Внесистемное образование
(в т.ч. онлайн-решения)
Сегментация и расслоение (элита <> отстающие)
Реальная конкуренция (особенно в 2020-х годах) с независимыми и международными провайдерами
Запрос на новые кадры!
Постепенный выход государства из образовательной сферы с сохранением двух функций:
удержание «базового уровня» в логике социальной безопасности
поддержка «точек прорыва» (зависят от эконом.-полит. стратегии государства)
Развитие Lego-образования («человек, собери себя сам»)
Взрывной рост рынка образовательных сервисов (формы и содержание) при ряде условий:
отсутствие «политики сдерживания» (неразумных ограничений) со стороны государства
развитие «компетентных заказчиков» (родители, работодатели, сами учащиеся)
развитие институциональной инфраструктуры образовательного рынка в форме ГЧП
Непроявленные возможности: глобализация «осталась за рамками»
Могут ли системные / внесистемные игроки стать экспортерами образовательных сервисов, в какие страны, и за счёт чего?
Возможны ли модели образовательной кооперации с международными провайдерами, и что мы можем в них предложить?
Фактор ИКТ: рост онлайн-решений и развитие «гибридной» педагогики
Рост несистемного образования
Увеличение игровой компоненты в образовании
Рост внимания к безопасности (физической и психологической)
Ключевые тренды, общие
для российской сферы образования
2013
2016
2020
2030
Рост индивидуализации
Фактор ИКТ
Увеличение игровой компоненты в образовании
Искусственный интеллект
Big Data
Эффект присутствия
Генетические профили
Фармакология для обучения
Имплантаты
Цифровое портфолио
Обучение 24/7
Устройства биологической обратной связи (БОС)
Семантические переводчики
Виртуальная реальность
Дополненная реальность
Формат
Технология
Тренд
Мультисенсорный Интернет
2013
2016
2020
2030
Коллективные обучающие игры
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Бюрократизация
Расслоение школ по качеству образования
Рост когнитивной нагрузки при снижении уровня здоровья школьников
Рост запроса на участие в управлении системой подготовки школьников со стороны родителей
МВА-программы для школьных директоров
Программы подготовки / тьюторинга / поддержки для «компетентных родителей» (для участия в управлении системой школьного образования)
2013
2016
2020
2030
2014 г.
2017 г.
2015 г.
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Поддержка государством «экспериментальных зон» школьного образования, для отработки и внедрения новых технологий и форматов
2013
2016
2020
2030
Законодательная возможность создания школьных холдингов
2016 г.
2014 г.
2018 г.
2015 г.
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Выводы для системы школьного образования
Предметная область: несистемное образование для детей (0-14 лет)
Ключевые цели развития отрасли:
Развитие человеческого капитала
Повышение качества жизни и семьи
Безопасность, доступность сервисов
Культура, ценности,
Преодоление социального, культурного, физического неравенства
«Модернистская семья». Изменение традиционного образа семьи и воспитания: общины, дистанционные семьи, «дети учат родителей»
«Назад в прошлое». Отказ от технологий, натуральные материалы, дауншифтинг.
Обучение здоровью, изменение нормы здоровья
Повсеместное инклюзивное образование. Сервисы, учитывающие особенности детей
«Вне школы»
Тренажеры развития физических и ментальных способностей
Дети обучают родителей
Обучение через деятельность в среде – доминирующий формат
Личностный трек ребенка
Семейные школы
Формат
Технология
Тренд
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
2015 г.
2013
2014
2015
2016
Эффективное родительство. («Родительская школа»)
2014 г.
Стандарты городских пространств с акцентом на игру
2016 г.
Семейные школы
2015 г.
Навигатор по контенту
2015 г.
Ускоренное тестирование сервисов на безопасность
2016 г.
Технологическая платформа индустрии детства
2014 г.
Подготовка современных преподавателей
2016 г.
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
ОТВЕТ НА БЫСТРОЕ РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И УГРОЗУ УСТАРЕВАНИЯ РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА ДЕТСКИХ ТОВАРОВ И СЕРВИСОВ: ПЛОЩАДКА ДЛЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА, НАУКИ
КЛЮЧЕВАЯ ЦЕЛЬ: СОЗДАНИЕ СЕГМЕНТА ДЕТСКИХ ТОВАРОВ,
БАЗИРУЮЩЕГОСЯ НА СОВОКУПНОСТИ «ПРОРЫВНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ
Определение инновационных вызовов
Разработка программы стратегических исследований в индустрии детских товаров
Пилотное внедрение эффективной модели научно-производственной кооперации
Возможность появления новых рынков высокотехнологичной продукции и услуг
Быстрое распространение передовых технологий на предприятиях отрасли
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
2019 г.
Обучение здоровью
2019 г.
2017
2018
2019
2020
Дети учат родителей
Путь героя – личностный трек
2020 г.
«Назад в прошлое», пропаганда отказа от технологий
2019 г.
Профессиональные семьи
2020 г.
Адаптация особых детей
2018 г.
Тренажеры ЗОЖ
2017 г.
Инвестиции в таланты
2018 г.
2018 г.
Ребенок-специалист по заказу
2017 г.
Единая платформа обучения и сертификации
2019 г.
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Легализация детского (творческого) труда
2021 г.
Город как детская комната
2024 г.
Обучающе-сертифицирующие игры: «Прошел квест – поступил в ВУЗ»
2021 г.
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Выводы для сферы детских образовательных сервисов
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Выводы для сферы детских образовательных сервисов (2)
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Ситуация:
Отставание вузовской системы от запросов экономики, старение кадров
Низкая мотивация на учебу:
представления о «необходимости» высшего образования для успешной карьеры
значимая часть потока абитуриентов с «не-образовательной» мотивацией (например, отсрочка от армии)
Появление в сфере дистантного образования первых реальных конкурентов
Работа на локальный заказ
Рост прозрачности процессов и результатов
системы образования
Практикоориентированность образования
Снижение мотивации к получению высшего образования
Государственная поддержка фундаментального образования
Традиционные вузы
Доступ к локальным работодателям
Преимущества «живого» образования: «тусовка»
Возможность лоббизма ограничений для российских студентов по доступу к международным и независимым провайдерам
«Университет для одного»
Предельная индивидуализация обучения
Сервисы, собирающие индивидуальную траекторию
Ситуация 2020-х гг.: реальная конкуренция ВУЗов с МООС и образовательными сервисами
?
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Государственное финансирование и регулирование вузовской системы на уровне мировых аналогов
Формирование маркетинговых компетенций в вузах
Интеграция преподавателей вузов в бизнес, стажировки в сообществах практики
«Глобальное образование»: обучение по дефицитным специальностям за гос.счет с последующим обязательным контрактом на 3/5 лет
Особое положение творческих вузов (учет при оценке и мониторинге)
Внедрение портфолио компетенций вместо дипломов квалификаций
Вузы как центры концентрации региональных компетенций и стратеги регионального развития
Массовое студенческое предпринимательство, стартап как вариант дипломного проекта
Политики и системные
проекты для высшего образования
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Пиринговые системы оценки курсов и преподавателей
Выводы для
системы высшего образования
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Особенности:
Несистемное образование для взрослых (сейчас узко понимаемое как «дополнительное») – двигатель изменений на рынке образования;
Большая ориентация на практику за счет близости к рынку труда и потребностям заказчика;
Отсутствие жесткой регуляции со стороны государства;
Большой рынок для бизнеса (B2B и B2C).
Запрос на «гибкие» (междисциплинарные / универсальные) компетенции со стороны рынка труда
Повышение профессиональной мобильности
Рост внимания к личностному развитию
Рост практикоориентированности (в содержании и формах образования)
Повышение роли профессиональных сообществ в заказе на образование и образовательном процессе
2013
2016
2020
2030
Электронные устройства для сопровождения сертифицированных образовательных траекторий (2020)
Сканирование мозга для проф. ориентации (2030)
Повышение роли профсообществ
«Мега эксперты» (2016)
Диплом от профсообщества (2015)
Рейтингование программ доп. образования (2014)
2013
2016
2020
2030
Форматы и технологии
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Формат
Технология
Тренд
Рейтингование программ ДО
Порталы систематизации обратной связи о программах ДО
2014 г.
Электронная трудовая книжка
Страхование программ ДО
2015 г.
Национальная система квалификаций и компетенций
2014 г.
2013 г.
2013 г.
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Выводы для внесистемного образования для взрослых
Форсайт-Флот 2013 г: Форсайт российского образования 2030.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть