Слайд 1Актуальные вопросы аттестации педагогических работников
Вострякова О. В., заведующая
отделом научно-методического сопровождения оценки качества образования Центра оценки качества образования ИРОСТ
Слайд 2История аттестации педагогических работников
Слайд 3Аттестация (от лат. Attestation – свидетельство) как управленческое явление возникла в
теории и практике педагогики сравнительно недавно, ей предшествовало другое управленческое явление – инспектирование
Слайд 4В 1937 году было предложено проведение массовой аттестации всех специалистов, работающих
в должности учителя.
Цель аттестации – установление соответствия работника званию учителя.
По итогам работы учителя делились на три группы:
1) получившие персональное звание учителя;
2) допущенные к педагогической работе при условии получения соответствующего образования в установленные комиссией сроки;
3) отстраненные от работы в школе вследствие профессиональной непригодности
Слайд 5С 1975 года процедура аттестации в российских школах возобновилась и регламентировалась
«Положением об аттестации учителей общеобразовательных школ», разработанным и утвержденным Министерством просвещения СССР.
В нём были определены цели аттестации: «...дальнейший рост идейно-теоретического уровня, деловой квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы педагогических кадров, а также распространение передового педагогического опыта, дальнейшее повышение уровня всей работы общеобразовательной школы»
Слайд 6Прохождение аттестации учителями было обязательным один раз в пять лет; результат
её – присвоение звания «старший учитель» и «учитель-методист».
Объектами измерений, которые проводились администрацией школы, являлись результаты и процесс труда, личность работника
Слайд 7В 1992 году появилась так называемая категориальная аттестация. Нормативной основой аттестации
стали:
- Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ;
- квалификационные характеристики, утвержденные Министерством образования РФ, содержащие критерии квалификационных категорий (разрядов) и определяющие их количество.
Задачами категориальной аттестации, определенными в Положении, являлось «стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда»
Слайд 8Не отличается от предыдущего, но является уточненным, дополненным вариантом Положение о
порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования России от 26 июня 2000г. №1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24 июля 2000г., регистрационный №2322).
Слайд 9С 1 января 2011 года вступил в действие новый Порядок аттестации
педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждённый приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. №209 (зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 г., регистрационный №16999)
Слайд 10Основаниями для принятия порядка аттестации послужили:
- утверждение новых квалификационных характеристик должностей
работников образования (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н);
- переход на новую систему оплаты труда в рамках комплексных проектов модернизации образования, учитывающую результаты и качество работы учителя;
- необходимость привести процедуру аттестации в соответствии с законом РФ «Об образовании», согласно которому проведение аттестации педагогических кадров относится к полномочиям субъекта РФ, в то время как действующее Положение об аттестации позволяло делать это на муниципальном и школьном уровнях
Слайд 11Нормативно-правовой базой по аттестации педагогических работников являются следующие документы:
на федеральном
уровне:
Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждённые Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209.
Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений – письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 03-52/46.
на региональном уровне:
Методика оценки профессиональной деятельности педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений.
Слайд 12В новый порядок аттестации педагогических кадров по сравнению с Положением об
аттестации педагогических и руководящих работников внесены следующие ключевые изменения:
- аттестация проводится как на подтверждение соответствия занимаемой должности, так и на присвоение квалификационной категории.
При этом аттестация на подтверждение занимаемой должности проводится один раз в пять лет по представлению работодателя и является обязательной для любого педагога, а аттестация на присвоение квалификационной категории – по личному заявлению работника и является добровольной;
Слайд 13- квалификационных категорий две: первая и высшая;
- аттестацию проводит региональная аттестационная
комиссия;
- данный порядок не применяется в отношении руководящих работников;
- заявления на аттестацию и представления руководителей могут подаваться в аттестационную комиссию в течение всего календарного года. Это позволит работникам выбрать наиболее удобное для себя время прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории;
Слайд 14 - чётко прописаны последствия признания работника несоответствующим занимаемой должности.
В этом случае работодатель (руководитель ОУ) должен направить его на курсы повышения квалификации (если подобная рекомендация содержится в решении аттестационной комиссии), либо предложить другую имеющуюся работу. Трудовой договор с работником может быть расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (в т. ч. Вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).
Слайд 15
Данный порядок аттестации вступил в силу с 1 января 2011 г.
При этом присвоенные ранее квалификационные категории действуют до истечения их срока
Слайд 16Сравнительный анализ «Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»,
утвержденного Приказом Минобразования России от 24 марта 2010 г. № 209 и Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1908
Слайд 38Сравнение Положения «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и
муниципальных образовательных учреждений 2000 года с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений 2010 года позволяет сделать выводы:
Наметилась тенденция представления процедуры аттестации педагогических кадров как инструмента кадровой политики, где педагогические кадры – ресурс, обеспечивающий требуемое качество образования. Соответственно, к кадрам как ресурсному обеспечению предъявляются определённые требования.
Слайд 39Произошла трансформация цели аттестации. Если по положению 2000 предполагалось определение соответствия
уровня профессиональной компетенции требованиям к квалификации, то Порядок-2010 предполагает уже две составляющие:
определение соответствия уровня квалификации требованиям квалификационных категорий;
определение соответствия занимаемой должности и уровня профессиональной деятельности.
Слайд 40Решаемые в ходе проведения аттестации задачи по Положению -2000 в большей
степени направлены на развитие личности и повышение благосостоянию педагога.
Порядок-2010 направлен на реализацию требований к ресурсному обеспечению современного качества образования, в том числе педагогического: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации, методологической культуры, личностного профессионального роста, использования современных педагогических технологий педагогическими работниками; повышение эффективности качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учёт требований ФГОС к кадровым условиям реализации образовательных программ; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда.
Слайд 41В Порядке-2010 чётко определяются единые требования к педагогическим работникам, претендующим на
присвоение первой квалификационной категории и дополнительные требования к установлению высшей квалификационной категории что, в свою очередь, обеспечивает выполнение п. 34 Порядка-2010: «Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока её действия» (табл. 2).