Слайд 1ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ
ЮНЫХ
НАТУРАЛИСТОВ)
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
МОСКВА
2009
Слайд 2Дополнительное образование детей эколого-биологической направленности
Под эколого-биологическим дополнительным образованием
подразумевается
непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры личности обучающегося и осуществляемый в средствами дополнительного (внеурочного, неформального) образования.
Слайд 3ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
— Добровольность вхождения ребенка в сферу дополнительного образования.
— Широта образовательных
услуг и их вариативностъ обеспечивают оптимальное сочетание интересов отдельного ребенка и образовательных потребностей общества.
— Дополнительное образование обеспечивает разноуровневое обучение. Практически все дети могут самостоятельного выбрать не только содержание, но и уровень сложности деятельности. На каждом уровне существует реальная возможность творческой самореализации и признания значимости выполняемой роли сверстниками, педагогами, родителями.
— Дополнительное образование — хорошая база допрофессиональной и профессиональной подготовки. В системе УДОД в Москве известен опыт разработки предпрофессиональных подготовительных образовательных программ, снабженных системой дополнительных элективных курсов.
— Дополнительное образование дает возможность самореализации в практической деятельности, а также развивает эстетический вкус (в программах комплексного, художественного и эколого-биологического профиля и др.).
Слайд 4445 учреждений (центры, дворцы, дома, станции, клубы)
426503 школьников
380784 (в городах) 45719(в сельской местности)
СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ в РОССИИ
Слайд 5Тенденции развития системы
сокращение количества (ликвидация) учреждений эколого-биологической направленности. По данным 1992
года, число только одних станций юных натуралистов разного уровня составляло 552 (16 республиканских, 6 краевых, 55 областных, 281 городская, 192 районных);
изменение приоритетов в направлениях деятельности учреждений, что, в первую очередь, отразилось в их названии. Начиная с 1992 года по настоящее время приблизительно 90% от общего числа республиканских, краевых и областных станций юных натуралистов преобразовались в региональные экологические центры;
сокращение профильных региональных учреждений и преобразование их в многопрофильные, где эколого-биологическое направление сохранено в виде структурного подразделения (чаще в виде отдела).
Слайд 6Формы организации образовательной деятельности
«кружок», «клуб», «студия», «экспедиции», «элективные курсы», «очно-заочная школа»,
«профильный экологический лагерь», «школьное лесничество», «экологические отряды», «ученическая производственная бригада» и другие трудовые объединения, «экскурсии, лекции, семинары, практикумы, собеседования, конкурсы, конференции, игры, путешествия, викторины».
Научные общества учащихся (обучающихся)
Слайд 7Развитие экологического образования в системе дополнительного образования города Москвы
Слайд 8Количество учебных объединений по округам Москвы
Слайд 9Экологическое образование в учреждениях дополнительного образования города Москвы (его реализация от
числа учреждений по каждому административному округу).
Слайд 10РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МОСКВЕ
В 2008/09 уч.г. из
154 учреждений дополнительного образования окружного, городского подчинения и Зеленограда только в 64 учреждении имеются учебные объединения с экологическим компонентом. В разных административных округах экологическое образование реализуется не одинаково.
Всего по городу Москве около 8400 обучающихся занимаются в 620 учебных объединениях учреждений дополнительного образования по программам экологического содержания.
Наиболее полно экологическое образование реализуется в учреждениях дополнительного образования в Зеленограде, Северо-Западном, Восточном и Северо-Восточном административных округах (от 62 % до 72 % учреждений в этих округах имеют экологическую направленность в работе).
Состояние эколого-образовательной работы в значительной степени зависит от того, насколько четко и рационально построена система взаимодействия между учреждениями дополнительного образования и координирующим центром (окружным методическим центром, базовой экологической организацией).
Слайд 11РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ (ПРИРОДООХРАННЫЙ, МОНИТОРИНГОВЫЙ)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ (МОДУЛЬНЫЙ)
ПОДХОД
Слайд 12ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОГО ОБРАЗА ЭКОЛОГИИ
ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ (БИОЭКОЛОГИЯ)
АНТРОПОЭКОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
МЕЖДИСЦИПЛИ-НАРНЫЕ ОБЛАСТИ
ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Слайд 13ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ (ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОЛОГИЯ)
ПРОГРАММЫ, СВЯЗАННЫЕ
С ПРОБЛЕМАМИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ
ПРОГРАММЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Слайд 14СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
По содержанию образовательных модулей можно выделить следующие
внутренние направления программ:
Программы, связанные с экологией, систематикой, морфологией, биогеографией различных групп живых организмов (таксонов). Преобладающие формы занятий – теоретические, практические занятия проводятся в виде лабораторных практикумов и выездов.
Программы, в которых развиваются методы общих экологических наблюдений (мониторинговая деятельность, биоиндикация, физико-химические методы мониторинга, популяционная экология). Основные формы образовательной деятельности – практические занятия, на которых происходит развитие навыков мониторинговой работы.
Программы, направленные на социально-экологические исследования (экология городской среды). Основная форма работы – экскурсионная; в процессе экскурсий и краткосрочных выездов проводится мониторинг состояния и динамики урбоценозов в связи с демографическими и биомедицинскими показателями городского населения.
Программы, связанные с природоохранной системой деятельности обучающихся (методы охраны окружающей среды. Это практико-ориентированные программы, преобладающая форма занятий – экспедиционные и выездные работы, в процессе которых происходит работа по улучшению состояния окружающей среды.
Слайд 15МОДУЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СОДЕРЖАЩИЕ ИДЕИ УР
«Биоразнообразие и методы его охраны»
«Урбоэкология»
«Социальная
экология»
«Экологический
мониторинг»
«Коэволюция природы
и общества»
Слайд 16МГСЮН как методический центр развития экологического образования Москвы
Организационно-методическая деятельность (городское методическое
объединение, городские методические «круглые столы»)
Информационно-методическая деятельность (курсы повышения квалификации,
консультационная
поддержка системы УДО)
Слайд 17МГСЮН как методический центр развития экологического образования Москвы
Издательская деятельность и обобщение
педагогического опыта (только за последние 5 лет издано около 80 методических материалов)
Разработка теории и методики различных аспектов образовательного процесса (музейно-методическая работа, обеспечение экспедиционной и исследовательской деятельности)
Слайд 18Материалы доклада размещены
на сайте МДЭБЦ
www.mgsun.ru
Московский детский эколого-биологический центр
(Московская городская
станция юных натуралистов),
Москва, ул. Одесская, 12а,
(495) 318 18 77, (495) 318 00 03