Слайд 1
Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования нового поколения
Лещева Надежда Николаевна,
заместитель
директора ОГОУ ДО «УМЦ ДПО»
Слайд 3Практическая работа в группах
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования (ФГОС ПО)
нового поколения
Слайд 4Позиционное обучение
Группа «Схема» - представить структуру ФГОС в схеме и сделать
пояснения к ней.
Группа «Понятие» - указать базовые понятия ФГОС, дать им определения.
Группа «Апологет» - выявить и сформулировать положительные, оригинальные, интересные стороны ФГОС.
Группа «Оппозиция» – сформулировать «недостатки», которые удалось найти при изучении ФГОС.
Группа «Рефлексия» - определить трудности, которые могут возникнуть у Вас при применении ФГОС. Обосновать свои предложения.
Слайд 5ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 309-ФЗ
от 1 декабря 2007г.
«О внесении изменений
в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры ГОС»
Заменить слова «государственные образовательные стандарты» словами «федеральные государственные образовательные стандарты»
Слайд 6ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 309-ФЗ
от 1 декабря 2007г.
Статья 7. Федеральные
государственные образовательные стандарты
1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Слайд 7Основания введения ФГОС
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"
(ФЗ № 309 - Ф3 от 01.12.2007)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете и Санкт-Петербургском государственном университете"
(ФЗ № 260 от 10.11.2009)
Слайд 8Сроки введения ФГОС
Переход к обучению на основе ФГОС
Возможен – с
1 сентября 2010 г.
Обязателен – с 1 сентября 2011 г.
Слайд 9Задача :
Разработка и внедрение в 2008-2010 г.г.
федеральных
государственных образовательных стандартов ПО нового поколения:
ФГОС НПО (для 328 профессий - 302!)
ФГОС СПО (для 235 специальностей)
Слайд 10Национальная рамка квалификаций
Российской Федерации
Слайд 11Понятийный аппарат
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГУ «Федеральный институт развития образования»
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
современного российского профессионального образования
ВЫПУСК 1:
основные термины профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования
Рекомендован ФГУ ФИРО
(протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ ФИРО
от 11.12. 2009 № 10;
рег. номер рецензии 638 от 15.12. 2009 г.)
Слайд 12Понятие и структура ГОС НПО
II поколения
I. Совокупность требований
к
уровню
содержанию
качеству
профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.
II. Структура ГОС НПО:
Пояснительная записка.
Профессиональная характеристика.
Федеральный компонент содержания образования.
Распределение времени обучения по профессии (раздел «Профессиональная подготовка»).
Слайд 13Понятие и структура ГОС СПО
II поколения
Структура ГОС СПО:
Общая характеристика
специальности.
Требования к уровню подготовки выпускника по специальности.
2.1. Общие требования к образованности выпускника.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам.
2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике.
2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения ОПОП.
3. Требования к минимуму содержания ОПОП по специальности.
Слайд 14Понятие и структура ГОС II поколения
Структура ГОС СПО:
4. Общие требования
к разработке ОПОП, обеспечивающие реализацию ОУ Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности.
4.1. Общие положения
4.2. Требования к организации и обеспечению образовательного процесса.
(Примерный перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др. по специальности)
4.3. Академические свободы ОУ в формировании содержания образования и организации образовательного процесса
Приложение
Примерный учебный план
Слайд 16Структура ФГОС НПО/СПО нового поколения
Область применения.
Используемые сокращения.
Характеристика подготовки по профессии (по
специальности).
Характеристика профессиональной деятельности выпускников
Слайд 17Структура ФГОС НПО/СПО нового поколения
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной
программы (ОПОП).
VI. Требования к структуре ОПОП (Структура ОПОП НПО).
Требования к условиям реализации ОПОП.
Требования к оцениванию качества освоения ОПОП.
Слайд 18Структура ФГОС СПО нового поколения
Приложение к ФГОС СПО
по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)
ПЕРЕЧЕНЬ
профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках ОПОП СПО
Слайд 20
ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТА СТАНДАРТИЗАЦИИ
От минимума СОДЕРЖАНИЯ
К минимуму РЕЗУЛЬТАТА
Содержание изменчиво Содержание преподавания – это не результат образования
(содержание одинаковое – результат разный)
Освоенные
компетенции,
обеспечивающие
соответствующую
квалификацию
и уровень
образования
Слайд 21МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Это модель организации учебного процесса, в которой:
- в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося;
- в качестве средства достижения цели выступает модульное построение структуры и содержания профессионального обучения.
Слайд 22МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Единица квалификации в ПО – профессиональная компетенция, формируемая в
процессе изучения одного или нескольких модулей содержания образования.
Основная образовательная программа на основе модульно-компетентностного подхода включает систему организации управления процессом обучения, призванной обеспечить предсказуемый, высокий уровень качества выпускаемого «продукта» (выпускника).
Слайд 23КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
При личностно ориентированном подходе в профессиональном образовании (с
начала 1990 г. в соответствии с Законом РФ «Об образовании» понимается как «образование для личности») акцент делался на развитие личности, т.е. «развиваем личность – формируется деятельность».
Согласно компетентностному подходу акцент в профессиональном образовании смещен на формирование деятельностных умений (компетенций), т.е. «формируем деятельность – развивается личность»
Слайд 24ФГОС НПО/СПО нового поколения
В новых ФГОС НПО/СПО
содержание образования
формируется
«от результата»:
от показателей профессиональной деятельности к результатам профессионального образования,
далее к выбору соответствующих организационных форм, содержания, методов обучения,
т.е. от профессионального стандарта к образовательному.
Слайд 25Компетенции
Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и
практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Общие компетенции (ОК) – компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах.
Профессиональные компетенции (ПК) – компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности.
Слайд 26ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 309-ФЗ
от 1 декабря 2007г.
Новая структура ФГОС:
Требования
к результатам освоения ООП
Требования
к структуре ООП
Требования
к условиям реализации ООП
Ф
Г
О
С
Слайд 27Ядро образовательного стандарта
Общие
компетенции
Профессиональные
компетенции
Требования к результатам освоения ОПОП
Слайд 28Общие требования
уровня
квалификации
Общие компетенции
Профессиональные компетенции
по видам профессиональной деятельности
Общие отраслевые требования
+
+
+
Частные требования
специальности
(профессии)
Требования к результатам ПО
Слайд 29
Профессиональная деятельность
Виды ПД
ВПД 1 ВПД 2 ВПД 3 … ВПД n
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПД
КОМПЕТЕНЦИИ ПО
ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.4 ПК 3.1-3.6 … ПК n.1- n.3
Логика разработки минимума результата в ФГОС
Слайд 30Особенности нового образовательного стандарта
1. Повышение свободы ОУ в формировании и реализации
ОПОП:
объем времени только по циклам
вариативная часть – 30% (СПО) и 20% (НПО):
возможность:
- увеличение объема времени учебных дисциплин, МДК и профессиональных модулей ФГОС;
- введение новых компетенций, учебных дисциплин, МДК и профессиональных модулей.
Слайд 31Особенности нового образовательного стандарта
2. Новое содержание практико - ориентированного обучения:
учебная
практика (производственное обучение) и производственная практика (практика по профилю специальности) входят в состав профессиональных модулей по видам профессиональной деятельности (профессиональный цикл) и
могут реализовываться как концентрировано, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями
Слайд 32Особенности нового образовательного стандарта
3. Новые методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые
игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия, в т. ч. с представителями сферы труда)
4. Требования к организации практико-ориентированного обучения:
создание новой образовательной среды для освоения модульных программ:
- на предприятии
- в образовательном учреждении
Слайд 33Особенности нового образовательного стандарта
5. Два направления оценки качества подготовки обучающихся и
выпускников:
Оценка уровня освоения учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, тем междисциплинарных курсов
Аттестация по профессиональному модулю как освоение вида деятельности посредством оценки профессиональных компетенций обучающихся при ведущей роли работодателей
6. Условие допуска к государственной (итоговой) аттестации - подготовке и защите выпускной квалификационной работы – наличие документов, подтверждающих готовность по каждому из видов деятельности.
Слайд 34Особенности нового образовательного стандарта
7. Изменение роли преподавателя – от позиции транслятора
знаний к позиции консультанта (педагога-менеджера, руководителя, куратора и т.п.), сопровождающего процесс освоения студентом профессиональных модулей, т.е. готовности к реализации основных видов профессиональной деятельности.
8. Изменение роли работодателя – оценка квалификации студентов (освоения профессиональных модулей) при ведущей роли работодателей.
Слайд 35Особенности нового образовательного стандарта
9. Право обучающихся при реализации ОПОП:
при формировании своей
индивидуальной образовательной программы обучающийся имеет право на перезачет соответствующих профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения, который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.
Слайд 36ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП
материально-техническое
кадровое
финансовое
информационно-методическое
организационное
Обеспечение
Слайд 37Мероприятия по переходу к новым ФГОС
Внедрение
практикоориентированных форм обучения:
проектирование, моделирование,
исследования,
деловые игры, тренинги, имитационные занятия и др.
Создание образовательной среды для освоения модульных программ
Подготовка кадров к разработке и ведению междисциплинарных курсов
Слайд 38КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Слайд 39Сертификаты
Оценка квалификации
Оценка учебных достижений
Диплом
Зачтены следующие профессиональные модули:
(наименование ПМ)
(наименование ПМ)
(наименование ПМ)
Приложение
к диплому
МДК 1………..………5 (отл)
Дисциплина 2……..3 (удовл)
Дисциплина 3 …… зачтено
Информация, необходимая для
продолжения образования
Информация, необходимая для работодателя
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Слайд 40Государственная (итоговая) аттестация
Условие допуска
подтверждение освоения компетенций по видам профессиональной деятельности
Формы
обязательно
- защита дипломной работы
по желанию ОУ - экзамены
Состав комиссии
представители образовательного и профессионального сообщества
Слайд 41 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования»
Телефон: 56-09-37
Email: umc@tomsk.net
Сайт:
umc.tomsk.ru
Слайд 42
Спасибо
за внимание !
Успехов в переходе
на ФГОС!