Слайд 1«Система образования, созданная обществом
неизбежно становится зеркалом социальных отношений,
в нем
существующих»
Б. Саймон
О разработке и реализации нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов
Проректор по учебно-методической работе
МГТУ им. Н.Э. Баумана
С.В. Коршунов
октябрь 2010 г.
Слайд 2Первое поколение ГОС ВПО 94-96 гг.
- минимум содержания основных образовательных
программ;
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- требования к уровню подготовки выпускников.
Несогласованность стандартов подготовки бакалавров и специалистов – усложнение технологии учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру образовательных программ; стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной естественнонаучной и гуманитарной основе и получили название «академический» бакалавр.
Второе поколение ГОС ВПО 2000 г.
- согласованность с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России;
- согласование требований к выпускникам и содержанию образования с работодателями;
- одновременная разработка ГОСов для всех ступеней ВПО - технологичность;
разработка стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии.
Федеральный компонент:
- общие требования к ООП;
- требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, к итоговой аттестации и уровню подготовки выпускников;
сроки освоения ООП;
- максимальный объем учебной нагрузки студентов.
ФГОС ВПО 2007-2010 г.
- компетентностный формат, - зачетные единицы, - участие работодателей,
- большые свободы вузов в формировании образовательных программ,
- нацеленность на кредитно-модульную систему и балльно-рейтинговое построение уч.проц.
- акцент на уровневую систему образования.
К настоящему времени разработано 320 стандартов подготовки бакалавров и магистров и 107 ФГОС подготовки специалиста.
Слайд 3 Государственный образовательный стандарт введен Законом РФ «Об образовании»
в 1992 г.
1994-96 гг. Первое поколение ГОС ВПО, федеральные компоненты которых включали в себя:
- минимум содержания основных образовательных программ ООП;
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- требования к уровню подготовки выпускников.
Недостатки: несогласованность стандартов подготовки бакалавров и специалистов – усложнение технологии учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру образовательных программ; стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной естественнонаучной и гуманитарной основе и получили название «академический» бакалавр. При этом за четыре года не было возможности наряду с общеинженерной подготовкой дать выпускнику необходимые знания и умения по специальным дисциплинам, что впоследствии привело к непониманию у работодателя бакалавров как специалистов определенного уровня. Модели и программы бакалавриата и магистратуры были ориентированы на подготовку выпускников в основном к научной и научно-педагогической работе.
Слайд 4В соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в
2000 г. были введены в действие ГОС ВПО второго поколения, к позитивным особенностям которых следует отнести:
- согласованность с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России;
- согласование требований к выпускникам и содержанию образования с работодателями;
- одновременная разработка ГОСов для всех ступеней ВПО, что повысило технологичность организации учебного процесса;
- разработка стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии.
Федеральные компоненты ГОС-2 ВПО включали:
- общие требования к ООП;
- требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, к итоговой аттестации и уровню подготовки выпускников;
- сроки освоения ООП;
- максимальный объем учебной нагрузки студентов.
Слайд 5К 2005 г. разработано 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров, по
120 направлениям подготовки 215 стандартов специалистов и 88 стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов (для 320 специальностей).
2007-2010 гг. – третье поколение – Федеральные государственные образовательные стандарты:
- компетентностный формат,
- зачетные единицы,
- участие работодателей,
- большие свободы вузов в формировании образовательных программ,
- нацеленность на кредитно-модульную систему и балльно-рейтинговое построение учебного процесса,
- акцент на уровневую систему образования.
К настоящему времени разработано 320 стандартов подготовки бакалавров и магистров и 107 ФГОС подготовки специалиста.
Слайд 6Внешние факторы, вызвавшие необходимость смены парадигмы стандартизации в российском образовании
1). Вступление
России в «Болонский процесс» 2003 г.
Требования Болонского процесса:
Единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ и ступеней образования (бакалавр – магистр – доктор).
Классификация национальных образовательных программ и соотносимых с ними академических степеней и квалификаций в соответствии с Европейской рамкой квалификаций. Компетентностный подход и использование системы зачетных единиц ECTS для создания учебных программ.
2). Принятие Правительством Российской Федерации «Приоритетных направлений развития образовательной системы РФ» (2004 г.), в которых объявлен курс на: законодательное введение и развитие двухуровневой системы образования (бакалавр, специалист или магистр), введение отдельного Перечня специальностей для непрерывной (моноуровневой) реализации,
кредитно-модульное построение образовательных программ.
Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2004 г.):
«…Мы обязаны внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты. Больше того - содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам…»
Слайд 7КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации приоритетных направлений развития
образовательной системы Российской Федерации
на период
до 2010 года
Слайд 8Для введения ФГОС необходима разработка нормативно-правовых документов федерального уровня и осуществлена
серия административных процедур:
Обновление законодательства в области образования.
Утверждение ФГОС бакалавров, магистров и специалистов.
Утверждение перечней направлений подготовки бакалавров, магистров и Перечня специальностей в Правительстве РФ.
Утверждение примерных основных образовательных программ (на основе новых ФГОС ВПО).
Утверждение форм документов государственного образца об окончании вуза.
Утверждение таблиц соответствия действующих и новых основных образовательных программ.
Утверждение новых правил лицензирования и аккредитации.
Принятие новых правил и контрольных цифр приема абитуриентов.
Утверждение Положения об итоговой государственной аттестации студентов.
Утверждение ограничений по заочной, очно-заочной формам обучения и экстернату.
Разработка новых основных образовательных программ вузов.
Принятие нормативов бюджетного финансирования в бакалавриате, магистратуре и специалитете.
Слайд 9Значимость первоочередных мер, обеспечивающих повышение качества подготовки специалистов в высшей технической
школе России, %
Слайд 10Риски реализации Болонского процесса
Россия
Европа
Высокое качество подготовки инженеров (фундаментальность образования)
Нехватка общежитий
Низкий престиж
профессии инженера
Мало учебных курсов на европейских языках
Заинтересованность в студентах из Восточной Европы – квалифицированные кадры
Узнаваемость дипломов и образовательных программ
Проблемы внутренней мобильности
Проблемы безопасности
Недостаточная материально-техническая база
Быстрое обновление технологий и знаний – более гибкая систем образования и с т.з. работодателя и личности
Непризнание бакалавров в высокотехнологичном секторе экономики
На долю России приходится менее 0,5% мирового рынка образовательных услуг
Слайд 11Области применения европейского приложения к диплому Diploma Supplement, выданные российским студентам*:
продолжение
образования в зарубежных учебных заведениях;
устройство на работу в учебные заведения за границей;
устройство на работу в коммерческие структуры за границей;
устройство на работу в представительства зарубежных компаний в России.
* Ректор Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
Слайд 12Международный аспект в деятельности элитных вузов*
1. Иностранные студенты: Гарвард – 19%,
Стэнфорд – 21%, Колумбийский – 23%, Кембридж – 18%.
2. Иностранные преподаватели: Гарвард - 30%, Оксфорд – 36%, Кембридж – 33%, Франция – 7%.
*Салми Д., Фрумин И.Д. Вопросы образования, 2007, №3, С. 5-45.
Слайд 13Доля студентов магистратуры и аспирантуры*:
*Салми Д., Фрумин И.Д. Вопросы образования, 2007,
№3, С. 5-45.
Слайд 14В 2007 г. приняты Госдумой законы:
232-ФЗ «О внесении
изменений в ФЗ «Об образовании» и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления уровней высшего профессионального образования).
309-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)».
Слайд 15ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакции до 2007
г.
Статья 6.
Основные образовательные программы высшего профессионального образования (ВПО) могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени ВПО:
ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;
ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»;
ВПО, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».
Слайд 16Реализация уровневого высшего профессионального образования в Российской Федерации
1
2
3
4
5
6
5 - 5,5 лет
специалист
530
специальностей
ВПО
Общее
среднее
(полное)
образование
Годы обучения
120 направлений
подготовки ВПО
4 года
бакалавр
2 года
магистр
80% составляют программы подготовки дипломированных специалистов
Слайд 17Характеристика образовательной программы бакалавра (1995 г.):
Образовательная программа подготовки бакалавра рассчитана на
получение не менее чем за четыре года профессионально-ориентированного образования, начальных навыков научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности, а также быстрое вхождение в различные виды трудовой деятельности.
Слайд 19Структура подготовки бакалавра
по специальности
и магистра по специальности
выпуск
Ф’
Специальность
4
6
Направление подготовки
дипломированных специалистов
М(квалиф)
Б(квалиф)
…
Слайд 20Характеристика образовательной программы магистра (1995 г.):
Образовательная программа подготовки магистра, соблюдая принципы
непрерывности и преемственности с полученной бакалаврской подготовкой, должна не менее чем за 6 лет дать возможность выпускнику освоить бакалаврскую программу и расширить подготовку по избранному направлению ВПО, углубить свои знания и навыки в конкретной области до уровня самостоятельной научно-исследовательской и (или) научно-педагогической деятельности.
Слайд 21Характеристика образовательной программы специалиста (1995 г.):
Это
образовательные программы отраслевого типа со сроком обучения не менее 5 лет, ориентированные на подготовку к профессиональной деятельности в конкретных сферах труда.
Слайд 22Структура подготовки
в МГТУ им.Н.Э.Баумана
г о д о б у ч
е н и я
3672
7344
т р у д о е м к о с т ь в час (max)
10098
Довузовская подготовка
М а г и с т р
Послевузовская подготовка (аспирантура)
Д и п л о м и р о в а н н ы й с п е ц и а л и с т
Б а к а л а в р
(степень)
(квалификация)
Неполное высшее образование
Слайд 23Структура подготовки специалистов в соответствии с новым законодательством
Слайд 24Образовательные траектории
Первое высшеее образование
Бакалавр 1
Магистр 1
Второе высшее образование
Бакалавр 1
Магистр 2
Бакалавр 2
Аспирантура
Специалист
1
Специалист 2
Специалист 1
Магистр 1
Слайд 25В целях развития уровневого ВПО Министерством сделаны шаги, которые способствуют развитию
подготовки бакалавров и магистров в РФ:
издан приказ Минобрнауки России от 22.03.2006 г. № 62, обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра;
принято решение Аккредитационной коллегии Рособрнадзора об упрощенной процедуре аккредитации программ бакалавров, лицензированных на основе родственных аккредитованных программ специалистов (ноябрь 2006 г.);
развитие уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ.
Слайд 26Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 260-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "О МГУ и СПбГУ"
Лица, получившие документы государственного образца о ВПО, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня ВПО, которое не рассматривается как получение ими второго высшего образования.
Перенос сроков реализации ФГОС на 2011 г.
Введено понятие таблиц соответствия между действующими и новыми направлениями (специальностями).
Слайд 27Интегрированные специальности
Оптимизация списка специальностей на основе
введения в ряде направлений одной или нескольких интегрированных специальностей. Это дает возможность построить вариативную уровневую систему подготовки кадров с наличием двухуровневой подсистемы бакалавр-магистр и специалиста по выделенным укрупненным моноспециальностям. В дальнейшем вузы в зависимости от своего потенциала и запросов работодателей региона смогли бы на основе процедур лицензирования выбрать для себя ту или иную схему.
Слайд 28
Совещание представителей 300 европейских университетов в Саламанке 29-30 марта 2001 года:
«При
некоторых обстоятельствах университет может вводить интегрированные учебные планы, ведущие непосредственно к степени магистра».
МАГИСТР
Бакалавр
Школа
5 лет
3 года
12-13 лет
Слайд 29Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО предназначены для обеспечения:
1) единства образовательного пространства
Российской Федерации;
2) качества высшего профессионального образования;
3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;
4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.
(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
5) преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
(Закон «Об образовании»)
Слайд 30Федеральный закон № 309-ФЗ изменил подход к структуре и сущности ГОС:
привел
нормы действующего законодательства в области образования в соответствие с Конституцией РФ (ст.43, п.5), установив понятие «федеральных государственных образовательных стандартов»;
исключено деление образовательных стандартов на федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения;
циклы ФГОС состоят из базовой и вариативной частей
Слайд 31Федеральный Закон №309-ФЗ:
конкретизировал и уточнил такие понятия, как образовательные программы:
общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные), а также – примерные основные образовательные программы;
по всем программам бакалавриата, магистратуры и специалитета предусматривается присвоение выпускнику, успешно освоившему программу, квалификации (степени);
впервые ввел следующую норму: «реализация образовательных программ ВПО осуществляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными вузами, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации».
Слайд 32ФГОС ВПО на основе сопряженной модели подготовки бакалавра, специалиста и магистра
Слайд 33Закон «Об образовании», статья 7, пункт 4.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС),
а также самостоятельно устанавливаемые вузами образовательные стандарты и требования, включают в себя требования к:
1. Структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2. Условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3. Результатам освоения ООП.
Слайд 34ФГОС ВПО
Характеристика
направления
подготовки (сроки
освоения)
Требования к
результатам
освоения ООП
Требование к
структуре
ООП
подготовки
бакалавров
магистров
- специалистов
Требования
к условиям
реализации
ООП
Характеристика
профессиональной
деятельности
(область, объекты,
виды, задачи)
Основные элементы ФГОС
Профессиональные компетенции
Общекультурные компетенции
к результатам освоения ООП
Компетенции
Социально-личностные
Инструмен-тальные
Общенаучные
Профес-сиональные
Слайд 36
Перераспределение компетенций в процессе становления макета ФГОС 3-го поколения
К О М
П Е Т Е Н Ц И И
Общекультурные
Профессиональные
Социально-
личностные
Инструментальные
Профессиональные
Общенаучные
Возможная инвариантная часть
Слайд 37Общекультурные компетенции Б:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию
информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности…….
Слайд 38Общекультурные компетенции М:
способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
способен
к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
способен свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения;
использует на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом;
способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности;
способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
способен к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) ….
Слайд 39
Структура профессиональных компетенций
в области «Техники и технологии»
Компетенции, инвариантные для всех
направлений подготовки
Инструментальные,
Общенаучные
Компетенции, инвариантные для объединенных укрупненных групп направлений подготовки
Информатика и
вычислительная техника
1.
2.
Информатика и
вычислительная техника
Информатика и
вычислительная техника
Информатика и
вычислительная техника
Приборостроение
и оптотехника
Геодезия и
землеустройство
Геология, разведка и разработка
полезных ископаемых
Приблизительно 12-14 объединенных
укрупненных групп
3.
Компетенции, свойственные конкретному направлению подготовки
Приблизительно 54 направления подготовки
Техносферная
безопасность
Прикладная
гидрометеорология
Строительство
Биотехнология
Программная
инженерия
Инноватика
Мехатроника и
робототехника
…
Слайд 40
Перечень дисциплин для разработки примерных учебных планов, а также учебников и
учебных пособий в области «Техники и технологии»
Дисциплины, инвариантные для всех направлений подготовки в области «Техники и технологии»
Дисциплины, инвариантные
для объединенных
укрупненных групп
направлений подготовки
1.
2.
3.
Дисциплины каждого
конкретного направления
подготовки
Дисциплина 1
Дисциплина 1
…
Дисциплина N
Формируются УМО отвечающими за направления находящиеся в объединенных укрупненных группах
Безопасность жизнедеятельности
Компьютерная и инженерная графика
Информационные технологии
Метрология и стандартизация
Электротехника и электроника
Слайд 41
Макродисциплины цикла ОПД
Начертательная геометрия. Инженерная графика.
Механика.
Материаловедение. Технология конструкционных
материалов.
Электротехника и электроника.
Метрология, стандартизация и сертификация.
Безопасность жизнедеятельности.
Информационные технологии
Слайд 42
Общепрофессиональные компетенции (инвариантные к профессиональной деятельности в области ТиТ
знание и
готовность к использованию основных прикладных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций;
умение проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений;
умение разрабатывать и использовать графическую техническую документацию
способность к обоснованному выбору и проектированию машин и механизмов применительно к избранной профессиональной области;
знание и готовность к использованию методов анализа и синтеза электрических цепей и устройств;
умение выбирать материалы для применения в аппаратуре с учетом внешних факторов и требований технологичности и стоимости…..
Слайд 43
Средние значения распределения ЗЕ по циклам ГСЭ, ЕН и Проф. в
проектах ФГОС ВПО уровня бакалавриата
Слайд 44Цикл ГСЭ для бакалавров и специалистов
Общая трудоемкость - 35-45 единиц.
