Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Ульбертовой Ирины Геннадьевны
МБО Красноярская СОШ, Татарского района
Эссе на тему: «Проектно–исследовательская
деятельность в начальной школе»
Слайд 2Краткая характеристика жанра работы
Свою работу я решила выполнить в форме эссе,
так как смогу выразить свои мысли и идеи по применению знаний полученных на курсах, при организации проектно-исследовательской работы в начальной школе.
"Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".
Слайд 3Краткая характеристика образовательного учреждения
В МБОУ Красноярской СОШ я работаю 33
года учителем технологии и изобразительного искусства, веду курс «Проектная деятельность». Школа наша сельская, удаленная от центра, поэтому нужно так построить образовательный процесс, чтобы развить личность школьника, ее творческие и интеллектуальные возможности.
С этого года я веду технологию в начальных классах, это для меня ново, прослушав курс, я задумалась, как лучше построить работу. В арсенале инновационных педагогических средств и методов исследовательская творческая деятельность занимает особое место. В начальной школе закладывается основа приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа –один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Слайд 4Актуальность проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.
Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.
Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.
Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Слайд 5 Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой
задачи в рамках традиционного урока;
Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся;
Между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями и трудностью их интегрирования в учебный процесс.
Актуальность подтверждается следующими противоречиями:
Слайд 6Разрешение названных противоречий предполагает рассмотрение проблемы:
Отсутствие у детей поисковой деятельности.
Система
формирования основ проектной деятельности будет эффективной если:
она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
характеризуется наличием системности в образовательном процессе.
Исходя из этого, я перед собой ставлю, следующую задачу и цели проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Слайд 7Цель проектно-исследовательской деятельности в начальной школе:
развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка
дошкольного или младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Слайд 8Задачи:
содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
формировать у учащихся представления об исследовательском
обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
развивать организационно-коммуникационные навыки;
развивать познавательные способности;
развивать творческое воображение.
Слайд 9Методы проектно- исследовательской деятельности в начальной школе:
общеисследовательские методы
анализ сравнение
синтез обобщение
классификация
эмпирические
наблюдение опыт
эксперимент экскурсия
Слайд 10Умения и навыки, которые сформируются в процессе работы над проектом или
исследованием:
мыслительно-деятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Слайд 11
информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление
в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Слайд 12Критерии оценивания текста проектной работы
1. Актуальность проблемы и четкость её постановки
2.
Соответствие содержания работы заявленной теме
3. Четкость и конкретность формулировки проблемы, цели и задач работы
4. Четкость описания методов реализации проекта
5. Самостоятельный анализ фактов по заявленной теме
6. Последовательность и логичность этапов реализации проекта
7. Соответствие результатов проекта поставленным задачам
8. Практическая значимость проекта
9. Степень реализации проекта на практике
10. Наличие собственной оценки эффективности реализации проекта и оценка перспектив развития проекта.
Слайд 13Образовательный результат:
Формальный:
выполненное исследование ( работа, проект, вывод)
Неформальный:
освоение универсальных учебных действий, становление субъектной позиции учащихся, развитие исследовательских способностей
Слайд 14Результат:
Опыт свидетельствует о том, что, выполняя проекты, школьники учатся проводить исследования,
выбирать рациональное решение, оценивать свои способности, вести диалог, активизировать творческие силы в поиске профессии.
Я думаю, что результатом моей работы будет:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества; учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике.
Слайд 15Вывод
Учебно-проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений
и навыков самостоятельно конструктивной работы, владеющего набором умений и навыков самостоятельно конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Кроме того, внедрения проектирования позволило привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместной деятельности с детьми.
Неважно, каким творчеством занимается ребенок, лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способность, чувства, разум. Все пригодится, все в занятиях получит дальнейшее развитие, и все это поможет в будущем в любой другой взрослой профессиональной деятельности. Пригодится сам творчески развитый дух личности, пригодится навык творчества, владение творческими приемами, и замечательной движущей силой в деятельности творческого человека станет испытанная и воспитанная творчеством радость от самого процесса созидательного труда.