Диагностика метапредметных образовательных результатов в первом классе презентация

Содержание

Рассматриваемые вопросы Как в процессе диагностики отделить универсальные учебные действия от предметных действий? Как применить системно-деятельностный подход к диагностике образовательных результатов? Зачем и как диагностировать владение УУД в начале первого класса?

Слайд 1 Диагностика метапредметных образовательных результатов в первом классе
Мария Павловна Воюшина д.п.н.,

проф.,
Екатерина Павловна Суворова д.п.н., проф.
кафедра ЮНЕСКО
«Образование в поликультурном обществе»
РГПУ им. А.И.Герцена
marivoushina@mail.ru suvorovaep@mail.ru


Слайд 2Рассматриваемые вопросы
Как в процессе диагностики отделить универсальные учебные действия от предметных

действий?
Как применить системно-деятельностный подход к диагностике образовательных результатов?
Зачем и как диагностировать владение УУД в начале первого класса?
Каковы методика проведения и содержание диагностических заданий для входной и итоговой работ в 1 классе?
Как проследить динамику овладения конкретными УУД каждым учеником и классом в целом?
Какая индивидуальная помощь может быть оказана ученику по результатам диагностики?

В апробации методики принимали участие
школы-лаборатории №№ 209, 271, 278, 338, 615 Санкт-Петербурга.


Слайд 3Метапредметные образовательные результаты
Универсальные учебные действия
Межпредметные

понятия


Слайд 4 Универсальные учебные действия -
это совокупность способов действий

учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Слайд 5 Трудности диагностики УУД




Как отделить универсальные учебные действия

от предметных?

Как оценивать результаты диагностики (критерии оценки и уровни сформированности УУД)

Как диагностировать причины неуспеха ученика?



Слайд 6Межпредметные понятия

- понятия, которые используются
в разных

науках, обозначаются
одним термином, имеют хотя бы один
общий существенный признак
и ряд частных признаков .
Например, ритм, композиция, знак, время и т.д.

Слайд 7



Отделение универсальных учебных действий от предметных
Критерии оценки каждого задания
Определение уровня сформированности

УУД на основании комплекса сопоставимых заданий

Рекомендации по оказанию педагогической помощи ребенку

Комплексные проверочные работы 1-4 классы на основе системно-деятельностного подхода


Слайд 8Педагогическая диагностика на этапе поступления ребенка в школу
Анализ выполнения ребенком диагностических

заданий позволит увидеть, как думает ребенок, и определить
осознанность выполнения действия,
трудности, которые испытывает ребенок,
в какой поддержке нуждается ученик.

Задание
формулируется в игровой, занимательной форме,
понятно при восприятии на слух,
предполагает минимум усилий по графическому оформлению.


Слайд 9Входная диагностика. 1 класс


Слайд 10
Методические рекомендации
Цель – выявить уровень владения УУД:
прогнозирование: выбор инструментов, необходимых

для выполнения задания (регулятивное);
использование условных обозначений, их внесение в графу таблицы (познавательное);
прогнозирование: определение последовательности действий при выполнении задания; коррекция: выделение лишнего действия (регулятивные);
выполнение задания по образцу (познавательное).

Тетрадь


Слайд 11Примеры и анализ выполнения задания


Работа ученика


Слайд 12Примеры и анализ выполнения задания


3
1
1.2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ПОЛНОТА
ОТВЕТ ПРАВИЛЬНЫЙ, НО

НЕПОЛНЫЙ.
Не выделен простой карандаш (3 б.)
1.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ – СООТВЕТСТВИЕ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ СДЕЛАННОМУ ВЫБОРУ, ОРИЕНТАЦИЯ В ТАБЛИЦЕ.
Ребенок плохо ориентируется в таблице, нет соответствия в использовании условных обозначений ( 1 б.)


Оценка


Слайд 13Примеры и анализ выполнения задания





3
1
3
13
1.4. Критерии оценки – правильность выделения ошибочного

действия, определение последовательности необходимых действий.
Допущена одна ошибка: перепутана последовательность 3 и 4 действия (3 б)
Не выделено лишнее действие (1 б.)
1.5. Критерий оценки – соответствие образцу.
Ошибка в размерах объекта на одну клетку (3 б.)

Оценка


Слайд 14 Первоклассники достаточно

успешно справляются с прогнозированием своей деятельности, могут определить, какие инструменты понадобятся, но затрудняются в определении порядка действий и выделении ненужного действия. В составлении плана работы им потребуется помощь взрослого.
Ученикам сложно ориентироваться на странице тетради. Они пока плохо различают клетки, не ориентируются в ячейках таблицы. Можно порекомендовать упражнения по рисованию различных орнаментов на фоне клетки.
Например:
1. Подумай, какие фигуры орнамента должны замыкать орнамент - располагаться в выделенных клетках. Нарисуй эти фигуры.
2. Заполни все клетки, соблюдая заданную в орнаменте последовательность.
3. Оцени свою работу. Правильно ли ты определил, какие фигуры замыкают орнамент?
















Оценка и рекомендации


Слайд 15Примеры и анализ выполнения задания


Слайд 172.3. Скопируй образец.
2.4. Оцени свою работу
2.3. Оценивается познавательное УУД: выполнение задания

по образцу.
Критерии оценки – соответствие образцу по четырем параметрам: наклон, размер, расстояние между элементами, количество элементов.
4 балла. Задание выполнено верно.
3 балла. Запись соответствует трем из четырех параметров.
2 балла. Запись соответствует двум из четырех параметров.
1 балл. Запись соответствует одному из параметров или все требования нарушены.

2.4.Оценивается регулятивное УУД: сличение результата деятельности с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона в своей работе.
Критерии оценки – объективность самооценки.
4 балла. Самооценка соответствует качеству выполнения работы.
3 балла. Не отмечен один неявно выраженный недостаток записи.
2 балла. Не отмечено не более двух явно выраженных недостатков.
1 балл. Оценка неадекватна: недостатки /достоинства в своей работе не отмечены или не соответствуют заданным критериям.

Работа ученика


Слайд 182.3. Скопируй образец.
2.4. Оцени свою работу
2.3. Оценивается познавательное УУД: выполнение задания

по образцу.
Критерии оценки – соответствие образцу по четырем параметрам: наклон, размер, расстояние между элементами, количество элементов.
4 балла. Задание выполнено верно.
3 балла. Запись соответствует трем из четырех параметров.
2 балла. Запись соответствует двум из четырех параметров.
1 балл. Запись соответствует одному из параметров или все требования нарушены.
Ученик не скопировал образец, он продолжил ряд.

2.4.Оценивается регулятивное УУД: сличение результата деятельности с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона в своей работе.
Критерии оценки – объективность самооценки.
4 балла. Самооценка соответствует качеству выполнения работы.
3 балла. Не соответствует объективной оценке по одному критерию.
2 балла. Не соответствует объективной оценке по двум критериям.
1 балл. Оценка неадекватна: недостатки /достоинства в своей работе не отмечены или не соответствуют заданным критериям.



Работа ученика


Слайд 192.5. Повторное копирование
2.6. Работа Андрея
2.7. Оценка работы Андрея
Оценивается регулятивное УУД коррекция

своей работы в связи с обнаруженными ошибками.
Критерии оценки – адекватность исправления допущенных ошибок и не допущение новых ошибок.
4 балла. Исправлены все допущенные ошибки или задание не выполнено, поскольку ошибок не было.
3 балла. Исправлены все допущенные ошибки, но при этом допущена одна новая ошибка.
2 балла. Исправлена одна из допущенных ошибок, новые ошибки не появились.
1 балл. Задание не выполнено, хотя ошибки были допущены, или вновь сделаны все допущенные ошибки.

Критерий оценки – объективность оценки чужой работы.
4 балла. Оценка соответствует качеству выполнения работы.
3 балла. Не отмечен один из явно выраженных недостатков записи.
2 балла. Не отмечен один из явно выраженных недостатков записи.
1 балл. Оценка неадекватна.


Оценивается регулятивное УУД: сличение результата деятельности с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона в чужой работе.



Работа ученика


Слайд 203
2
3
3
3
Оцениваются познавательные УУД: использование условных обозначений, их внесение в таблицу.
Критерии оценки

– соответствие условных обозначений объективной оценке, ориентация в таблице.
4 балла. Задание выполнено правильно.
3 балла. Допущена одна ошибка в использовании условных обозначений, условное обозначение расположено не в нужной ячейке таблицы.
2 балла. Допущены две ошибки в использовании условных обозначений.
1 балла. Допущены три и более ошибки в использовании условных обозначений или задание не выполнено.

1

Оценка


Слайд 21Примеры и анализ выполнения задания


Слайд 23Оценивается выделение оснований для группировки, группировка объектов по разным основаниям (задание

3.1.).
Критерии оценки – правильность и полнота выполнения задания.
4 балла. Задание выполнено правильно, проведена группировка по содержанию и по форме.
3 балла. Группировка проведена правильно по одному критерию. При поиске второго критерия допущены ошибки.
2 балла. Найден один из критериев группировки, допущены 2- 3 ошибки. Рисунок для группировки вторым способом или копирует первый, или не заполнен.
1 балл. Критерии для группировки не определены; карточки разложены по коробкам бессистемно, или задание не выполнено.

Слайд 243.2. Оценивается познавательное УУД: нахождение объекта, не соответствующего установленным критериям группировки.


Критерии оценки: правильность и полнота выполнения задания.
4 балла. Задание выполнено правильно: обведена в кружок треугольная карточка со знаком « = » при группировке и по содержанию, и по форме.
3 балла. Правильно, при группировке одним способом.
2 балла. Ученик ошибся, но исправил ошибку.
1 балл. «Лишняя» карточка не найдена или выделена неправильно.

3.3. На рисунке 1 выбери коробку, которая находится слева от карточек. Поставь над коробкой знак +. Нарисуй под коробкой ещё одну карточку для этой коробки.

3.2. Обведи карандашом в кружок карточку, которая не попала ни в одну коробку.

3.3. Оценивается регулятивное УУД: ориентация в пространстве (слева, над, под).
Критерии оценки: правильность выполнения задания.
4 балла. Задание выполнено правильно.
3 балла. Задание выполнено правильно: но в работе имеются исправления.
2 балла. Нарушен один из трех заданных критериев оценки ориентации в пространстве: 1 балл. Задание не выполнено или нарушены два из трех критериев ориентации в пространстве.


Слайд 25Работа Вовы
1 способ. Основание для группировки – форма: овальные –прямоугольные,

но есть ошибки.
2 способ. Основание не выделено Карточки размещены произвольно.
2) Выделение «лишней» карточки по одному основанию, после того, как она была
отнесена к одной из коробок.
3) Ориентация в пространстве: «под», «над», лево/право.
Пример приведен неверно: не соответствует заданным признакам.

Слайд 26Работа Ани
1) 1 способ. Основание для группировки – содержание: буквы -

цифры.
2 способ. Все карточки объединены в одну группу.
2) Выделение «лишней» карточки по одному основанию.
3) Ориентация в пространстве: лево, «под», «над». Не различает лево/право.
Первый пример соответствует «содержанию» коробки, но не условиям
группировки. Второй пример – кукла, рисунок – может создать
основания для группировки( знаки – рисунки).

Слайд 27Работа Александра
1) 1 способ. Основание для группировки – содержание: буквы -

цифры.
2 способ. Основание для группировки – форма: прямоугольные – овальные.
2) Выделение «лишней» карточки по двум основаниям.
3) Ориентация в пространстве: лево, «под», «над». Не различает лево/право.
Пример не соответствует заданию.

Слайд 28Итак, большинство первоклассников
могут выделить только одно основание для группировки: по

содержанию;
не все осознают, что такое группировка. Многие устанавливают фактическое соответствие или ищут разные способы соединения.
соединяют карточки и коробки извилистыми линиями, рисуют узоры, не понимая смысла задания.
Выделение «лишнего» объекта вызывает меньше затруднений.
Труднее привести пример карточки, которую можно положить в одну из коробок. Типичные ошибки: вместо карточки дети изображают смайлик или какой-либо предмет: грибок, цветочек. Главное для них – нарисовать предмет, который можно положить в коробку, условия группировки эти дети не воспринимают как важное требование к выполнению задания.

Рекомендации
В процессе обучения фиксировать внимание детей на смысле действия группировки, просить их называть признак, по которому проходит группировка, не удовлетворяясь фактически правильным ответом.

Предлагать задания, в которых одни и те же объекты можно группировать по разным основаниям.



Слайд 291 вариант
2 вариант
Примеры и анализ выполнения задания


Слайд 30Оценивается результат совместной деятельности.
Критерии оценки: выбор одного из героев, раскрашивание сходных

деталей одним цветом.
4 балла. Задание выполнено правильно: дети выбрали одного из сказочных героев, раскрасили основные и мелкие детали костюма одинаковыми цветами: обменялись карандашами и раскрашивали одну деталь одним карандашом по очереди.
3 балла. Выбран один герой, есть различия в оттенках одной детали.
2 балла. Выбран один герой, допущены 1–2 ошибки в раскрашивании фигур: цвет деталей костюма не совпадает.
1 балл. Дети не сумели договориться и выбрать одну фигуру или выбрали одну фигуру, но не сумели договориться о раскрашивании, совпадений цвета в основных деталях рисунка нет.

Работа 2

Работа 1

Оцените
работы
детей


Слайд 31Оценивается результат совместной деятельности.
Критерии оценки: выбор одного из героев, раскрашивание сходных

деталей одним цветом.
4 балла. Задание выполнено правильно: дети выбрали одного из сказочных героев, раскрасили основные и мелкие детали костюма одинаковыми цветами: обменялись карандашами и раскрашивали одну деталь одним карандашом по очереди.
3 балла. Выбран один герой, есть различия в оттенках одной детали.
2 балла. Выбран один герой, допущены 1–2 ошибки в раскрашивании фигур: цвет деталей костюма не совпадает.
1 балл. Дети не сумели договориться и выбрать одну фигуру или выбрали одну фигуру, но не сумели договориться о раскрашивании, совпадений цвета в основных деталях рисунка нет.

Работа 2. 3 балла

Работа 1. 2 балла







Проверьте свою оценку



Слайд 32Оценивается практическое овладение межпредметным понятием «знак»: умение соотносить знак и объект

(предмет), который он обозначает.
Критерии оценки: правильность и полнота выполнения задания.

Примеры и анализ выполнения задания


Слайд 334 балла. Задание выполнено правильно. Соединены линией: спортивный знак – «Футбол»

и фотография футболиста.
3 балла. Соединены линией: спортивный знак – «Футбол», фотография футболиста и /или изображение мяча или фотография бегущего мальчика.
2 балла. Кроме правильного соединения знака и объекта, который он изображает, в работе соединено не более четырех других изображений.
1 балл. Задание не выполнено или выполнено неправильно. Соединения проведены произвольно. Спортивный знак – «Футбол» и фотография футболиста не соединены.


Слайд 345.1. Алла выделила только два знака. Она ориентируется не на интуитивное

понимание значения слова «знак», а на привычное словосочетание: дорожные знаки, спортивные знаки. 2 балла.
5.2. Алла не справилась с заданием. Она соединяла изображения стрелками, однако в работе не просматривается логика. Бегущий мальчик не может являться знаком грустной девочки, смайлик не обозначает мячик, а буква А не связана с пешеходным переходом. Что обозначает линия, соединяющая знак «Пешеходный переход» и «Футбол», неясно. Вероятно, Алла пока не понимает, что знак имеет определенное значение. Она ориентируется скорее на внешнюю форму, соединяя круглый мяч с круглым смайликом, треугольник на дорожном знаке с похожей по форме буквой А. Возможно, просто соединяет стоящие друг против друга знаки. 1 балл.

Рекомендации
Алла нуждается в помощи взрослых. Прежде всего важно, чтобы девочка понимала формулировку задания, которое ей предстоит выполнить, и его цель, следует просить ее объяснить вслух, что ей предстоит сделать и для чего. Полезны любые логические упражнения.


Слайд 38Итоговая диагностика 1 класс


Слайд 42Входная диагностика
Итоговая диагностика


Слайд 43
Проверяемые универсальные
учебные действия и оценка
их сформированности


Слайд 44Оценка третьего диагностического задания
Оценивается познавательное УУД: выделение оснований для группировки,

классификация объектов по разным основаниям (задание 3.2)
Критерии оценки: правильность, полнота, точность ответа.


Примеры правильных ответов
«Лишний» объект – дуб. Дуб – лиственное дерево, сосна и ель – хвойные.
Дуб с листьями, другие деревья с иголками.

«Лишний» объект – дуб – по возрасту.
Дуб – большой, старый, сосна и ель молодые.

«Лишний» объект – ель – по времени года.
Ель изображена зимой, а сосна и дуб летом.


Слайд 45Оценка третьего диагностического задания
Оценивается познавательное УУД: выделение оснований для классификации,

классификация объектов по разным основаниям (задание 3.2)
Критерии оценки: правильность, полнота и точность ответа.


Примеры правильных ответов:
«Лишнее» слово – «сосна» – по количеству слогов (в слове «сосна» два слога, а в словах «ель» и «дуб» один слог).
«Лишнее» слово – ель – по последней букве, не обозначающей звука.
«Лишнее» слово – дуб – по роду (о нем можно сказать ОН).
«Лишнее» слово – ель – по первой букве. Е – буква, обозначающая два звука, с и д – буквы, обозначающие один звук.


Слайд 46
Оценивается познавательное УУД: приведение примера с заданными признаками (Задание 3.5).
пион
ландыш


роза







георгин
василек
ромашка

Слайд 47Лишний объект назван, но основание
для группировка неверно. (1 б.)
Лишнее слово

названо, основание выделено. (3 б.)
Приведено по 2 примера. Допущена 1 ошибка. (3 б.)

Лишний объект назван, основание
выделено, но ответ зачеркнут. ( 2 б.)
Лишнее слово названо, основание выделено, но ответ дан об «ОБЪЕКТЕ» (2 б.)
Приведен 1 пример. (2 б.)


Слайд 52





На сайте издательства «Бином. Лаборатория знаний» выложены демонстрационные версии тетрадей. http://metodist.lbz.ru/authors/kir/


Задать

вопрос авторам, оставить отзыв Вы можете на странице издательства: http://lbz.ru/books/655/ ,
а также
в группе ВКонтакте «Работаем по УМК «Диалог»






Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика