Слайд 1
Доклад по национальной политике
в области высшего образования
Казахстана
Слайд 2Образовательная политика
Конституция Республики Казахстан
Президентом
страны
и МОН РК
Участники разработки
стратегии в
области
Образования
Центральным
органом
управления
МОН РК
работодателей,
ассоциации студентов
и родителей.
Межвед.
раб. группы
Слайд 3
Образовательная
политика формируется с учетом стратегических приоритетов социально-экономического развития республики. Приоритетными
являются вопросы обеспечения качества подготовки специалистов, доступности образования для всех слоев населения, укрепления научно-технического потенциала страны.
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
1991-1994 гг. – определение приоритетов системы высшего образования и
создание его нормативно правовой базы;
1995 – 1998 гг. – модернизация системы высшего образования и обновление ее содержания;
1999 - 2000 гг. – децентрализация управления и финансирования образования, расширение экономических свобод организаций образования;
2001 – по настоящее время дальнейшее совершенствование системы высшего образования, вызванного необходимостью повышения качества подготовки в государственных и негосударственных высших учебных заведениях.
Слайд 5Результаты первого этапа
законодательно закреплен отказ от государственной монополии на образование;
отменена
жесткая централизация руководства сферой образования и строгое регламентирование деятельности высших учебных заведений;
вузы получили финансовую самостоятельность;
вместе с тем, возникла существенная диспропорция между структурой подготовки специалистов и спроса на рынке труда
Слайд 6Результаты второго этапа
начался процесс формирования единой системы высшего образования, включающей государственные
и негосударственные вузы;
изменились принципы управления и финансирования;
вузы получили большую свободу в выборе содержания и организации учебного процесса;
обозначились контуры национальной модели высшего образования;
количество студентов приходящихся на 10 тыс. населения неуклонно увеличивается. В 1991/92 уч.г. он равнялся 175. В 1997/98 составил 193, а в 1998/99 уч.г. – 213; ( Шокаманов Ю.К. с. 202)
происходит слияние отраслевых и региональных высших учебных заведений;
активно развивается негосударственный сектор высшего образования
Слайд 7Результаты третьего этапа
Были введены:
положение о размещении государственных заказов;
о выделении льготных
образовательных и студенческих кредитов;
состоялся переход к новой системе формирования студенческого контингента;
разгосударствление и приватизация большинства высших учебных заведений.
Слайд 8Результаты четвертого этапа
введена процедура государственной аккредитации высших учебных заведений;
создаются условия
для преимущественной подготовки кадров высшей квалификации по техническим специальностям;
совершенствуются перечни специальностей высшего образования;
введен новый классификатор специальностей бакалавриата и магистратуры, который предусматривает укрупнение специальностей: 122 в бакалавриате и 126 в магистратуре;
разработаны Государственные стандарты специальностей бакалавриата и магистратуры;
стандарты предусматривают большую академическую свободу вузов, мобильность обучающихся, возможность переквалифицироваться в соответствии с требованиями рынка труда;
постепенно вводится кредитная технология обучения.
На данном этапе важнейшей задачей и стратегическим направлением государственной образовательной политики Казахстана является комплексная и глубокая модернизация системы образования.
Слайд 9
Важные документы:
Закон «Об образовании» 1992 г.
Закон
«О высшем образовании» 1993 г.
Национальной программе государственной поддержки образования;
Концепция государственной политики в области образования;
Государственный стандарт высшего образования;
Закон « О лицензировании».
Постановление РК « О ратификации Конвенции, о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию».
Утверждена новая редакция Государственного стандарта.
Разработан Классификатор специальностей ВО, рассматривающий 342 специальности.
Закон « Об Образовании» (1999 г.)
Концепция развития системы высшего образования в РК 1999 г.
Слайд 10Постановление « О новой модели формирования студенческого контингента государственных высших учебных
заведений РК»
Постановление « Об утверждении государственного образовательного заказа на подготовку студентов с высшим образованием»
Принятие Концепции приватизации государственных вузов
Утверждена Государственная программа «Образование»
Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики Казахстан по вопросам образования”;
«Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года»;
Послание Президента «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации»;
Государственная программа развития образования на 2005-2010 г.
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстана 2003–2015 годы.
Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира
Слайд 11Выводы:
Обзор образовательной политики высшей школы Казахстана в годы независимости позволяет сделать
вывод, что при создавшейся неблагоприятной ситуации для всей системы образования высшее образование продемонстрировало свою способность к самовозрождению и саморазвитию. Это подтверждается следующим фактами:
Сформировалась единая система высшего образования, включающая в себя государственные и негосударственные учебные заведения.
Создан единый правовой режим для осуществления образовательной деятельности высшими учебными заведениями, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Произошла реорганизация государственного сектора высшего образования сообразно сегодняшним экономическим реалиям.
Разработана концептуальная модель национальной системы высшего образования.
Заложены основы системной структурно-содержательной перестройки высшего профессионального образования.
Начался процесс интеграции в мировое образовательное пространство.
Состоялся переход от государственного и бесплатного высшего образования к системе государственных образовательных грантов.
Слайд 12Проблемы :
В образовательной политике часто теряется важнейшее звено между генеральной стратегией
образования и тактикой ее исполнения. Реформы в системе высшего образования идут сверху вниз без учета подготовленности к реализации или понимания основополагающих целей лицами, непосредственно занимающимися их реализацией.
Нет разработанной системы показателей (индикаторов), позволяющих определить эффективность или неэффективность системы.
Неизвестно, насколько результативно функционирует система образования в Казахстане в сравнении с существующими международными стандартами. (Знать, чтобы управлять с.28)
Существует проблема более широкого доступа к информации по качественным характеристикам системы высшего образования для таких категорий пользователей образовательных услуг, как студенты, родители, работодатели.
Действующая система мониторинга сводится лишь к административному контролю за ходом выполнения принятых решений.
Слайд 13Рекомендации:
1.Использовать научный потенциал Академии образования им. И.Алтынсарина, для проведения регулярных обзоров
состояния высшего образования и мониторинга эффективности или неэффективности проводимых реформ.
2.Привлекать к подготовке реформ исследовательский центр, кафедры университетов, крупных ученых, экономистов, социологов, политологов, педагогов. Проекты планов реформирования образования обсуждать на представительных национальных и международных конференциях и симпозиумах.
3.Объединить возможности Национального центра оценки качества образования, Национального аккредитационного центра, Национального центра государственных стандартов образования и тестирования для проведения мониторингов, которые не должны ограничиваться контролем по выполнению принятых решений, но и проведению регулярных анализов и обзоров полученной информации и принятия на ее основе оперативных решений.
3.Использовать предложенный Проект системы индикаторов, разработанный авторами доклада «Знать, чтобы управлять».
4.Регулировать процесс взаимодействия национальной системы образования с другими государственными системами.
5.В целях информирования потребителей образовательных услуг высшего образования ежегодно публиковать обзоры о состоянии системы высшего образования, его качественных характеристик в средствах массовой информации.
Слайд 14
Раздел 2
Общая характеристика системы
высшего образования
РК
Слайд 15Система высшего образования является составной частью всей системы образования Казахстана. Высшее
образование призвано обеспечить отрасли экономики, политики и социальной сферы квалифицированными специалистами.
Общее научно-методическое руководство всеми организациями образования, независимо от форм собственности, осуществляет центральный исполнительный орган в области образования МОиН РК. С этой целью в МОиН разрабатываются и утверждаются нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организаций образования.
Слайд 16МОН РК
ВУЗы
Негосударственные
( частные)
Государственные
55 гражданских
13 негражданских
109
Филиалы:
80
Слайд 18Распределение по формам обучения
Слайд 19Распределение по формам обучения в государственных ВУЗах
Слайд 20Распределение по формам обучения в негосударственных ВУЗах
Слайд 21Виды высших учебных заведений РК :
Университеты: многопрофильные организации, как минимум, с
семью специальностями и введением фундаментальных и прикладных научных исследований.
Академии: специализированные организации, проводящие образовательные программы высшего профессионального образования, а также фундаментальные и прикладные исследования.
Институты: (и приравненные к ним высшие школы): организации, проводящие образовательные программы высшего профессионального образования по одной или нескольким специальностям
Слайд 22УНИВЕРСИТЕТЫ:
К разновидностям университетов относятся: национальные университеты, региональные, профильные.
Национальный университет –
разновидность университета, имеющего особый статус и осуществляющего подготовку специалистов по различным направлениям в интересах государства в целом.
Региональный университет – разновидность университета, осуществляющего подготовку специалистов по различным направлениям с учетом интересов региона.
Профильный университет – разновидность университета, осуществляющего подготовку специалистов по конкретному профилю.
Слайд 23
Структура высшего профессионального образования:
Высшее базовое образование - бакалавриат со сроком обучения четыре года;
Высшее научно-педагогическое образование – магистратура со сроком обучения: на основе высшего базового образования – два года, высшего специального образования – один год;
Высшее специальное образование, со сроком обучения не менее четырех - пять лет.
Слайд 24Послевузовское образование
Как высшая ступень системы непрерывного образования, имеет целью подготовку научных
и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Подготовка осуществляется в клинической ординатуре, аспирантуре, ассистентуре - стажировке, адъюнктуре и докторантуре, а также в форме перевода кандидатов наук на должность старших научных сотрудников, соискательства, представления творческих отпусков.
Срок обучения в аспирантуре и адъюнктуре по очной форме – три года, по заочной – четыре, для лиц имеющих степень магистра, соответственно 2 и 3 года.( Национальная система и образовательные стандарты высшего образования в Республике Казахстан с.23)
Слайд 25
Национальный состав студентов
В вузах Казахстана обучаются представители более 70 национальностей. Самыми
многочисленными являются студенты казахской - 69,6% и русской национальностей – 21,5%. Другие национальности составляют: украинцы – 1,6%, узбеки 0 1,4%, татары – 1,2%, немцы – 1,15, корейцы – 0,9%, уйгуры – 0,8%. На остальные приходится менее 0,5%.
Язык обучения
Обучение в Казахстанских вузах ведется в основном на русском и казахском языках. На русском языке обучаются – 439119 студентов, что составляет 58,8%, казахском языке – 298798 или 40%. На английском языке обучаются – 5660 студентов, что составляет – 0,8% и на узбекском языке обучаются – 3527 студентов или 0,5%.
Слайд 26Национальный состав студентов
В вузах Казахстана обучаются представители более 70 национальностей. Самыми
многочисленными являются студенты казахской - 69,6% и русской национальностей – 21,5%. Другие национальности составляют: украинцы – 1,6%, узбеки 0 1,4%, татары – 1,2%, немцы – 1,15, корейцы – 0,9%, уйгуры – 0,8%. На остальные приходится менее 0,5%.
Слайд 27
Формирование государственного заказа
При формировании государственного заказа на подготовку специалистов с высшим
образованием учитываются тенденции развития направлений науки и техники и необходимость кадрового обеспечения экономики и социальной сферы.
В 2005 г. 40% государственных образовательных грантов по специальностям образования размещены с учетом региональных потребностей в восьми педагогических вузах.
В 2005-2006 г. прием по образовательному гранту составил 31210 человек. В целом объем государственного заказа увеличен был по сравнению с прошлым годом на 5500 единиц, в том числе:
педагогическим – 4000 ед. ( всего 9250 ед.)
по медицинским – на 500 ед.( всего 2245ед)
техническим – 700 ед.(всего 10660 ед)
естественным наукам – на 140 единиц ( всего 1380 ед)
сельскохозяйственным – на 110 единиц ( 1470 ед)
специальностям в сфере услуг – 96 единиц (всего 960 ед.)
Слайд 28Прием в ВУЗы
Прием в высшие учебные заведения осуществляется на конкурсной основе
по:
результатам единого национального тестирования (ЕНТ) .
комплексного тестирования (КТА).
Слайд 29
Профессорско – преподавательский состав вузов
ППС государственных и негосударственных вузов в 2004/05
уч. году составлял 42333 человека. Из них 2728 доктора наук, 12350 кандидатов наук.
Соотношение ППС/студент в государственных и негосударственных вузах
Основной состав ППС государственных вузов в 2004/05 уч. году составлял 26013 преподавателей. Из них 1516 доктора наук, 7453 кандидатов наук. На одного преподавателя приходилось 15,5 студента. В приведенном контингенте – 10,3 студента.
Основной состав ППС частных вузах составляет 16149 преподавателя. Из них докторов наук 1140 и кандидатов наук 4824. На одного преподавателя приходится 21,3 студента. В приведенном контингенте это составляет 11,2 студента.
Слайд 30SWOT – анализ системы высшего образования Республики Казахстан
Сильные стороны (Strengths)
создание
новой законодательной, нормативно-правовой базы деятельности организации образования;
государственная поддержка системы образования;
равенство возможностей получения высшего и послевузовского образования;
научный потенциал образовательных учреждений, принцип единства воспитания и образования;
диверсификация сети и структуры высших учебных заведений;
системность образования;
фундаментальность и научность образования;
становление негосударственного сектора в образовании;
адаптация к рынку;
новая модель формирования студенческого контингента;
введение нового Классификатора направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования;
осуществление интеграции вузов и научных организаций;
информатизация высшего образования, компьютеризация вузов;
развитие международного сотрудничества
Слайд 31Слабые стороны (Weaknesses)
Вынужденный уход молодых преподавателей в сферу бизнеса.
Разрушение системы переподготовки
и повышения квалификации работников образования.
Имеет место подготовка специалистов, неадекватная будущим потребностям страны. Абитуриенты отдают предпочтения экономическим и юридическим специальностям.
Содержание образования не в полной мере отвечает запросам общества и экономики страны.
Слабое материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.
Не налажен механизм массового приобретения необходимых учебников для высших учебных заведений и монографий из-за рубежа.
Слабо развита информатизация образования, внедрения информационных технологий.
Отсутствует система материального стимулирования работников и учреждений образования за обеспечение качества обучения.
Слабое использование передовых технологий обучения.
Число студентов, обучающихся за счет средств республиканского бюджета, неуклонно уменьшается, но общее количество растет за счет доли студентов, обучающихся на платной основе.
Увеличение численности студентов на заочных отделениях
Большое количество ВУЗов с небольшим контингентов обучающихся
Слайд 32Возможности (Opportunities)
Понимание обществом важности инвестирования в образование.
Поддержка международными организациями процесса реформирования
системы образования.
Взаимодействие ряда организаций образования с учебными заведениями развитых стран.
Обмен студентами, учащимися в рамках государственной политики сотрудничества с ведущими учебными заведениями других стран.
Наличие возможности осуществлять подготовку специалистов в странах СНГ в рамках различных соглашений.
Развитие информационных систем, возможностей использования Интернета .
Достигнутый уровень образованности населения.
Новые Правила отбора претендентов для присуждения стипендии «Болашак»
Внедрение кредитной технологии обучения
Создание сети высших технических школ
Переход на уровневую систему подготовки кадров
Слайд 33Угрозы (Threats)
Отсутствие эффективной системы планирования подготовки специалистов в соответствии с
потребностями экономики, социальной сферы и общественной жизни страны.
Отсутствие интереса к системе профессионального образования со стороны сектора предприятий из-за наличия высокого уровня безработицы в стране: пока рынок труда обеспечивает их необходимой рабочей силой. Это приводит к тому, что система начального и среднего профессионального образования на грани исчезновения, так как бюджетные средства в основном поглощают системы среднего общего и высшего профессионального образования.
Инертность системы управления, отсутствие стратегического планирования в отрасли и системы измерителей результатов.
Слабое использование возможностей международного сотрудничества по вопросам управления и финансирования в сфере образования.
Слайд 34ВЫВОДЫ
Одним из важных результатов реформы системы высшего образования стала сеть высших
учебных заведений, представленная разными типами и видами, наличие которых способствует гибкому реагированию на образовательные запросы населения, придает системе высшего образования внутреннюю устойчивость и жизнеспособность.
Наличие частного сектора высшего образования способствует развитию рынка образовательных услуг и создает конкурентную среду, которая способствует повышению качества образования.
В настоящее время высшие учебные заведения представляют собой независимые некоммерческие учреждения образования, имеющие право на самоуправление, самостоятельность в принятии решений по кадровым вопросам и осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, организации учебного процесса. Законодательно определены функции и компетенция органов управления и самоуправления вузами их права и обязанности.
Вузы самостоятельно представляют широкий спектр образовательных услуг, устанавливают прямые связи с отечественными и зарубежными партнерами, заключают контракты о взаимном сотрудничестве в области подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации и обмена опытом преподавателей, обмена студентами и аспирантами.
Слайд 35Проблемы
Рост числа негосударственных вузов поставил проблему усиления государственного и общественного контроля
за их деятельностью, качеством предлагаемых образовательных услуг.
Снижение требований отдельных вузов и их филиалов к уровню подготовки абитуриентов и студентов приводит к снижению качества подготовки специалистов.
Крайне важной остается проблема качества преподавания в вузах на казахском языке. Остро стоит необходимость в улучшении подготовки национальных кадров, повышения уровня учебно-методических материалов на казахском языке.
За прошедшие годы произошла реструктуризация подготовки специалистов. Уменьшается численность студентов в вузах промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства.
Следует отметить и диспропорции в потребностях и предложении выпускников определенного профиля.
Требует дальнейшего развития социальное партнерство и адресная подготовка кадров, особенно на региональном уровне.
В настоящее время имеет место проблема старения профессорско-преподавательского состава вузов республики. Если 10 лет назад средний возраст докторов наук составлял 56 лет, то в настоящее время - 59 лет, кандидатов наук – соответственно 44 года и 47 лет.
Актуальными остаются вопросы системы переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Наблюдается дефицит учебников и учебных пособий по техническим, аграрным, технологическим, ветеринарным специальностям на государственном языке. 50% имеющейся в вузах учебной, учебно-методической и научной литературы требует обновления.
Слайд 36Рекомендации
1. Создать независимые общественные институты в системе высшего образования, оценивающие уровни
эффективности вузов с учетом обеспечения высоких стандартов высшего образования.
2. Разработать критерий для определения лучших учебных заведений для обеспечения их достаточным финансированием, включая развитие материальной базы и повышение заработной платы преподавателям.
3. В вузах республики ввести систему измерения эффективности работы преподавателей, результаты которого должны влиять на поощрение труда преподавателей.
4. Рассмотреть стимулы для развития неуниверситетского сектора высшего образования – высшие профессиональные школы, которые пользуются популярностью в западных странах в силу менее продолжительного срока обучения с четкой профессиональной направленностью.
5. Возложить ответственность за обеспечение повышения профессиональной квалификации администраторов, преподавателей и обслуживающего персонала на вуз. Создание системы повышения квалификации преподавателей и административно-обслуживающего персонала в рамках самого вуза/межвузовского сотрудничества в рамках города, области.
Слайд 37 Раздел 4 Доступ, шансы/возможности и равенство
Слайд 38В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Конституции РК гражданин имеет
право бесплатного высшего образования на конкурсной основе в государственном высшем учебном заведении. Согласно следующему пункту названной статьи регламентируется получение платного образования в частных учебных заведениях, осуществляемое на основаниях и в порядке, принятом законом.
Слайд 39Формирование студенческого контингента вузов осуществляется посредством финансирования, размещения государственного заказа на
подготовку кадров (государственные образовательные гранты), а также оплата обучения за счет собственных средств граждан и иных источников.
Слайд 40Государственные образовательные гранты в первую очередь присуждаются:
учащимся, награжденные знаком «Алтын белгi»
победителям
международных олимпиад и научных соревнований
далее присуждение государственных грантов осуществляется на конкурсной основе в соответствии с баллами сертификатов по языковым отделениям, вузам и очередности специальностей, заявленным абитуриентами
Слайд 41Предусмотрены квоты для определенной категории населения:
30% от объема государственного заказа предоставляется
абитуриентам из сельской местности, поступающим на специальности, определяющие социально-экономическое развитие села;
2% выделяется для лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан;
0,5% для инвалидов 1 и 2 –ой групп, инвалидов с детства, детей – инвалидов;
1 % - для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Слайд 42Соотношение выпускников школ и поступивших в ВУЗов
Слайд 44По государственным образовательным грантам
Слайд 45Распределение студентов по возрастам
Слайд 46Доля студенческой молодежи в возрасте от 17 до 23 лет
Слайд 47Доля женщин в среде студентов В ВУЗах, %
Слайд 48
Выводы
На современном этапе в Казахстане, с переходом на новую модель в
системе образования, практически достигнуты следующие цели:
обеспечено единство требований к экзаменационным материалам и критериям оценки знаний абитуриентов;
предоставлены равные возможности в доступе к высшему образованию для всех слоев населения;
в достаточной степени установлена объективность и прозрачность всего экзаменационного процесса;
осуществляется отбор наиболее подготовленной молодежи для дальнейшего обучения.
в целях поддержки студентов, обучающихся на платных отделениях, Постановлением Правительства утверждены Правила студенческого кредитования через банки второго уровня. При Министерстве образования и науки создано акционерное общество со стопроцентным участием государства, в котором будут аккумулироваться средства в сумме 2 млрд. тенге для обеспечения гарантий возврата кредитов, выданных студентам банками второго уровня.
В текущем году на кредитование выделяются 600 миллионов тенге.
Слайд 49
Проблемы
Для многих способных молодых людей возможность получения высшего образования ограничиваются недостатком
мест в общежитиях, удорожанием жилья, повышением стоимости проезда, что не позволяет им особенно отдаляться от дома, в то время как элитные формы образования сосредоточены в крупных городах. Возможный конфликт в сфере образования может быть в перспективе связан с неравенством стартовых возможностей молодежи из городской и сельской местности.
Несмотря на развитие демократических принципов открытого доступа к высшему образованию, результаты образования все в большей степени становятся зависимыми от социально-экономических условий. Дети из семей с высокими и средними доходами, имеющие возможность оплатить частное репетиторство, обычно лучше подготовлены в ЕНТ и комплексному тестированию, открывающий им доступ к государственным грантам, чем дети из малообеспеченных слоев населения.
Из соотношения размера номинальной заработной платы и прожиточного минимума работающее население РК можно разделить на несколько доходных групп: низкооплачиваемая группа (44%), среднеоплачиваемая (43 –46 %), высокооплачиваемая (10-13%). Как показывают данные, низкооплачиваемая категория населения составляет почти половину. И если учесть, что почти 86 % студентов обучаются в вузах за счет собственных средств, то для этой категории населения доступ к высшему образованию и результатам образования может быть затруднен.
Слайд 50Рекомендации
В рамках вуза проводить анализы по географической представленности студентов (город-село);
На государственном уровне разработать Программу оказания финансовой поддержки и ввести льготы для лиц, находящихся в сложном экономическом положении, а также для лиц с ограниченными физическими возможностями ( инвалидами). Оказание финансовой поддержки малоимущим студентам является определяющим фактором равенства доступа к образованию;
Активно привлекать работодателей к сотрудничеству по адресному финансированию талантливых детей из сельской местности и малообеспеченных семей. С этой целью необходимо создать Фонд при Конфедерации работодателей Республики Казахстан, который бы взял на себя решение этих проблем.
Для обеспечения широкого доступа к высшему образованию, в целях повышения качества образования и снижения затрат на обучение, а также эффективности образования необходима разработка Программ по внедрению дистанционного обучения.