Слайд 1Организация обучения и воспитания
детей с ограниченными
возможностями здоровья в
условиях
инклюзивного образования
на территории МОГО « Ухта»
Безносикова Наталья Аркадьевна, начальник
МУ « Управление образования»
администрации МОГО « Ухта»
Слайд 3
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
Закон Республики Коми
от 06.10.2006 N 92-РЗ "Об образовании";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.02.2010 № 246 – р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;Распоряжение Правительства Республики Коми от 30.06.2010 № 276-р «Об утверждении Плана действий Правительства Республики Коми по модернизации общего образования, направленных на дальнейшую реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Республике Коми»;
Постановление администрации МОГО «Ухта» от 31 августа 2010 года № 2074 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Модернизация образования на территории МОГО «Ухта» (2011 - 2015 годы)»
Слайд 4Обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении
всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей
Задача системы образования
Слайд 5ТИПЫ И ВИДЫ ОУ НА ТЕРРИТОРИИ
МОГО « УХТА»
МДОУ (
комбинированного, компенсирующего,
общеразвивающего вида, детский сад присмотра и ухода )
МОУ «СОШ»
МОУ «СОШ с УИОП»
МОУ «ГИЯ»
МОУ «УТЛ»
МОУ «УТЛ»
МОУ «Центр ППР»
Слайд 6 На 01.04.2011 года в образовательных учреждениях на территории МО ГО
«Ухта»
обучается и воспитывается 212 детей-инвалидов, в т.ч. :
дошкольные учреждения посещают 64 ребёнка с инвалидностью, кроме того 16 – не организованы
( возраст с 3 до 6 лет)
в 1- 4 классах- 44 обучающихся;
в 5-9 классах – 73 обучающихся;
в 10-11 классах- 15 обучающихся.
Слайд 7Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в образовательных
учреждениях всех типов и видов на основе подходов инклюзивного образования.
Слайд 8Инклюзия
Полное включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в
массовые образовательные учреждения по месту жительства
Слайд 9 Принципы инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и
достижений;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Слайд 10Создана модель взаимодействия заинтересованных учреждений, структур и ведомств по организации обучения
и воспитания детей с особыми образовательными потребностями
Слайд 11Система работы ДОУ
диагностика ;
ранняя реабилитационная помощь;
психолого - медико-
педагогическое сопровождение;
планирование мероприятий, позволяющих восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности.
Слайд 12МДОУ «Детский сад № 60 комбинированного вида»
работают специализированные группы для
слепых и слабовидящих детей
разрабатывается индивидуальная программа лечения
используется:
правильно подобранная очковая коррекция
окклюзия лучшего глаза лазером
фотоспышка красным фонариком
амблиотренер
занятия для близи с помощью подручных средств и занятия для дали – стерилокализатор
четырехточечный цветотест.
Слайд 13МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида» функционирует с 1990 года
за
17 лет лечение прошли 186 детей;
посещают дети с детским церебральным параличом, с врожденными аномалиями развития головного мозга, с наследственными заболеваниями, с эпилепсией в стадии ремиссии, дети с ортопедической патологией – врожденные вывихи бедер, врожденные деформации грудной клетки и конечностей, с пороками развития конечностей
Слайд 14Результаты работы МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида» :
у детей
с эпилепсией удалось добиться клинической ремиссии.
у детей с ДЦП улучшилась двигательная функция, координация, все больные ходят самостоятельно, научились пользоваться паретичными конечностями при одевании, при приеме пищи, уменьшилось количество синкенезий, затруднявших выполнение произвольных движений, у старших детей улучшилось звукопроизношение, дети научились считать и писать.
Слайд 15Практика работы учреждений позволяет :
выпускать детей не только в специальное (коррекционное)
образовательное учреждение, но и в общеобразовательные классы, специальные (коррекционные) классы VII вида при общеобразовательных школах .
обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде с обычными детьми ( до 50%)
Слайд 16
с 2005-2006 учебного года
МУ «Управление образования» администрации МОГО
«Ухта» на базе МОУ «СОШ №16» совместно с Ухтинской городской организацией Всероссийского общества инвалидов
реализует проект
«Школа для всех».
Слайд 17Направления работы:
материально-техническое оснащение ОУ с целью формирования среды жизнедеятельности, доступной для
детей с ограниченными возможностями здоровья;
подготовка нормативной базы;
подготовка педагогического коллектива к работе с детьми, имеющими особые потребности;
работа с обучающимися, родителями детей, обучающихся в данной школе с целью воспитания толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 18организации работы по получению качественного и доступного образования с учётом
специфики заболевания,
координации консультативной помощи педагогам при организации обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями,
оказанию педагогической помощи родителям «особого ребёнка»,
созданию материальной и информационной базы для непрерывного инклюзивного воспитания и образования детей с особыми образовательными потребностями.
Создание ресурсного центра способствует:
Слайд 19Направления деятельности ресурсного центра:
формирование банка данных по данной категории детей. В
банк данных включаются не только персональные данные об обучающемся, семье ребёнка, но и потребности ребёнка для организации качественного образовательного процесса.
реализация программ, направленных на социальную поддержку граждан с инвалидностью и выявленные потребности обучающихся, по возможности, включаются в данные программы.
Слайд 20ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2011-2012гг.»
Слайд 21Реализация программ по работе с детьми- инвалидами
в 2006-2008 году построен пандус
для МОУ «СОШ №16», ДОУ №103;
приобретение персональных компьютеров для детей с инвалидностью (обучающиеся старших классов), вертикализатора для ребёнка с ДЦП ;
инициирован УГО ВОИ через СМИ (городская газета «НЭП») сбор средств на приобретение голосовой программы для поздноослепшей девочки. На собранные средства приобретён большеэкранный монитор и голосовая программа;
организован ежедневный подвоз обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение
Слайд 22Состав Координационного совета по инклюзивному образованию:
Соболев С.С- заместитель руководителя администрации МОГО
«Ухта», председатель Совета
Безносикова Н.А-начальник МУ«Управление образования» администрации МОГО
« Ухта», заместитель председателя Координационного совета
Колпащикова М.М.- председатель УГО КРО ВОИ
Волохова Л.А, гл специалист отдела
общего образования МУ
« Управление образования» администрации МОГО
« Ухта», секретарь Совета
Слайд 23
преемственности организации обучения и воспитания детей с инвалидностью (ДОУ и
ОУ),
архитектурной доступности дошкольных и школьных учреждений,
реализации инклюзивного образования в системе дополнительного образования,
возможностей и проблем учреждений культуры в вопросах социализации детей-инвалидов,
изменения общественного мнения по отношению к инвалидам,
преодоление стереотипов, физических и психологических барьеров
В план работы Координационного совета
на 2010-2011 годы включены вопросы:
Слайд 24Дистанционное обучение
проводится работа по включению детей с инвалидностью, находящихся на индивидуальном
обучении на дому в проект дистанционного образования детей-инвалидов в Республике Коми на 2009-2012 годы.
дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми – инвалидами и больными детьми, главным образом за счёт индивидуализации обучении, увеличения количества часов на изучение предметов учебного плана.
Слайд 25Организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории МО ГО
«Ухта»
на 01.09.2011 года в 11 образовательных учреждениях отрыты и функционируют 30 специальных (коррекционных) классов VII вида с общей наполняемостью 353 обучающихся
3 специальных (коррекционных) класса VIII вида с общей наполняемостью 27 обучающихся для детей
с умственной отсталостью
. 3 специальных (коррекционных) класса II, IV, VI вида с общей наполняемостью 39 обучающихся
Слайд 26В специальных (коррекционных) классах VII вида обучаются дети:
имеющие задержку психического развития
конституционального,
соматогенного,
психогенного или церебрально-органического происхождения,
нейродинамические и энцефалопатические расстройства,
невротические и неврозоподобные состояния и др..
Слайд 27Результаты работы:
отсутствие отсева из данных классов на протяжении 5 последних лет,
повышение уровня успеваемости до 99,2% по итогам 2009-2010 года,
снижение количества обучающихся, получивших справку по окончании 9 класса до 0 по итогам 2009-2010 учебного года,
повышение качественных результатов обучения до 10,5%.
Слайд 28создание адаптивной образовательной среды,
грамотного психолого-медико- педагогического сопровождения,
формирование толерантного отношения
к «особым» детям всех участников образовательного процесса,
участие всех заинтересованных структур и ведомств в формировании инклюзивной политики,
реализация адресных муниципальных программ
Реализация права ребёнка на получение
качественного образования
в соответствии с его познавательными
возможностями и адекватной
его здоровью среде по месту жительства
осуществляется через:
Слайд 29Проблемы:
не предусмотрены программы подготовки , переподготовки , повышения квалификации кадров для
системы инклюзивного образования;
отсутствие финансовой поддержки при организации обучения детей с инвалидностью( в части включения повышающего коэффициента);
отсутствие целевой республиканской программы , позволяющей обеспечивать необходимыми средствами ТСО обучения и воспитания детей с инвалидностью с учетом специфики заболевания;
отсутствие специалистов , сопровождающих «особого»ребенка;
не применяется норматив финансовых затрат на одного обучающегося по строке «Специальные коррекционные классы VII, VIII вида в общеобразовательной школе (город, село)» в методике расчёта объёма субвенций местным бюджетам на реализацию муниципальными общеобразовательными учреждениями в Республике Коми основных общеобразовательных программ.