Слайд 1О развитии федеральной инновационной инфраструктуры в сфере образования:
анализ результатов развития сети
ФИП;
конкурный отбор образовательных учреждений на статус ФИП в 2013 году;
презентация сайта http://fip.kpmo.ru
А.К.Белолуцкая,
заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Слайд 2Проект
«Экспертиза результатов деятельности и сопровождение развития инновационной инфраструктуры в сфере
образования (Федеральных инновационных площадок) в 2011-2013 годах, ориентированной на задачи развития качества образования, в том числе на разработку и апробацию механизмов оценки качества образования»
Слайд 3Исторические предпосылки проекта:
1997-2006 гг - Активное развитие сети ФЭП (федеральных экспериментальных
площадок)
2006-2008 гг – активное развитие 6 направлений КПМО (комплексные проекты модернизации образования)
2008 – 2013 гг – реализация НОИ «ННШ» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)
2010 г. – год запуска проекта, связанного с развитием ФИП (федеральных инновационных площадок)
Слайд 4Стратегически важные документы:
Закон №273 от от 29 декабря 2012 "Об образовании
в Российской Федерации" (статья 20)
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (основное мероприятия 2.2. подпрограммы 2)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы.
приказ Минобрнауки России от 23 июня 2009 г. №218 «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».
Слайд 5
Закон №273 от от 29 декабря 2012 "Об образовании в Российской
Федерации" (статья 20):
«В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации,…. реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования»
«Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику»
Слайд 6Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (основное мероприятия
2.2. подпрограммы
«Механизмом опережающего обновления содержания и технологий образования станет поддержка инновационных образовательных организаций и их сетевых объединений».
«Организациям, реализующим инновационные проекты (программы), имеющим существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, будет присваиваться статус федеральной или региональной инновационной площадки»
Слайд 7Действующие лица:
Авторы инициатив
Координационный орган – Комиссия по вопросам развития инновационной инфраструктуры
в сфере образования (Возглавляет министр образования и науки РФ).
Экспертная организация – АНО “Институт проблем образовательной политики “Эврика”
Слайд 83 ключевых компонента проекта:
Конкурсный отбор образовательных организаций, претендующих на статус ФИП
Экспертная
поддержка ФИП в регионах РФ
организационная модель перевода результатов работы сети ФИП в проекты управленческих решений на федеральном и региональном уровнях
Продукты, разработанные ФИП, в итоге должны лечь в основу проектов документов федерального и регионального уровня.
ФИП – не наградной статус для учреждения, а механизм развития образовательной политики региона и РФ
Для учреждения статус ФИП – уникальная возможность быть услышанным на федеральном уровне
Слайд 9Сеть ФИП: актуальное состояние
В настоящий момент сеть федеральных инновационных площадок представлена
36 образовательными учреждениями/организациями
(в том числе 17 учреждений профобразования, 14 учреждений общего образования) из 20 субъектов Российской Федерации.
Эти учреждения имеют опыт работы в инновационном режиме (в некоторых случаях стаж участия в инновационных разработках составляет 15-20 лет).
Слайд 10Все федеральные инновационные площадки прошли конкурсный отбор:
В 2011 году из 98
заявок статус был присвоен 16 образовательным учреждениям
В 2012 году из 246 заявок по результатам проведения экспертизы на рассмотрение Комиссии было рекомендовано 29 образовательных учреждений.
Официальные результаты конкурса 2012 года будут озвучены после приказа Минобрнауки России. В настоящий момент приказ на подписи у министра образования и науки РФ.
Информацию обо всех площадках можно найти на сайте fip.kpmo.ru
Слайд 11Представленность ФИП в разрезе направлений образовательной политики РФ:
новое содержание образования –
51,3%;
информационные технологии в образовании – 13,5%;
развитие сети образовательных учреждений – 13,5%;
финансово-экономические модели управления образованием – 8,1%;
воспитание и здоровьесбережение в образовании – 5,4%;
развитие системы поддержки талантливых детей – 5,4%;
модели государственно-общественного управления в образовании – 2,7%.
Слайд 12Дальневосточный ФО
На данный момент два действующих ФИП:
КГБОУ для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Хабаровский краевой Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
2) Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и повышения квалификации Республики Саха (Якутия)
Оба учреждения делаю мастер-классы в рамках семинара
Слайд 13Заявки 2012 года (ДФО):
В 2012 году подали заявки учреждения из пяти
регионов округа:
1) Хабаровский край
2) республика Саха (Якутия)
3) Сахалинская область
4) Камчатский край
5) Еврейский автономный округ
18 заявок в общей сложности
Слайд 14Общая динамика развития сети ФИП:
Слайд 18Особенности конкурса:
1) инициативный характер проектов
2) реализация федеральных трендов через инициативы на
местах (отличие от ФЭП)
3) ФИПом может стать любая образовательная организация без привязки к уровню образования, организационно-правовой форме, ведомственной принадлежности.
4) ФИПом может стать объединение организаций (консорциум, ассоциация и проч.)
5) электронный характер документооборота и взаимодействия в проекте
6) Результат работы ФИП – разработка институционального регулятора (нормативных документов, программ, положений, методик)
Слайд 19В целях реализации проекта создан сайт
http://fip.kpmo
Функции сайта:
прием заявок на статус
ФИП
прием отчетов ФИП
экспертиза заявок и отчетов
аналитика тенденций становления инновационной инфраструктуры в сфере образования
Организация сетевого взаимодействия ФИП и экспертов
Слайд 20Конкурс 2013 года
Прием заявок будет открыт на сайте http://fip.kpmo.ru в мае
2013 года
Окончание приема заявок – 1 сентября
Заявки подаются на сайт в электронном виде согласно утвержденной структуре
Структура заявки есть в составе раздаточных материалов на диске
Слайд 24Особенности формы заявки:
Заявка не линейная, а уровневая. Макет структурно «навязывает» логику
соотнесения инициативы с государственными приоритетами
Сначала формулируется задача гос.политики, на которую работает проект, затем под каждую задачу подбираются механизмы решения, а к каждому механизму необходимо прописать продукты, через которые он будет реализован
Также под каждый механизм формулируются эффекты, риски, способы распространения
Слайд 25Работа на семинаре и апрельская конференция
Сегодня на группах могут проявиться образовательные
учреждения, которые могли бы претендовать на участие в конкурсе ФИП;
26-29 апреля в Москве состоится межрегиональная конференция «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП)»
Учреждениям, претендующим на статус рекомендуется участвовать.
Информация на сайтах http://fip.kpmo и www.eurekanet.ru
Слайд 26Приоритетные направления развития инновационной инфраструктуры в сфере образования: действующие площадки и
Слайд 27Положительная тенденция
Становится все сложнее четко кластеризовать темы заявок - позиционируется все
больше комплексных проектов
Слайд 28Приоритетные направления деятельности ФИП
Утверждены протоколом заседания Комиссии по вопросам развития
инновационной инфраструктуры в сфере образования в апреле 2012 года. (Председатель Комиссии – министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко).
Представляют собой «лист ожиданий от сети»
Перечень проблемных мест, где необходимы проектные разработки и куда проектанты могут приложить свои усилия.
Слайд 29Приоритетные направления деятельности ФИП:
Новое содержание образования
Финансово-экономические модели управления образованием:
Модели государственно-общественного
управления образованием
Развитие сети образовательных учреждений
Развитие системы поддержки талантливых детей
Воспитание и здоровьесбережение в образовании. Информационные технологии в образовании
Новые модели и механизмы организации повышения квалификации
Слайд 30Новое содержание образования (примеры проектов)
На первое место по актуальности и
приоритетности следует поставить проблематику, связанную с введением ФГОС (качество образования, его оценка, организация инновационного образовательного процесса и т.д.).
Здесь могут быть названы проекты:
«Отработка требований к качеству образования в образовательных учреждениях, реализующих программы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов в условиях внедрения ФГОС («Гуманитарный лицей» города Ижевска Удмуртской Республики),
«Технологии достижения метапредметных результатов в рамках реализации ФГОС нового поколения" (НИИ инновационных стратегий развития общего образования (г. Москва)
«Совместное планирование достижений учащихся на разных ступенях школьного образования» (Частная общеобразовательная школа "Унисон", г. Санкт-Петербург),
«Создание региональной инновационной инфраструктуры в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения» (Региональный центр развития образования, г.Томск),
«Разработка и апробация модели оценки качества результатов обучения на всех ступенях общего образования, в том числе модели и механизмов учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений» ( Открытый институт "Развивающее образование", г. Москва)
Слайд 31Совокупным продуктом этих площадок должен стать массив разработок по таким проблемам,
как:
организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов,
батарея КИМ для оценки метапредметных образовательных результатов, организованная по возрастным ступеням обучения и предметным блокам содержания образования,
система показателей и критериев оценки владения педагогом метапредметными образовательными технологиями,
варианты внедрения метапредметных технологий в ОУ,
построение нелинейного расписания, организация проектно-исследовательской деятельности учащихся,
технологии составления индивидуальной образовательной программы и т.д.
Слайд 32Самостоятельное место в инновационной деятельности по данному направлению занимает проблематика тьюторского
сопровождения образовательного процесса.
В частности, некоммерческое партнёрство "Сибирское методологическое агентство развития территорий - Концепт" (г. Новосибирск) разрабатывает модели тьюторского сопровождения молодежных инициатив и проектной деятельности в рамках Школы социального предпринимательства, а также детских проектов (проектов школьников) в социальной сфере. С рядом проектов по развитию тьюторских услуг, касающихся системы повышения квалификации работников образования, можно ознакомиться в соответствующем разделе.
Слайд 33Несколько важных проектов по теме «Новое содержание образования» представлены учреждениями профессионального
образования.
Так, Московский городской психолого-педагогический университет разрабатывает «Инновационную модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в Российской Федерации».
В результате реализации этого проекта планируется получить модель нового типа школьно-университетского партнерства, модель общественно-государственной и профессиональной оценки а также примерные образовательные программы высшего и дополнительного (послевузовского) профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование».
Слайд 34Барнаульский строительный колледж занят системой оценивания степени сформированности общих и профессиональных
компетенций у студентов и выпускников колледжа:
предполагается разработать систему комплексной оценки и сертификации по каждому профессиональному модулю, включая и оценку общих компетенций, чтобы студент сможет с разной степенью успешности осваивать профессиональные модули (деятельности) в зависимости от своих притязаний и получать сертификаты разной степени значимости (трех степеней), высшая из которых удостоверяет сформированность компетенции в независимом выполнении сложных, нестандартных, высококвалифицированных работ, управление и руководство группой работников, высокий уровень персональной ответственности.
Слайд 35Проект Московского государственого института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской
Федерации «Разработка эффективных нормативно-правовых, содержательных и организационных моделей подготовки бакалавров и магистров по программам «двойных» российско-иностранных дипломов, а также совместных (двойных) российско-иностранных работ на соискание степеней кандидата наук и PhD».
Его результатом должны стать: 1.Интегрированные учебные планы и рабочие программы модулей 2.Проекты регламентов о подготовке и защите совместных/двойных (российско-иностранных) научных работ 3.Проект требований и условий поступления в аспирантуру 4.Проекты двухсторонних /многосторонних соглашений с зарубежными вузами-партнерами
Слайд 36Новое содержание образования
совершенствование содержания образования, способов и форм организации образовательного
процесса на всех ступенях школьного образования
совершенствование системы оценки результатов и качества образования на всех этапах школьного образования
совершенствование нормативно-правовой базы введения ФГОС общего образования на всех школьного образования
совершенствование системы повышения квалификации педагогов и управленческих кадров
Слайд 37Финансово-экономические модели управления образованием:
разработка модели Государственного (Муниципального) 3адания, устанавливающего взаимосвязь
между стоимостью услуги и показателями качества образования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС;
отработка механизмов привлечения инвестиций в сферу образования;
обеспечение конкурентоспособности отечественных образовательных услуг на международном рынке (в т.ч. в условиях вступления в ВТО);
становление системы диссеминации инновационных моделей в образовании (франчайзинг);
развитие венчурных интеллектуальных фондов
Слайд 38Модели государственно-общественного управления образованием
разработка модели обучения представителей школьных органов, осуществляющих государственно-общественное
управление в сфере образования, по вопросам оценки качества образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов ступени общего образования;
разработка модели общественных институтов, осуществляющих экспертизу в сфере образования (аккредитация образовательных учреждений, аттестация руководителей, сертификация образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования) основанных на принципах саморегулирования;
технологии прогнозирования рынка труда и корректировки программ развития и образовательных программ учреждений профессионального образования
Слайд 39Развитие сети образовательных учреждений
разработка нормативно – правовой базы уровня субъекта
РФ, обеспечивающей эффективное внедрение моделей профильного обучения «старшая профильная школа», «школа ступеней образования»;
организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений реализующих программы профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся созданных на основе моделей «старшая профильная школа», «школа ступеней образования»;
институционализация сетевого взаимодействия учреждений образования;
Разработка подходов к разработке методики расчета норматива финансирования общеобразовательных программ в сети (в том числе в сети Интернет);
Разработка параметров оценки оптимальности сети общеобразовательных учреждений муниципалитета.
эффективные модели выстраивания межвузовской интеграции, инженерных школ, развитие объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов.
разработка и апробация альтернативных образовательных и развивающих программ для дошкольных образовательных учреждений, а также развитие альтернативных форм предоставления услуг дошкольного образования (дошкольного содержания, присмотра).
Слайд 40Развитие системы поддержки талантливых детей:
разработка образовательных программ, направленных на развитие творческого
мышления детей и взрослых;
разработка модели интеграции общего, профессионального и дополнительного образования, в т.ч. нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов;
проектирование моделей дистантного образования для одаренных детей;
разработка программ повышения квалификации в форме стажировки для педагогов, работающих с одаренными детьми;
разработка механизмов привлечения представителей реального сектора экономики и инновационных бизнес-компаний в образовательные проекты, связанные с выявлением, отбором, развитием и поддержкой талантливых детей и молодежи
Слайд 41Воспитание и здоровьесбережение в образовании:
разработка инновационных моделей и методик социальной поддержки
и психолого-педагогического сопровождения семьи как института социализации и воспитания ребенка;
создание модели оценки качества воспитания и социализации детей;
разработка механизмов создания сетевых сообществ просоциального характера и минимизации рисков негативного влияния педагогически неконтролируемых сообществ;
разработка моделей здоровьесберегающего пространства обучения (возможности трансформации физического пространства школы в целях сохранения и укрепления здоровья детей)
Слайд 42Информационные технологии в образовании:
Разработка инструментария электронной образовательной среды – «Умная школа»
разработка
моделей и систем показателей ситуационного центра оценки качества образования;
разработка электронного инструментария моделирования сценариев развития качества образования в ОУ;
разработка электронного инструментария обеспечения индивидуализации в обучении.
Слайд 43Новые модели и механизмы организации повышения квалификации
создание инновационных моделей организации
повышения квалификации на муниципальном и региональном уровнях (в т.ч. создание инновационных центров и программ повышения квалификации);
создание и отработка инновационных моделей профессионального педагогического образования ( в т.ч. отработка технологии организации интернатуры для выпускников педагогических вузов);
новые модели и технологии повышения квалификации и внутрифирменной подготовки персонала работодателями в условиях частно-государственного партнерства в образовании;
разработка и внедрение систем независимой сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
разработка, апробация и внедрение организационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки мигрантов и беженцев на базе учреждений профессионального образования.