презентация
Москва 2012
Стайнов Г.Н. Педагогика для преподавателя высшей школы.
Предложена новая версия концепции курса «Педагогика для преподавателя высшей школы». Концепция заключается в том, что создана модель образовательного процесса как совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов педагогической системы. Модель положена в основу методологии и технологии процесса.
Примечательно, что к каждому элементу модели целостного триединого образовательного процесса сформулированы принципы их реализации не только обучающего (дидактического), но и воспитательного, и развивающего аспектов.
Результатом реализации концепции является модель преподавателя вуза в компетентностном формате с разработкой общей профессионально-педагогической компетентности, ключевых и единичных компетенций педагога.
©Г.Н. Стайнов, 2012
©ФГБОУ ВПО МГАУ, 2012
5
Даже большое дело можно существенно сдвинуть с места,
если идти к нему
пусть маленькими,
но ежедневными шагами.
Народная мудрость
Слайд-пролог
6
7
8
От автора
Преподаватели вузов в большинстве своём не имеют профессионального педагогического образования и для их обучающей деятельности характерен недостаток психолого-педагогических знаний в организации образовательного процесса. Многие преподаватели относятся даже скептически к педагогической науке, считая, что их профессиональная компетентность в избранных областях науки и техники, является самодостаточной основой для организации учебного процесса и преподавания. Но это не так. Ведь есть ещё и понятие профессионально-педагогическая компетентность. Поэтому Министерство высшего образования и науки утвердило дополнительную образовательную программу в статусе стандарта квалификации “Преподаватель высшей школы”. Системообразующей дисциплиной этого стандарта является “Педагогика высшей школы (ПВШ)”.
При подготовке учебного пособия по ПВШ автор исходил из того, что образовательный процесс – это педагогическая система. Всякую систему можно смоделировать, в том числе обосновать и построить модель образовательного процесса. В связи с этим возникла идея: спроектировать курс ПВШ на основе модели образовательного процесса. Глоссарий к модели, принципы реализации её элементов, наполнение содержанием всех элементов модели и будет отражать сущность курса ПВШ.
В качестве системообразующего фактора в предлагаемом инновационном проекте принято формирование профессионально-педагогической компетентности (ППК) преподавателя, что и требуется для способности и готовности реализации компетенций в образовательном процессе и, соответственно, получения квалификации “Преподаватель высшей школы”.
Успехов!
9
Что такое система? Система – это совокупность множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Любую систему можно смоделировать. Моделирование стало одним из основных методов комплексного исследования систем.
Образовательный процесс есть система (педагогическая), т.к. это тоже совокупность элементов (цель, содержание, формы, методы, средства и т.д.), образующая целостность , единство обучающего, воспитательного и развивающего аспектов, а также целевого, содержательного, деятельностного и управляющего блоков.
Значит, образовательный процесс тоже возможно смоделировать для его проектирования, исследования и реализации (например, в виде блок-схемы со своей дефиницией, составом, строением и структурой составляющих элементов, которая и положена в основу ПВШ).
1
2
3
4
Идея (творческий замысел)
Концепция (прикладная идея)
Методология (прикладная концепция)
Технология (прикладная методология)
Реализация модели образовательного процесса и её результат обеспечат прогнозируемую модель преподавателя с сформированной профессионально-педагогической компетентностью, что и является констатацией достижения цели ПВШ.
Посредством системного подхода обосновать модель образовательного процесса в виде блок-схемы как совокупности элементов педагогической системы с целью положить эту модель в основу изучения курса ПВШ для педагогической подготовки преподавателя.
Наполнить все элементы модели триединого образовательного процесса содержанием дидактического, воспитательного и развивающего аспектов.
Разработать теоретические основы реализации каждого элемента модели образовательного процесса, в том числе системообразующего фактора, в качестве которого выступает профессионально-педагогическая компетентность преподавателя.
Предлагаемая читателю работа характерна оригинальным подходом к разработке курса «Педагогика высшей школы» для преподавателей учреждений высшего профессионального образования. Особенность заключается в том, что образовательный процесс представляет собой педагогическую систему. А коль это система, то ее можно смоделировать, чем и воспользовался автор. Спроектированная модель образовательного процесса, включающая все его элементы (цель, дидактические принципы, содержание, формы, методы, средства, системообразующий фактор, преподаватель и студенты, обратная связь, самостоятельная внеаудиторная работа и результат), представлена графически в виде блок-схемы. Причём модель имеет универсальный характер, её элементы могут быть наполнены содержанием дидактического, воспитательного и развивающего аспектов.
К каждому элементу модели сформулированы самые основные принципы (правила, требования), которые нужно выполнять при реализации реального образовательного процесса. Поскольку образовательный процесс триедин (обучение, воспитание, развитие), то принципы сформулированы для каждой из трех функций.
Учитывая, что в качестве системообразующего фактора принято формирование профессионально-педагогической компетентности, то на «выходе» концепции представлена компетентностная модель преподавателя вуза, а учебный курс назван «Педагогика высшей школы».
Такой системный подход можно назвать технологическим, т.к. он обеспечивает технологичность процесса обучения, что позволяет методику назвать педагогической технологией.
Введение
Концептуальная модель педагогического проектирования
элементов…).
Комментарии к концептуальной модели педагогического проектирования
Деятельность преподавателя и обучающихся
Обучающиеся (О)
“Адресат” (А) – обучающийся после усвоения информации
Самоконтроль (внутренняя обратная связь) – (С)
Самостоятельная внеаудиторная работа (СВР)
Контроль (внешняя обратная связь) - (К)
«Помехи» (внутренние и внешние факторы)
Результат
Виды моделей
Вербальные
(словесно-описательные, устные и письменные)
Натурные
(макеты, действующие аналоги объектов)
Знаковые
(символические, математические, формулы)
Графические
(схематические, матрицы, таблицы, блок-схемы)
Базовые модели педагогической системы
1 Модель образовательного процесса
2 Технологическая модель
4 Компетентностная модель преподавателя
Концептуальная модель системного
педагогического проектирования
3 Модель успеха обучения
Целевой блок
Для чего учиться?
Зачем учить?
Что формировать?
Теория целеполагания
Содержательный блок
Что изучать?
Чему учиться?
Чему учить?
Теория информации
Деятельностный блок
Как учиться?
Как учить?
Теория познания
Управляющий блок
Что в результате получилось по сравнению с поставленной целью
Теория управления
Применительно к образовательному процессу:
Что –это содержание;
Как – это методика (технология);
Тогда КТО! – это преподаватель!
Цель – первый структурный элемент модели, прогнозирование результата деятельности, обозначает то, чего необходимо достигнуть в образовательном процессе.
Требования дидактики – принципы обучения, исходные положения, основные рекомендации, следование которым помогает наилучшим способом достигать поставленных целей.
Содержание – объём информации, фактически то, что составляет сущность учебной программы, учебника, курса, темы, раздела и т.д.
Преподаватель (П) – субъект образовательного процесса, “генератор идей, творец-передатчик” (системных знаний).
Системообразующий фактор – ключевое положение, стержневая мысль, проходящая через все элементы модели образовательного процесса и способствующя достижению поставленной цели.
Формы обучения – организационные “отрезки” образовательного процесса, регламентируемые расписанием (количеством обучающихся, временем и местом проведения занятий).
Методы обучения – способы достижения цели, виды взаимодействия преподавателя и студентов.
Компетентностный подход:
формирование качеств, необходимых для предстоящей трудовой деятельности в профессиональном, квалификационном и личностном аспектах
Знания о природе (в широком смысле)
Знания об обществе,
философии, государстве, праве
Знания о человеке, мышлении, интеллекте, способностях и возможностях
Знания о созидательной,
творческой деятельности людей на благо человечества
Системно - проектировочная
компетенция (СПК)
Предметно-отраслевая компетенция (ПОК)
Организаторско-управленческая
компетенция (ОУК)
Личностно-профессиональная
компетенция (ЛПК)
Профессионально-педагогическая компетентность
ППК = ∑(СПК+ПОК+ОУК+ЛПК)
2. Предметно-отраслевая компетенция (ПОК) – это глубокое знание преподаваемого предмета и понимание его роли в подготовке специалиста, т.е. профессионально ориентированное содержание своего предмета и знание отрасли, в которой будет работать выпускник образовательного учреждения.
4. Личностно-профессиональная компетенция (ЛПК) – это знания, умения, наличие опыта преподавателя в области нравственности и личного обаяния (имиджелогии), сбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики), упреждения и разрешения конфликтов (конфликтологии), индивидуальной работы с обучающимися и овладение соответствующими технологиями (педагогики)
СК 4.5 – креативность и интеллект
СК 4.6 – коммуникабельность и толерантность
СК 4.7 – высокая культура
СК 4.8 – доброжелательность и требовательность
Субкомпетенции ключевой личностно-профессиональной компетенции
Сократ:
Счастье – когда профессия
переходит в хобби!
Цель студента:
иметь мотивированное желание, готовность и стремление к образованию, самосовершенствованию, расширению интеллектуального кругозора.
Следовать правилу: не «получить», а посредством своей познавательной деятельности и помощи преподавателей «взять», приобрести знания, умения и навыки в созданных в вузе условиях для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.
Задачи (условно, образно → 4 «Д»):
1). Добывать (новые знания!)
2). Добиваться (понимания, усвоения!)
3). Думать (развивать мышление!)
4). Действовать (применять знания!)
Цель преподавателя:
создать организационно-педагогические условия для успеха образовательного процесса и способствовать студентам в познавательной деятельности.
Задачи (условно, образно → 4 «О»):
1). Обеспечить цикл лекций на высоком научном уровне с приоритетом системного, творческого мышления преимущественно методом дедукции.
2). Обеспечить четкое проведение практических занятий и разработку творческих заданий для самостоятельной работы студентов.
3). Обеспечить методической литературой и рекомендовать дополнительные научные источники.
4). Обеспечить консультации и обратную связь.
АПП= АУ+АФ
Алгоритм функционирования (АФ)
(Алгоритм учебной деятельности студентов)
АУД=(ООД)1+(ИД)1+(ОС)1+(КД)1, где
(ООД)1– реализация ориентировочной основы деятельности
(ИД)1 – исполнительная познавательная деятельность студентов
(ОС)1 – внутренняя обратная связь (самоконтроль)
(КД)1 – корректировочные действия (исправление ошибок)
Учение – деятельность обучающихся:
овладение знаниями, умениями и навыками (ЗУН)
активный процесс познания
преобразование информации в знания за счёт собственного мышления
формирование у себя способности и готовности к применению ЗУНов в будущей сфере деятельности (профессиональная компетентность)
Алгоритм управления (АУ)
(Алгоритм преподавательской деятельности)
АПД=ООД+ИД+ОД+КД, где
ООД – ориентировочная основа деятельности
ИД – информационная деятельность
ОС – обратная связь (контроль)
КД – корректирующая деятельность (анализ)
Преподавание – деятельность преподавателя:
организация процесса обучения
предъявление информации
создание условий для её усвоения
руководство самостоятельной работой студентов и формированием профессиональной компетентности
Образовательный процесс
Преподавание
Учение
╬
Авторская методика -
в силу объективных и субъективных причин преподаватель не реализует все принципы, не совсем соблюдает рекомендуемые формы, методы и средства, проявляет собственную творческую инициативу в процессе обучения.
«Право на жизнь» авторская методика подтверждается результатом: высоким качеством и эффективностью образовательного процесса.
Оценка со стороны педагогического сообщества и студентов – «преподаватель от Бога», педагог-новатор, мастер и т.д.
Сочетание разных ступеней абстракции (от феноменологической до аксиоматической).
Частичная технология
(не все принципы, предъявляемые к каждому элементу модели образовательного процесса, реализуются в данном дидактическом цикле).
Уровень технологичности определяется по коэффициенту технологичности Kтex.
Ступень абстракции – преимущественно прогностическая.
Методика обучения -
совокупность методов, приёмов, средств и организационных форм, направленных на достижение запланированных целей в образовательном процессе.
Классификация методик: общая, профессиональная и частная.
Ступень абстракции – преимущественно аналитико-синтетическая.
Все виды взаимодействия реализуются по принципу синергетики и предполагают формирование системного мышления и профессиональной компетентности.
Ощущение невостребованности знаний
Несоответствие уровня преподавания ожиданиям студентов
Шум в аудитории, коридоре, за окном и т.д.
Некомфортность условий в помещении для занятий и др.
Внутренние факторы
Отсутствие мотивации
Уровень интеллекта обучающегося
Слишком завышенная ступень абстракции предъявляемого материала
Настроение студента, обусловленное его личными причинами и др.
α – уровень усвоения
β – ступень абстракции
γ – степень осознанности усвоенных знаний
γ1 – на уровне предмета
γ2 – на межпредметном уровне
γ3 – на профессиональном уровне
γ4 – на уровне системного подхода
степень освоения деятельности
(уровень автоматизации действий)
τ -
1 – на уровне неквалифицированного работника
2 – на уровне работника низкой квалификации
3 – на уровне работника средней квалификации
4 – на уровне работника высокой квалификации
Индекс (уровень) успешности Ii=αi+βi+γi+ i IΣ= α4+β4+γ4+ 4
(в конспективном изложении)
Воспитание
Развитие
Обучение
Образованность
Результат образования – образованность
Схематическое изображение образовательного процесса и его результата
Образование
Цели образовательного процесса
Обучение – информационно-познавательно-деятельностный процесс.
Обучающая (дидактическая) цель занятия показывает, какой степенью овладения учебным материалом должны достигнуть учащиеся в конце любого этапа обучения, в каких действиях это должно выразиться.
На теоретических занятиях – какие знания будут усвоены.
При планировании лабораторных и практических занятий эта цель в первую очередь показывает, какие умения и профессиональные действия отрабатываются на занятиях, затем отмечаются другие аспекты обучения (закрепление знаний, контроль усвоения и т.п.).
Воспитание – социальный процесс.
Воспитательная цель раскрывает направления воспитательных воздействий на учащихся по формированию социально значимых качеств личности (экономических, экологических, правовых, нравственных и т.д.) и пути их осуществления на занятии. Направления воспитания выбираются, исходя из особенностей содержания предмета (или темы) и технологии.
Развитие – социально-биологический процесс.
Развивающая цель определяет основные направления совершенствования психофизиологических качеств обучающихся (мышления, памяти, внимания, восприятия, психомоторики и т.д.) и пути их реализации на занятии.
Направления развития выбираются так же, как и направления воспитания, исходя из особенностей содержания предмета (или темы) и технологии его освоения.
Главный результат образования – общая компетентность и ключевые компетенции в сфере будущей профессиональной деятельности, конкурентоспособность и профессиональная мобильность.
Задачи воспитания: дисциплинировать, т.е. «укрощать дикость», культивировать знания, цивилизовывать, морализовывать, т.е. создавать настроение, под влиянием которого избирались бы лишь добрые дела.
И. Кант
Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями.
И. Кант
Формы воспитания
Лекция (не путать с методом)
Беседа (не путать с методом)
Экскурсия (не путать с методом)
Тематический фильм, поход в театр, музей
Изучение родного края
Встречи с известными, заслуженными, творческими людьми
Обсуждение книг, событий, мероприятий, кинофильмов, спектаклей, телевизионных проектов.
Человек и с посредственным умом, буде труд приложит, искусен может быть. Екатерина II.
Так или иначе, но всякий истинный успех на земле есть успех труда. Иван Ильин.
О значении труда(и физического,
и умственного) как о средстве
образования вообще
и воспитания в частности:
Результат воспитания
Именно от образа мысли, слова, движения (деятельности) в единстве и целостности зависит внутренний образ (мир),характеризуемый в современном понимании образованностью человека.
Д.В. Чернилевский.
Модуль 4.
Развивающий аспект образовательного процесса
(в конспективном изложении).
1.Необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качество, состояние объекта –его состава или структуры.
Две формы развития: Эволюция
Революция
2.(биолог.)- Процессы тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных(дифференцировка)преобразований особей с момента зарождения и до конца жизни.
(индивидуальное развитие, или онтогенез)
И в течение всего времени существования жизни на Земле их видов (историческое развитие, или филогенез).
3.Саморазвитие, самодвижение-(философ.),внутреннее необходимое, самопроизвольное изменение системы, определяемое её противоречиями.
4. В приложении к образовательному процессу ( в узком смысле)
Развитие - одна из составляющих этого процесса, способствующая повышению интеллектуального уровня, совершенствованию человека ( в данном случае магистра, аспиранта или студента) в отношении умственных способностей, памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого мышления, системного подхода к объектам, явлениям, процессам и т.д. (определение автора пособия).
Примечание: Развитие мыслительных функций на уровне работы мозга здесь не рассматриваются(эти сложные процессы, изменения исследуются в НИИ мозга и изучаются в психологии, психофизиологии, нейрофизиологии и др.)
Создать условия для формирования системного, творческого, объемного, панорамного(дивергентного) мышления с овладением методологией педагогического проектирования и способностью реализации проектов.
Реализация принципа синергетики для развития как аспекта образовательного процесса
Создание условий для эффективности мышления и реализации способностей слушателей ( со стороны преподавателя)
Осознание интеллектуального затруднения и , соответственно, появление умственного напряжения для активизации процесса мышления (со стороны студента или аспиранта).
Ведущая (приоритетная) роль теоретических знаний
-Быстрый темп изучения учебного материала
-Осознание обучающимися своего личного участия в образовательном процессе.
10.Проект
11. Концепция
12. Методология
13.Противоречие
14. Проблема
15.Гипотеза
16.Теория
17.Система наук
18.Бинарный подход к образованию.
Методы:
1.проблемное изложение
2.проблемные задачи и задания
3.предъявление учебного материала на повышенной ступени абстракции
4.задания исследовательского характера и др.
Средства:
1.профессиональн-ые кроссворды
2.проблемные ситуации
3.индивидуальные творческие задания
4.реализация в образовательном процессе принципа эйдетики и др.
Мышление как инструмент развития:
Мышление - сложная форма отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами, предметами, явлениями и процессами объективной действительности.
Виды мышления по форме решаемой задачи и предмету отражения: техническое, математическое, педагогическое и др.
Формы мышления: положения, суждения, умозаключение и др.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, систематизация и др.
Вузы:
Исследовательские
университеты и центры,
художественные,
технические (инженерные),
педагогические,
медицинские и др.
Приложение 1.
«Ненаучная» классификация студентов на лекции
Приложение 4.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.
1
Структурная схема интеллектуального потенциала страны в наглядной форме (по принципу эйдетики)
Фунда-ментальная
наука
Образование
Прикладная
наука
Производство
1
2
3
4
ИНТЕЛЛЕКТ
ИНВЕСТИЦИИ
Инвестиции – это вложения средств в производство или в другие проекты в различных формах для экономического роста страны в интересах людей.
Инновации – это новые научные достижения, внедрённые или готовые к внедрению в производство для повышения его эффективности (для вуза – в образовательный процесс).
Интеллект – это потенциал умственных возможностей и творческих способностей человека для познания и преобразования мира.
Формула прогресса
Прогресс
Инвестиции
Интеллект
Инновации
ИННОВАЦИИ
Приложение 10.
Вывод:
Итак, следует завершить сей пассаж комментарием модели смысла жизни, пожелать слушателям, читателям и преподавателям ПВШ реализации всех элементов системы через системообразующий фактор Радость:
Радость любви в широком смысле, в т.ч. к своей профессии; радость познания нового; радость творчества; радость общения; радость здравия; радость свободы; радость порядочности как человека и компетентности как личности.
Успехов Вам в ощущении и реализации смысла жизни!
Приложение 11.
Концептуальная модель педагогического проектирования (блок-схема с двумя центральными эллипсами) - 7 компонентов с комментариями на следующем слайде
Модель образовательного процесса
(МОП)
Технологическая модель
(Ктех)
Модель успешности процесса обучения
(Куспех)
Компетентностная модель преподавателя (ППК)
Блок-схема с центральным кругом – 15 элементов с их перечнем и глоссарием на последующих слайдах. МОП –универсальная модель для реализации дидактического, воспитательного и развивающего аспектов.
Таблица (матрица) – 8 элементов по 4 принципа в каждом для их реализации с обоснованием уровня технологичности и формулой коэффициента технологичности процесса обучения на других слайдах (Ктех).
4 критерия - α, β, γ, τ, по которым оценивается результативность системы посредством определения уровня успешности усвоения материала и формулы коэффициента успеха в учении (Куспех).
Модель в виде композиции с силуэтом преподавателя в центре- 4 ключевые компетенции по 8 субкомпетенций в каждой с раскрытием их содержания на соседних слайдах
(ППК: К1, К2, К3, К4).
2
3
4
1
Слайд-эпилог
2. В моделировании и технологизации образовательного процесса
3. В обосновании оценивания работы преподавателя по критерию уровня и, соответственно, коэффициенту технологичности проведенного конкретного занятия
4. В обосновании оценивания овладения студентами изученным материалом по показателю индекса успешности и, соответственно, коэффициенту успеха в учении
5. В обосновании курса «Дидактика высшей школы» на основе концепции системного педагогического проектирования и разработке авторской программы по этому курсу
6. В обосновании бинарного подхода к содержанию подготовки специалиста
7. В формировании общей профессионально-педагогической компетентности, ключевых (основных) и субкомпетенций (единичных)
8. В разработке модели преподавателя (педагога профессионального образования) на основе культурологического и компетентностного подходов
3. Технологичность – соответствие педагогической системы определенным требованиям (принципам) оптимальной ее реализации для достижения прогнозируемого результата в образовательном процессе;
4. Универсальность – система имеет обобщенный характер, ее модель выступает в качестве «оболочки», которую можно наполнить содержанием любого предмета и которая предоставляет возможность сочетания технологичности и творческого поиска преподавателя в образовательном процессе.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть