Слайд 1
Реализация
Федеральных государственных образовательных стандартов
дошкольного образования
Слайд 2Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
«Об образовании в Российской Федерации»
Дошкольное
образование – уровень общего образования и неотъемлемая часть системы непрерывного образования
Глава 2. Система образования
Статья 10. Структура системы образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
Дошкольное образование;
2) Начальное общее образование;
3) Основное общее образование;
4) Среднее общее образование.
Слайд 3
Глава 2. Система образования
Статья 12. Образовательные программы
2. В Российской Федерации реализуются основные
и дополнительные образовательные программы.
3. К основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования
Слайд 4Статья 12.
5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Глава 2. Система образования
Слайд 59. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и
направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
10. Примерные основные образовательные программы проходят экспертизу и включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой.
11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, а также организации, которым предоставляется право ведения такого реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти
Глава 2. Система образования
Слайд 6Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
«Об образовании в Российской Федерации»
Дошкольное
образование – уровень общего образования и неотъемлемая часть системы непрерывного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт
Примерные основные образовательные ПРОГРАММЫ
Экспертиза ПРОГРАММ
Реестр
ПРОГРАММ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 7Заменители стандарта
«Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения,
реализуемым в дошкольном образовательном учреждении».
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Слайд 8ВРЕМЕННЫЕ (ПРИМЕРНЫЕ) ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И МЕТОДАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введены в 1996
г. в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ;
«Временные» – временно действовали до момента введения образовательного стандарта;
Не соответствовали логике проектного управления;
«Разновекторность» системы дошкольного образования.
Слайд 9ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (ФГТ)
Введены:
в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992
г. ст. 9. п.6.2);
в соответствии с Приказом Минобрнауки от 23.11.2009 г. № 655 (ФГТ к структуре Программы);
в соответствии с Приказом Минобрнауки от 20.07.2011 г. № 2151 (ФГТ к условиям её реализации);
Причины введения: Временные требования устарели; норма российского законодательства; тенденция к стандартизации образования; понимание важности дошкольного образования; обеспечение равного старта при поступлении в школу;
ФГТ – это не образовательный стандарт;
В структуре Программы – 2 части:
1) Обязательная (инвариантная) – базис дошкольного образования;
2) Вариативная – отражает принцип вариативности.
ФГТ соответствуют логике проектного управления!
Слайд 10Причины введения ФГОС ДО
1. Реализация государственной политики в сфере образования, на
право граждан Российской Федерации на получение качественного дошкольного образования.
2. Отставание дошкольного образования в ряду других образовательных систем общей системы непрерывного образования Российской Федерации.
3. Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Слайд 11ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
Слайд 13План действий по обеспечению ведения ФГОС ДО
Слайд 14План действий по обеспечению ведения ФГОС ДО
I направление: создание нормативно-правового, методического
и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО
Разработка нормативно-правовых актов
Проведение аналитических работ по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС ДО, требований к качеству услуг ДО
Разработка письма Минобрнауки с разъяснениями по отдельным вопросам введения ФГОС ДО
Методические рекомендации по разработке ООП ДО
Мониторинг условий реализации ФГОС ДО в субъектах РФ
Методические рекомендации о базовом уровне оснащённости средствами обучения и воспитания для организации предметно-пространственной среды
Введение федерального реестра ПООП, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО
Разработка методических рекомендаций по развитию негосударственного сектора в ДО
Слайд 15План действий по обеспечению ведения ФГОС ДО
II направление: создание организационного обеспечения
реализации ФГОС ДО
Создание Координационной группы, обеспечивающей координацию действий органов управления образованием субъектов РФ по исполнению плана действий по введению ФГОС ДО
Создание региональных рабочих групп по внедрению ФГОС ДО
Сопровождение деятельности «Пилотных площадок» в субъектах РФ
Организация получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих ДО в форме семейного образования
Слайд 16План действий по обеспечению ведения ФГОС ДО
III направление: создание кадрового обеспечения
реализации ФГОС ДО
Обеспечение поэтапного повышения квалификации руководителей и педагогов ДОО по вопросам ФГОС ДО
Разработка методических рекомендаций по проведению аттестации педагогических работников ДОО
Организация деятельности стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО в субъектах РФ
Разработка предложений по изменению ФГОС СПО и ВПО по направлениям подготовки: педагогическое, психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование
Слайд 17План действий по обеспечению ведения ФГОС ДО
IV направление: создание финансово-экономического
обеспечения реализации ФГОС ДО
Разработка метод. рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного ДО
Мониторинг финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного ДО в условиях введения ФГОС ДО
Разработка метод. рекомендаций по оказанию платных дополнительных образовательных услуг в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации ООП ДО в условиях введения ФГОС
Слайд 18План действий по обеспечению ведения ФГОС ДО
V направление: создание информационного
обеспечения реализации ФГОС ДО
Научно-практические конференции, педагогические чтения, семинары по вопросам введения ФГОС ДО
Информационное сопровождение в СМИ о ходе реализации ФГОС ДО
Слайд 19Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на ФЕДЕРАЛЬНОМ уровне
I направление
(нормативно-правовое, методическое
и аналитическое обеспечение)
Разработка и утверждение порядка приёма на обучение по ОП ДО, примерной формы договора на обучение
Аналитические материалы о готовности воспитателей к введению ФГОС ДО, о требованиях к качеству услуг ДО со стороны воспитателей и родителей; рекомендации к минимальному наполнению образовательного процесса игровой деятельностью
Письмо Минобрнауки России
Методические рекомендации по составлению ООП ДО на основе ФГОС ДО и примерной ООП ДО
Разработка инструментария и программы мониторинга условий реализации ФГОС ДО в субъектах РФ, его проведение (1 раз в полугодие), аналитические материалы по его результатам
Методические рекомендации о базовом уровне оснащённости средствами обучения и воспитания для организации предметно-пространственной среды
Федеральный реестр ПООП
Методические рекомендации по развитию негосударственного сектора
в ДО
Слайд 20Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на ФЕДЕРАЛЬНОМ уровне
II направление
(организационное обеспечение)
Создание Координационной группы по ДО при Минобрнауки России
Перечень «Пилотных площадок», организация «Горячей линии» по введению ФГОС ДО
Методические рекомендации по организации и функционированию консультативно-методических центров (организационные, экономические, функциональные вопросы)
Слайд 21Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на ФЕДЕРАЛЬНОМ уровне
III направление
(кадровое обеспечение)
Разработка программ и учебно-методических комплектов повышения квалификации для руководящих и педагогических работников ДОО
Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников ДОО
Методическое обеспечение стажировочных площадок по введению ФГОС ДО
Изменение ФГОС СПО и ВПО по направлениям подготовки: педагогическое, психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование
Слайд 22Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на ФЕДЕРАЛЬНОМ уровне
IV направление
(финансово-экономическое обеспечение)
Метод. рекомендации по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного ДО
Аналитические материалы по результатам мониторинга финансового обеспечения. Доработка методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению
Метод. рекомендации по оказанию платных дополнительных образовательных услуг в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации ООП ДО в условиях введения ФГОС
Слайд 23Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на ФЕДЕРАЛЬНОМ уровне
V направление
(информационное обеспечение)
Проведение всероссийских конференций, межрегиональных семинаров и вебинаров, «круглых столов» по вопросам введения ФГОС ДО
Информирование общественности о ходе и результатах реализации ФГОС ДО с использованием интернет – ресурсов (официальный сайт Минобрнауки России), педагогических, научно – методических изданий и СМИ
Слайд 24Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на РЕГИОНАЛЬНОМ уровне
I направление
(нормативно-правовое, методическое
и аналитическое обеспечение)
Разработка и утверждение нормативных правовых актов субъектов РФ, включая план-график введения ФГОС ДО
Обобщение материалов, полученных от учредителей ДОО
Участие членов Координационной группы в разработке методического письма
Организация совещаний и семинаров с учредителями и руководителями ДОО
Сбор материалов для мониторинга и направление в Минобрнауки России. Региональные программы, планы по созданию условий реализации ФГОС ДО
Апробация методических рекомендаций в пилотных площадках, учёт метод. рекомендаций при формировании регионального бюджета на очередной финансовый год
Участие в экспертизе ПООП ДО (в части учёта региональных, этнокультурных особенностей)
Корректировка нормативно-правовой и методической базы субъектов РФ по вопросам развития негосударственного сектора в ДО.
Организация совещаний
Слайд 25Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на РЕГИОНАЛЬНОМ уровне
II направление
(организационное обеспечение)
Участие в работе Координационной группы по ДО
при Минобрнауки России
Региональные группы по внедрению ФГОС ДО
Определение перечня «пилотных площадок»
в регионе, координация и организационное сопровождение их деятельности по вопросам региональной компетенции
Организация получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителями детей, получающих ДО в форме семейного образования
Слайд 26Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на РЕГИОНАЛЬНОМ уровне
III направление
(кадровое обеспечение)
План-график повышения квалификации для руководящих и педагогических работников ДОО на уровне субъекта
Организация проведения аттестации педагогических работников в соответствии с метод. рекомендациями
Координация деятельности стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО в субъектах РФ
Привлечение молодых специалистов для работы в ДОО
Слайд 27Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на РЕГИОНАЛЬНОМ уровне
IV направление
(финансово-экономическое обеспечение)
Учёт метод. рекомендаций при формировании региональных бюджетов на очередной финансовый год
Подготовка бюджетных проектировок на очередной бюджетный год с учётом доработанных методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ
по финансовому обеспечению реализации прав граждан
на получение общедоступного и бесплатного ДО
Учёт метод. рекомендаций при планировании деятельности по надзору за исполнением законодательства в сфере образования
Слайд 28Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на РЕГИОНАЛЬНОМ уровне
V направление
(информационное обеспечение)
Проведение семинаров и конференций по вопросам введения ФГОС ДО
Подготовка публикаций в СМИ, в том числе электронных, о ходе реализации ФГОС ДО
Слайд 29Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на уровне УЧРЕДИТЕЛЯ ДОО
I
направление (нормативно-правовое, методическое
и аналитическое обеспечение)
Разработка и утверждение нормативных правовых актов, включая план-график введения ФГОС ДО
Сбор информации по опросам
Проведение разъяснительной работы, организация ознакомления ДОО
с письмом Минобрнауки России
Доведение методических рекомендаций до ДОО
Муниципальные программы развития ДО с учётом результатов мониторинга
Учёт методических рекомендаций при оснащении образовательных организаций
Организация обсуждения вариативных ПООП ДО в части учёта региональных, этнокультурных особенностей и направление предложений в региональную рабочую группу
Методическое сопровождение негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих программы ДО
Слайд 30Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на уровне УЧРЕДИТЕЛЯ ДОО
II
направление (организационное обеспечение)
Создание рабочей группы муниципального образования по введению ФГОС ДО
Направление предложений по составу в региональную рабочую группу
Определение перечня «пилотных площадок»
в муниципальном образовании, координация и организационное сопровождение их деятельности по вопросам компетенции учредителя ОО
Слайд 31Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на уровне УЧРЕДИТЕЛЯ ДОО
III
направление (кадровое обеспечение)
План-график повышения квалификации для руководящих и педагогических работников ДОО на уровне учредителя
Организация семинаров по подготовке к аттестации педагогических работников
Сопровождение молодых специалистов по вопросам реализации ФГОС ДО
Слайд 32Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на уровне УЧРЕДИТЕЛЯ ДОО
IV
направление (финансово-экономическое обеспечение)
Учёт метод. рекомендаций при определении размера родительской платы и затрат на реализацию муниципальных полномочий в области ДО
Нормативно-правовой акт, утверждающий значение финансового норматива на содержание имущества, создание условий для присмотра и ухода и организации получения общедоступного и бесплатного ДО. Подготовка государственных (муниципальных) заданий с учётом доработанных методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного ДО
Организация предоставления дополнительных образовательных услуг организациям, реализующим программы ДО
Слайд 33Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на уровне УЧРЕДИТЕЛЯ ДОО
V
направление (информационное обеспечение)
Проведение семинаров и конференций по вопросам введения ФГОС ДО
Подготовка публикаций в СМИ, в том числе электронных, о ходе реализации ФГОС ДО
Слайд 34Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на уровне
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
I направление
(нормативно-правовое, методическое
и аналитическое обеспечение)
Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС ДО. Приведение локальных актов ДОО в соответствие с ФГОС
Участие в опросах
Использование письма Минобрнауки России в практической работе
Использование методических рекомендаций в практической деятельности
Создание условий реализации ФГОС ДО
Учёт методических рекомендаций при разработке ООП, осуществлении закупок для организации развивающей предметно-пространственной среды.
Корректировка разделов ООП с учётом базовой оснащённости предметно-пространственной среды.
Использование ПООП ДО, находящихся в федеральном реестре, при разработке ООП
Слайд 35Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на уровне
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
II направление
(организационное обеспечение)
Создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО
Направление предложений по составу в региональную рабочую группу
Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО.
Создание условий для участия педагогических работников в учебно-методических объединениях системы образования
Организация работы пунктов получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих ДО в форме семейного образования
Слайд 36Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на уровне
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
III направление
(кадровое обеспечение)
Участие руководящих и педагогических работников
в прохождении курсов повышения квалификации
Определение наставников для молодых специалистов
Слайд 37Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на уровне
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
IV направление
(финансово-экономическое обеспечение)
Эффективное планирование расходов средств учредителя и субъекта РФ
Корректировка и выполнение государственных (муниципальных) заданий
Получение лицензии на реализацию дополнительных образовательных программ и предоставление дополнительных образовательных услуг организациями, реализующими программы ДО
Слайд 38Ожидаемые результаты по обеспечению введения ФГОС ДО на уровне
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
V направление
(информационное обеспечение)
Участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО
Проведение педагогических советов и других мероприятий по реализации ФГОС ДО
Слайд 39ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Слайд 40ФГОС ДО
Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования
Требования к условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Слайд 41«Основная образовательная программа дошкольного образования» -
программа, разрабатываемая, утверждаемая
и реализуемая в
дошкольном образовательном учреждении:
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы дошкольного образования
Слайд 42Основная образовательная программа – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику
содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных
и медицинских услуг
Слайд 43 как, с учетом конкретных условий, создается
в дошкольном образовательном учреждении любого
вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников
Программа должна показать:
какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми
как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения
как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности
Слайд 44Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Утвержден приказом Минобрнауки России
от 17
октября 2013 г. № 1155
Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30 384
Обязательная часть (не менее 60%)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%)
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Комплексная программа = Примерная основная образовательная программа
Парциальные программы
Слайд 45Обязательная часть основной образовательной программы дошкольного образования
Предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие
детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
социально‑коммуникативное развитие
познавательное развитие
речевое развитие
художественно‑эстетическое развитие
физическое развитие
Слайд 46ФГОС ДО. Образовательные области
Слайд 47Основные направления развития детей и образовательные области
Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-личностное развитие
Физическая
культура
Здоровье
Художественное творчество
Коммуникация
Музыка
Чтение художественной литературы
Познание
Социализация
Труд
Безопасность
Слайд 48Образовательные области
ФГОС
Образовательные области
ФГТ
Основные направления развития
Личностное
развитие
Слайд 49Часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса
Должны быть
представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы
Слайд 50Структура Программы
2.11. Программа включает три основных раздела:
целевой
содержательный
организационный
В каждом из них отражается
обязательная часть
и часть, формируемая участниками образовательных отношений
Слайд 51РАЗДЕЛЫ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целевой
1. Пояснительная записка:
цели и задачи программы;
принципы
и подходы к формированию программы;
значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
2. Планируемые результаты освоения программы (конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса
Содержательный (общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие детей)
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой
Должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Организационный
описание материально-технического обеспечения Программы,
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
распорядок и /или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий,
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Краткая презентация программы (ориентирована на родителей и доступна для ознакомления):
возрастные и иные категории детей, в том числе детей с ОВЗ; используемые примерные программы; характеристика взаимодействия педколлектива с семьями детей
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования:
cпециальные условия для получения образования детьми с ОВЗ в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
Слайд 52Программа строится на основании следующих принципов
1. Принцип развивающего образования, в
соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)
Слайд 53Программа строится на основании следующих принципов
3. Принцип интеграции содержания дошкольного
образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей
4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
Слайд 54Принцип интеграции
Связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда:
- поведение и
деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое» (Выготский Л.С.);
- «схватывание» целого раньше частей, позволяет индивиду
(в детском возрасте – О.С.,Н.Ф.) «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей…» (Давыдов В.В.);
- «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т.)
Слайд 55Принцип интеграции
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние
(или процесс, ведущий к
такому состоянию) связанности, взаимопроникновения
и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса
Слайд 56Формы реализации принципа интеграции
Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы
Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса
Интеграция детских деятельностей
Слайд 57Позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка младенческого, раннего или дошкольного возраста
в адекватных его возрасту детских видах деятельности
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
ЗАДАЧИ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)
обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
Слайд 58ЗАДАЧИ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ
5) объединения обучения и воспитания
в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития
и образования, охраны и укрепления здоровья детей.