Форсайт российского образования презентация

Содержание

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030. Ключевые выводы Системное образование (школа / вуз) Внесистемное образование (в т.ч. онлайн-решения) Сегментация и расслоение (элита отстающие) Реальная конкуренция (особенно в 2020-х

Слайд 1/ ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Форсайт
российского образования 2030

10.09.2013 г.


Слайд 2Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Ключевые выводы
Системное образование (школа /

вуз)

Внесистемное образование (в т.ч. онлайн-решения)

Сегментация и расслоение (элита <> отстающие)
Реальная конкуренция (особенно в 2020-х годах) с независимыми и международными провайдерами
Запрос на новые кадры!
Постепенный выход государства из образовательной сферы с сохранением двух функций:
удержание «базового уровня» в логике социальной безопасности
поддержка «точек прорыва» (зависят от эконом.-полит. стратегии государства)

Развитие Lego-образования («человек, собери себя сам»)
Взрывной рост рынка образовательных сервисов (формы и содержание) при ряде условий:
отсутствие «политики сдерживания» (неразумных ограничений) со стороны государства
развитие «компетентных заказчиков» (родители, работодатели, сами учащиеся)
развитие институциональной инфраструктуры образовательного рынка в форме ГЧП

Непроявленные возможности: глобализация «осталась за рамками»

Могут ли системные / внесистемные игроки стать экспортерами образовательных сервисов, в какие страны, и за счёт чего?
Возможны ли модели образовательной кооперации с международными провайдерами, и что мы можем в них предложить?


Слайд 3Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Рост индивидуализации
Глобализация: глобальные требования к

работникам и стандартам подготовки, приход международных образовательных провайдеров на российский рынок образования

Фактор ИКТ: рост онлайн-решений и развитие «гибридной» педагогики

Рост несистемного образования

Увеличение игровой компоненты в образовании

Рост внимания к безопасности (физической и психологической)

Ключевые тренды, общие для российской сферы образования

2013

2016

2020

2030


Слайд 4Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Ключевые технологии и форматы, общие

для всей сферы

Рост индивидуализации

Фактор ИКТ

Увеличение игровой компоненты в образовании

Искусственный интеллект

Big Data

Эффект присутствия

Генетические профили

Фармакология для обучения

Имплантаты

Цифровое портфолио

Обучение 24/7

Устройства биологической обратной связи (БОС)

Семантические переводчики

Виртуальная реальность

Дополненная реальность

Формат

Технология

Тренд

Мультисенсорный Интернет

2013

2016

2020

2030

Коллективные обучающие игры


Слайд 5Школа
Детские образоват. сервисы
Вузы
Доп. образование
Предметная сфера форсайта образования


Системные (институциона- лизированные) формы
Внесистемные формы и решения
Образование для взрослых
Образование

для детей

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 6Школа
Детские образоват. сервисы
Вузы
Доп. образование
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Форсайт образования: школа


Основная

проблема форсайта:

Нарастание кризисных тенденций в школьном образовании

Несоответствие системы школьного образования уровню развития технологий и общества: учителя перестали учиться, не знают как учить по-новому, исключены из глобального контекста, цифровые дети – нецифровые учителя
Старение кадров
Нарастание проблем в системе управления школьным образованием – конфликт между управленческим аппаратом школ, сотрудниками школ и регуляторами


Слайд 7Тренды школьной системы
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
2013
2016
2020
2030
Рост запроса на

обновление кадрового состава, в том числе управленческого, и содержания школьных программ

Бюрократизация

Расслоение школ по качеству образования

Рост когнитивной нагрузки при снижении уровня здоровья школьников

Рост запроса на участие в управлении системой подготовки школьников со стороны родителей


Слайд 8Временной срез: состояние школьного образования к 2025 году


Слайд 9Прогнозируемая структура системы школьного образования к 2025 г.

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт

российского образования 2030.

Слайд 10Системные проекты в сфере школьного образования: программы подготовки
Программы подготовки учителей-тьюторов и

учителей-интеграторов образовательного контента

МВА-программы для школьных директоров

Программы подготовки / тьюторинга / поддержки для «компетентных родителей» (для участия в управлении системой школьного образования)

2013

2016

2020

2030

2014 г.

2017 г.

2015 г.

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 11Политики и системные проекты в сфере школьного образования
Распределенные педагогические коллективы

Единые образовательные

среды (онлайн / оффлайн), включающие образование в рамках школы, независимые образовательные сервисы и открытый образовательный контент

Поддержка государством «экспериментальных зон» школьного образования, для отработки и внедрения новых технологий и форматов

2013

2016

2020

2030

Законодательная возможность создания школьных холдингов

2016 г.

2014 г.

2018 г.


2015 г.

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 12Россию ждет фрагментация школьной системы: расслоение школ с разграничением на элитные,

массовые и «отстающие» школы, вплоть до исчезновения единства правил внутри школьной системы.
В будущем – от внедрения новых образовательных технологий выигрывают ученик и родители. Однако у родителей (тем более, ученика) нет инструментов влияния на систему. Наиболее влиятельные группы – государство и профессиональное сообщество - заинтересованы в консервации текущего состояния.
Сформировались предпосылки для формирования двух новых страт - это «компетентные» родители и директора продвинутых школ. И те и другие сейчас разобщены, но (если их объединить и обучить) - могут стать серьезной силой, способной повлиять на смену системы в позитивную сторону.
Неизбежность «образовательного империализма». Пока нет предпосылок для того, чтобы Россия самостоятельно начала производить новейшие образовательные технологии. При этом существует разрыв между требованиями наиболее продвинутых групп родителей и способностью школы адаптировать новые технологии, что ведет к дальнейшем распространению внесистемных образовательных сервисов, построенных на импортированных технологиях.
Запрос на новые кадры:
Учитель будущего - это наставник, «Lego-мастер», интегратор, собирающий образовательный контент для учеников под задачи (часто - закупающий).
Школе нужны управленцы нового типа, способные управлять школой в соответствии с существующими управленческими стандартами.

Выводы для системы школьного образования


Слайд 13Школа
Детские образоват. сервисы
Вузы
Доп. образование
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Форсайт образования: детские

образовательные сервисы



Предметная область: несистемное образование для детей (0-14 лет)

Ключевые цели развития отрасли:
Развитие человеческого капитала
Повышение качества жизни и семьи
Безопасность, доступность сервисов
Культура, ценности,
Преодоление социального, культурного, физического неравенства


Слайд 14Тренды сферы детских образовательных сервисов
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
2013
2016
2020
2030
«Вне

школы». Детские сервисы дополняют и частично замещают школьное образование

«Модернистская семья». Изменение традиционного образа семьи и воспитания: общины, дистанционные семьи, «дети учат родителей»

«Назад в прошлое». Отказ от технологий, натуральные материалы, дауншифтинг.

Обучение здоровью, изменение нормы здоровья Повсеместное инклюзивное образование. Сервисы, учитывающие особенности детей


Слайд 15Технологии и форматы
2013
2016
2020
2030
Обучение здоровью
IT-продукты для развития/коррекции особых детей
Игровые модели
Город как детская

комната

«Вне школы»

Тренажеры развития физических и ментальных способностей

Дети обучают родителей

Обучение через деятельность в среде – доминирующий формат

Личностный трек ребенка

Семейные школы

Формат

Технология

Тренд

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 16Временной срез: состояние детских обр.сервисов к 2025 году


Слайд 17Сегментирование рынка детских образовательных сервисов к 2025 году
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт

российского образования 2030.

Слайд 18Политики и системные проекты в сфере детских образова-тельных сервисов (ближний горизонт)
Обучение

через практику

2015 г.

2013

2014

2015

2016

Эффективное родительство. («Родительская школа»)

2014 г.

Стандарты городских пространств с акцентом на игру

2016 г.

Семейные школы

2015 г.

Навигатор по контенту

2015 г.

Ускоренное тестирование сервисов на безопасность

2016 г.

Технологическая платформа индустрии детства

2014 г.

Подготовка современных преподавателей

2016 г.


Слайд 19Системный проект: Эффективное родительство
2013 г.:
Пилотные проекты и сервисы по обмену опытом родительства,

по детско-родительскому досугу и трансляции методик раннего развития детей.
Формат семейных школ и воспитательных общин. родители сами объединяются, передают знания, развивают детей
2017 + :
Подобные проекты и Семейные школы становятся живыми базами знаний и опыта («Родительский университет»), опережая системное образование
Тестирование на родительскую компетентность как норма

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 20Системный проект АИДТ: Технологическая платформа индустрии детства
Реализация проекта влечет за собой:


Изменения в законодательной и нормативно-правовой базе
Изменения в организации исследований
Изменения в учебно-методическом обеспечении
Создание новой системы проектного управления междисциплинарных проектов в кроссекторальных отраслях.

ОТВЕТ НА БЫСТРОЕ РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И УГРОЗУ УСТАРЕВАНИЯ РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА ДЕТСКИХ ТОВАРОВ И СЕРВИСОВ: ПЛОЩАДКА ДЛЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА, НАУКИ
КЛЮЧЕВАЯ ЦЕЛЬ: СОЗДАНИЕ СЕГМЕНТА ДЕТСКИХ ТОВАРОВ, БАЗИРУЮЩЕГОСЯ НА СОВОКУПНОСТИ «ПРОРЫВНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ

Определение инновационных вызовов
Разработка программы стратегических исследований в индустрии детских товаров
Пилотное внедрение эффективной модели научно-производственной кооперации
Возможность появления новых рынков высокотехнологичной продукции и услуг
Быстрое распространение передовых технологий на предприятиях отрасли

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 21Политики и системные проекты в сфере детских образова-тельных сервисов (средний горизонт)
Обучение

с зачатия

2019 г.

Обучение здоровью

2019 г.

2017

2018

2019

2020

Дети учат родителей

Путь героя – личностный трек

2020 г.

«Назад в прошлое», пропаганда отказа от технологий

2019 г.

Профессиональные семьи

2020 г.

Адаптация особых детей

2018 г.

Тренажеры ЗОЖ

2017 г.

Инвестиции в таланты

2018 г.

2018 г.

Ребенок-специалист по заказу

2017 г.

Единая платформа обучения и сертификации

2019 г.


Слайд 22Системный проект: Тренажеры ЗОЖ
Формат «Обучение здоровью»
Игрушки-тренажеры для развития физических способностей, двигательной

активности
«Умные» детские товары (мебель, одежда), обеспечивающие правильное положение тела, режим активности и питания, и т.п.
Использование «тренажёров ЗОЖ» в продвинутых семьях и семейных школах, затем в передовых образовательных учреждениях
Появление IT-продуктов для развития и коррекции особых детей
2017+ :
Детские датчики, осуществляющие комплексный мониторинг физического и психического здоровья ребёнка.
Сервисы и продукты для развития потенциала ребенка, доступные каждому.

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 23Политики и системные проекты в сфере детских образова-тельных сервисов (дальний горизонт)
2021
2022
2023
2024
«Игработа»
2022

г.

Легализация детского (творческого) труда

2021 г.

Город как детская комната

2024 г.

Обучающе-сертифицирующие игры: «Прошел квест – поступил в ВУЗ»

2021 г.


Слайд 24Политика: легализация детского (творческого) труда,«игработа»
Уже сейчас дети до 14-18 лет активно

создают творческие продукты и разработки (веб-дизайн, фотография, рисование, переводы, программирование).
Как правило, они продают результаты своего труда через аккаунты родителей, либо на площадках, где не требуется указывать возраст таких детей, становится всё больше как и возможностей для них. При этом результаты их деятельности все чаще выигрывают по качеству и творческой составляющей в сравнении с результатами взрослых
Встаёт вопрос о возможности легально предъявлять продукты своего труда и получать за них компенсацию.
Началом изменений может стать общий сдвиг возрастных ограничений на труд, либо перечень пилотных направлений, в рамках которых организации могут оплачивать детский труд

2022:«Игработа»
Продукты игровой деятельности используются другими людьми и организациями, ребёнок получает компенсацию

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 25Системный проект: Комплексные обучающе-сертифицирующие игры («Прошел квест – поступил в ВУЗ»)
Акцент на

детские сервисы, естественным образом решающие несколько задач:

Игра. Увлекательный досуг для детей разного возраста
Обучение. Накопление знаний и компетенций в процессе решения игровых задач
Стандартизация знаний, коррекция
Отслеживание достижений, портфолио, сертификация
Базы данных, статистика, информация о пользователях
рекрутинг успешных пользователей

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 26Детские образовательные сервисы уже сейчас дополняют школьное образование, а в перспективе

будут в значительной степени замещать его.
Основным вызовом для отрасли является становление системы онлайн и оффлайн сервисов (в т.ч. международных), позволяющих ребенку быть психически и физически здоровым и гармонично развиваться, как при участии родителей и педагогов, так и самостоятельно.

Выводы для сферы детских образовательных сервисов

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 27Действие отдельных продуктов на ускорение или торможение развития детей зачастую непредсказуемо

и может привести к необратимым последствиям. Уже сейчас необходимо начинать работу по разработке нормативной базы, обеспечивающей необходимый уровень психологической и физической безопасности детей, но не создающей существенных барьеров для развития инновационных продуктов. Отдельной важной задачей является проработка и поощрение сервисов, имеющих культурологическую и социальную направленность.
Отрасль может активно способствовать развитию важнейшего направления под названием "Компетентное родительство". Возрастает потребность в сервисах, обеспечивающих подготовку родителей к воспитанию детей и к эффективному детско-родительскому взаимодействию, в связи с явными недостатками и рисками сложившейся ситуации, когда родители действуют на основе сложившихся стереотипов, не учитывающих сегодняшних и завтрашних изменений.
Отдельное и крайне перспективное направление - коррекционные сервисы и сервисы для особых детей с учетом текущего и будущего развития технологий. Развитие таких продуктов в будущем позволит не только ускоренно и эффективно способствовать коррекции и развитию детей с особенностями развития, но и осуществлять комплексный мониторинг показателей развития и заблаговременно предупреждать возможные риски.

Выводы для сферы детских образовательных сервисов (2)

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 28Школа
Детские образоват. сервисы
Вузы
Доп. образование
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Форсайт образования: система

высшего образования



Ситуация:
Отставание вузовской системы от запросов экономики, старение кадров
Низкая мотивация на учебу:
представления о «необходимости» высшего образования для успешной карьеры
значимая часть потока абитуриентов с «не-образовательной» мотивацией (например, отсрочка от армии)
Появление в сфере дистантного образования первых реальных конкурентов


Слайд 29Тренды, специфические для вузовской системы
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
2013
2016
2020
2030
Элитарность

присутственного обучения

Работа на локальный заказ

Рост прозрачности процессов и результатов системы образования

Практикоориентированность образования

Снижение мотивации к получению высшего образования

Государственная поддержка фундаментального образования


Слайд 30«Университет для миллиарда»
Доступ к лучшим компетенциям и образовательным практикам через многопользовательские

курсы (МООС)
Международная сеть профессиональных / личных контактов
Возможности по встраиванию в мировой рынок труда

Традиционные вузы
Доступ к локальным работодателям
Преимущества «живого» образования: «тусовка»
Возможность лоббизма ограничений для российских студентов по доступу к международным и независимым провайдерам

«Университет для одного»
Предельная индивидуализация обучения
Сервисы, собирающие индивидуальную траекторию



Ситуация 2020-х гг.: реальная конкуренция ВУЗов с МООС и образовательными сервисами

?

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 31Временной срез: состояние системы высшего образования к 2025 году


Слайд 32Прогнозируемая структура системы высшего образования к 2025 г.

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт

российского образования 2030.

Слайд 33Государственное регулирование доступа и признания результатов MOOC
2016
2020
Снятие ограничений на межвузовские расчеты

в бюджетном финансировании индивидуальных траекторий

Государственное финансирование и регулирование вузовской системы на уровне мировых аналогов

Формирование маркетинговых компетенций в вузах

Интеграция преподавателей вузов в бизнес, стажировки в сообществах практики

«Глобальное образование»: обучение по дефицитным специальностям за гос.счет с последующим обязательным контрактом на 3/5 лет

Особое положение творческих вузов (учет при оценке и мониторинге)

Внедрение портфолио компетенций вместо дипломов квалификаций

Вузы как центры концентрации региональных компетенций и стратеги регионального развития

Массовое студенческое предпринимательство, стартап как вариант дипломного проекта

Политики и системные проекты для высшего образования

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.

Пиринговые системы оценки курсов и преподавателей


Слайд 34Система высшего образования РФ в ближайшие 10 лет начнет переживать изменения

под воздействием экспансии зарубежных образовательных франшиз и с приходом в Россию «университетов для миллиарда» (Coursera, EdX).
Если российская вузовская система не сможет реагировать на вызовы, связанные с качеством и прозрачностью образования, в ближайшее десятилетие существует вероятность того, что Россия может утратить образовательный суверенитет.

Существующий отрыв вузовской системы от потребностей реального сектора экономики в среднесрочной перспективе является угрозой.
Если в ближайшее десятилетие углубленной интеграции ВУЗов с профессиональными сообществами не произойдет, сохранившийся разрыв в подготовке кадров для новой экономики России усилится, подрывая потенциал страны в глобальной конкуренции за идеи и ресурсы.

Прозрачность вузовской системы – ключевой вопрос для долгосрочного развития страны. В ближайшие 5-10 лет в России могут быть сформированы «пиринговые» (peer-to-peer) системы оценки курсовых и дипломных работ, а также онлайн-рейтинги преподавателей высшей школы.
Если прозрачность вузовской системы не будет обеспечена, российские вузы проиграют глобальным провайдерам образования, приходящим на национальный рынок.

Выводы для системы высшего образования

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 35Школа
Детские образоват. сервисы
Вузы
Доп. образование
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Форсайт образования: внесистемное

образование для взрослых



Особенности:
Несистемное образование для взрослых (сейчас узко понимаемое как «дополнительное») – двигатель изменений на рынке образования;
Большая ориентация на практику за счет близости к рынку труда и потребностям заказчика;
Отсутствие жесткой регуляции со стороны государства;
Большой рынок для бизнеса (B2B и B2C).


Слайд 36Тренды, специфические для внесистемного образования для взрослых
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского

образования 2030.

Запрос на «гибкие» (междисциплинарные / универсальные) компетенции со стороны рынка труда

Повышение профессиональной мобильности

Рост внимания к личностному развитию

Рост практикоориентированности (в содержании и формах образования)

Повышение роли профессиональных сообществ в заказе на образование и образовательном процессе

2013

2016

2020

2030


Слайд 37Индивидуализация

Индивидуальные профессиональные и образовательные траектории (2015)
Рост практикоориентированности
Онлайн платформы для выбора лучших

образовательных сервисов (2015)

Электронные устройства для сопровождения сертифицированных образовательных траекторий (2020)

Сканирование мозга для проф. ориентации (2030)

Повышение роли профсообществ

«Мега эксперты» (2016)

Диплом от профсообщества (2015)

Рейтингование программ доп. образования (2014)

2013

2016

2020

2030

Форматы и технологии

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.

Формат

Технология

Тренд


Слайд 38Временной срез: состояние ДО к 2025 году


Слайд 39Категории программ внесистемного образования для взрослых к 2025 году


Форсайт-Флот 2013 г:

Форсайт российского образования 2030.

Слайд 40Политики и системные проекты в сфере внесистем-ного образования для взрослых
2013
2016
2020
2030
Контрактное обучение
2013

г.

Рейтингование программ ДО

Порталы систематизации обратной связи о программах ДО

2014 г.

Электронная трудовая книжка

Страхование программ ДО

2015 г.

Национальная система квалификаций и компетенций

2014 г.

2013 г.

2013 г.

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 41Дополнительное образование трансформируется в сферу непрерывного образования в течение всей жизни

и становится более важной, чем высшее образование.
В результате ускорения технологического процесса в течение жизни человека сменяется несколько технологических циклов, поэтому для обеспечения конкурентоспособности человека на рынке труда курсы и программы дополнительного образования и повышения квалификации становятся более короткими, но более интенсивными, при этом в ближайшее время будут востребованы курсы для населения 45+. Из-за необходимости профессиональной мобильности в течение жизни (смены профессиональной деятельности) потребность в кросс-дисциплинарных курсах возрастает.
В целях повышения качества дополнительного образования в российской федерации необходимо повышать прозрачность образования и результатов, полученных в ходе обучения, с этой целью необходима реализация проектов в сфере создания электронных дипломов с фиксацией всех работ и экзаменов в электронном виде, а также создания профиля компетенций как замены трудовой книжки.
Ключевое направление развития рынка дополнительного образования для взрослых – B2B. В ближайшее время ожидается бурный рост образовательных бизнес-проектов в сфере образования для бизнеса.
Лего-образование: образование как конструктор, который можно собрать с учетом индивидуальных особенностей личности.

Выводы для внесистемного образования для взрослых

Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.


Слайд 42/ ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Материалы для дополнительного изучения
Форсайт образования 2030 (версия 2010

г.):
http://www.slideshare.net/MetaverMedia/2030-8031807

Анализ потребностей заказчиков образования (версия 2010 г.)
http://www.slideshare.net/MetaverMedia/stakeholders-edu2030-v-jan27

Форсайт высшего образования (версия 2012 г.):
http://www.slideshare.net/ASI-12/2030-14471230

Форсайт образования: глобальная повестка
http://asi.ru/foresight/new2035/

Выступление И.Д. Фрумина на Форсайт-Флоте
http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=60839#.UizmH8azKuI

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика