Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования с 2010 года /пересматриваются и устанавливаются не реже одного раза в десять лет/ презентация

Содержание

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования каждого ДОУ Термин «основная» характеризует классификацию программ по значению, наряду с основными существуют дополнительные программы. Вид «общеобразовательная программа» отражает дифференциацию программ по направленности (др. вид

Слайд 1Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования с

2010 года /пересматриваются и устанавливаются не реже одного раза в десять лет/

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 14, ст. 1662)


Слайд 2Основная общеобразовательная программа дошкольного образования каждого ДОУ
Термин «основная» характеризует классификацию программ

по значению, наряду с основными существуют дополнительные программы. Вид «общеобразовательная программа» отражает дифференциацию программ по направленности (др. вид программ – профессиональные).

Программа – это стратегический плановый документ; в образовательной системе образовательного учреждения определяет специфику целей, содержания образования и организации образовательного процесса.

До сегодняшнего дня, дошкольные учреждения, разработавшие образовательные программы по своей инициативе, пользовались различными научно-методическими рекомендациями по проектированию образовательных программ.

Слайд 3Таблица 1


Слайд 4Проблемы разработки образовательных программ в современных условиях
В ФГТ регламентируются только

разделы обязательной части программы. В связи с этим возникает ряд вопросов:
Каким образом должна проектироваться часть, формируемая участниками образовательного процесса?
Предложенные разделы обязательной части программы взаимосвязаны и претендуют на модель образовательного процесса.
В этом случае, часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, будет надстройкой к обязательной части? Как тогда решать задачу построения целостного образовательного процесса?

Слайд 5Рассуждения
Согласно документу, на основе ФГТ разрабатывается примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования, а на основе примерной – основная программа ДОУ. При этом документ предъявляет требования к структуре обязательной части основной программы ДОУ, а не к примерной программе.

Если руководствоваться требованиями к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то индивидуальными для каждого ДОУ будут являться разделы: пояснительная записка; организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; содержание коррекционной работы (если такая проводится в ДОУ); система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. При этом разделы «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей» и «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» должны быть унифицированными.
При разработке программы ДОУ это приведет к ненужному переписыванию соответствующих разделов примерной программы.

Слайд 6Рассуждения
В предлагаемой структуре обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования заложено

серьезное противоречие: содержание работы с детьми представлено с точки зрения образовательных областей, а планируемые результаты освоения программы представлены только как интегративные (получаемые во всех образовательных областях), без учета специфических (локальных) для каждой образовательной области результатов.

Утвержденные ФГТ не учитывают существующей практики построения образовательного процесса в ДОУ на основе вариативных программ дошкольного образования, их статус не прописан в документе.

Педагогическим коллективам ДОУ понадобится серьезная помощь со стороны методических служб, преподавателей по соотнесению реализуемых вариативных программ дошкольного образования с ФГТ и примерной программой.

Слайд 7Назначение подготовительного этапа связано с приведением модели образовательного процесса ДОУ в

соответствие с федеральными требованиями:

1. Определение (уточнение) существующей модели образовательного процесса ДОУ. Как показывает анализ состояния образовательной работы в детских садах, построение модели образовательного процесса зависит от вида, категории, приоритетных направлений деятельности учреждения; специфики условий осуществления образовательного процесса (в т.ч. особенностей комплектования групп, наличия педагогов-специалистов); используемого программно-методического обеспечения.

2. Соотнесение модели образовательного процесса ДОУ с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования для установления обязательной и вариативной частей в разрабатываемой программе.


Слайд 8Особенности реализации вариативной части образовательного процесса в соотношении с обязательной частью

по четырем направлениям развития ребенка (физическому, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному) можно оформлять в таблице

образовательные области, в которых реализуется вариативная часть;
основные задачи, реализуемые дополнительно к примерной программе;
основной образовательный материал, предлагаемый воспитанникам дополнительно к примерной программе (не обязательно);
программно-методическое обеспечение вариативной части;
модели (блоки) образовательного процесса, в которых реализуется вариативная часть.
В ДОУ, имеющих одно приоритетное направление в работе с детьми, могут быть разработаны локальные программы по этому направлению, показывающие соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

В остальных ДОУ могут быть составлены приложения к примерной программе, отражающие: возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в учреждении; цели и задачи деятельности образовательного учреждения; специфику условий осуществления образовательного процесса; организацию режима пребывания детей в образовательном учреждении; систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.


Слайд 9Таблица 2


Слайд 10I. Общие положения
   1.1. Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы

и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее - образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
 1.2. Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 11I. Общие положения
         1.3. На основе федеральных требований разрабатываются:     - примерная основная общеобразовательная

программа дошкольного образования;     - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.      
1.4. На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Слайд 12II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
 2.1. Основная

общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.      
2.2. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.     
 2.3. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.

Слайд 13Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна:
-     строиться с учетом принципа интеграции образовательных

областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-     основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
-     предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
 -    предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Слайд 14Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна:
-     соответствовать принципу

развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-     сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
-     соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
-     обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Слайд 15Основная общеобразовательная программа дошкольного образования состоит из двух частей:
1) обязательной

части;    
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Слайд 16Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- должна

быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

- обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

- в группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 17Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно- речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Слайд 18Структура обязательной части
Структура обязательной части основной общеобразовательной программы, зафиксированная в ФГТ,

позволит избежать, грубых «перекосов» при реализации образовательных программ, имеющих место в практике дошкольного образования

Пример: детский сад реализует парциальную программу по экономическому образованию дошкольников, но при этом не решает задачи образовательной области «Труд» только потому, что данный раздел не представлен в реализуемой им комплексной авторской программе.

Слайд 19Структура обязательной части
Любая структура - не просто набор компонентов (частей), но

и способ их взаимосвязи.

Наиболее распространенным и традиционным способом взаимосвязи различных разделов (областей) образовательных программ является в настоящее время предметный принцип построения образовательного процесса («учебную модель» дошкольного образования)

Не должно остаться лишь упорядочиванием содержания дошкольного образования, т.е. навели порядок «на полочках» - продолжили работать, как прежде: составили сетку занятий и стали в соответствии с этой сеткой проводить занятия по физической культуре, познанию, коммуникации, социализации и другим старым и новым «предметам».

Слайд 20Принцип интеграции образовательных областей
ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимосвязи и взаимодействия

компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования - на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющего собой альтернативу предметному.
Принцип интеграции в образовании имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда:
поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое»;
«схватывание» целого раньше частей позволяет индивиду (в детском возрасте «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей...»;
«прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» и т.д.

Слайд 21Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы
Содержание образовательной

области «Здоровье» интегрируется с содержанием образовательных областей:
«Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей),
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека),
«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни),
«Безопасность» (формирование основ безопасности собст­венной жизнедеятельности, в том числе здоровья),
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека).

Слайд 22Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы
Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется

с содержанием образовательных областей:
«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья),
«Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей),
«Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности),
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение),
«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности),
«Труд» (накопление опыта двигательной активности).

Слайд 23Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы
Содержание образовательной области «Социализация»

интегрируется с содержанием образовательных областей:
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения),
«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире),
«Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности»),
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира),
«Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами).

Слайд 24Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы
«Безопасность» интегрируется:
«Коммуникация» (развитие свободного общения

со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания),
«Труд» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности),
«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы),
«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания),
«Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека).

Слайд 25Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы
«Труд» интегрируется с

образовательными областями:
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых),
«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части развития представлений о труде взрослых, детей),
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедятельности в процессе трудовой деятельности),
«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых),
«Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда).

Слайд 26Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы
«Познание» интегрируется с

образовательными областями:
«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми),
«Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира),
«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни),
«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире),
«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности),
«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы),
«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства).

Слайд 27Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы
«Чтение художественной литературы» интегрируется

с образовательными областями:

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи),
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей),
«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений),
«Художественное творчество» (развитие детского творчества).

Слайд 28Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы
Содержание образовательной области

«Музыка» интегрируется с содержанием образовательных областей:
«Физическая культура» (развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности),
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки),
«Познание» (расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства),
«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства).

Слайд 29Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы
Содержание образовательной области

«Художественное творчество» интегрируется:
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности),
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества),
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности),
«Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности),
«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства).

Слайд 30Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы
Специфика модели интеграции образовательной области «Коммуникация»

состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач указанной области осуществляется во всех образовательных областях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Слайд 31 Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого-педагогических задач двух и

более образовательных областей

Логика интегративного подхода, изначально не ограничивается постановкой лежащих на поверхности задач одной образовательной области.
Используются разные формы работы для того, чтобы:
создать ситуацию, стимулирующую эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, которое каким-либо образом отражается в тематике и содержании материала («Социализация»);
формирование умений детей работать во взаимодействии (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд) («Коммуникация»);
закрепляются у детей понятия, представления («Познание»);
обращается внимание детей на возможные источники опасности в ходе деятельности, формируются представления о способах безопасного поведения в данной и аналогичных ситуациях («Безопасность»).


Слайд 32Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса

в ходе реализации другой образовательной области

Вариант:
Чтение (восприятие) художественных текстов не только для решения задач образовательной области «Чтение художественной литературы», но и в качестве средства для обогащения образовательного процесса в соответствии с тематикой чтения художественных произведений и фольклора :

образовательной области «Социализация» (чтение стихов и рассказов о Родине для решения задачи по формированию патриотических чувств детей);

образовательной области «Труд» (чтение сказок «Золушка», «Морозко», стихотворений и рассказов В. Маяковского, С. Михалкова, А. Барто, С. Баруздина и др. для решения задачи по формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека).


Слайд 33Варианты интеграции ………
Все дошкольное образование (в единстве содержания

и формы) весьма условно разделено на образовательные области, психолого-педагогические задачи, формы работы и т.п., в первую очередь, для удобства взрослых пользователей ФГТ и образовательных программ.
Дилемма такова: либо предметный принцип построения образовательного процесса, который удобен и понятен педагогу, но не соответствует возрастным особенностям дошкольников, либо принцип интеграции образовательных областей, который соответствует возрастным особенностям дошкольников, но в определенной степени усложняет жизнь педагогу.

ФГТ делают выбор в пользу ребенка.

Слайд 34Положения ФГТ для правильной организации структурирования образовательного процесса
«Программа должна:

....предусматривать решение программных

образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и само­стоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагать построение образователь­ного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра»

Слайд 35Сравнение вариантов календарного, перспективного планирования


Слайд 36Особенности 1 варианта планирования (традиционного)
В первом блоке в соответствии с сеткой

занятий планируется учебная деятельность детей, то есть указываются: вид каждого из занятий, название темы (если есть), программные задачи (обучающего и воспитательного характера), краткий или более, детализированный ход занятия (в зависимости от опыта и квалификации педагога).
ПРИОРИТЕТ!

Во втором блоке в той или иной форме расписывается совместная деятельность взрослого и детей, понимаемая достаточно узко как деятельность, не связанная с непосредственным решением образовательных задач (осуществляемая вне занятий).
В объем совместной деятельности входит утренний прием детей, организация питания, дневного сна, прогулок, специальных закаливающих и оздоровитель­ных мероприятий, т.е., образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Главная задача педагога в блоке совместной деятельности взрослого и детей - отразить процесс решения образовательных задач, например задач по развитию трудовой деятельности в ходе:
- утреннего приема (уход за животными и растениями),
- организации питания (дежурство по столовой),
- подготовки к прогулке (самообслуживание) и т.п.

В блоке самостоятельной деятельности детей педагоги, как правило, указывают не сами виды самостоятельной деятельности детей, а актуальную на данный день (неделю) предметно-развивающую среду, позволяющую детям самостоятельно осуществлять выбор и организовывать собственную деятельность по интересам.


Слайд 37Принципиальные отличия новой структуры
Замена учебного блока на блоки образовательной деятельности,

осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей.

Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов.

Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков.

Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

Все вышеуказанные отличия взаимосвязаны, каждое предыдущее из них обусловливает последующие.

Слайд 38ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
В ФГТ содержится указание на то, какие виды

деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста.

игра, игровую деятельность как ведущая деятельность дошкольного возраста,
коммуникативная,
двигательная,
продуктивная,
познавательно-исследовательская,
трудовая,
музыкально-художественная,
чтение (восприятие) художественной литературы.

Слайд 39ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Воспитателю необходимо не просто организовать детские виды деятельности,

которые сами по себе уже интересны ребенку как адекватные возрасту формы активной практики, но и постараться в их процессе решить поставленные образовательные задачи, для чего необходима дополнительная мотивация.

Если воспитатель действует в рамках совместной деятельности взрослых и детей, то есть в рамках взаимодействия (а не воздействия), ему придется достигать необходимой «дисциплины» в ходе образовательной деятельности не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересных и значимых для ребенка тем для реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

Слайд 40В тексте ФГТ, не употребляется слово «занятие»
Главная причина:
не спровоцировать

понимание термина «образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности» в качестве той самой учебной деятельности, основной формой которой и являлось в прежней дидактике специально организованное занятие.

Слайд 41Главные недостатки занятия следующие:
«отсутствует ситуация, актуально побуждающая и вынуждающая к расширению

и перестройке опыта»;
«обставление» современных занятий большим количеством привлекательной материала и игровыми приемами создает лишь внешнюю занимательность, которая быстро исчезает, не позволяя поддерживать устойчивый интерес детей к содержанию занятия;
«требования к усвоению диктуются и дозируются извне - и то, в какой степени ребенок их принимает, определяет его взаимоотношения со взрослым»;
«содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения занятий - прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия сочетается с формальными оценками»;
«обучение сводится к передаче детям знаний, умений и навыков, которое превращается в самоцель», «овладение знаниями выступает как обязательное программное требование и сопровождается жесткими формами контроля», «интуитивные знания, полученные детьми в обыденной жизни, которые могли бы стать источником познавательных интересов, игнорируются и заменяются эрзацем знаний, преподносимым в готовой форме»

Слайд 42Занятие – занимательное дело!


Слайд 43Тема. Цель. Название итогового мероприятия (события, праздника, проекта). Форма (праздник, коллаж,

конкурс, выставка, акция и др.) Дата проведения мероприятия.

Планирование


Слайд 44 Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени

пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

Слайд 45Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для

реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.

В зависимости от направленности функционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста - общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной - могут применяться различные варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности образовательного учреждения.


Слайд 46 Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного возраста,

в Программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Слайд 47Общий объем обязательной части
Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается

в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
-  образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
-   образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Слайд 48Общий объем обязательной части
Общий объем обязательной части основной

общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
-    образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;    
-   образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

самостоятельную деятельность детей;      
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 49Общий объем обязательной части
В группах сокращенного дня и кратковременного

пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

Слайд 50Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
      1) пояснительная записка;

     2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;      3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», Безопасность», «Социализация», «Труд»,
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,
«Художественное творчество», «Музыка»;      4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);      5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;      6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Слайд 51Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
     3.1. Пояснительная

записка должна раскрывать:      
1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;
     2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;    
  3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;      
4) особенности осуществления образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические и другие);     
 5) принципы и подходы к формированию Программы.

Слайд 52Приоритетные направления деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
детский сад

(реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

Слайд 53Приоритетные направления деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Условия, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленные на достижение планируемых результатов дошкольного образования:
детский сад – отражается приоритетная деятельность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, т.е . условия для выравнивания их стартовых возможностей при поступлении в школу
детский сад для детей раннего возраста - условия для социальной адаптации и ранней социализации детей
детский сад для детей предшкольного - приоритетное осуществление деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях
детский сад присмотра и оздоровления - приоритетное осуществление деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, отражается приоритетная деятельность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования
детский сад компенсирующего вида - приоритетное осуществление деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отражается приоритетная деятельность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования
детский сад комбинированного вида - направленности в разном сочетании, отражается приоритетная деятельность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей - приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое, отражается приоритетная деятельность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования
центр развития ребенка - детский сад - с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое , отражается приоритетная деятельность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования

Слайд 54Рабочая таблица


Слайд 55Цели и задачи деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Цели

(с учетом основной цели ФГТ)
Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей…
Задачи (с учетом задач устава, приоритетного направления деятельности, с учетом региональной специфики)
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей...
Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей…..
Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье…….
Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей….
Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей……
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей…


Слайд 56 Особенности осуществления образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические и другие) с

учетом рекомендаций Примерной региональной программы образования детей дошкольного возраста:

развитие эмоционально-аффективной сферы, способности ребенка понимать эмоциональные состояния свои и других людей, выражать эмоции и чувства вербально, не вербально (в движении, мимикой, голосом, в творчестве), формирование групповой сплоченности и эмоциональной открытости;
развитие социально-коммуникативных умений, способности сопереживать другому, на овладение социально приемлемыми способами самовыражения в ситуациях общения, расширение представлений ребенка о себе и своих возможностях, формирование социально-уверенного поведения;
базисное содержание в части, формируемой участниками образовательного процесса в дошкольных учреждениях Свердловской области , Среднего Урала, с учетом географически х условий, национальных и культурных традиций.


Слайд 57 Особенности осуществления образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические и другие) с

учетом рекомендаций Примерной региональной программы образования детей дошкольного возраста:

Содержание образования:
учитывает приоритет практической деятельности (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности), в ходе которой дети получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая образованности), постепенно овладевая ценностно-ориентационной составляющей образованности;
имеет яркую воспитывающую направленность: формирование толерантности, уважение к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения, и др.
Психолого-педагогический результат представлен в виде образовательного результата – способность ребенка (коммуникативная, регуляторная, познавательная, творческая). Знания, умения и навыки рассматриваются в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования ключевых компетенций.


Слайд 58Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
        3.2. Организация

режима пребывания детей в образовательном учреждении включает:      
1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;     
 2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.   

Слайд 59 Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Слайд 60 Расчет объема обязательной части рабочей программы с учетом возрастных особенностей детей
10,5

часов – 100% времени пребывания ребенка (режим работы) в ДОУ.
Время, необходимое для реализации рабочей программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 10,5 часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей , от времени на дневной сон :
ранний возраста – 3.30 часа, т.е. 7.00 часов × 60 мин. = 420 мин. / 100% - время для реализации рабочей программы.
младший возраст – 3.00 часа, т.е. 7.30 часов × 60 мин. = 438 мин. / 100% - время для реализации рабочей программы.
средний возраст – 2.30 часа, т.е. 8.00 часов × 60 мин. = 480 мин. / 100% - время для реализации рабочей программы.
старший, подготовительный возраста – 2.00 часа, т.е. 8.30 часов × 60 мин. = 498мин. / 100% - время для реализации рабочей программы
Время, необходимое для реализации части, рабочей программы, формируемой участниками образовательного процесса составляет 20%:
- ранний возраст – 20% составляет – 84 мин. (1час 24 мин.)
- младший возраст – 20% составляет – 88 мин. (1 час 28 мин.)
- средний возраст – 20% составляет – 96 мин. (1 час. 36 мин.)
- старший возраст – 20% составляет – 100 мин. (1 час 40 мин.)
Таким образом, время, необходимое для реализации обязательной части рабочей программы определено:
- для группы раннего возраста – 336 мин. (5 часов)
- для младшей группы – 350 мин. (5 часов 10 мин.)
- для средней группы – 384 мин. (6 часов)
- для старшей группы – 398 мин. (6 часов 10 мин.)
- для подготовительной группы – 398 мин. (6 часов 10 мин.)


Слайд 61 Расчет объема обязательной части рабочей программы с учетом возрастных особенностей детей
10

часов – 100% времени пребывания ребенка (режим работы) в ДОУ.
Время, необходимое для реализации рабочей программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 10 часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей , от времени на дневной сон :
ранний возраста – 3.30 часа, т.е. 6.30 часов × 60 мин. = 378 мин. / 100% - время для реализации программы.
младший возраст – 3.00 часа, т.е. 7.00 часов × 60 мин. = 420 мин. / 100% - время для реализации программы.
средний возраст – 2.30 часа, т.е. 7.30 часов × 60 мин. = 438 мин. / 100% - время для реализации программы.
старший, подготовительный возраста – 2.00 часа, т.е. 8.00 часов × 60 мин. = 480мин. / 100% - время для реализации программы
Время, необходимое для реализации части программы, формируемой участниками образовательного процесса составляет 20%:
(время для реализации программы Х 20% : 100% - узнаем сколько времени на реализацию части , формируемой участниками образовательного процесса )
ранний возраст – 20% составляет – 76 мин. (1 час 16 мин)
младший возраст – 20% составляет – 84 мин. (1час 24 мин.)
средний возраст – 20% составляет – 88 мин. (1 час 28 мин.)
старший возраст – 20% составляет – 96 мин. (1 час 36 мин.)
Таким образом, время, необходимое для реализации обязательной части рабочей программы определено:
для группы раннего возраста – 302 мин. (5 часов)
для младшей группы – 336 мин. (5 часов 36 мин.)
для средней группы – 350 мин. (5 часов 50 мин.)
для старшей группы – 384 мин. (6 часов 40 мин.)



Слайд 62Режим пребывания детей в образовательном учреждении


Слайд 63Модель организации образовательной деятельности по реализации обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного

образования в группах(е) _________ направленности

Слайд 65Интеграция содержания основной общеобразовательной программы
дошкольного образования МДОУ


Слайд 70 Условия для обеспечения развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей,

способностей, интересов и склонностей, с учетом возрастной нормы, роста их познавательной, трудовой мотивации и становления самостоятельности, с использованием разнообразных форм, приемов, методов и средств современных образовательных технологий

Принцип взаимосвязи физического, сенсорного, умственного и речевого развития
Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи
Принцип развития языкового чутья
Принцип формирования элементарного осознания явлений языка
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи
Принцип обеспечения активности языковой практики

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Наглядные :
- Непосредственное наблюдение
- Опосредованное наблюдение
- Рассматривание
- Рассказывание

ПРИНЦИПЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Общение взрослых и детей
Культурная речевая среда
Родная речь
Художественная литература
Изобразительное искусство, музыка, театр
Интеграция задач речевого развития с другими видами деятельности

Словесные:
Чтение и рассказывание художественных произведений
Заучивание наизусть
Пересказ, обобщающая беседа
Рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические :
Дидактические игры, упражнения
Игры-драматизации
Пластические, мимические этюды
Хороводные, пальчиковые, артикуляционные, дыхательные игры


Слайд 71 Условия для обеспечения развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей,

способностей, интересов и склонностей, с учетом возрастной нормы, роста их познавательной, трудовой мотивации и становления самостоятельности, с использованием разнообразных форм, приемов, методов и средств современных образовательных технологий

Решение логических задач, загадок, ребусов, головоломок
Мотивация к размышлению
Познавательные, эвристические беседы
Чтение художественной литературы
Рассматривание иллюстраций, альбомов о профессиях
Рассказывание с обсуждением по картинам, иллюстрациям, мультфильмам
Просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов
Задачи по решению коммуникативных ситуаций
Придумывание сказок

Накопление у детей практики опыта трудовой деятельности

Мотивация к положительным формам общественного поведения
Показ способов действий
Пример взрослых и детей
Совместная организация интересного общественно-полезного труда
Разыгрывание коммуникативных ситуаций
Создание педагогических ситуаций диагностического характера

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Формирование нравственных представлений, суждений, оценок

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТРУД»


Слайд 74Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
     3.3. Содержание

психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Слайд 76Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
 -    развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
 -    накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
 -    формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Слайд 77Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
   Содержание

образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
-    сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-     воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Слайд 78Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
     Содержание образовательной

области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

-     развитие игровой деятельности детей;
-     приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-     формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Слайд 79Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

 -  развитие трудовой деятельности;  
 -   воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;  
-    формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Слайд 80Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Содержание

образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:      
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;

-   формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Слайд 81Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:   
-   формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;     
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;    
-  передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;    
-  формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Слайд 82Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Содержание

образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
-     развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

-     развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

-     практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Слайд 83Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
   Содержание

образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

-     формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;      
развитие литературной речи;     
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Слайд 84Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

-     развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

Слайд 85Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.      

Слайд 86Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Основные общеобразовательные программы содержат перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.

Слайд 87Раздел программы «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении

детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.


Слайд 88     Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
-   выявление особых образовательных потребностей детей

с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

-   осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-     возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Слайд 89Содержание коррекционной работы
     Указанный раздел должен содержать перечень, содержание и план

реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Программы, предусматривающих в том числе:
    - описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико- педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, планирование коррекционных мероприятий;  
  -  описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Слайд 90Содержание коррекционной работы
В содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в

разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.      

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико- педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

Слайд 91Коррекционно-развивающие виды деятельности с детьми


Слайд 92Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на

итоговые и промежуточные.     
 Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы

Слайд 93Планируемые итоговые результаты
физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. У ребенка

сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;     
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

Слайд 94Планируемые итоговые результаты
эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Слайд 95Планируемые итоговые результаты
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на

основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

Слайд 96Планируемые итоговые результаты
     имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире

и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
     овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
     овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Слайд 97Планируемые итоговые результаты
   Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств

воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Слайд 98Система мониторинга
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

(далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Слайд 99Система мониторинга
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка

путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Слайд 100Система мониторинга
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки

динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Слайд 101Диагностический инструментарий психолого-педагогической диагностики результата освоение детьми основной общеобразовательной программ дошкольного

образования с учетом возрастных категорий (ПРИМЕР)

Слайд 102ДОПОЛНЕНИЯ


Планируется время на проведение психолого-педагогической диагностики результатов освоения Программы: 5-7 дней

в сентябре и мае.


Слайд 103Реализация принципа «Интеграции содержания дошкольного образования» (пример) –
состояние

(или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.


Слайд 104Основные направления развития детей и образовательные области
Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-личностное развитие
Физическая

культура

Здоровье

Художественное творчество


Коммуникация

Музыка


Чтение художественной литературы


Познание


Социализация


Труд


Безопасность


Слайд 105Образовательные области выделены в ФГТ в качестве структуры обязательной части основной

обще­образовательной программы дошкольного образования. 10 областей.

Среди них привычные, традиционные: «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы»

Появившиеся в последнее время:
«Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация»


Слайд 106Определение перечня образовательных областей и основных задач психолого-педагогической работы в обязательной

части основной общеобразовательной программы дошкольного образования направлено на упорядочивание образовательного процесса в современном вариативном дошкольном образовании и обеспечение пра­ва каждого ребенка, какое бы дошкольное учреждение Российской Федерации он ни посещал, на получение равноценного дошкольного образования.

Слайд 107Современная и полная типология детских деятельностей использованная в ФГТ
Основания

составления перечня образовательных областей:

Деятельностный подход.
Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней:
«Физическая культура» - двигательной (как двигательной активности),
«Социализация» - игровой,
«Труд» - трудовой,
«Коммуникация» - коммуникативной,
«Познание» - познавательно-исследовательской,
«Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности,
«Музыка» - музыкально-художественной,
«Художественное творчество» - продуктивной.

Исключение «из деятельностного подхода» составляют две образовательные области - «Здоровье» и «Безопасность».
Область «Здоровье» в строгом смысле слова не является вполне образовательной, так как наряду с задачами психолого-педагогической работы по формированию культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о здоровом образе жизни, предусматривает решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.


Слайд 108«Коммуникация»
«Коммуникация» - это не только и не столько традиционное «Развитие речи»

детей дошкольного возраста, сколько развитие общения, в том числе и речевого.

Учитывая, что основной целью работы по развитию речи детей в ДОУ всегда было формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, традиционная система работы по развитию речи естественно включается в образовательную область «Коммуникация».

Однако происходит серьезное смещение акцентов: развитие словаря детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, развитие связной речи являются не самоцелями, а средствами для развития у детей навыков общения.

Соответственно, и итоговый результат освоения основной общеобразователь­ной программы дошкольного образова­ния «на выходе» из детского сада планируется не только в виде показателей речевого развития ребенка, но и в виде конструктивных способов взаимодействия дошкольника с другими детьми и взрослыми (умения договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т.п.).


Слайд 109Выделение «Безопасности» из области «Социализация» в отдельную образовательную область - особый

социальный заказ семьи, общества и государства, обуславливающий важность и актуальность ее реализации.

Фактор, повлиявший на обособление данной образовательной области:
Определенная сложность работы педагогов: возрастные особенности детей дошкольного возраста не являются благодатной почвой для решения задач области «Безопасность».
Нормально развивающийся ребенок-дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру, ему в целом свойственно ощущение безопасности, в том числе и в общении с незнакомыми людьми, и в различных опасных ситуациях (в быту, в природе, на улице).

Безопасность дошкольника во многом определяется и зависит от окружающих взрослых (родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий, обеспечивающих безопасность в окружающем мире.


Слайд 110Дополнения
В объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования не входит

время, отведенное на:
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода;
дневной сон (в группах полного, сокращенного, продленного дня и круглосуточного пребывания).


Слайд 111 Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы

дошкольного образования по основным направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (примерно по 25% от объема обязательной части).

Слайд 112«Самостоятельная деятельность детей»
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами

предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).


Слайд 113«Совместная деятельность взрослого и детей» -
деятельность двух и более участников образовательного

процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика