Миллер Хемингуэй
(англ. Ernest Miller Hemingway)
1899-1961
Американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года
Слайд 2Основные вехи биографии и творчества
Детство
Родился 21 июля 1899 года в привилегированном пригороде Чикаго — городке Оук-Парк, штат Иллинойс, США. Его отец Кларенс Эдмонт Хемингуэй был врачом, а мать Грейс Холл посвятила жизнь воспитанию детей.
Отец с раннего детства пытался привить Эрнесту любовь к природе, мечтая о том, что тот пойдёт по его стопам и займётся медициной и естествознанием.
Другим любимым занятием для Эрнеста стала литература. Мальчик часами сидел за книгами, которые мог найти в домашней библиотеке, особенно ему нравились работы Дарвина и историческая литература.
Слайд 4У семьи кроме зимнего дома в Оук-Парке был ещё коттедж «Уиндмир»
на озере Валлун. Каждое лето Хемингуэй с родителями, братьями и сёстрами отправлялся в эти тихие места.
В 1911 году, когда Эрнесту исполнилось 12 лет, дедушка Хемингуэй подарил ему однозарядное ружье 20-го калибра. Этот подарок укрепил дружбу деда и внука. Мальчик обожал слушать рассказы старика и на всю жизнь сохранил о нём добрые воспоминания, часто перенося их в свои произведения в будущем.
Охота стала для Эрнеста главной страстью. Одни из первых своих рассказов о Нике Адамсе, своём alter ego, Хемингуэй посвятит именно охоте и фигуре отца. Его личность, жизнь и трагический конец — Кларенс покончит жизнь самоубийством — будут всегда волновать писателя.
Слайд 5Юность
В школьные годы Хемингуэй дебютировал в качестве писателя в небольшом школьном
журнале «Скрижаль». Особенно популярными были ехидные заметки о «светской жизни» Оук-Парка. В это время Хемингуэй уже твёрдо для себя решил, что будет писателем.
После выпуска из школы он переехал в Канзас-Сити, где устроился работать в местную газету «Star». Здесь сформировался его литературный стиль и привычка быть всегда в центре событий. Редакторы газеты научили его точности и ясности языка и старались пресечь любое многословие и стилистические небрежности.
Слайд 6Первая мировая война
Хемингуэй хотел служить в армии, однако из-за плохого зрения
ему долго отказывали. Но он всё-таки сумел попасть на фронты Первой мировой войны в Италии, записавшись шофёром-добровольцем Красного креста. Через несколько лет он опишет свои впечатления от первого столкновения с войной в своей книге «Прощай, оружие!».
8 июля 1918 года Хемингуэй, спасая раненого итальянского снайпера, попал под огонь австрийских пулемётов и миномётов, но остался жив. В госпитале из него вынули 26 осколков, при этом на теле Эрнеста было более двухсот ран. Вскоре его перевезли в Милан, где простреленную коленную чашечку врачи заменили алюминиевым протезом.
Слайд 7Эрнест Хемингуэй в военной форме,
1918 год
Слайд 8Возвращение домой
21 января 1919 года Эрнест вернулся в США героем — о
нём писали все центральные газеты как о первом американце, раненом на итальянском фронте. А король Италии наградил его серебряной медалью «За доблесть» и «Военным крестом».
20 февраля 1920 года он переезжает в Торонто, чтобы снова вернуться к журналистике. Его новый работодатель, газета «Toronto Star» позволила молодому репортёру писать на любые темы. Первые работы Эрнеста — «Кочующая выставка картин» и «Попробуйте побриться бесплатно» — высмеивали снобизм любителей искусства и предрассудки американцев. Позднее появились более серьёзные материалы о войне, о ветеранах, которые никому не нужны у себя дома, о гангстерах и глупых чиновниках.
В эти же годы у писателя разгорелся конфликт с матерью, которая не желала видеть в Эрнесте взрослого человека. Хемингуэй забрал все свои вещи из Оук-Парка и переехал в Чикаго. 3 сентября 1921 года Эрнест женится на молодой пианистке Хэдли Ричардсон и вместе с ней отправляется в Париж, в город, о котором он уже давно мечтает.
Слайд 9Хемингуэй в Париже
Хемингуэю предстояло много работать, чтобы иметь средства к существованию
и позволять себе путешествия по миру в летние месяцы. И он начинает еженедельно отправлять в «Toronto Star» свои рассказы. Первыми работами Хемингуэя стали очерки, высмеивающие американских туристов, «золотую молодёжь» и прожигателей жизни, которые хлынули в послевоенную Европу за дешёвыми развлечениями («Вот он какой — Париж», «Американская богема в Париже» и т. п.).
В 1922 году Эрнест знакомится с Сильвией Бич, хозяйкой книжной лавки «Шекспир и компания». Хемингуэй часто проводит время в заведении Сильвии, берёт напрокат книги, знакомится с парижской богемой, писателями и художниками, которые также являются завсегдатаями лавки.
Слайд 10Эрнест Хемингуэй с сыном Бамби,
1926 год
Слайд 11Широкое признание Хемингуэй получил благодаря своим романам и многочисленным рассказам — с
одной стороны, и своей жизни, полной приключений и неожиданностей, — с другой. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX века.
Слайд 12Годы творчества: 1917-1961
Направление: модернизм, реализм
Жанр: проза, публицистика
Слайд 13Первый настоящий писательский успех пришёл к Эрнесту Хемингуэю в 1926 году
после выхода в свет «И восходит солнце» — пессимистичного, но в то же время блистательного романа о «потерянном поколении» молодых людей, живших во Франции и Испании 1920-х годов.
Слайд 14В 1927 году у Эрнеста Хемингуэя вышел сборник рассказов «Мужчины без
женщин», а в 1933 году — «Победитель не получает ничего». Они окончательно утвердили Хемингуэя в глазах читателей как уникального автора коротких рассказов. Среди них особенно известны «Убийцы», «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» и «Снега Килиманджаро».
И всё же большинству Хемингуэй памятен романом «Прощай, оружие!» (1929) — историей несчастной любви американского добровольца и английской медсестры, развивавшейся на фоне сражений Первой мировой войны. Книга имела в Америке небывалый успех — продажам не помешал даже экономический кризис.
Слайд 151930-ые гг. Флорида и Африка
В начале 1930 года Хемингуэй вернулся в
США и поселился в городке Ки-Уэст, Флорида. Здесь он увлекается рыболовством, путешествует на своей яхте к Багамским островам, Кубе и пишет новые рассказы. По мнению биографов, именно в это время к нему пришла слава большого писателя. Всё, отмеченное его авторством, достаточно быстро публиковалось и расходилось многочисленными тиражами.
В 1932 году он взялся за роман «Смерть после полудня», где с большой точностью описал корриду, представив её как ритуал и испытание мужества. Книга снова стала бестселлером, подтвердив статус Хемингуэя как американского писателя «номер один».
В 1933 году Хемингуэй взялся за сборник рассказов «Победитель не получает ничего», доходы от которого он планировал потратить на исполнение своей давней мечты — длительное сафари в Восточной Африке. Книга вновь удалась и уже в конце того года писатель отправился в путешествие.
В январе 1934 года Эрнест, вернувшись из очередного сафари, заболел амёбной дизентерией. За писателем был прислан специальный самолёт, который отвёз его в столицу территории. Здесь в английском госпитале он провёл неделю, пройдя курс активной терапии, после чего пошёл на поправку.
Тем не менее, этот сезон охоты закончился для Хемингуэя удачно: он трижды подстрелил льва, двадцать семь антилоп, крупного буйвола и других африканских животных. Впечатления писателя от Танганьики зафиксированы в книге «Зелёные холмы Африки» (1935). Произведение, по сути, являлось дневником Эрнеста как охотника и путешественника.
Слайд 16Хемингуэй за работой, 1930-ые гг.
Слайд 17Гражданская война в Испании
В начале 1937 года писатель заканчивает очередную книгу —
«Иметь и не иметь». В повести была дана авторская оценка событий эпохи Великой депрессии в США. Здесь впервые за много лет в творчестве писателя появилась социальная тема, во многом вызванная тревожной ситуацией в Испании. Там началась гражданская война, которая очень сильно взволновала Эрнеста Хемингуэя. Собрав деньги, Эрнест обращается в Североамериканскую газетную ассоциацию с просьбой направить его в Мадрид для освещения хода боевых действий. В скором времени была собрана съёмочная группа во главе с кинорежиссёром Йорисом Ивенсом, которая намеревалась снять документальный фильм «Земля Испании». Сценаристом картины выступил Хемингуэй.
В самые тяжёлые дни войны Эрнест находился в осаждённом фашистами Мадриде. Во время бомбёжек и артобстрела была написана единственная пьеса — «Пятая колонна» (1937) — о работе контрразведки. Здесь же он знакомится с американской журналисткой Мартой Геллхорн, которая по возвращении домой станет его третьей супругой. Впечатления от войны нашли отражение в одном из самых известных романов Хемингуэя — «По ком звонит колокол» (1940). В нём сочетаются яркость картин крушения республики, осмысление уроков истории, приведшей к такому финалу, и вера в то, что личность выстоит даже в трагические времена.
Слайд 18Вторая мировая война
Военная тема была одной из самых любимых в творчестве
Хемингуэя. С началом Второй мировой войны он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон в качестве корреспондента.
В 1944 году Хемингуэй участвует в боевых полётах бомбардировщиков над Германией и оккупированной Францией. Эрнест встаёт во главе отряда французских партизан численностью около 200 человек и участвует в боях за Париж, Бельгию, Эльзас, в прорыве «линии Зигфрида», часто оказывается на передовой впереди основных войск.
В 1949 году писатель переехал на Кубу, где возобновил литературную деятельность. Там была написана повесть «Старик и море» (1952). Аллегорическое повествование о старом рыбаке, сражающемся с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу, отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: неприязнь к интеллектуальной изысканности, приверженность ситуациям, в которых наглядно проявляются нравственные ценности, скупой психологический рисунок.
В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за повесть «Старик и море». Это произведение повлияло также на присуждение Хемингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954 году. В 1956 году Хемингуэй начинает работу над автобиографической книгой о Париже 1920-х годов — «Праздник, который всегда с тобой», которая выйдет только после смерти писателя.
Слайд 19Последние годы жизни
Хемингуэй страдал от ряда серьёзных физических заболеваний, в том
числе от гипертонии и диабета, однако для «лечения» был помещён в психиатрическую клинику Майо, где психиатр игнорировал эти очевидные факторы и занимался только «психическими расстройствами», которыми якобы Хемингуэя «наградили» его коллеги. Его пытались лечить по законам психиатрии. После 20 сеансов электрошока Хемингуэй утратил память и способность формулировать мысли письменно: когда потребовалось, он не смог написать даже нескольких слов официального приветствия.
2 июля 1961 года в своём доме в Кетчуме, через несколько дней после выписки из психиатрической клиники Майо, Хемингуэй застрелился из любимого ружья, не оставив предсмертной записки.
Слайд 21Библиография
Романы
1926 год — Вешние воды (англ.)русск. / The Torrents of Spring
1926 год —
И восходит солнце (Фиеста) / The Sun Also Rises
1929 год — Прощай, оружие! / A Farewell to Arms
1937 год — Иметь и не иметь / To Have and Have Not
1940 год — По ком звонит колокол / For Whom the Bell Tolls
1950 год — За рекой, в тени деревьев / Across the River and Into the Trees
1952 год — Старик и море (повесть) / The Old Man and the Sea
1970 год — Острова в океане / Islands in the Stream
1986 год — Сады Эдема (англ.)русск. / The Garden of Eden
1999 год — Предрассветная правда (англ.)русск. / True at First Light
Сборники
1923 год — Три истории и десять поэм / Three Stories and Ten Poems
1925 год — В наше время / In Our Time
1927 год — Мужчины без женщин / Men Without Women
1933 год — Победитель не получает ничего / Winner Take Nothing
1936 год — Снега Килиманджаро / The Snows of Kilimanjaro and Other Stories
1938 год — Пятая колонна и первые 49 рассказов / The Fifth Column and the First Forty-Nine Stories
1969 год — Пятая колонна и четыре рассказа о Гражданской войне в Испании/ The Fifth Column and Four Stories of the Spanish Civil War
1972 год — Рассказы о Нике Адамсе / The Nick Adams Stories
1987 год — Сборник коротких рассказов Эрнеста Хемингуэя / The Short Stories of Ernest Hemingway
1995 год — Эрнест Хемингуэй: Собрание сочинений / The Complete Short Stories of Ernest Hemingway
Слайд 22
Документальная проза
1932 год — Смерть после полудня / Death in the Afternoon
1935 год — Зелёные холмы Африки / Green Hills of Africa
1962 год — Хемингуэй, дикое время / Hemingway, The Wild Years
1964 год — Праздник, который всегда с тобой / A Moveable Feast
1967 год — By-Line: Ernest Hemingway / By-Line: Ernest Hemingway
1970 год — Эрнест Хемингуэй: Кубинский репортёр / Ernest Hemingway: Cub Reporter
1981 год — Эрнест Хемингуэй: Избранные письма / Ernest Hemingway Selected Letters 1917—1961
1985 год — Опасное лето / The Dangerous Summer
1985 год — Dateline: Toronto / Dateline: Toronto
2000 год — Хемингуэй на рыбалке / Hemingway on Fishing
2005 год — Under Kilimanjaro / Under Kilimanjaro
Stage Plays
1961 год — A Short Happy Life
1967 год — The Hemingway Hero (working title was: Of Love and Death)
Слайд 23Известные цитаты и фразы
Устаревают не только ответы, но и вопросы.
Хорошая
проза подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.
Что мешает писателю? Выпивка, женщины, деньги и честолюбие. А также отсутствие выпивки, женщин, денег и честолюбия.
Каждый человек рождается для какого-то дела.
Вся американская литература вышла из «Гекльберри Финна».
Человек один не может… Всё равно человек один не может ни черта.
Впереди пятьдесят лет необъявленных войн, и я подписал договор на весь срок.
Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
Мир — хорошее место, и за него стоит драться…
Все думающие люди — атеисты.
Мы становимся крепче там, где ломаемся.
День на день не приходится. Конечно, хорошо, когда человеку везёт. Но я предпочитаю быть точным в моем деле. А когда счастье придёт, я буду к нему готов.
По-настоящему непоправима только смерть.
Слайд 24Увековечивание памяти
В 1989 году Генри С. Виллард и Джеймс Нагель опубликовали
документальный роман «Хемингуэй в любви и войне: утраченный дневник Агнес фон Куровски» (англ. Hemingway in Love and War: The Lost Diary of Agnes von Kurowsky). Книга основана на письмах Агнес, а также корреспонденции самого Эрнеста, и рассказывает об их романтических отношениях во время Первой мировой войны. Медсестра Американского Красного Креста Агнес фон Куровски послужила прототипом Кэтрин Баркли — героини во многом автобиографичного романа Хемингуэя «Прощай, оружие!».
В 1996 году по книге Вилларда и Нагеля Ричард Аттенборо снял фильм «В любви и войне» (англ. In Love and War), где молодого Хемингуэя сыграл Крис О’Доннелл.
В 2001 году был снят биографический фильм «Хемингуэй», где писателя сыграл Уильям Форсайт.
В 2011 году снят документальный фильм из цикла «Больше, чем любовь» (телеканал Культура и ООО «Студия „Фишка-фильм», Россия, Москва): Эрнест Хемингуэй и Мэри Уэлш. «Старик и Мэри. Последняя ночь Эрнеста Хемингуэя.» (режиссёр — Ирина Евтеева).
Слайд 25Интересные факты
Виктор Хилл несколько месяцев подряд преследовал Эрнеста Хемингуэя, вымогая у
него автограф. Наконец, писатель сдался и собственноручно написал на внутренней стороне обложки: «Виктору Хиллу, настоящему сукиному сыну, который не может понять ответа „нет“».
Эрнест Хемингуэй застрелился из ружья Vincenzo Bernardelli. Теперь эта модель двустволки так и называется — Hemingway.
Любимыми коктейлями Эрнеста Хемингуэя были мохито и дайкири.
У Хемингуэя был шестипалый кот Сноубол (Снежок), потомки которого, унаследовавшие шестипалость, в настоящее время являются одной из достопримечательностей дома-музея писателя на Ки-Уэсте («коты Хемингуэя»).