Слайд 1
http://www.isiorao.ru
«ДОРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ»
Научный руководитель проекта – Ковалева Г.С.
Государственный контракт
№ 03.Р20.110034 от 19 августа 2011 г.
Слайд 2
Участники проекта
Институты РАО: Институт стратегических исследований в образовании; Институт содержания и
методов обучения; Институт управления образованием
Московский центр качества образования
Центр измерений в образовании издательства «Просвещения»
Системы образования 21 субъектов РФ (Иркутская обл., Калининградская обл., Краснодарский край, Красноярский край, Ленинградская обл., г. Москва, Московская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Республика Саха, Самарская обл., Тамбовская обл., Томская обл., Хабаровский край,, Челябинская обл., Ярославская обл. …)
Студенты магистратуры «Измерения в психологии и образовании» НИУ ВШЭ
Слайд 3
Цели и задачи проекта
Цель проекта - доработка, апробация и внедрение процедур
оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Задачи проекта на 2011 год
1. Описание имеющихся подходов к проведению процедур оценки качества начального образования в РФ.
2. Разработка модели проведения процедур оценки качества начального образования.
3. Апробация модели проведения процедур оценки качества начального образования.
4. Проведение семинара для организаторов апробации в 2011 г.
5. Анализ результатов апробации, подготовка предложение по совершенствованию модели проведения процедур оценки качества начального образования.
Слайд 4
Цели и задачи проекта
Задачи проекта на 2012 год
1. Доработка модели
проведения процедур оценки качества начального образования.
2. Апробация доработанной модели проведения процедур оценки качества начального образования.
3. Проведение семинара для организаторов апробации
4. Анализ результатов апробации доработанной модели. 5. Подготовка пакета документов для организации распространения модели проведения процедур оценки качества начального образования.
Слайд 5
Цели и задачи проекта
Задачи проекта на 2013 год
1. Распространение
модели проведения процедур оценки качества начального образования.
2. Проведение семинара по итогам распространения модели
3. Анализ результатов распространения модели проведения процедур оценки качества начального образования, подготовка предложений по внедрению модели проведения процедур оценки качества начального образования.
Слайд 6Актуальные направления оценки качества начального образования в РФ
1. Проведение внешней
(независимой) оценки качества начального образования в образовательном учреждении с целью получения достоверной информации об индивидуальных достижениях выпускников начальной школы образовательного учреждения для широкого круга задач (аккредитации ОУ, аттестации педагогических кадров, получения информации об обеспечении гарантий граждан по обеспечению равного доступа всех обучающихся в данном образовательном учреждении к качественному образованию и др.).
2. Проведение внешней (независимой) оценки качества начального образования на различных уровнях (муниципальном, региональном, национальном) с целью получения достоверной информации о состоянии системы начального образования и тенденциях ее изменения, а также факторах, влияющих на качество начального образования для управления качеством образования (мониторинговые исследования).
Слайд 7Внутренняя оценка:
учитель, ученик,
ОУ и родители
Внешняя оценка:
государственные службы
аккредитация ОУ
аттестация кадров
мониторинг системы
образования
чтение,
УУД
русский
математика
три итоговые работы
итоговая
оценка
+
накопленная оценка
Выборочное
обследование
работ учащихся
Необходимые
дополнительные
данные/исслед.
Система оценки качества образования в начальной школе
Слайд 8Содержательная и критериальная основа оценки качества образования:
По первому направлению - планируемые
результаты освоения образовательной программы начального образования (раздел «Выпускник научится»).
По второму направлению - планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (разделы «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»), а также требования ФГОС к условиях реализации основной образовательной программы начального образования.
Слайд 9
Выпускник, педагог, ОУ;
Чему
учить
система
образования:
система образования, ОУ
Ради чего
учить
и научить
Планируемые результаты и оценка
их достижения: сферы ответственности
Слайд 10Задачи, реализуемые в ходе процедур оценки качества образования по двум направлениям
-
Разработка стандартизированных измерительных и инструктивно-методических материалов для оценки индивидуальных достижений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС (2 комплекта)
- Организационное и технологическое обеспечение проведения процедур ОКО;
- Проведение обследований в образовательных учреждениях;
- Обеспечение достоверности получаемой информации об индивидуальных достижениях выпускников начальной школы;
- Подготовка специалистов для проведения процедур ОКО;
- Обработка и анализ результатов ОКО;
- Формирование базы данных результатов ОКО;
- Информационное обеспечение процедур ОКО;
- Представление результатов ОКО для возможного их использования различными пользователями;
- Организация обсуждений результатов ОКО с представителями различных групп пользователей
Слайд 11Направления апробации 2012 года
Экспериментальная проверка разработанных измерительных материалов и
процедур оценка качества начального образования
Экспериментальная проверка основных подходов к интерпретации и использованию результатов апробации для повышения качества начального образования
Экспертиза инструктивно-методических материалов проекта
Слайд 12Экспериментальная проверка разработанных измерительных материалов и процедур оценка качества начального бразования:
Двух
комплектов измерительных материалов, позволяющих оценить индивидуальные достижения учащихся и качество образования в образовательном учреждении, а также состояние системы образования по трем предметным областям: «Математика и информатика» (на примере курса «Математика»), «Филология» (на примере курса «Русский язык»), «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» (на примере курса «Окружающий мир»), с инструктивно-методическими материалами (рекомендациями по проведению работ, рекомендациями по оценке выполнения задания и работы в целом, рекомендациями по интерпретации и использованию результатов)
Слайд 13Экспериментальная проверка разработанных измерительных материалов и процедур оценка качества начального бразования
:
Всего 6 комплектов КИМ по 3 предметам:
Математика: МА1 (4 варианта на 1 урок) и МА2 (8 вариантов на 1 урок),
Русский язык: РУ1 (4 варианта на 1 урок) и РУ2 (8 вариантов на 1 урок),
Окружающий мир: ОМ1 (4 варианта на 1 урок) и МА2 (8 вариантов на 1 урок).
Дополнительно: КИМ для оценки метапредметных результатов на 2 урока: письменная работа на 40 мин. и групповая работа над проектами на 40 мин.
Экспериментальные материалы для оценки личностных результатов на 1 урок (40 мин.).
Слайд 14
Компоненты учебного задания
характеристика задания
мотивационная часть
Содержание:
условие (информационная часть)
вопрос (командная часть)
инструкция по
выпол-нению (ответная часть)
образец/описание ответа
критерии оценки
методический комментарий (организационная часть)
время выполнения задания
Слайд 15Показатели качества начального образования
Группа 1: распределение обучающихся по уровням освоения
основной образовательной программы начального общего образования по математике, русскому языку, окружающему миру, личностным и метапредметным результатам (для всех обучающихся и отдельных групп);
Группа 2: распределение обучающихся по качеству (структуре) освоения основной образовательной программы начального общего образования (профили обучающихся по выделенным планируемым результатам, элементам содержания, способам действий или компетенциям для всех обучающихся и отдельных групп);
Слайд 16Показатели качества начального образования
Группа 3: распределение обучающихся по уровням сформированности
учебной мотивации по отдельным предметам (для всех обучающихся и отдельных групп);
Группа 4: распределение обучающихся по уровням готовности к обучению в основной школе (для всех обучающихся и отдельных групп).
Слайд 17Основные показатели, по которым представляются результаты образовательных учреждений
Успешность освоения учебной программы
(общий балл за выполнение всей работы по предмету по 100 балльной шкале).
Достижение базового уровня – балл за выполнение заданий базового уровня. На этапе введения ФГОС в апробационных работах по математике, русскому языку и окружающему миру используются 2 критерия достижения базового уровня: Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более); Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более).
3. Успешность развития - соотношение освоения раздела планируемых результатов начального образования «Ученик научится» и раздела «Ученик получит возможность научиться». Данный показатель дает возможность оценить степень освоения обязательной для всех учащихся части программы (раздел «Ученик научится») по сравнению с частью программы (раздел «Ученик получит возможность научиться»), обязательной для преподавания и направленной на расширение и развитие интереса к изучению данного предмета, пропедевтику обучения, углубленное изучение предмета для наиболее одаренных детей.
Слайд 18Показатели качества начального образования (группа 1)
Слайд 19Показатели качества начального образования (группа 1)
Слайд 20Показатели качества начального образования (группа 1)
Слайд 21Показатели качества начального образования (группа 1)
Слайд 22Показатели качества начального образования (группа 1)
Слайд 23Распределение учащихся 5 класса по уровням математической подготовки в соответствии с
Слайд 24Показатели качества начального образования (группа 2, структура овладения планируемыми результатами)
Слайд 25Показатели качества начального образования (группа 1)
Слайд 26МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
регулятивные
коммуникативные
познавательные
целеполагание
речевые средства, в
т.ч. с опорой на ИКТ
работа
с инфор-
мацией: поиск,
запись, восприятие
в т.ч. средствами
ИКТ
планирование
способ
действия
контроль
коррекция
коммуникация при
взаимодействии
использование
моделей, знаков
и символов,схем
логические опе-
рации: анализ,
синтез, сравнение,
сериация, класси-
фикация, обобще-
ние, подведение
под понятие, ана-
логия, суждение
чтение
ИКТ
Проектно-
исследо-
ватель-
ская
деятель-
ность
Оценка по
результатам
выполнения
Оценка в
процессе
выполнения
Оценка качества образования:
метапредметные результаты
Слайд 27Проект спецификации и инструментария
Комплексные работы на межпредметной
основе:
работа с текстом
решение заданий
с использованием логических операций, моделей, знаково-символических средств, схем
Первая часть – 1 урок
Вторая часть – 1 урок
Работа в группе:
саморегуляция
сотрудничество
коммуникация
использование ИКТ
лист наблюдений
лист продвижения по заданию
презентация
видеозапись
листы самооценки
материалы целенаправ-ленных наблюдений
работы учащихся
Слайд 28Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов (комплексные рабоы):
Слайд 29Особенности
комплексной работы
Комплексная работа направлена на выявление у учащихся сформированности
умений:
- читать и понимать различные тексты, включая и учебные;
- работать с информацией, представленной в различной форме;
- использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Слайд 30Особенности
комплексной работы (три группы заданий)
Группа 1. Общее понимание текста, ориентация
в тексте (включает в себя поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи).
1 группа – 30%, 2 группа – 40%, 3 группа – 30%
Слайд 31Особенности
комплексной работы (три группы заданий)
Группа 2. Глубокое и детальное понимание
содержания и формы текста (включает в себя анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений, например, определить, с какой целью написан текст.)
1 группа – 30%, 2 группа – 40%, 3 группа – 30%
Слайд 32Особенности
комплексной работы (три группы заданий)
Группа 3. Использование информации из текста
для различных целей (включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.)
1 группа – 30%, 2 группа – 40%, 3 группа – 30%
Слайд 37Основные показатели, по которым представляются результаты
Успешность сформированности умений работать с текстом.
Успешность сформированности отдельных групп умений работать с текстом: общее понимание текста, ориентация в тексте; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; использование информации из текста для различных целей.
Слайд 38Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов:
Работа в группах над проектами
1.
Познавательный «Что мы знаем о Земле»: Работа с источниками. Обработка текстов.
Результат: Плакат или презентация, содержащие Текст и рисунки
Загадки и пословицы, математические задачи и др.
2. Исследовательский «Как мы проводим свободное время». Подготовка и проведение опроса. Обработка данных.
Результат: Плакат или презентация, содержащие заданные вопросы, форму для фиксации ответов, собранные данные, диаграмму с ответами, выводы
3. Конструкторский «Макет детской площадки в школьном дворе». Работа с пластилином, ЛЕГО или рисунок
Результат: Натуральный макет + фотоснимок+объяснения в виде текста или презентации
4. Социальный «Помоги будущему первокласснику»
Подготовка плана помощи и опеки
Результат: Текст или презентация с планом опеки
Слайд 39Карта наблюдения за особенностями общения и
Кооперации учеников в процессе совместного
выполнения проекта
Наблюдение за особенностями общения и взаимодействия ведется по следующим параметрам:
1. Планирование
2. Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта
3. Соответствие исполнения проекта плану
4. Представление результатов
5. Конфликты и их разрешение
6. Особенности поведения и коммуникации ученика
По каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы и за группой в целом.
Слайд 41ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
само-
определение
смысло-
образование
морально-
этическая
ориентация
внутренняя позиция
школьника:
отношение к школе
отношение к учебной
деятельности
образец “хорошего”
ученика
основы гражданской
идентичности:
Я – гражданин России
Я и общее благополучие
Я и другие (этнос)
мотивационная
основа и интересы:
широта, выраженность,
устойчивость мотивов
устойчивость интереса
к новому материалу и
способам решения
Знание норм
Самооценка и
рефлексия:
ориентация на самооценку
способность к самооценке
Моральное сознание:
дифференциация моральных
и конвенциональных норм
нравственная ориентация
этические чувства
эмпатия (сопереживание)
Ценностные установки:
здоровый образ жизни
охрана природы
чувство прекрасного
ценность труда
Я –
школьник
Я и
другие
Моральное
сознание
и нормы
Ценностные
установки
Рефлексия
Слайд 42Проект спецификации и инструментария
здоровье,
отношения,
мотивы,
интересы,
поведение,
прилежание,
условия …
БУКЛЕТ
Я – школьник
отношения,
мотивы
интересы
ориентация на образец «хоро-шего»
ученика
Моральное сознание и нормы
нормы и нравственная ориентация
эмпатия
Ценности
здоровый образ жизни
охрана природы
чувство прекрасного
ценность труда
АНКЕТЫ
Ученик,
учитель, родители
Лист самооценки
Итоговые работы
Я и другие:
личностная самооценка
Я – гражданин России
Я и другие
Я и общее благополучие
1 урок
≈15-20 мин после
итоговой работы
≈30-45 мин
Слайд 43Апробация экспериментальных материалов для оценки метапредметных и личностных результатов
Проводится в 3-5
образовательных учреждениях, в которых имеются условия для проведения проектной деятельности учащихся начальной школы, возможности для использования ИКТ для работы учащихся и квалифицированные кадры для проведения работы, наблюдения за деятельностью учащихся и анализом полученных результатов.
Для проведения экспериментальной работы по оценке личностных результатов необходимо получить согласие родителей.
Слайд 44Приоритетные направления апробации 2012 года
1. Создание информационных ресурсов по результатам
оценки качества образования;
2. Разработка рекомендаций и методических материалов по повышению квалификации учителей начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НО;
3. Разработка рекомендаций и методических материалов по организации работы с детьми, демонстрирующими высокий уровень образовательных достижений;
4. Разработка рекомендаций и методических материалов по организации работы с детьми, не освоившими требования ФГОС на базовом уровне.
Слайд 45В ходе проекта разрабатываются:
- Регламенты проведения оценки качества начального образования на
различных уровнях (муниципальных, региональных, национальном, на уровне ОУ).
- Положения о проведении оценки качества начального образования на различных уровнях (муниципальных, региональных, национальном, на уровне ОУ).
- Комплекты измерительных материалов для оценки качества начального образования в обозначенных выше областях с инструктивно-методическими материалами.
- Система обработки и анализа данных.
Рекомендации по интерпретации и использованию результатов оценки качества начального образования на различных уровнях (муниципальных, региональных, национальном, на уровне ОУ).
Инициативные мероприятия:
Выступление на методологическом семинаре РАО (14.12.2012), 25 регионов в режиме он-лайн)
Семинар для разработчиков КИМ в соответствии с ФГОС (ИСИО РАО, 28.02-1.03.2012), 21 регион
В ходе проекта разрабатываются:
Слайд 46Спасибо за внимание!
Ковалева Галина Сергеевна, руководитель отдела оценки качества
образования Института содержания и методов обучения РАО
Тел./факс: (499)-246-24-21
e-mail: centeroko@mail.ru
сайт: www.centeroko.ru