Слайд 1СОВРЕМЕННЫЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Автор: Н. П. Воскобойникова
Слайд 2Цель: познакомить с сущностью и классификацией современных педагогических технологий
Задача минимум: обеспечить
усвоение определения понятия «педагогическая технология» и логических оснований классификации
Задача максимум: вызвать интерес и желание овладеть современными педагогическими технологиями
Когда учителя перестанут учить,
ученики, наконец, смогут учиться
Ф. де Ларошфуко
Слайд 3ПЛАН
Определение педагогической технологии (ПТ)
Структура педагогической технологии
Критерии технологичности
Классификация педагогических технологий
Сущность современных
педагогических технологий
Анализ и описание педагогической технологии
Необходимость знания и учета особенностей познавательных процессов у обучающихся с доминированием левого и правого полушарий мозга для выбора педагогической технологии (некоторые причины необходимости введения ПТ)
Тезаурус современной дидактики
Слайд 4ЛИТЕРАТУРА
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
Воскобойникова Н.
П., Галыгина Л. В., Галыгина И. В. О педагогических технологиях и системах обучения // Основы государства и права. – 2002. – № 4.
Воскобойникова Н. П., Галыгина Л. В., Галыгина И. В. К вопросу о педагогических технологиях и системах обучения // Химия в школе. – 2002. – № 2.
Гузеев М. П. Педагогическая технология: от приема до философии // Директор школы. – Спецвыпуск 4. – 1996. – Сентябрь.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
Сибирская М. П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. – СПб, 1995.
Слайд 5Скажи мне, и я забуду
Покажи мне, и я запомню
Дай мне сделать
самому, и я научусь
Древняя китайская мудрость
Слайд 61. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Самая большая на Земле роскошь –
это
роскошь человеческого общения
А. Сент-Экзюпери
Слайд 7Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего
процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
(ЮНЕСКО).
Слайд 8Педагогическая технология – описание на определенной концептуальной основе содержательной и процессуальной
сторон совместной деятельности учителя и обучающихся для достижения поставленных целей независимо от индивидуальности обучающего и места реализации.
(Н. П. Воскобойникова, И. В. Галыгина,
Л. В. Галыгина)
Слайд 92. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Дайте мне точку опоры, и я переверну всю
Землю.
Архимед
Слайд 10СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ:
Концептуальная основа
Содержательная часть обучения:
цели обучения (общие и конкретные)
содержание учебного
материала
Процессуальная часть (технологический процесс):
организация образовательного процесса (ОП)
методы и формы учебной деятельности обучающихся
методы и формы деятельности учителя
деятельность обучающихся и учителя по управлению ОП
диагностика ОП
Слайд 11Источники и составные части современных ПТ:
социальные преобразования
новое педагогическое мышление
развитие наук: педагогика, психология, общественные науки
передовой педагогический опыт
опыт прошлого: отечественный и зарубежный
народная педагогика
Слайд 123. КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ
Человек есть мера всех вещей.
Протагор
Слайд 13Критерии технологичности:
Концептуальность:
научная концепция
психологическое, дидактическое, социальное обоснование достижения образовательных целей
Системность:
логика ОП
целостность ОП
Управляемость:
диагностическое
целеполагание
планирование
проектирование ОП
поэтапная диагностика
коррекция результатов варьированием средств и методов обучения
Слайд 14Эффективность:
эффективностьэффективность результатов обучения
оптимальность затрат
гарантированность достижения требований ГОС
Воспроизводимость:
возможность применения в других образовательных
учреждениях
Слайд 15Логико-смысловая модель
«Критерии технологичности»
уровень «сущность»
тип «Свойство»
Слайд 16Логико-смысловая модель
«Педагогическая технология»
уровень «сущность»
тип «Классификация»
Слайд 185. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Умножать, а не только уважать человека в
человеке.
Е. Н. Ильин
Слайд 19Логико смысловая модель
«Педагогическая технология»
уровень «сущность»
тип «Свойство»
Слайд 21Основные типы образовательного процесса:
продуктивный, направленный на развитие творческого мышления
и предполагающий творческую активность и самостоятельный поиск обучающихся;
личностный, формирующий индивидуальность в процессе творческого социального взаимодействия;
сущностно-репродуктивный, нацеленный на формирование умений;
формально-репродуктивный, способствующий приобретению знаний.
Слайд 22Тип ОП определяет соответствующее дидактическое назначение педагогических технологий:
изучение нового материала;
выработка умений и навыков;
обобщение, систематизация и
углубление знаний;
контроль знаний, умений и навыков.
Слайд 23 В соответствии с дидактическим назначением педагогических технологий выбираются методы
обучения:
диалогический,
творческий,
развивающий,
объяснительно-иллюстративный.
Ведущим является диалогический метод как наиболее эффективный и результативный.
Слайд 24Логико-смысловые модели современных технологий обучения:
коллективной (КТО);
адаптивной (АТО);
развивающей (ТРО);
педагогической мастерской (ТПМ).
Слайд 28Анализ технологий:
КТО, АТО, ТРО
(Концептуальная таблица)
Слайд 31Логико смысловая модель
«Педагогическая мастерская»
уровень «сущность»
тип «Свойство»
Слайд 336. АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Знания – дети удивления и любопытства.
Луи де Бройль
Слайд 34Структура описания и анализа ПТ:
Идентификация ПТ по ЛСМ «Классификация ПТ»
Название технологии:
принципиальная
идея
основные качества
Концептуальная часть
научные теории, гипотезы
цели
принципы технологии
Слайд 35Критерии анализа концептуальной части:
новизна
альтернативность
гуманизм
демократизм
современность
Слайд 36
Особенности содержания образования:
ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СДП)
объем и
характер содержания образования
дидактическая структура учебного плана, программ
Слайд 37Критерии анализа содержания образования:
современность теорий, применяемых в общем среднем образовании
соответствие социальному
заказу
соответствие принципам системности
Слайд 38Процессуальная характеристика:
мотивационная характеристика
организационные формы ОП
особенности методов и средств обучения
управление ОП
категория обучающихся
Слайд 39Критерии анализа процессуальной характеристики:
целесообразность и оптимальность
комплексность методических средств
управляемость
адекватность содержанию образования
адекватность
контингенту обучаемых
Слайд 40Программно-методическое обеспечение:
учебные планы и программы
учебные и методические пособия
дидактические материалы
наглядные и технические
средства обучения
диагностический инструментарий
Слайд 41Критерии анализа программно-методического обеспечения:
научность
технологичность
достаточная полнота
реальность осуществления
Слайд 42Главные критерии оценки ПТ – ее эффективность и результативность по отношению
к учителю и обучающимся.
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг
Слайд 437. Необходимость знания и учета особенностей познавательных процессов у обучающихся с
доминированием левого и правого полушарий мозга для выбора педагогической технологии
Слайд 44Особенности познавательных процессов у обучающихся с доминированием левого и правого полушарий
мозга
( по В. В. Голенкову и Е. Б. Филипповой)
Слайд 49Цель: познакомить с сущностью и классификацией современных педагогических технологий.
Задача минимум: обеспечить
усвоение определения понятия «педагогическая технология» и логических оснований классификации.
Задача максимум: вызвать интерес и желание овладеть современными педагогическими технологиями.
Когда учителя перестанут учить,
ученики, наконец, смогут учиться.
Ф. де Ларошфуко
Завершить показ
Слайд 50Интериоризация – поэтапный переход «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план.
Назад
Слайд 51Деятельностная теория ученья (ДТУ) –
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
П.
Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.
ДТУ опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности – мотивы – цели – условия – действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения ЗУН мотивированным и целенаправленным решением задач.
Решение задачи – поиск действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условия, чтобы достигнуть результата.
Назад
Слайд 52Теория обучения – В. К. Дьяченко.
Обучение – особым образом организованное
общение, в ходе которого усваивается общественно исторический опыт, все виды человеческой деятельности.
Назад
Слайд 53СУД - способы умственной деятельности.
СУМ – самоуправляющие механизмы личности.
СДП–сфера действенно-практическая.
Назад