Формы организации учебного процесса презентация

Содержание

Определение Лекция - одна из основных форм организации учебно­го процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала.

Слайд 1ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ЛЕКЦИЯ


Слайд 2Определение
Лекция - одна из основных форм организации учебно­го процесса, представляющая собой

устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала.

Слайд 3Цель лекции
организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом

учебной дисциплины.

Слайд 4Функции лекции
информационная - изложение системы знаний;
мотивационная - формирование познавательного интереса

к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;
ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала;
воспитательная формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активи­зации мышления студентов.

Слайд 5Виды лекции - по целевому назначению курса:
Лекции, составляющие вводные курсы,
Лекции, составляющие

общий систематический курс:
- Вступительные или вводные лекции,
- Основные лекции,
- Заключительные лекции,
Лекции, составляющие обзорные курсы,
Лекции, составляющие специальные курсы.

Слайд 6Виды лекции - по форме организации:
Информационная лекция,
Проблемная лекция, с элементами

эвристической беседы,
Лекция-визуализация,
Лекция-вдвоем,
Лекция с заранее запланированными ошибками,
Лекция-пресс-конференция,
Лекция-дискуссия,
Лекция с опорным конспектированием.

Слайд 7Подготовка к лекции
Выбор темы, определение цели
Подбор, подготовка материалов
Логическая организация

лекции (композиция и план)
Выбор доказательств, системы аргументирования
Работа над языком и стилем

Слайд 8СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ
вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и

настроить аудиторию на восприятие учебного материала;
основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответ­ствии с предложенным планом
заключение - подведение общего итога лекции

Слайд 9Вступление
формулировка темы, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности,

цели лекции;
изложение плана, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению;
характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;
ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.

Слайд 10Вступление (методические приемы)
приёмы вызывание интереса, связанного с личным мотивами слушателей, постановка

практической проблемности лекций, обращение к опыту и знаниям слушателей, учёт специфики аудитории - её возраста, психических особенностей и т.д.
«эффект начала» - первые 8-15 минут лекции наиболее важны для организации внимания аудитории

Слайд 11Основная часть
Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его

анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений.
Определяется видом лекции.

Слайд 12Основная часть (методические приемы)
Учет факта утомления аудитории ("освежить внимание");
"эффект ряда" -

материал середины лекции запоминается хуже, чем начало и конец, поэтому его необходимо подкреплять более сильными средствами, или облегченным способом введения информации, или сильным личным или эмоциональным подкреплением;
Повторение также улучшает запоминание.

Слайд 13Заключение
подведение общего итога лекции,
обобщение материала,
формулировка выводов по теме

лекции,
ответы на вопросы студентов.

Слайд 14Заключение (методические приемы)
"эффект конца" - закрепление только что прочитанного материала,
актуализация

направленности на будущие знания, или на будущий личный или эмоциональный интерес слушателя.

Слайд 15КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ
критерии оценки содержания лекции;
критерии оценки методики чтения

лекции;
критерии оценки организации лекции;
критерии оценки руководства работой студентов на лекции;
критерии оценки лекторских данных преподавателя;
критерии оценки результативности лекции.

Слайд 16Критерии оценки содержания
соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и

учебной программе курса;
научность, соответствие современному уровню развития науки;
точность используемой научной терминологии;
информативность; сочетание теоретического материала с конкретными примерами;

Слайд 17Критерии оценки содержания
реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического

значения излагаемых теоретических положений;
реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;
связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; пересказывается учебник).


Слайд 18Критерии оценки методики чтения
дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих

ему форм и методов изложения материала;
структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;
акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;
логичность, доказательность и аргументированность изложения;

Слайд 19Критерии оценки методики чтения
ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых;
соответствие

темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;
использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце);
использование записей на доске, наглядных пособий, раздаточного материала, технических средств обучения.


Слайд 20Критерии оценки организации
соответствие лекции учебному расписанию;
четкость начала лекции (задержка во

времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);
четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);
посещаемость лекции студентами;

Слайд 21Критерии оценки организации
дисциплина на лекции;
рациональное распределение времени на лекции;
соответствие аудитории, в

которой проводится лекция, современным нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление).


Слайд 22Критерии оценки руководства работой студентов
осуществление контроля за ведением студентами конспекта

лекций;
оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц и т.п.);
просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);

Слайд 23Критерии оценки руководства работой студентов
использование приемов поддержания внимания и снятия усталости

студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя);
разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);
согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.


Слайд 24Критерии оценки лекторских данных преподавателя
знание предмета;
эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная,

монотонная, скучная);
степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);
культура речи;
речевые данные, дикция;

Слайд 25Критерии оценки лекторских данных преподавателя
внешний вид;
манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
контакт

со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);
отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);
отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное)


Слайд 26Критерии оценки результативности
степень реализации плана лекции (полная, частичная);
степень полноты и

точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции;
информационно-познавательная ценность лекции;
воспитательное воздействие лекции.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика