с коллегами.
участие в интернет-педсоветах, фестивалях, конкурсах.
Интернет позволяет повысить свой профессиональный уровень, расширить кругозор, подготовиться к занятиям. Но здесь надо умело использовать свои навыки по анализу информации и обучать этому детей. Так как при наибольшей доступности к интернету растет и вероятность получить недостоверную информацию.
И, конечно, большую роль играет наличие подключения к сети интернет в рабочем кабинете, а не только в специализированных кабинетах.
Слайд 10Компьютерные уроки
Компьютер также эффективен в использовании обобщающих уроков, уроков-зачетов, а также
уроков-семинаров, игр. Использование традиционных технологий урока в сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенно повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к любому вопросу и повторить его снова.
Слайд 11Использование компьютера учителем
Каковы возможные варианты использования компьютера педагогом?
Современному учителю надо вести
много документации, которая часто дублируется в разных формах (списки, сведения, отчеты и др.). Набор документации и хранение ее в печатном и электронном виде дает большую экономию сил и времени.
Для уроков часто используется раздаточный материал. Имеющийся материал фабричной печати не всегда удовлетворяет учителя по своему содержанию педагог сам составляет индивидуальные, вариативные задания, тексты и тесты для занятия. Учитывая количество учеников, назревает необходимость набора раздаточного материала на компьютере и сохранение его на электронном носителе.
Сейчас существует множество учебных материалов на СD- и DVD-дисках. Это и информационные материалы энциклопедического свойства, и обучающие программы. И программы с функциями проверки и оценки знаний и умений учащихся. Эти материалы полезны не только для детей, но и для учителя при подготовке к урокам.
Также на СD- и DVD-дисках имеются аудиозаписи и фильмы, которые можно воспроизвести на компьютере
Слайд 12Значение информационных технологий в обучении
Информационные технологии позволяют:
построить открытую систему
образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
Слайд 13Что дают информационные технологии ?
Электронно-вычислительная техника сегодня - неотъемлемая часть технического
оснащения школы. Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения предметам естественно – научного цикла с качественно новой стороны. Использование компьютерных программ решает ряд важных задач:
делает процесс обучения наглядным;
повышает объективность оценки ответов;
позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;
сокращает время проверки знаний учащихся.
Использование новых информационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием НИТО дает детям возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету.
Электронные учебники, презентации применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучающихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т.д.
Слайд 14Список литературы
."Актуальные проблемы информатизации профессионального образования", материалы республиканской научно-практической конференции, Казань
РИЦ "Школа", 2006г -152 с.
2.Апатова Н.В. "Информационные технологии в школьном образовании", М; изд-во РАО, 1994 г -228с.
3.Беспалько В.П. "Программированное обучение: Дидактические основы", М "Вища школа", 1970 г.
4.Захарова И.Г. "Информационные технологии в образовании", М, Издательский центр "Академия", 2005 г - 192 с.
5."Информатизация общего среднего образования", Научно-методическое пособие /под ред. Д.Ш. Матроса/ - М "Педагогическое общество России", 2004 г - 384 с.
6.Кукушин В.С. "Теория и методика обучения", Ростов-на-Дону "Феникс", 2005 г - 474 с.
7.Методист, научно-методический журнал, № 3, 2005 г.
8.Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования",М, Издательский центр "Академия", 2005 г - 272 с.
9.Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. "Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения", Томск, изд-во ТПУ, 2003 г.
10.Фокин Ю.Г. "Теория и технология обучения: деятельностный подход", М, Издательский центр "Академия", 2006 г - 240 с.
11.Школьные технологии; научно-практический журнал школьного технолога, № 1, 2006 г.