Андрей Платонович Платонов. Рассказ Юшка презентация

Содержание

Мария Васильевна Лобочихина (1874–1928) Платон Фирсович Климентов (1870–1952)

Слайд 1Андрей Платонович Платонов
(1899–1951 гг.)
Андрей Платонов — русский советский писатель и драматург.

Настоящее имя — Андрей Платонович Климентов. Родился 28 августа 1899 года в городе Воронеже.

Слайд 2Мария Васильевна
Лобочихина
(1874–1928)
Платон Фирсович Климентов
(1870–1952)


Слайд 4В 1906 году мальчик поступил в церковно-приходскую школу. Потом учился в

городской
4-х классной школе.

Слайд 5Как старший сын он принимал участие в воспитании своих братьев и

сестёр.
Ему приходилось много работать, чтобы семья
ни в чём не нуждалась.

Слайд 6Летом 1921 года Андрей закончил годичную губернскую партийную школу. В этом

же году выходит
его первая книга — брошюра «Электрификация», публикуются
его стихотворения в коллективном сборнике «Стихи».

Слайд 7В 1922 году у писателя родился сын Платон.
Тогда же в

Краснодаре выходит книга стихов Андрея Платонова «Голубая глубина».

Слайд 8В 1931 году было опубликовано произведение «Впрок», которое вызвало резкую критику

Александра Фадеева и Иосифа Сталина.

Слайд 9Я остался в чужой Москве — с семьёй и без заработка.

На моё место избрали на маленьком пленуме секции другого человека… при полном отсутствии мелиораторов. Присутствовал один я!.. Чтобы я не подох с голоду, меня принял НКЗ (Наркомат земледелия) на должность инженера гидротехника.
Одновременно началась травля меня и моих домашних агентами ЦК Союза … называли ворами, нищими, голью перекатной (зная, что я продаю вещи).
У меня заболел ребёнок… я каждый день носил к Китайской стене продавать ценнейшие специальные книги, приобретённые когда-то и без которых я не могу работать… Так и закружилась моя судьба. Никто не хотел принять во мне участие, только инженеры из НКЗема сочувствовали и поддерживали меня, даже давая без отдачи деньги взаймы, когда я доходил до крайнего голода.
Но они были совершенно бессильны…

Слайд 10В 1938 году сын писателя, а ему было всего 15 лет,

был арестован. Вернулся он домой уже тяжело больным. Отец ухаживал за ним и заразился от сына туберкулёзом. Жил Платонов с этой болезнью до конца своих дней.
К сожалению, болезнь победила, и сын Платонова в 1943 году умер.

Слайд 11Андрей Платонович Платонов
(1899–1951 гг.)
В конце 1940-х годов Платонова лишили возможности зарабатывать

сочинительством, он был вынужден заняться переводческой деятельностью.

Слайд 12В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда».


Слайд 13Приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: он вскоре умер

(5 января 1951 года) от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.



Слайд 14Писатель умер в Москве
5 января 1951 года.


Слайд 15Андрей Платонович Платонов
(1899–1951 гг.)
Рассказ «Юшка» Андрей Платонов написал в 1935 году.



Слайд 16«Возлюби ближнего своего, как самого себя».


«Побеждай зло добром».

Библия

«Старая мудрость говорит:

не плачьте об
умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть».
В. Распутин

Слайд 17Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в

бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.

Дмитрий Голубков

Слайд 18Побеждай зло добром.
Библия


Слайд 19Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на

вид человек.
Он работал в кузнице
при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо
на наковальне,
когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок,
чтобы ковать её, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли
его Юшкой.

Слайд 20Главное в рассказе Платонова — тема милосердия и сострадания.


Слайд 21
Словарная работа
Сострадание
Сочувствие
Милосердие
Гуманизм
Блаженный
Сокровенный
Кроткий
Смирный


Объясните
значение слов.
Есть ли
среди них
синонимы?

?





Слайд 22Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое

несчастьем другого человека.


Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.


Блаженный - 1) в высшей степени счастливый
2) юродивый – чудаковатый, помешанный или безумец, обладающий даром прорицания


Слайд 23

Прочитайте начало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время…» до слов:

«…вон и Юшка уж спать пошёл»).



Каким человеком предстаёт перед нами Юшка в начале произведения?
Где жил и работал Юшка?

Слайд 24

Прочитайте эпизод «Юшка и дети»
Как дети относились к Юшке?
Как Юшка реагировал

на жестокость детей?
Почему Юшка верит, что дети его любят?



Слайд 25Юшка и дети


Слайд 26Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее

из пяти строк»;

Что такое синквейн?


Слайд 27 Синквейн состоит из 5 строк;
Его форма напоминает ёлочку.


1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово


Слайд 29Юшка.
Добрый, безответный
Любит, страдает, прощает.
Юшка добром
побеждает зло.
Праведник.


Слайд 30Дети.
Злые, вредные.
Кидали, толкали, дразнили.
Дети не умели любить.
Глупцы.


Слайд 31

Прочитайте эпизод «Юшка и односельчане»
Как взрослые относились к герою рассказа?
Как автор

объясняет, почему взрослые обижали его?
Почему Юшка безропотно переносит издевательства сельчан?
Почему он их жалеет?




Слайд 32Юшка и взрослые


Слайд 33
Взрослые.
Злые, жестокие
Обижали, били, калечили.

Люди приходили в ярость от злости.
Эгоисты.

Слайд 34А теперь заглянем в словарь…
В словаре С.И.Ожегова
представлены два
значения слова терзать:


Разрывать на части.
Мучить нравственно.

Слайд 35

Как вы понимаете слова героя: «Они меня без понятия любят… Сердце

в людях бывает слепое»?



Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру?
Что помогало Юшке жить?

Слайд 36Юшка любит людей — искренне и бескорыстно.
Особенно это проявляется в

том, как он относится
к сиротке, которую вырастил: он никогда не пил чай, не ел сахар, «чтоб она ела его».


Слайд 37

Прочитайте отрывок от слов: «Уйдя далеко…» до слов: «…шёл весело дальше,

как здоровый человек»

В поисках истины; в поисках душевного покоя, душевной гармонии, которые рождаются от общения с природой (мотив одухотворенной природы)


Слайд 38Юшка иногда ведёт себя странно, он каждый месяц уходит куда-то, подальше

от людей.
Наедине с природой, среди трав и рек, слушая пение птиц — он преображается.


Слайд 39Мотив странствия


Слайд 40Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь
не дышать на

них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору
на деревьях и подымал
с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

Слайд 41

Сердце Юшки
Жизненная формула Юшки
?
?
?
?


Слайд 42

Сердце Юшки
Жизненная формула Юшки
любовь к природе
любовь к Родине
любовь к

людям

любовь ко всему живому


Слайд 43Андрей Платонович Платонов
(1899–1951 гг.)
Главное в жизни — это добро
и любовь,

которые идут
от человека к человеку.

Слайд 44Андрей Платонович Платонов
(1899–1951 гг.)
Надо любить ту Вселенную, которая может быть, а

не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества,
и к невозможному летят
наши души...

Слайд 45Анализ эпизода «Весёлый прохожий»
Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки?
Можем ли мы

сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни?
Почему людям без Юшки стало грустно жить?
Кто из героев рассказа умел по-настоящему любить людей? В чём проявлялась его любовь?
Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки»?
Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие?

Слайд 46Юшка и прохожий


Слайд 47
Прохожий
Пьяный, гневный
Кричит, оскорбляет, дерётся
Прохожий рассердился и толкнул Юшку
Чудовище .


Слайд 48Добру не всегда удаётся победить, но это не значит,
что оно

бессильно. Любовь и доброта, никуда не исчезают, даже когда человек умирает, они продолжают жить.

Слайд 49Тайна имени

У Платонова юшка- это кровь, животворящая жидкость,

значительная потеря которой грозит организму смертью.
Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей.

Слайд 50Тайна имени
Ефим - благочестивый, благожелательный, священный.
Дмитрий - восходит к имени греческой

богини плодородия Деметры. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.


Слайд 51Именно приёмная дочь Юшки будет отдавать, чтобы «лечить и утешать больных

людей,
не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Слайд 52Девушка.
Любящая, кроткая.
Помогает, лечит, утешает.
Девушка всегда готова помочь.
Врач.


Слайд 53Работа с эпиграфом урока
Как вы думаете, подходят ли слова доктора Гааза

для эпиграфа к нашему уроку? Почему?

Какие произведения отечественной литературы также проникнуты идеями милосердия?



"Спешите делать добро, пока не стало поздно" Ф. П. Гааз


Слайд 54 Великое – не умирает.
И.В. Панфилов

Без подлинной любви к человечеству нет подлинной

любви к родине.
А. Франс

Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. Писарев

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль

Слайд 55 Великие души переносят страдания молча.
Ф.Шиллер

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для

души человека.
М Горький

Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.
Д.И Писарев

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Л.Н.Толстой


Слайд 56Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с

молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.

Антон Павлович
Чехов
(1860–1904 гг.)


Слайд 57Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела…»


Слайд 58Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил - И оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его. Когда он слег и тихо умирал,- Рассказывает мать,- День ото дня Все чаще вспоминал меня и ждал: "Вот Шурку бы...Уж он бы спас меня!" Бездомной бабушке в селе родном Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом, Дров наготовлю, Хлеба воз куплю. Мечтал о многом, Много обещал... В блокаде ленинградской старика От смерти б спас, Да на день опоздал, И дня того не возвратят века. Теперь прошел я тысячи дорог - Купить воз хлеба, дом срубить бы мог. Нет отчима, И бабка умерла... Спешите делать добрые дела!


Слайд 59Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова?
Какие чувства вызвал у вас

рассказ А. Платонова «Юшка»?
Над чем писатель заставил задуматься?
Кому из вас хочется в конце урока сказать герою произведения: «Прости нас, Юшка»?

Слайд 60Поделимся впечатлениями:
«Свободное письмо»: поразмышляйте…
Что нужно делать, чтобы добра в мире

было больше?
Какие чувства вызывает у вас рассказ А. Платонова «Юшка»?

Слайд 61
Домашнее задание:
написать сочинение
на тему:

«Нужны ли в жизни сочувствие

и сопереживание?»

Слайд 62Спасибо за внимание!


Слайд 63Человек есть тайна.

Фёдор Достоевский


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика