Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Коломиец Светланы Владимировны, учителя музыки, МХК и Изо высшей квалификационной категории_____________________________
МБОУ СОШ с УИОП № 30 Ставропольского края,
г. Пятигорск_______________________________________
На тему:
«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Слайд 2 Краткая характеристика жанра работы
Это методическая разработка по выполнению проектно-исследовательской
работы по музыке для учащихся 3 класса под моим руководством.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения и «нравственные привычки».
Слайд 3Краткая характеристика образовательного учреждения
МБОУ СОШ № 30 г. Пятигорска была
открыта 11 лет назад. Это школа с углубленным изучением отдельных предметов, в которой большое место занимает спорт. В школе имеется прекрасный бассейн, тренажерный зал, два физкультурных зала и один акробатический.
Школа зарекомендовала себя как одна из лучших школ Ставропольского края, в которой учится 1500 учащихся и работает около 70 преподавателей. Я работаю в этой школе 8 лет в качестве учителя музыки, МХК и Изо.
Слайд 4Применяемые знания, которые учащиеся получают в проектно-исследовательской деятельности
«Единственный путь, ведущий к
знаниям –
это деятельность...» Бернард Шоу
Проектно-исследовательская деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения.
Обучающиеся учатся приобретать следующие ключевые компетентности:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- коммуникативная компетентность
Слайд 5Цель и задачи работы
Цель : формирование у обучающихся основ культуры исследовательской
и проектной деятельности и навыков разработки презентации
Задачи —создать условия для получения самостоятельных знаний учащихся о музыке разных народов;
в ходе деятельности формировать УУД;
создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею
Слайд 6Применяемые формы и методы исследовательской/проектной работы:
Формы :
групповые,
в парах,
индивидуальные,
экскурсии,
ярмарки.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы:
поисковый метод
метод наблюдения
метод анализа и синтеза
метод беседы и опроса
метод обобщения и самооценки
Слайд 8Основное содержание работы. Актуальность
Актуальность данной исследовательской работы заключается во – первых,
в том, что в последнее время метод проектов вызывает большой интерес у учителей, в том числе, работающих в начальных классах и во-вторых, наша школа является многонациональной, в которой учатся дети около 20 разных национальностей.
Поэтому особенно острой является проблема общения и толерантности, способности чуткого отношения к людям разного мировоззрения и исповедания, учиться вести диалог.
Главные и неоспоримые достоинства этого метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся, развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта исследовательско – творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений, навыков.
Слайд 9
Учащиеся самостоятельно или с помощью родителей добывают информацию о культуре разных
стран, например, Японии, выступают перед классом. Слушание японской народной песни «Вишня» с видео в youtube поразило учащихся удивительной интонационной красотой, необычностью и раскрыло им мир восточной культуры и понимание, что музыка разнообразна и прекрасна с в своем многобразии.
«Всюду вишня в цвету и куда не кинешь взгляд…»
Слайд 10Музыкальная культура Белоруссии
Другая группа учащихся самостоятельно находила информация о культуре Белоруссии,
и разучивание белорусской народной песни «Бульба» внесло новизну и яркость восприятия материала. Снова главная тема исследования нашла свое подтверждение , что нет непереходимых границ между музыкой разных народов, и учащимся даже в начальной школе интересно и радостно изучать музыкальную культуру разных народов, выявляя общее и различное.
Слайд 11
Учащимся 3 класса в течение определенного времени дома
рекомендовалось слушать музыку разных народов мира, находить информацию в Интернете или библиотеке. На уроках музыки изучали традиции, музыкальную культуру разных народов мира. Мы выбирали самые известные песни и понравившуюся инструментальную музыку.
Было дано задание, каждой группе провести исследование по музыкальной культуре определенной страны. Затем на уроках каждая группа представлял свою страну с интересными стихами, исторической справкой, костюмами, музыкальным сопровождением и т. д
Все внимательно слушали друг друга, анализировали, вели диалог и делились впечатлениями. И пришли к выводу, что между музыкой разных народов мира нет нет непереходимых границ. Музыка прекрасна и разнообразна
Слайд 12Методы диагностики образовательного результата -анкетирование, выявление уровня восприятия материала учащимися 3
класса
А так же мною был проведен опрос учащихся 3 –го класса, из которого было выяснено, что из 36 учеников
11 учащихся отдают предпочтение музыки кавказских народов
7 учеников предпочитают музыку джазовую -Дж. Гершвина-»Колыбельная»
8 учащихся полюбили японскую песню
5 учащихся- французскую музыку
6- итальянскую
Слайд 13
Обобщение и выводы:
В ходе проведенной исследовательской работы учащимися, с
моими консультациями и уроками, ученики пришли к выводу, что музыка имеет универсальный язык, который не нуждается в переводе и понятен людям на Земле. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.
Выполняя исследования в группах учащиеся развивают лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться
Музыка - единственный всемирный язык, его
не надо переводить, на нем душа говорит с душою«
(Бертольд Ауэрбах)
Слайд 14Планируемые изменения в работе нашей образовательной организации после прохождения этих курсов:
Включения
исследования и проектирования в образовательные программы более масштабно и разносторонне
На уроках использовать работу как индивидуально, так и в группах по работе над исследованиями и проектами
Во внеурочной деятельности и дома при реализации исследовательской и проектной деятельности у учащихся развиваются УУД
Слайд 15Библиография
Информационные ресурсы:
1. Гаврилин А. М., Организация работы над проектом //
Школьная педагогика, № 3, 2007.
2. Гилева Е. А., Егоров Ю. С., Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования // Школа, № 2, 2001.
3. Лекции кандидата психологических наук Леонтовича А.В. «Структура развития УУД на основе исследовательской и проектной деятельности»
4. Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке.- Тверь. Тверской государственный университет, 2007
5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии https://www.youtube.com/watch?feature=player
infourok.ru/organizaciya_proektno-issledovatelskoy_deyatelnosti__mladshih_shkolnikov__v_usloviyahhttps://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=C3n-dLONzGE
6. Сидоренко И. А., Метод проектов в начальной школе. Электронный ресурс: URL: http://m-proektov.narod.ru