Минимум три
дисциплины в базовой части цикла (иностранный язык, философия, история)
Остальные дисциплины федерального компонента цикла ГСЭ действующего ГОС рекомендуются для вариативной части цикла
Слайд 45Цикл ГСЭ для магистров
Общая трудоемкость - 10-14 единиц.
Минимум 1 дисциплина в
базовой части цикла («экономика», «педагогика высшей школы», «логика и методология науки» и т.д.).
Дисциплина базовой части цикла определяется в зависимости от вида магистратуры (научно-исследовательская. научно-педагогическая и т.д.) либо предполагается универсальной для магистратур всех видов.
Слайд 46Усредненное распределение аудиторной нагрузки по дисциплинам для специальностей МВТУ им. Н.Э.
Баумана 70-х 80-х годов:
дисциплины общественных наук …….. 8%
общенаучные дисциплины ………..…… 20%
общеинженерные дисциплины …….….. 46%
профилирующие дисциплины:
общефакультетские …………..….….. 6%
специальности и специализации ….18%
ученого совета ……………………….…2%
Слайд 47Требования к условиям реализации ООП (Б, М, С)
Кадровое обеспечение
Учебно-методическое и
информационное обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Финансовое обеспечение
учебного процесса
Слайд 48Структура основной образовательной программы специалиста
Учебные циклы:
гуманитарный, социальный и экономический;
математический и естественнонаучный;
профессиональный.
Разделы:
-
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа.
Итоговая государственная аттестация.
Слайд 49Структура основной образовательной программы магистра
Учебные циклы:
общенаучный;
профессиональный.
Разделы:
практика и научно-исследовательская работа;
Итоговая государственная аттестация.
Слайд 50
Структура ООП бакалавра (пример)
Слайд 51 Особенности
ФГОС
Направление
подготовки
Цели воспитания
и обучения
Разработка совместно с работодателями
Ориентация на
результат
Компетентностный
подход
Трудоемкость
ООП
в зачетных
единицах
Базовая часть:
Б – не более 50%
М – не более 30%
С – не менее 70%
Динамика изменения академических свобод вузов
Слайд 52Требования к условиям реализации ООП
подготовки бакалавров и магистров, определенные ФГОС
и Типовым положением о вузе
Максимальный объем аудиторных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 27-32 академических часа (в зависимости от направления) - для подготовки бакалавра, 14-18 академических часа - для подготовки магистров. В указанный объем не входят обязательные занятия по физической культуре.
Слайд 53Требования к условиям реализации ООП
подготовки бакалавров и магистров, определенные ФГОС
и новым Типовым положением о вузе
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе должен составлять не менее 20% аудиторных занятий - для ООП бакалавриата и не менее 40% - для ООП магистратуры.
Занятия лекционного типа не могут составлять более 40% - ауд. занятий у бакалавров, 30% - у магистров.
Слайд 54Новые формы проведения занятий
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в
учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий.
Слайд 55Повышение роли электронных учебных изданий
Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией
и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям). Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25% обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов …
Слайд 56Требования к условиям реализации ООП
подготовки бакалавров и магистров, определенные ФГОС
и новым Типовым положением о вузе
ФГОС определяют требования к кадровому, информационно-методическому, материально-техническому и финансовому обеспечению ООП. Образовательные стандарты МГТУ должны превысить эти требования.
Например, для ООП магистратуры в ряде ФГОС среди требований к кадровому обеспечению есть следующее: к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания.
Слайд 57При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров,
не менее 75% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях ВПО не менее 3 лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более одной магистерской программой.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрантами.
Кадровое обеспечение магистратуры
Слайд 58В ФГОС трудоемкость всей ООП и ее составных частей (циклов, модулей,
дисциплин) дается в зачетных единицах – з.е.
В ФГОС введен нормативный часовой эквивалент з.е. – 36 академических часов.
Т.к. трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана в ФГОС 60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке ООП вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов.
Физическая культура – 2 з.е., но 400 часов.
Слайд 59Стандарты Б. и М. по направлениям подготовки УМО по университетскому политехническому
образованию:
1. Машиностроение,
2. Технологические машины и оборудование,
3. Прикладная механика,
4. Ракетные комплексы и космонавтика,
5. Двигатели летательных аппаратов (МАИ),
6. Системы управления движением и навигация,
7. Баллистика и гидроаэродинамика (МАИ),
8. Наземные транспортно-технологические комплексы (с МАМИ, МАДИ),
9. Системный анализ и управление (СПбГПУ),
10. Мехатроника и робототехника,
11. Стандартизация и метрология,
Слайд 6012. Инноватика (СПбГПУ),
13. Организация и управление наукоемкими производствами (магистратура),
14. Техническая физика
(СПбГПУ),
15. Информатика и вычислительная техника,
16. Информационные системы и технологии,
17. Программная инженерия,
18. Техносферная безопасность,
19. Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения,
20. Высокотехнологические плазменные и энергетические установки,
21. Наноинженерия !!!,
22. Лазерная техника и лазерные технологии (СПбГИТМО).
Слайд 63
Стандарты по специальностям УМО по университетскому политехническому образованию:
1. Проектирование технологических машин
и комплексов;
2. Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов;
3. Проектирование авиационных и ракетных двигателей (МАИ);
4. Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие;
5. Боеприпасы и взрыватели;
6. Транспортные средства специального назначения;
7. Наземные транспортно технологические средства;
8. Радиоэлектронные системы и комплексы;
9. Противодействие техническим разведкам (Академия ФСБ).
Слайд 64Специальности, внесенные Минобороны и ФСБ России, представляющие интерес для МГТУ им.
Н.Э. Баумана:
1. Технологии веществ и материалов в вооружении и военной технике;
2. Системы управления летательными аппаратами;
3. Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники;
4. Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения;
5. Метрологическое обеспечение вооружения и военной техники;
6. Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначении;
7. Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга;
8. Специальные системы жизнеобеспечения.
Слайд 65ПРИКАЗ Минобрнауки России от 10 февраля 2010 г. № 109
О задачах
высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования
5. Ректорам подведомственных государственных образовательных учреждений:
5.1. Разработать в I квартале 2010 г. программу перехода вуза на уровневую систему на основе комплексного плана мероприятий Минобрнауки.
5.2. Разработать в 2010 г. внутривузовскую нормативно-правовую и организационно-методическую базу для обеспечения реализации ФГОС ВПО.
5.3. Обеспечить в вузе и его филиалах выполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ, установленных ФГОС.
5.4. Осуществлять с 2010 г. работу по оснащению вуза учебно-лабораторным оборудованием, учебно-методической литературой, современными программными продуктами в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
5.5. Организовать с 2010 г. плановое повышение квалификации профессорско-преподавательского состава для реализации ФГОС ВПО.
5.6. Обеспечить поддержку и развитие инновационных образовательных технологий, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов и гармонично развитой личности.
5.7. Обеспечить информационно-аналитическое сопровождение уровневой системы ВПО.
5.8. Организовать, начиная с 2010 г., мониторинг работы подразделений вуза по реализации ФГОС ВПО.
5.9. Продолжить работу с объединениями работодателей по введению уровневой системы ВПО.
5.10. Постоянно проводить разъяснительную работу с абитуриентами и студентами по вопросам введения уровневой системы ВПО.
Слайд 66Проект Программы перехода МГТУ на уровневую систему ВПО
в соответствии с
Приказом Минобрнауки России от 10 февраля 2010 г. № 109 «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования»
1. Разработка образовательных стандартов университета.
2. Оформление документов для лицензирования на право ведения образовательной деятельности по новым основным образовательным программам для соответствующих уровней ВПО.
3. Формирование контрольных цифр приема в вуз бакалавров, магистров и специалистов.
4. Организация приема в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Слайд 67Проект Программы перехода МГТУ на уровневую систему ВПО
5. Организация взаимодействия МГТУ
с представителями работодателей по проблемам оптимизации структуры подготовки кадров и совершенствования качества инженерного образования.
6. Организация образовательного процесса в вузе по уровневой системе.
7. Обновление материально-технической базы и учебно-методического обеспечения учебного процесса МГТУ.
8. Повышение квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава МГТУ по вопросам перехода на уровневую систему ВПО.
9. Организация информационно-аналитического сопровождения перехода МГТУ на уровневую систему ВПО.
Слайд 68Web-сайт УМО:
www.technical.bmstu.ru
E-mail:korshunov@bmstu.ru
8-499-261-67-19
Коршунов Сергей Валерьевич
Спасибо за внимание!