Слайд 1 Афанасий
Афанасьевич
Фет
( 1820 – 1892 )
«Он – высокий,
высочайший
авторитет
в поэзии,
в искусстве,
в мысли.»
(В .Брюсов )
Слайд 2А.А.Фет родился в Орловской губернии, недалеко от города Мценска
Слайд 3Афанасий Неофитович был военным, участвовал в войне
с Наполеоном , ушел
в отставку в звании ротмистра и стал служить
на гражданском поприще.
Слайд 4Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежала по рождению
к немецкой
зажиточной бюргерской семье. Шеншин был ее вторым мужем. До 1820г. жила в Дармштадте,
в Германии.
Слайд 5В доме отца Афанасий прожил до 14 лет. По совету В.А.Жуковского
, друга отца, юношу отправили учиться в г. Вееро в пансион Крюммера.
Слайд 6В 1837г. Афанасий Фет приезжает в Москву, учится в частном пансионе
Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, редактора журнала «Москвитянин». В доме Погодина жил тогда приехавший из-за границы Н. В. Гоголь. Именно ему показал Погодин тетрадь со стихами А.Фета
Н.В. Гоголь о Фете: «Это несомненное дарование»
Слайд 7С 1838г. по 1844г А.Фет учился на словесном факультете Московского университета.
Однокурсниками и друзьями Афанасия Фета были будущие известные поэты Аполлон Григорьев, Яков Полонский, философ и историк Сергей Соловьев.
Слайд 8Дом Григорьевых в Замоскворечье –
вид со двора
Комната Фета –студента на
«антресолях» григорьевского дома
Слайд 9В 1840г. Вышел первый сборник стихов Афанасия Фета «Лирический пантеон».
В.Г.Белинский
писал:
«Из живущих в Москве поэтов всех даровитее А.Фет».
Слайд 10С середины 1842г. стихи Фета печатались в журналах «Москвитянин» и «Отечественные
записки»
А.А.Фет
Худ. К.К.Гампельн.1850-е гг.
В 1845 году Фет поступил
на военную службу
с единственной целью - дослужить до чина , возвращающего ему
дворянство.
Слайд 11В 1850г. выходит второй сборник стихов А.Фета, в который вошли оригинальные
стихи, вызвавшие много споров, и переводы стихов немецких поэтов.
Г. Гейне
И.В. Гете
Слайд 12В 1853г. Фета переводят в гвардию. Гвардейский полк расквартирован вблизи Петербурга.
Поэт знакомится с Н.А.Некрасовым, И.И.Панаевым, И.С.Тургеневым, А.В.Дружининым, В.П.Боткиным, И.А.Гончаровым
И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов редактировали 3-й сборник стихов Фета.
Слайд 13В 1857г. А.А.Фет женился на Марии Петровне Боткиной, сестре своих друзей
В.П.Боткина и С.П.Боткина.
«Это была женщина удивительно милая и симпатичная. Не будучи красивой, она была привлекательна своим добродушием и простотой. Характер у нее был прелестный. Мужа своего она очень любила, ходила за ним, как нянька».
Слайд 14
В 1859г. произошел разрыв А.Фета с журналом «Современник» после резко критической
статьи о фетовском переводе Шекспира. М.Е.Салтыков-Щедрин в 1863г.написал статью «Стихотворения А.А.Фета»
Слайд 15В 1861 году А.Фет приобрёл небольшое имение Степановка в Мценском уезде
Орловской губернии, где развернул свой незаурядный талант хозяина-практика, делового и расчётливого человека.
Слайд 17В 1877г. покупает новое имение-Воробьевку.
Слайд 18Рабочий кабинет
Гостеприимный дом
Слайд 19«…ну скажи ради бога и всех
ангелов его, и всех чертей его,
откуда у тебя берутся такие лелейно -чистые, такие возвышенно -идеальные юношески -благоговейные стихотворения?...»
( Из письма Я.П.Полонского
А.А.Фету от 25 октября 1890г)
Слайд 20Последний сборник стихов Фета «Вечерние огни» состоял из четырех выпусков.
Первый
вышел из печати в 1883г.
Второй - в 1885г.
Третий - в 1889г.
Четвертый – за год до смерти,
в 1891г.
Редактором сборника был Владимир Сергеевич Соловьев, поэт-символист, сын философа Сергея Соловьева.
Слайд 21Третий выпуск «Вечерних огней» ( 1888 )
Слайд 22В последние годы жизни Фет был особенно дружен с Л.Н.Толстым.
Слайд 23Семья Я.Полонского
В гостях у А.А.Фета
Слайд 25ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского >impression — впечатление), направление в искусстве последней трети
19 — начала 20 вв. Сложилось во французской живописи 1860-х — начала 70-х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К.Писсарро, А. Сислей).
Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды.
Слайд 26Клод Моне
Особенности импрессионистской живописи включают видимые мазки, открытый состав, акцент
на
свет в его качественных изменениях (часто подчеркивающий эффекты течения времени), предмет картин включает движения как решающий элемент человеческого восприятия и опыта, и необычные визуальные углы.
Слайд 27
Мир природы в лирике А. Фета
"Поэзия Фета- сама природа,
зеркально глядящая через человеческую душу..."
КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ
Слайд 28Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные
тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
1850
Слайд 29Развитие лирической темы
МИР ЧЕЛОВЕКА
МИР ПРИРОДЫ
ВЕЧЕР
НОЧЬ
ЗАРЯ
Слайд 30Развитие лирической темы
МИР ЧЕЛОВЕКА
МИР ПРИРОДЫ
ВСТРЕЧА
СВИДАНИЕ
СЧАСТЬЕ
ВЕЧЕР
НОЧЬ
ЗАРЯ
Слайд 31Цвет и звук
Как цвет отражает движение времени? Почему, на ваш взгляд,
стихотворение «замолкает»?
Слайд 32Цвет и звук
Серебро
Свет ночной ночные тени
Дымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заря
Шепот,
дыханье, трели соловья, колыханье ручья
- - - - - - - - - -
Лобзания
Слайд 33Какова в стихотворении роль контрастов?
Шепот, робкое дыханье …
Серебро …
Ночные тени, тени
без конца
В дымных тучках …
Слайд 34Какова в стихотворении роль контрастов?
Шепот, робкое дыханье …
И лобзания, и слезы
…
Серебро …
Пурпур розы, отблеск янтаря …
Ночные тени, тени без конца
И заря, заря !..
В дымных тучках …
Пурпур, янтарь, заря
Слайд 35Ассонанс и аллитерация
1
строфа
2
строфа
3
строфа
Открытый [a]:
шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручья
Открытый [a]:
ночной,
конца, ряд волшебных, милого лица
Согласные [м], [н], [л]:
ночной, тени, волшебных, изменений, милого лица
Согласный [р]:
пурпур розы, янтарь, заря
Открытый [а]:
тучках, янтаря, лобзания, заря
Слайд 36ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА
Роза - это символ природной красоты, огня страсти,
земной радости.
Например, в персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения.
Слайд 37Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в
гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Слайд 38Ф. Тютчев
«Я встретил вас …»
А. Фет
«Сияла ночь …»
СЮЖЕТ
Я встретил вас -
и все былое …
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь …
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
ОН
В отжившем сердце ожило …
С давно забытым упоеньем …
ОНА
… за песнею твоей; ты пела до зари, в слезах изнемогая; твой голос; во вздохах этих звучных; рыдающие звуки
Смотрю на милые черты …
И то же в вас очарованье …
Слайд 39«Фетовское» в стихотворении
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали лучи …
Рояль,
струны, песня, голос, звуки, пела
Сердца, слёзы, любовь, жизнь
МУЗЫКА красота
ПРИРОДА ночь
ЛЮБОВЬ счастье
ГАРМОНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ
Слайд 40
Музыкальность
стихотворения
Фонетические средства
Синтаксические средства
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ УКАЗАННЫЕ СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННУЮ МЕЛОДИЧНОСТЬ
СТИХОТВОРЕНИЯ
Слайд 41Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в
гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Слайд 42«Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант …»
П. И. Чайковский
Музыкальность
стихотворения
Фонетические средства
Синтаксические
средства
АССОНАНС
[а], [о]
АЛЛИТЕРАЦИЯ
[л], [р]
ПОВТОРЫ
Синтаксический параллелизм
АНАФОРА
ЭПИФОРА
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ УКАЗАННЫЕ СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННУЮ МЕЛОДИЧНОСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ
Слайд 43ЧТО СБЛИЖАЕТ ЭТИХ ПОЭТОВ?
ПОЭТЫ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА»
ПРИРОДА
ЛЮБОВЬ
ТАЙНЫ БЫТИЯ
Единство эстетических воззрений и
общность тематики
Психологизм и тонкость чувств
Изящество слога и отточенность языка
Сверхчуткое художественное восприятие природы
Слайд 44ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ?
ПРИРОДА
Трагическое единство человека и природы: человек стремится к слиянию
с природой, но это невозможно
Мимолетность и изменчивость природы и мира; ночь как время поэтического вдохновения
ЖИЗНЬ – МИМОЛЕТНОЕ ВИДЕНИЕ
МИГ – ЭТО УЖЕ ЖИЗНЬ
Слайд 45 Моне, Сислея, Писсарро можно
считать "самыми чистыми"
импрессионистами, в их последовательном преследовании искусства спонтанности, солнечного света, и цвета.
К. Моне Пруд в Монжероне
Осень в Аржантее
Слайд 47«Фет - мудрейший среди наших лириков, и притом (что замечательно) поэт,
всего ближе стоящий к современной символической школе».
ЭЛЛИС «Русские символисты» 1910
А. ФЕТ И РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ
Слайд 48В литературе черты импрессионистического стиля (предпочтение “впечатления” — непосредственного, мимолетного, изменчивого
— как основного средства в передаче предмета, события, переживания) свойственны
поэзии И. Анненского и К. Бальмонта.
АННЕНСКИЙ
Иннокентий Федорович
(1855 — 1909)
БАЛЬМОНТ
Константин Дмитриевич
(1867 — 1942)