Слайд 1Е.Н.Ковтун
д.ф.н., профессор,
заместитель Председателя Совета по филологии
УМО по классическому университетскому
образованию
(МГУ имени М.В. Ломоносова)
Принципы формирования основных образовательных программ на основе ФГОС (компетенции – модули – зачетные единицы)
Семинар «Проблемы перехода на ФГОС»
Петрозаводский государственный университет, 21-22 июня 2011 г.
Слайд 2Набор на обучение по ФГОС в 2011 г.
Статья 17 Федерального закона
от 01.12.2007г. № 309-ФЗ (о ФГОС) в редакции Статьи 6 Федерального закона от 10.11.2009г. № 260-ФЗ:
Прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях
прекращается 30 декабря 2010 года.
Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования (приказ МОН от 21.10.2009г. № 442):
21. … Приемная комиссия высшего учебного заведения объявляет:
21.1. Не позднее 1 февраля:
Перечень направлений подготовки (специальностей), на которые вуз объявляет прием в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.
Слайд 3Задачи вузов в связи с переходом на ФГОС
Приказ Рособразования от 10
февраля 2010 г. № 109
«О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования»:
5.1. Разработать в I квартале 2010 г. программу перехода вуза на уровневую систему высшего профессионального образования…
5.2. Разработать в 2010 году внутривузовскую нормативно-правовую и организационно-методическую базу для обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
5.3. Обеспечить в вузе и его филиалах выполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами…
Слайд 5Отказ МОН от утверждения примерных программ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10 ноября 2009
г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» следующие изменения:
8) подпункт 3 пункта 3 статьи 24 признать утратившим силу.
Статья 3 п. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»:
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, относятся:
3) разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, организация издания учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий;
Слайд 6Определение ООП:
Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного
образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Слайд 7Содержание ООП:
1. Учебный план
2. Годовой календарный учебный график
5. Материалы,
обеспечивающие качество подготовки обучающихся (например, фонды контрольных заданий)
6. Методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (например, УМК)
Слайд 8Образовательные программы «болонского» формата
Наиболее последовательно базовые принципы Болонского процесса на данный
момент реализованы
в международном проекте
Tuning Educational Structures
in Europe
Настройка европейских образовательных структур
Слайд 9Краткая характеристика проекта Tuning
Начался в 2000 г. по инициативе ряда
университетов европейских стран, поддержанной Европейской Комиссией.
Ныне в проекте заняты свыше 200 университетов из примерно 50 стран-участниц Болонского процесса, расположенных на двух континентах – в Европе и Латинской Америке, а также Кыргызстан, Украина, Грузия и Турция.
Термин «настройка» в названии проекта (от англ. tuning) определяет его главный принцип: университеты стремятся не к унификации программ, но к согласованию параметров, лежащих в их основе и облегчающих их понимание вузами-партнерами.
Слайд 10Краткая характеристика проекта Tuning
На первом этапе (2000–2002 гг.) в рамках
проекта TUNING началась разработка моделей образовательных программ по девяти предметным областям: бизнес-подготовка, физика, химия, геология, педагогика, европейские исследования, история, математика, сестринское дело (уход за больными). В дальнейшем спектр направлений расширился и на третьем этапе проекта (2004–2006 гг.) включал уже 18 позиций.
Российская Федерация присоединилась к проекту TUNING в 2006 г. по инициативе Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ–ВШЭ), который осуществил проект «Настройка образовательных программ в российских вузах» («Tuning Education Programmes in Russian HEIs» – TUNING–Russia).
В 2010-2013 годах реализуется проект «Создание сети центров Tuning в Российских университетах» (“TUNING RUSSIA”). В проекте принимает участие Ассоциация классических университетов России.
Слайд 11Краткая характеристика проекта Tuning
Для всех предметных областей были определены пять основных
направлений работы:
Формулировка общих (универсальных) компетенций, независимых от предметной области (направления подготовки ВПО).
Формулировка профессиональных компетенций, специфических для каждой предметной области (направления подготовки ВПО).
Разработка алгоритма учета трудозатрат студентов на обучение в кредитных единицах ECTS (European Credit Transfer System - «Европейская система перевода и накопления кредитов»).
Выработка новых образовательных технологий и принципов оценки результатов обучения.
Выработка систем повышения качества образования (создание вузовских структур контроля качества образования).
Слайд 12Построение образовательных программ (Tuning)
Шаг 1. Подтверждение социального «заказа» на программу,
определение ее профиля;
Шаг 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения;
Шаг 3. Определение универсальных (общих) и профессиональных (предметно-специализированных) компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы;
Шаг 4. Формирование и описание содержания и структуры программы (состав модулей и их объем в кредитных единицах);
Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций;
Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций;
Шаг 7. Создание системы оценки и обеспечения качества обучения (качества освоения ООП студентами и качества ее реализации).
Слайд 13Российская «адаптация» болонских схем
Слайд 14Типичные ошибки при разработке ООП
Выбор излишне большого количества профилей подготовки. Излишняя
детализация и некорректность формулировок названий профилей, устанавливаемых вузом самостоятельно.
Отсутствие логичных образовательных траекторий (профильных и индивидуальных). Эклектичность набора курсов по выбору.
Отсутствие различий в ООП бакалавра и магистра по типам курсов, уровню их изучения, образовательным технологиям.
Перенасыщенность учебного плана. Превышение разрешенного количества зачетов и экзаменов. Излишнее дробление курсов учебного плана (дисциплины объемом менее 2 ЗЕ); дробление зачетных единиц по формам работы (например: процедура сдачи зачета – 0,5 ЗЕ).
Ошибки в графиках учебного процесса (практики, каникулы, подсчет недель теоретического обучения).
Излишняя формализованность подходов к обучению (требование одинакового процентного соотношения лекционных и практических занятий для всех учебных дисциплин, одинаковых форм отчетности и т.п.).
Ошибки в программах дисциплин: нарушение компетентностной модели и иных требований ФГОС.
Слайд 16Профиль подготовки
п.6.2. ФГОС:
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть
и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
Письмо МОН № 12-532 от 31.03.2011г. «О профилях и специализациях высшего профессионального образования»
Вузам дано право самостоятельно устанавливать профили ООП бакалавриата и специализации ООП подготовки специалистов, если в структуре соответствующих ФГОС ВПО профили (специализации) не определены.
Слайд 17О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования, Письмо МОН № 12-532
от 31.03.2011 г.
1.2. Профиль (специализация) отражает направленность … ООП высшего учебного заведения на конкретный вид, объект и (или) задачи профессиональной деятельности, определенные… ФГОС ВПО или самостоятельно установленным высшим учебным заведением образовательным стандартом.
Профили (специализации) по наименованию и содержательному наполнению должны развивать наименование и содержание соответствующего направления (специальности). Наименование профиля (специализации) не должно совпадать с наименованием других направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования.
1.4. Профили (специализации) ООП указываются в приложении к диплому о высшем профессиональном образовании.
2.2. Если профили (специализации) ООП установлены во ФГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), вуз должен выбирать профили (специализации) из указанных во ФГОС. Введение новых профилей (специализаций) в этом случае осуществляется через процедуру внесения изменений во ФГОС ВПО.
Вузы, получившие право реализации ООП на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (ОС) при разработке ОС и ООП по направлениям подготовки (специальностям), для которых профили (специализации) определены во ФГОС ВПО, имеют право самостоятельно устанавливать профили (специализации) ООП бакалавриата (подготовки специалистов).
2.5. Департамент профессионального образования Минобрнауки России организует ведение Реестра профилей (специализаций) ООП, реализуемых вузами.
Слайд 18Цели ООП и компетентностная модель выпускника
1. Что представляет собой наш выпускник?
Например:
Филолог
– специалист, подготовленный ко всем видам работ с различными типами текстов (письменных, устных и виртуальных, включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов): способный к созданию, интерпретации (анализ языковой и литературной информации), трансформации (корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование и аннотирование) и распространению (осуществление в разнообразных коммуникативных ситуациях устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной) различных типов текстов (устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы; официально-деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.).
Слайд 19Цели ООП и компетентностная модель выпускника
2. Что для этого он должен
уметь (какими компетенциями обладать)?
Пример из ФГОС по направлению подготовки ВПО «Филология» - профессиональные компетенции для прикладной деятельности:
владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);
владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов (ПК-13);
владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках (ПК-14);
Дополнительные профильные компетенции (формулируются вузом), например:
способность применять в профессиональной деятельности знание родственных связей русского / родного языка и его типологических соотношений с другими языками, его истории, современного состояния и тенденций развития; представления о диалектном разнообразии, социальной стратификации и стилистических ресурсах русского / родного языка;
умение анализировать русский / родной язык в его истории и современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, коммуникативистики и когнитивной лингвистики, психо-, этно- и социолингвистики; ориентироваться в основных этапах истории науки о языке и дискуссионных вопросах современного языкознания;
…
Слайд 20Цели ООП и компетентностная модель выпускника
3. Чему именно мы должны для
этого его научить (какие именно части / модули / дисциплины должны входить в учебный план)?
а) анализ прежнего учебного плана на его соответствие целям и результатам обучения, заявленным во ФГОС;
б) разработка НОВОГО учебного плана, сохраняющего преемственность по отношению к старому, но НЕ ТОЖДЕСТВЕННОГО ему.
4. Каково должно быть взаимное соотношение частей / модулей / дисциплин учебного плана (сколько зачетных единиц отвести на каждую часть)?
а) распределение зачетных единиц должно вестись «сверху», исходя из целей ООП и результатов обучения, а не «снизу», с максимальным сохранением объема часов из старого учебного плана;
б) сокращение сроков обучения на год (бакалавр вместо специалиста) должно сопровождаться ИЗМЕНЕНИЕМ технологий и методик обучения.
5. Какими именно способами сформировать компетенции? Как их оценить?
а) активные формы обучения, самостоятельная работа студента;
б) изменение концепции и процедуры ИГА;
в) понятные преподавателям и студентам способы оценки качества обучения.
Слайд 21Матрица соответствия целей и содержания ООП
Слайд 22Компетенции в проекте TUNING
Компетенции – это ожидаемые и измеряемые результаты обучения
- конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы
Компетенции – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний (пониманий), навыков, способностей (моделей поведения и личностных качеств), которую студент обязан продемонстрировать после завершения всей или части образовательной программы.
Слайд 23Зачем нужны компетенции?
Компетенции выражают идущие в мировом образовании процессы –
переход от
понятия «квалификация» к понятиям «результат обучения» и «компетентность»
(документы ЮНЕСКО «Реформирование и развитие высшего образования», 1995; «Образование: сокрытое сокровище», 1997; Всемирная конференция по высшему образованию ЮНЕСКО, 1998)
Слайд 24Цивилизационные процессы и требования рынка
в современных видах профессиональной деятельности усиливается информационный
и творческий подход; однотипность и взаимозаменяемость работников уступает место персонализации задач;
возрастает роль гибких краткосрочных проектов и коллективов (временный состав вместо кадрового);
исчезают рабочие места, на которых находятся в течение всей жизни; разрушается профессиональная замкнутость, нарастает динамика профессий, их глобализация;
профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию;
Слайд 25Выводы для системы образования
происходит изменение профессиональных качеств, востребованных на рынке труда;
ценится не квалификация, а компетентность, т.е. обладание определенными способностями;
компетенция не означает отказа от категории «квалификация», компетенция включает квалификацию, т.е. профессиональные знания и умения
(по: Байденко В.И. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: экспериментальная учебная авторская программа. М., 2007)
Слайд 26Компетенции в проекте TUNING
общие (универсальные) – характеризующие выпускника как личность и
как человека с высшим образованием;
предметно-специализированные (профессиональные) – характеризующие выпускника как специалиста, профессионала.
К универсальным компетенциям относятся инструментальные, межличностные и системные.
Профессиональные компетенции подразделяются на общепрофессиональные и профильные (специализированные).
Слайд 27Примеры универсальных компетенций
способность к творчеству, порождению инновационных идей, самореализации, в том
числе в новейших областях знаний, наиболее значимых сферах профессиональной деятельности и общественной жизни;
способность к продолжению образования, самостоятельному обучению в течение всей жизни, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности;
самокритичность, способность анализировать и корректировать собственную социальную и профессиональную деятельность; активная гражданская позиция и интегрированность в современное общество; умение обосновывать и отстаивать свое мнение, реализовывать собственные решения и идеи;
способность к работе в коллективе, сотрудничеству с коллегами, умение в качестве руководителя группы организовать общую профессиональную деятельность, принимать организационно-управленческие решения и нести за них ответственность, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации
владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии на иностранном языке;
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками использования ресурсов Интернет, программных средств и работы в компьютерных сетях;
Слайд 28Определение модуля
Модуль – … 3) перен. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть
какой-нибудь системы, организации
(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999).
Различные понимания модуля:
часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, тема), изучение которой заканчивается определенной формой контроля;
к учебная дисциплина (совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров);
группа родственных дисциплин, объединенных по тематическому принципу;
Слайд 29Определение модуля
В Болонском процессе:
Модуль - совокупность всех видов учебной работы, необходимых
для формирования определенной компетенции или группы родственных компетенций
Модуль – относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций
Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения определенной квалификации
Слайд 30Модуль в проектеTUNING
Модуль объединяет различные виды учебной работы – лекции, семинары,
практики, самостоятельную работу студента, процедуры отчетности (контрольные работы, рефераты, зачеты и т.п.).
Каждому модулю назначается ограниченное число кредитов в стандартизованных (для данной программы или для ряда программ) кратных числах (например 5, 10, 15 – или 3, 6, 12 и т. п.). Освоение каждого модуля завершается аттестацией (оценкой результатов).
Слайд 31Модули во ФГОС (примеры)
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть
и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
и т.п. – везде, где речь идет о дисциплинах и курсах
Слайд 32Модули в ООП
Инструктивное письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования
и науки РФ от 13.05.2010 № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»:
15. Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата?
Ответ:
Эффективность реализации компетентностного подхода, разработки совместных образовательных программ, академической мобильности студентов и преподавателей значительно повышается при проектировании ООП и реализации образовательного процесса в модульном формате.
Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС.
Слайд 33Кредитные (зачетные) единицы
Зачетные единицы пришли в Россию из Европейской системы перевода
и накопления кредитов (European Credit Transfer System, ECTS), используемой с 1989 г. в рамках программ Erasmus и Socrates.
ECTS представляет собой формализованный способ учета трудоемкости образовательных программ путем присвоения кредитов их компонентам (дисциплинам, модулям и т.д.).
ECTS позволяет не только сопоставлять образовательные программы, но и перезачитывать результаты обучения при смене студентом образовательной траектории, вуза или страны пребывания.
В кредитах ECTS учитывается количество времени, необходимое студенту на все формы учебной работы (аудиторные занятия, СРС, текущий и промежуточный контроль, практики, ИГА и т.п.) для достижения результатов обучения.
Кредиты начисляются в случае успешного освоения студентом дисциплины (модуля) и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки. Кредиты, предусмотренные за данный компонент программы, не могут быть начислены частично.
Слайд 34Кредитные (зачетные) единицы
Кредит отражает пропорциональное соотношение отдельных модулей в структуре образовательной
программы.
Распределение кредитов осуществляется «вертикально», «сверху»: от общей нагрузки образовательной программы или года обучения к нагрузке отдельных модулей.
Один кредит в европейской практике соответствует 25–30 астрономическим часам учебного времени.
Трудозатраты студента на протяжении одного академического года не могут превышать 60 кредитов (зачетных единиц).
ФГОС установил соответствие одной зачетной единицы 36 академическим часам.
Слайд 35Расхождения принципов ФГОС и TUNING
Образовательные программы на основе ФГОС структурируются по
циклам дисциплин (ГСЭ, ЕН, ПД), а не по модулям, как в TUNING.
Перечни компетенций для предметной области (направления подготовки) в TUNING единые для бакалавра и магистра, во ФГОС – раздельные. В TUNING бакалавр и магистр различаются по уровню освоения компетенций.
В TUNING перечень компетенций представляет собой МАКСИМУМ для каждой предметной области; ФГОС определяет МИНИМАЛЬНЫЙ набор компетенций для направления подготовки.
Кредитные (зачетные) единицы во ФГОС приравнены к академическим часам, объем циклов и дисциплин «механически» пересчитывается в соотношении 1:36.
Слайд 36Проблемы разработки университетских ООП
а) трудности определения круга работодателей – «потребителей» данных
программ, т.е. заинтересованных в приеме на работу выпускников, завершивших обучение по данным направлениям подготовки;
б) традиционная ориентация данных программ на «знания» – теоретическую подготовку и лекционную форму обучения;
в) почти полное отсутствие в традиционных гуманитарных образовательных программах «практикоориентированного» компонента, рассчитанного на трудоустройство выпускника вне сферы науки и преподавания;
г) большое количество специализаций (профилей), входящих в состав направления подготовки.
Слайд 37Насущные проблемы вузов
Разработка вузовской нормативной документации: о расчете нагрузки преподавателей, о
текущем и итоговом контроле, о СРС, о социальной среде вуза, о привлечении работодателей, о контроле качества реализации ООП.
Перераспределение нагрузки преподавателей из-за увеличения СРС и уменьшения лекционных часов.
Создание методик активных форм обучения.
Отсутствие финансирования перехода на ФГОС.
Работа с преподавателями: без разъяснения сути реформ и помощи при переходе на ФГОС все административно-методические усилия бессмысленны!
Слайд 38Е.Н.Ковтун
д.ф.н., профессор,
заместитель Председателя Совета по филологии
УМО по классическому университетскому
образованию
(МГУ имени М.В. Ломоносова)
Принципы формирования основных образовательных программ на основе ФГОС (компетенции – модули – зачетные единицы)
Семинар «Проблемы перехода на ФГОС»
Петрозаводский государственный университет, 21-22 июня 2011 г.