Слайд 1АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
(АИС УКО)
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Слайд 2НЕОБХОДИМОСТЬ:
увеличение как по объему, так и по информационной емкости разнообразных учебно-методических,
информационных, инструктивно-организационных, нормативных, технических, программных и других материалов, составляющих содержательную область информационных потоков, циркулирующих в сфере образования.
Слайд 3Автоматизированная информационная система управления образованием предусматривает комплексный охват следующих основных направлений.
Слайд 4Первое. Создание мощной распределенной сети передачи информации в совокупности с локальными
сетями различных подразделений образования и структур управления; внедрение новейших информационно-телекоммуникационных технологий.
Второе. Обеспечение конфиденциальности информационных ресурсов образовательной структуры, защита информации.
Слайд 5Функции управления образованием
Функции управления
Информационно-аналитическая
Планирования
Координации
Регулирования
Контроля
Реализация
функций управления
Сбор, анализ и оценка информации в целях повышения эффективности принятия управленческих решений
Передача и обработка информации для определения целей, задач и методов по их управленческому осуществлению
Оперативность, синхронность, согласование информационных потоков для более гибкого управления системой
Открытость, оперативность регулирования информационных потоков для поддержания системы в равновесии, предупреждения и устранения негативных явлений; адаптация к быстрым изменениям
Сбор информации о функционировании системы для оценки реализации и эффективности управленческих решений
Слайд 6Информационно-аналитическая функция — это сбор, обработка, анализ и оценка информации в
целях повышения эффективности образования. Она включает в себя все действия по оперированию информацией и создает условия для реализации остальных функций управления. Получение информационно-аналитической оценки в системе образования с помощью АИС заключается в выполнении комплекса различных мероприятий, целью которых являются, например: полная презентация возможностей своего ОУ; получение и передача информации о состоянии дел в интересующей образовательной области, во всех образовательных структурах от Министерства образования и науки России до отдельно взятых ОУ; всестороннее информационное обслуживание учащихся; анализ рынка образовательных услуг и создание конкуренции по их качеству и объему и т. д.
Слайд 7Функция планирования обосновывает направление деятельности системы управления образованием по определению цели,
задач и методов по их осуществлению. В России усложняющим фактором такой деятельности является масштабность системы образования, что и диктует необходимость использования современных сетевых средств передачи информации.
Слайд 8Координация — функция, которая является доминирующей в управлении образованием. Регламентирует организационную
и управляющую деятельность федеральной образовательной системы и ее региональных компонент. Стержневым началом использования сетей в целях организации и координации является возможность автоматического непрерывного уточнения действий партнеров при использовании мультимедийных технологий общения в режиме форумов, видеоконференций, по электронной почте или в режиме on-line. Согласование целей и задач, планов и мероприятий при использовании Интернет-технологий и услуг становится более гибким, в большей степени ориентированным на региональные потребности и вместе с этим дающим возможность более эффективно и быстро концентрировать силы сложного организма образования в необходимом направлении.
Слайд 9Любая структура управления должна уметь амортизировать негативные явления или усиливать положительные
тенденции, проявившиеся на том или ином муниципальном (региональном) уровне образования, сделать их доступными всем. Функция регулирования управления в образовании должна быть реализована с использованием сетей, через которые наиболее естественно динамичное поддержание равновесия сложной системы образования, что способствует ее адаптации к постоянно меняющейся ситуации, открыто и оперативно обеспечивает предупреждение и устранение отклонений хода развития событий от запланированных.
Слайд 10Функция контроля осуществляется на основе информации о функционировании объекта управления и
обеспечивает единство и эффективность управленческого решения, вытекающего из конкретных практических действий ОУ, и его реализации. Наибольшая эффективность систем контроля достигается в глобальной сети, связывающей участников процесса в реальном времени вне зависимости от расстояния, их связывающего. При этом наблюдаются меньшие финансовые затраты, большая оперативность получения информации и ее достоверность, а также исключаются субъективные ошибки оценок работы конкретных ОУ и обеспечивается открытость информационно-аналитических характеристик.
Слайд 11По масштабам применения АИС в управлении образованием можно разделить на три
основных класса:
1. Настольные.
2. Офисные.
3. Корпоративные.
Слайд 12Настольные — для работы одного человека. К ним следует отнести автоматизированное
рабочее место (АРМ) директора, преподавателя и т. д. Внедрение АРМ не вызывает особых трудностей и для хороших систем может исчисляться днями. Основные проблемы возникают при объединении информации с разных участков учета: в связи с тем, что рабочие данные хранятся в разных компьютерах, возникает много рассогласований.
Слайд 13Офисные — для работы какого-то подразделения. К такого рода системам следует
отнести программы сетевые бухгалтерские, отдела кадров, автоматизации других подразделений — учебно-методических групп, вспомогательных служб и т. д. Сотрудники подразделения могут одновременно работать с единой базой данных, выполняя отдельную функцию управления. Внедрение систем этого класса значительно сложнее настольных; могут возникать настоящие проблемы при попытках обеспечения информационного безбумажного взаимодействия по иерархическим уровням.
Слайд 14Корпоративные — для работы образовательного учреждения в целом. Они охватывают, как
правило, всю финансово-хозяйственную и производственную деятельность учреждения, в т.ч. имеющего филиалы.
Слайд 15Основные идеи корпоративных систем:
1. Работа по документообороту
2. Моделирование
3. Преодоления информационной
разобщенности
4. Доступ в глобальные информационные сети
Слайд 16АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
состоит из 2 АИС:
БАРС.Web-Управление
Качеством Образования
БАРС.Web-бюджетная отчётность.
Слайд 17ПОЗВОЛЯЕТ:
- повысить эффективность процесса управления за счет оперативности в получении более
достоверной информации о состоянии объектов управления и сокращения времени реакции управления;
- освободить органы управления всех уровней от малопродуктивного рутинного труда по сбору информации и составлении всевозможных отчетов, создав условия для творческого труда;
- резко сократить бумажные потоки документооборота;
- стандартизировать делопроизводство;
- производить организационное сопровождение независимых процедур лицензирования и государственной аккредитации ОУ, государственной (итоговой) аттестации обучающихся, аттестации педагогических кадров;
- проведение мониторинговых исследований различной направленности;
- формировать статистические и аналитические отчеты по вопросам качества образования.
Слайд 18обеспечивает возможность:
- автоматизации процесса управления качеством образования на всех уровнях;
- создания
полной региональной базы данных на всех участников образовательного процесса региона и образовательные учреждения;
- получения данных для формирования статистической и аналитической отчетности любого уровня, оценки качества деятельности органов управления и учреждений образования, педагогов;
- получения информации для построения портфолио обучающихся и педагогов;
- проведения широкомасштабного мониторинга различной направленности.
Слайд 19Система имеет 3-х ступенчатую иерархию доступа
- Образовательное учреждение видит и
может вносить, корректировать только свои данные, формирует отчёты, касающиеся непосредственно работы учреждения, просматривает общие данные по району, городу, области.
-Муниципальный орган управления образованием может просматривать все ведомственные образовательные учреждения, вносить и корректировать данные на учреждения. Контролирует и подтверждает, с блокированием дальнейшей коррекции, ввод данных образовательными учреждениями. Может формировать отчёты, касающиеся непосредственно работы каждого образовательного учреждения, а также общие отчёты по району, просматривает общие данные по городу и области.
-Министерство образования области имеет те же полномочия, что и муниципальный орган управления образованием. Кроме этого, может корректировать данные на муниципальные органы управления образованием, формировать отчёты по области в целом и может осуществлять выгрузку информации для передачи в вышестоящие органы управления образованием. Может просматривать и использовать в отчётах архивные данные.
Слайд 20
Работа АИС УКО в Саратовской области регламентируется следующими нормативными документами:
- Федеральный
закон № 149–ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- Федеральный закон № 152–ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональной информации».
- Приказ министерства образования Саратовской области № 2297 от 01.12.2008 г. «О внедрении информационной системы управления качеством образования (АИС УКО) в Саратовской области».
- Приказ министерства образования Саратовской области № 19 от 14.01.2009 г. «О проведении обучения работе с автоматизированной информационной системой управления качеством образования (АИС УКО) в Саратовской области».
- Приказ министерства образования Саратовской области № 32 от 16.01.2009 г. «О проведении обучения работе с автоматизированной информационной системой управления качеством образования (АИС УКО) в Саратовской области».