Евагрий Понтийский презентация

Содержание

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ Жизнь Отец Е. П. был хорепископом*. Вероятно, он был в тесных дружеских отношениях с семьей свт. Василия Великого, фамильное имение которого Анниса располагалось недалеко от Иворы, родного

Слайд 1Евагрий Понтийский,


Слайд 2 ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ Жизнь
Отец Е. П. был хорепископом*. Вероятно, он был в тесных дружеских

отношениях с семьей свт. Василия Великого, фамильное имение которого Анниса располагалось недалеко от Иворы, родного города Е. П. 
Предполагают, что 1-я встреча Е. П. со свт. Василием и его другом свт. Григорием Богословом произошла во время пребывания последних в 357-358 гг. в Аннисе
вероятно, от них он воспринял почтительное отношение к Оригену и его наследию 
*Хорепи́скоп (сельский епископ, греч. χωρεπίσκοπος от греч. χωρα — округа, сельский округ и греч. ἐπίσκοπος-епископ,лат. corepiscopus, chorepiscopus, vicarius, vicorum episcopus) — лицо посвященное в епископскую степень священства, но уполномоченное посвящать в священство лишь с санкции епископа города (области, епархии) – ВИКАРИЙ

Слайд 3В нач. 70-х гг. IV в. свт. Василий, к тому времени

ставший епископом Кесарии Каппадокийской, поставил Е. П. в чтецы и принял в свой клир. Основы богословского образования Е. П. получил от этого, по его словам, «столпа истины, каппадокийца Василия»
Влияние аскетического богословия свт. Василия на Е. П. остается предметом дискуссий
Вероятно, в Кесарии Е. П. изучал и светские науки, о чем свидетельствуют как цитаты из классических авторов, так и стиль нек-рых его сочинений
После смерти свт. Василия (1 янв. 379), вызвавшей у Е. П. глубокое потрясение, от которого он долго не мог оправиться им овладело сильное желание и далее изучать «божественные догматы и относящееся к ним любомудрие»
 

Слайд 4Поиски привели его в К-поль к другу свт. Василия, «избранному сосуду

и глубокому кладезю», «устам Христовым», «премудрому учителю» свт. Григорию Богослову
К-рый с весны 379 г. находился в столице, где возглавлял небольшую общину православных - сторонников никейской веры, собиравшихся на богослужения в домовой ц. Анастасии. Свт. Григорий рукоположил Е. П. во диакона и стал его наставником в философских и богословских науках
В 380-381 гг. вместе со свт. Григорием Е. П. участвовал в богословской полемике с арианами и в подготовке Вселенского II Собора
Между учителем и учеником сложились дружеские отношения, о чем свидетельствуют теплые слова свт. Григория о Е. П., сохранившиеся в его «Завещании», написанном 21 мая 381 г. 


Слайд 5Однако, после того как свт. Григорий был вынужден покинуть К-польскую кафедру

и вернуться в свою епархию в Назианз, Е. П. остался в столице при новом епископе, Нектарии, который высоко оценил его богословско-полемические способности. По словам еп. Палладия, Е. П. «блистал в Великом Граде, с юношеским пылом выступая с речами против всякой ереси»
Вскоре он воспылал страстью к жене высокопоставленного столичного чиновника, и та ответила ему взаимностью. Испытывая угрызения совести и стыд перед людьми, Е. П. усердно молился, чтобы Бог воспрепятствовал их преступной связи
Однажды ночью к Е. П. явился ангел и «в страшном и спасительном видении» заставил его поклясться на Евангелии, что он немедленно покинет К-поль и позаботится о своей душе. Проснувшись, Е. П. решил исполнить клятву и на следующий же день сел на корабль, отплывавший в Иерусалим

Слайд 6 Палестинский период
Ок. 382 г. Е. П. прибыл в Иерусалим, где близко

познакомился с христ. подвижниками прп. Меланией Римляныней Старшей и Руфином Аквилейским, к-рые незадолго до этого основали на Елеонской горе 2 мон-ря (женский и мужской), находившиеся недалеко друг от друга
Е. П. не сразу решился вступить на аскетический путь, но пребывал в сомнениях, никому не рассказывая о том, что произошло с ним в К-поле
Вскоре его ум обуяло ораторское тщеславие. Внезапно он был поражен лихорадкой, продолжавшейся 6 месяцев и истощившей его физические силы
Врачи не знали, как излечить его, и только вмешательство прп. Мелании спасло ему жизнь. Она заставила Е. П. сознаться во всем и, выслушав его признание, пообещала молиться за его выздоровление, если он даст обет навсегда оставить мир и принять монашество

Слайд 7Е. П. дал согласие. Через неск. дней он поправился и сразу

же принял монашеское одеяние из рук прп. Мелании и Руфина
После этого Е. П. по совету наставников отправился на родину монашества - в Египет, чтобы поучиться у знаменитых отцов-пустынников. С прп. Меланией, Руфином и др. насельниками мон-рей на Елеонской горе 
Е. П. переписывался на протяжении всей жизни  

Слайд 8 Египетский период
В 383 г. Е. П. прибыл в Египет и поселился

в Нитрийской пустыне, находившейся в 50 км на юго-восток от Александрии
Там он в течение 2 лет прошел школу киновиального подвижничества, возможно, под началом Альбина (Албания), родственника прп. Мелании Старшей, а затем, стремясь к более уединенной жизни, переселился в пустыню Келлии, находившуюся в 18 км к югу от Нитрии, где присоединился к жившим там отшельникам, среди которых провел оставшиеся 14 лет жизни
По свидетельству древних историков и сочинений Е. П., он прошел суровую школу монашеского делания под рук. преподобных Макария Александрийского и Макария Великого


Слайд 9Прп. Макарий Египетский был основателем монашеской общины в пустыне Скит, находившейся в

58 км на юго-восток от Нитрии, но духовно окормлял и монахов из Келлий, к числу которых принадлежал Е. П.
Прп. Макарий Александрийский был священником и своего рода настоятелем Келлий, в чьем подчинении был и Е. П.
Полуотшельнический уклад жизни, к-рый вели монахи-келлиоты, позволял им временные отлучки с целью получения духовного наставления, так что Е. П. изредка находил возможность посещать знаменитых егип. подвижников, живших на значительном расстоянии от Келлий
Помимо регулярных посещений прп. Макария Египетского в Скиту он посещал Иоанна Ликопольского в Фиваиде и Дидима Слепца на острове в Мареотийском оз. неподалеку от Александрии. В «Истории египетских монахов» сохранилось свидетельство, что Е. П. «часто посещал и Александрию, где заграждал уста эллинским философам»

Слайд 10Со временем Е. П. стал опытным монахом и наставником (аввой), получившим

от Бога дар мудрости, прозорливости, чудотворения и различения помыслов и духов
В Келлиях он близко сошелся с 4 Длинными братьями, учениками знаменитого аввы Памво - Аммонием, Евфимием, Диоскором и Евсевием, в результате чего там образовался кружок ученых монахов-оригенистов
Вскоре Е. П. стал играть ведущую роль в этом кружке, приобретшем известность как «окружение святого Аммония и Евагрия» и даже как «окружение блаженного Евагрия», «общество Евагрия» или «братство Евагрия» 

Слайд 11У него появились ученики, самые известные из к-рых - Палладий (впосл.

епископ Еленопольский) и Ираклид, родом с Кипра (впосл. епископ Эфесский). По субботам и воскресеньям в келью Е. П. собирались братья-монахи, открывали ему свои помыслы, слушали его наставления до восхода солнца, а затем удалялись, радуясь и прославляя Бога, поскольку слова Е. П. были сладостны
Если кто-то имел особый вопрос, он мог остаться и обсудить его с Е. П. наедине. Ежедневно Е. П. принимал у себя 5-6 посетителей из монахов или мирян, приходивших издалека, чтобы послушать его мудрые наставления
Часто паломники приносили ему различные дары, к-рые он отдавал келейнику, распоряжавшемуся его хозяйственными делами. Е. П. занимался перепиской рукописей, т. о. зарабатывая себе на годовое пропитание

Слайд 12Он проводил жизнь в строгом посте и молитве и, по словам

Руфина, был человеком «необычайного воздержания»
 В день он съедал лишь 300 г хлеба с маслом, к-рое расходовал по пол-литра за 3 месяца, полностью воздерживался от овощей и фруктов и практически не пил воды
Он спал только треть ночи, оставшееся время проводил, прогуливаясь по двору, молясь и предаваясь созерцанию; днем он также гулял, чтобы не заснуть, и изучал Свящ. Писание
По свидетельству еп. Палладия, Е. П. проводил большую часть дня, «совершая по сто молитв»
Борясь с вожделениями плоти, Е. П. мог простоять всю ночь напролет голым в колодце зимой или по 40 дней не входить в жилище летом
Несмотря на столь суровые требования к самому себе, по отношению к другим Е. П. был снисходителен и мягок, оставляя каждому свободу выбора

Слайд 13Духовные дарования Е. П. и Длинных братьев вскоре привлекли внимание Александрийских

епископов - Тимофея I, а затем Феофила, к-рые пытались привлечь их к активной церковной деятельности
В сер. 90-х гг. IV в. еп. Феофил решил рукоположить Е. П. во епископа Тмуисского, но тот уклонился от назначения, бежав в Палестину, возможно к прп. Мелании и Руфину. После возвращения в Келлии Е. П. направил еп. Феофилу письмо с объяснением своего поступка 

Слайд 14Невзирая на постоянный поток посетителей и строгий режим, Е. П. находил

время для лит. деятельности. Мн. его аскетические сочинения были хорошо известны в Нитрии и Скиту, а благодаря иерусалимским друзьям Е. П. и скрипторию мон-ря на Елеонской горе нек-рые из них быстро распространились и в др. местах христ. мира
Ряд сочинений Е. П. Руфин перевел на латынь, сделав их доступными для христ. Запада. Суровые аскетические подвиги подорвали здоровье Е. П.: он стал страдать от мочекаменной и желудочной болезни, так что в последние 2 года жизни ему пришлось ослабить строгий пост
Умер Е. П., приобщившись св. Даров в церкви на праздник Богоявления, за неск. месяцев до того, как еп. Феофил начал гонения на монахов-оригенистов Нитрии и Келлий
В арм. святцах имя Е. П. упоминается 11 февр. (, в копт.- в 5-е воскресенье Великого поста


Слайд 15 Сочинения
Е. П. написал многочисленные и всеобъемлющие труды, оказавшие большое влияние на

историю христ. аскетизма. Однако из-за его осуждения на Вселенском V Соборе и последующих Вселенских Соборах лишь небольшая часть сочинений сохранилась в греч. Оригинале
Нек-рые его труды, содержащие оригенистские взгляды, дошли до наст. времени в древних переводах - гл. обр. в сир. и арм., а также в лат., араб., копт. и эфиоп., поскольку монофизитские и несторианские авторы, не признавая осуждения Е. П., продолжали считать его одним из авторитетнейших аскетических богословов, переписывать и изучать его сочинения

Слайд 16Аскетические
Наиболее важную группу в богословско-лит. наследии Е. П. составляют сочинения по

преимуществу аскетического содержания, упомянутые древними авторами. Прежде всего в нее входят неск. сочинений, обращенных к монахам-анахоретам:
«Слово об аскетическом делании, или Монах» 
Прологом служит послание Е. П. к Анатолию, монаху мон-ря прп. Мелании и Руфина на Елеонской горе в Иерусалиме 


Слайд 17 К нему же обращен и эпилог; в послании речь идет о

символическом значении монашеского облачения. «Слово...» состоит из 100 «кратких глав» (κεφάλαια), представляющих собой излюбленную Е. П. форму изложения, положившую начало лит. жанру центурий, или сотниц, и посвященных начальному этапу аскетической жизни - деланию (πρακτική), его целям и методам. В частности, речь идет о 8 главных греховных помыслах и борьбе с ними (гл. 6-33), о страстях и бесстрастии (гл. 34-39, 57-70), о добродетелях (81-90)
Заключительные 10 глав (гл. 91-100), отсутствующие во мн. рукописях и имеющие иную лит. форму, представляют собой 10 апофтегм - кратких изречений авторитетных отцов, таких как преподобные Антоний Великий, Макарий Великий, Макарий Александрийский и др. Вероятно, эти главы (вместе с прологом и эпилогом) были впосл. добавлены самим Е. П. к 1-й редакции трактата, состоявшей из 90 глав, с целью показать, что его учение, изложенное в данном трактате, основано на учении авторитетных егип. Отцов
Е. П. приводит изречения 5 авторитетных отцов - святителей Василия Великого, Григория Богослова, Афанасия Великого, Серапиона Тмуисского и Дидима Слепца. Трактат полностью сохранился только в сир.

Слайд 18«Умозрительные главы» (Κεφάλαια ϒνωστικά, Kephalaia Gnostica, или «Умозрительные вопросы», Προϒνωστικὰ προβλήματα;

последняя часть трилогии, главное богословское сочинение Е. П.)
Состоит из 6 частей, по 90 глав в каждой; 540 глав на первый взгляд не соответствуют изначальному замыслу автора о 600 главах (τὰ ξακόσια), о к-рых упоминается в послании к Анатолию и в «Церковной истории» Сократа Схоластика
Однако уже несторианский комментатор XII в. Дионисий бар Салиби предложил одно из возможных объяснений этого несоответствия: это «цифровой символизм», согласно к-рому в этом мире наше духовное знание несовершенно и неполно по сравнению со знанием буд. века, и Е. П. сознательно опустил по 10 глав из каждой сотницы, потому что число 10 означает полноту и завершенность и символизирует совершенную Божественность Иисуса, имя Которого по-еврейски начинается с буквы «йод», представляющей число 10, а в буд. веке именно Богочеловек Иисус исполнит святых совершенным знанием. Кроме того, само число 540 символизирует духовное знание всей совокупности существ, сотворенных Богом в 6 дней 
Из всей трилогии «Умозрительные главы» являются самым таинственным и трудным для понимания трактатом Е. П.

Слайд 19«33 Главы, последовательно изложенные», или «Определения страстей разумной души»
«Слово к Евлогию

монаху»
«О пороках, противоположных добродетелям»
«О помыслах» 
«О восьми духах лукавства»
«Слово о молитве»
«Три главы о молитве» 
«Увещание к монахам»
«Наставления»

Слайд 20 Учение
Е. П. вошел в историю христ. богословия прежде всего как теоретик

аскетизма и мистицизма. Вместе с тем в многочисленных сочинениях он затронул такие стороны христ. вероучения, как триадология, космология, антропология, эсхатология, экзегетика. Его догматические воззрения (особенно космологические и антропологические) в значительной степени являются основанием его мистико-аскетического учения. При этом, если в мистическом и аскетическом богословии)
Е. П. остается в границах церковного Предания, то в космологических, христологических и эсхатологических взглядах, сложившихся под влиянием Оригена и его последователей, он нередко переходит эти границы, чем обусловлено неоднозначное отношение позднейших богословов и церковных деятелей к личности и учению Е. П

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика