Слайд 1Министерство образования и науки РФ
Федеральный институт развития образования
Отчёт
о работе лаборатории
производственного воспитания
за период с 1 июля по 24 октября 2008 года
Руководитель: Шишмакова Е.В.
Слайд 2
Лаборатория производственного воспитания в силу объективных причин носит общественный, сетевой характер
Слайд 3Лаборатория производственного воспитания является структурной единицей отделения экспертно-аналитической и научно-информационной деятельности
ФИРО.
Цель деятельности лаборатории - разработка теории и исследование практики производственного воспитания в современных условиях.
Слайд 4
Задачи и Направления
деятельности лаборатории:
Выявление и концептуальное оформление «педагогики дела»;
Изучение психологических характеристик
детской производственной деятельности в ряду прочих деятельностей;
Изучение влияния производственной деятельности на становление важнейших характеристик личности (на примере чувства собственного достоинства);
Слайд 5
Задачи и Направления
деятельности лаборатории:
Разработка концепции обусловленности становления чувства собственного достоинства
участием ребенка в производственных процессах;
Сбор, анализ и обобщение практики производственного воспитания в прошлом и в настоящем;
Оценка эффективности и целесообразности производственного воспитания в образовательных учреждениях;
Слайд 6Создание сети экспериментальных площадок, объединенных практикой производственного воспитания;
Научное, методическое и технологическое
сопровождение деятельности школ-хозяйств;
Организация апробации и экспериментальной проверки теоретического положения о влиянии производственной деятельности на становление у школьников чувства собственного достоинства на базе экспериментальных школ и школ иного типа;
Задачи и Направления
деятельности лаборатории:
Слайд 7Создание сетевого консультационного пункта по вопросам эффективного функционирования школ-хозяйств;
Проведение курсов повышения
квалификации по проблеме для директоров школ-хозяйств, специалистов управления образования и др.
Организация обмена опытом экспериментальных школ в рамках ежегодного форума образовательных учреждений им. А.С. Макаренко;
Задачи и Направления деятельности лаборатории:
Слайд 8
- Проведение ежегодного Международного конкурса образовательных учреждений, реализующих практику производственного воспитания,
им. А.С. Макаренко (1-5 апреля каждого года);
- Составление банка данных инновационных образовательных учреждений реализующих в практике идеи педагогики дела;
- Информирование профессионального педагогического сообщества о выявленном эффективном опыте производственного воспитания в современных условиях.
Задачи и Направления деятельности лаборатории:
Слайд 9
Состав лаборатории:
В лаборатории одна ставка – руководителя. Состав лаборатории формируется как
общественный, сетевой.
1.Руководитель лаборатории, к.п.н. Е.В. Шишмакова
Рабочая тема исследования: «Участие в производственной деятельности как фактор становления чувства собственного достоинства ребенка».
2. Участники исследовательских программ лаборатории:
Новиков А.М. – докт. пед. н., Кушнир А.М. – к. псих. н.
Григорьев Д.В. – к. пед. н., Тененбойм З.Ш. – исследователь, Вифлеемский А.Б. – докт. экон. н.
Слайд 10Рабочая тема исследования и экспертного консультирования:
«Методологические основания производственного воспитания в
современной России».
Направления исследования и экспертного консультирования:
«Нормативно-правовые и экономические аспекты эффективной практики школ-хозяйств в современных условиях».
Слайд 11
Сотрудники директора школ-хозяйств (сетевой штат экспертов-практиков).
Сетевая экспериментальная площадка.
Карэ Наталья
Арсеньевна, директор специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (для детей с проблемами в умственном развитии) Московской области.
Курмачёва Алла Николаевна, директор Артынского детского дома Омской области
Шобонов Николай Александрович, директор Малаховской школы Нижегородской области
Макаров Анатолий Александрович, директор 12-й средней школы села Сержантово Дальнегорского района, Приморского края.
Слайд 12
•
Сотрудники директора школ-хозяйств (сетевой штат экспертов-практиков)
Малюков Владимир Митрофанович, директор Ивановской средней
школы Старооскольского района Белгородской области.
Подерягин Василий Савельевич, директор Шелаевской средней школы Валуевского района Белгородской области.
Женжуров Александр Григорьевич, директор Кош-Елгинской средней школы Бешбулякского района Республики Башкортостан.
Ильин Александр Яковлевич, директор Исаковской средней школы Красноармейского района Республики Чувашия.
Слайд 13
Сотрудники директора школ-хозяйств (сетевой штат экспертов-практиков)
Валисевич Фаина Васильевна, директор Пермского учебно-воспитательного
учреждения, специального профессионального училища открытого типа "Уральское подворье.
Чугалаев Ахтам Хабибзянович, директор школы №97, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. К. Либкнехта, 24.
Жуков Иван Петрович, директор Буторлинской школы с. Буторлино Вязниковского района Владимирской области.
Мичурин Иван Тимофеевич, директор Верхоторской школы, г. Ишинбай, Башкортостан,
Веремеев Андрей Викторович, директор Роднодолинской школы Москаленского района Омской области, д. Родная Долина.
Слайд 14•
Сотрудники директора школ-хозяйств (сетевой штат экспертов-практиков)
Седик Евгений Иванович, директор Переясловской спецшколы
Брюховецкого района Краснодарского края.
Смышляева Валентина Григорьевна, директор Мирненской СОШ пос. Мирный Уйского района Челябинской области
Николаев Александр Степанович, директор Мегино-Алданской агротехнологической средней школы Томпонского района Республики Саха (Якутия).
Стофорандова Ирина Георгиевна, директор Межшкольного учебно-производственного комбината трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся Центрального района г. Сочи, Краснодарский край.
Слайд 15
Сотрудники директора школ-хозяйств (сетевой штат экспертов-практиков)
Куликова Ираида Васильевна, директор Центра образования
"Каразей" села Каразей Куйтунского района Иркутской области.
Курасова Татьяна Ивановна, директор ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с отклонениями в развитии VIII вида станицы Новолеушковской Краснодарского края.
Головин Петр Петрович (директор ООО «Ученическая учебно-методическая и производственная фирма «Импульс»), МОУ «Ишеевская средняя общеобразовательная школа им. Н.К.Джорджадзе», Ульяновская область.
Слайд 16
Сотрудники директора школ-хозяйств (сетевой штат экспертов-практиков)
Комбаров Евгений Иванович, директор Государственного учреждения
дополнительного образования детей «Областной эколого-биологический Центр», г. Благовещенск, Амурская область.
Семенов Валерьян Аркадьевич, директор МОУ «Петьяльский центр образования», Республика Марий Эл, Волжский район, д. Петьял.
Злаказов Владимир Федорович, директор МОУ «Песковская СОШ» Курганская область, Целинный район, с. Пески.
Мамцева Галина Николаевна, директор 15-й Казинской школы Шпаковского района Ставропольского края
Слайд 17
Общая характеристика концепции деятельности лаборатории:
Тенденции общества потребления:
Утверждение в качестве базовых ценностей
эгоистического прагматизма, утилитаризма, гедонизма.
Подмена реальности ее имитацией.
Введение моды как механизма манипулирования сознанием.
Ориентация на непрерывное производство новинок, стимулированием людей к их потреблению.
Деградация смысла труда и трудовой этики.
Распад традиционных форм солидарности.
Дефицит неденежных мотиваций в поступках людей.
Слайд 18
Общая характеристика концепции деятельности лаборатории:
Единственная школа, способная ответить на вызовы общества
потребления, - это школа творчески наследующая и преобразующая в своей деятельности педагогику А.С. Макаренко – ШКОЛА-ХОЗЯЙСТВО.
Слайд 19.
Общая характеристика концепции деятельности лаборатории:
Условия создания такой школы:
Во-первых, школе нужно забыть
про излюбленное морализаторство.
Во-вторых, учитывая, что потребительские установки проникли в педагогическую среду, педагогическим коллективам необходимо осознавать свою социальную, культурную и историческую миссию, выводить потребительские ценности и установки из педагогического обихода.
В-третьих, на фоне кризиса трудовой культуры и этики недостаточно традиционной ссылки школы на учение как труд.
Слайд 20
Общая характеристика концепции деятельности лаборатории:
В-четвертых (главное условие), учебного труда мало. Необходимо
создавать возможности для производственного воспитания школьников. Такое качество труда достижимо в условиях детско-взрослого образовательного производства. Это передовое наукоемкое и прибыльное производство, в котором детский коллектив в образовательных целях занимает ведущие управленческие и исполнительские должности, что позволяет детям непосредственно участвовать в организации образцового труда и деятельности. Для выполнения же наиболее сложных и ответственных работ и консультационных функций приглашаются взрослые профессионалы.
Слайд 21Общая характеристика концепции деятельности лаборатории:
В-пятых, школа может и должна отказаться от
“потребительских” досуговых форм и искать и находить созидательные образцы досуга.
В-шестых, школа может и должна отказаться от имитационного самоуправления и выйти на самоуправление по-макаренковски.
В-седьмых, школа может и должна быть местом, где преодолевается потребительство в семье.
В-восьмых, потрясающе точно замечено, что кредо общества потребления – слова героини знаменитого фильма “Унесенные ветром” : “Я пойду на все, но когда больше не буду голодать”. В русской культуре тоже есть свое кредо, выраженное словами А.С. Пушкина “Я жить хочу, чтобы мыслить”. Это формула достоинства человека. Это цель воспитания современной школы.
Слайд 22Общая характеристика концепции деятельности лаборатории:
Штрихи к понятию «производственное воспитание»:
1. Понятие «производственное
воспитание» уже применялось в педагогике для обозначения воспитательных аспектов школы-хозяйства. В истории педагогики впервые этот термин употребил А.С. Макаренко. Именно у него мы встречаем разграничение понятий «трудового воспитания» и «производственного воспитания».
2. Отмечены в истории примеры школ, близких по своему укладу идее «производственного воспитания», опыт которых показывает, что есть некая педагогическая реальность, требующая изучения и определения.
3. Наше исследование показало, что 65 регионов из 87 сегодня поддерживают идеологию школ-хозяйств.
Слайд 23Проведенные мероприятия по реализации поставленных задач и направлений
1. Разработана программа и
проведены курсы повышения квалификации по теме: «Нормативно-технологические и психолого-педагогические основы производственного воспитания в условиях образовательных учреждений».
2. Созданы предпосылки для организации банка данных современных школ-хозяйств России. К концу 2009 года в рамках НИР планируем завершить создание банка данных современных школ-хозяйств России.
3. Проведен первичный обзор русскоязычных источников по теме исследования.
Слайд 24Проведенные мероприятия по реализации поставленных задач и направлений
4. Создана сетевая площадка
для обмена опытом, повышения квалификации, информационного обмена, экспертно-консультационной деятельности.
5. Проведено исследование «Штрихи к портрету современных директоров школ-хозяйств». Результаты исследования отражены в публикациях.
6. Сотрудники лаборатории входят в орг. комитет по созданию альманаха «Макаренко -21 век».
7. Сотрудники лаборатории вошли в орг. состав организаторов Макаренковского конкурса в 2008, 2009 году.
Слайд 25Проведенные мероприятия по реализации поставленных задач и направлений
8. Основные публикации:
География школ-хозяйств.
Народное образование №6, 2007
Е. Шишмакова. Адреса опыта школ-хозяйств. Народное образование №10, 2007
Е. Шишмакова. Существует ли сегодня школа-хозяйство? Народное образование №5-2008
Д. Григорьев, А. Кушнир, Е. Шишмакова. Штрихи к портрету современной школы-хозяйства. Народное образование №7-2008
Д. Григорьев. Сопротивление школы обществу потребления. Народное образование №7-2008
С. Бестужева, Е. Шишмакова. Школа-хозяйство в Амурской области. Народное образование №10-2008
Открытое письмо Президенту России. Пора исправить трагическую ошибку КПСС в воспитании! Народное образование№6-2005
"Не должно быть ни в деревне, ни в городе школы, которая бы не стремилась стать образцовым хозяйством, – городским или сельским". Воспитательная работа в школе №4-2007