ПРЕЗЕТАЦИЯ НА ПРОИЗВОЛЬНУЮ ТЕМУ основные положения презентация

Содержание

Содержание презентации Ресурсные потоки в сфере образования: Немонетарные Финансовые Оценка затрат бюджета, работодателей и семей на образование в России Мотивации, поведение и стратегии экономических агентов на рынках образовательных

Слайд 1
ПРЕЗЕТАЦИЯ НА ПРОИЗВОЛЬНУЮ ТЕМУ

основные положения


РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАНИЯ (по результатам мониторинга

экономики образования)

Я. И. Кузьминов


Слайд 2Содержание презентации
Ресурсные потоки в сфере образования:
Немонетарные
Финансовые

Оценка затрат бюджета, работодателей и

семей на образование в России

Мотивации, поведение и стратегии экономических агентов на рынках образовательных услуг

Зарплата преподавателей

Слайд 3Основные обследования Мониторинга экономики образования:
Государственная статистика.
Опрос домохозяйств - более 9000

интервью по общероссийской выборке (в т. ч. в Москве) и дополнительно 3000 интервью – по московской выборке.
Опрос руководителей образовательных учреждений - более 1200 учреждений ВПО, СПО, НПО.
Опросы учащихся и преподавателей - почти 3300 преподавателей и более 7330 учащихся (или их родителей).
Опрос работодателей - выборочный опрос 1000 руководителей предприятий шести секторов экономики России – промышленность, строительство, транспорт, связь, торговля и деловые услуги.

Слайд 4Потенциал образованности общества
Доля грамотных – 99.8% (перепись)
Доля занятых с профессиональным образованием

– 71%
Доля занятых с высшим образованием – 25%
Результат – быстрая адаптация, экономические инновации даже в условиях неэффективных правовых и экономических институтов
Невостребованность собственно профессионального и научного потенциала (нехватка ресурсов в сфере технологических инноваций)

Накопленный потенциал


Слайд 5Динамика численности обучающихся в учреждения профессионального образования


Слайд 6Продолжение тенденции
2009:
Доля первокурсников – «платников» упала с 55% до 35-40%
В Санкт-Петербурге

прием платных студентов на 1 курс снизился с 30 тыс. до 12 тыс.человек.

Слайд 7Охват молодежи начальным, средним, высшим и послевузовским профессиональным образованием, % (отношение

численности обучающихся к численности населения в возрасте от 15 до 34 лет)

Слайд 8Структура потоков поступающих, 2008 (млн. человек)
Полная школа 11 класс
НПО
СПО
ВПО
Рынок труда (1,36)
Дополнительное

образование взрослых

Основная школа 5-9 классы

1-4 классы

Дошкольники

охвачены дошкольным образованием

Не ходят в детские сады

Дополнительное образование детей

0,24

0,22

0,06

0,23

0,86

0,00

0,09

0,23

0,51

0,38

0,19

1,10

0,54

0,82

0,04

0,03

0,26

1,32

1,20

0,58

0,61

1,37

0,60

0,05


Слайд 9Выводы
Высшее образование стало социальным императивом
Начальное и среднее профессиональное образование более чем

на 50% не работают на рынок труда
Демографические факторы ведут к снижению доли платного образования

Слайд 10Оценка финансовых потоков в отрасли «Образование», 2008 (млрд. руб.)

Обучение на
рабочем

месте
(668)

Дополнительное образование (82)

Частные лица

Сопутствующие расходы



Слайд 11Оценка финансовых потоков в отрасли «Образование», 2008 (% к ВВП)

Обучение на


рабочем месте
(1,7%)

Дополнительное образование (0,2%)


Частные лица

Сопутствующие расходы


Слайд 12 * Источник данных по странам ОЭСР: Organisation for Economic Co-operation

and Development. По странам ОЭСР в государственные расходы включены прямые расходы из международных источников, а также субсидии домохозяйствам (кроме Австрии, Греции, Дании, Исландии, Польши, Португалии, Словакии и Турции, где субсидии домохозяйствам входят в состав частных платежей). По России показаны расходы на образование из средств консолидированного бюджета.
** За 1999 г.

Государственные расходы на образование в России, странах ОЭСР, Китае и Индии в процентах к валовому внутреннему продукту: 2001 г.*


Слайд 13Бюджетные расходы на образование (% от ВВП) в России (2006 и

2008) и странах ОЭСР (2004)




Слайд 14Ресурсные условия модернизации образования в значительной степени выполнены
Бюджетное финансирование отрасли выросло

за 8 лет с 3,1 до 4,3% ВВП – в реальном выражении в 2,3 раза.
Разрыв со странами ОЭСР сократился с 2 до 1 процентного пункта ВВП.

А как ведут себя семьи?


Слайд 15Готовность платить за образование (сколько максимально семья готова платить за обучение

ребенка в соответствующих учреждениях), 2008

Слайд 16Готовность к материальной поддержке детей, получающих образование, 2008
При получении какого образования

родители готовы материально поддерживать своих детей?

Слайд 17Официальные затраты:
Плата за обучение
Взносы на ремонт, охрану
Плата учреждению за подготовку к

поступлению
Платные вступительные экзамены, оформление документов
Взносы в фонд учебного заведения
Оплата общежития

Сопутствующие затраты:
Покупка учебников, канцелярских товаров
Транспортные расходы
Оплата частного жилья
Оплата экскурсий, походов, туристических поездок

Неофициальные затраты:
Плата частным лицам за подготовку
Взятки, подарки за повышение оценки, зачисление в учебное заведение
Плата другим людям за подготовку курсовых и дипломных работ

Поступающие в систему образования

Не поступающие в систему образования

Белые

Серые







Затраты семей на цели образования


Слайд 18Общие расходы на образование в расчете на 1 учащегося по возрастным группам

населения
до введения ЕГЭ (2003г.)


Слайд 19Сегодня платят не столько те, кто может платить, сколько те, кто

вынужден
Бюджеты семей, дети которых получают профессиональное образование, перенапряжены за исключением верхних 10% населения. Рост возможен только с темпом роста доходов
Семьи могли бы увеличить вклад в общее образование в 2-3 раза при условии прозрачности и подконтрольности использования средств

Потенциал роста расходов семей на образование


Слайд 20Платежеспособный спрос на услуги профессионального образования (% руководителей учреждений, отметивших высокий платежеспособный

спрос со стороны населения или предприятий)

Слайд 21Затраты семей, связанные подготовкой и поступлением в техникумы и вузы (руб.

в год)

Слайд 22Затраты семей, связанные с обучением в учреждениях профессионального образования на бюджетных

местах (руб. в год)

Слайд 23Затраты семей, связанные с обучением в учреждениях профессионального образования на местах

с полным возмещением затрат (руб. в год)

Слайд 24Основная производительная сила
Зарплата учителей и преподавателей значительно выросла.
Но отрыв от средней

по экономике сохраняется.
Качественных перемен не происходит.
Продолжается неблагоприятный отбор преподавателей: в школы идут слабые студенты (средний балл ЕГЭ ниже 55)

Слайд 25Среднемесячная начисленная заработная плата работников (руб.)
Рост реальной зарплаты в 1998-2008 гг.

примерно в 2 раза

Слайд 26Уровень оплаты труда преподавателей (доля руководителей образовательных учреждений, которые считают, что

заработная плата их преподавателей конкурентоспособна, %)

Слайд 27Оценки руководителями образовательных учреждений размера конкурентоспособной (эффективной) зарплаты преподавателей (тыс. руб.)


Слайд 28Отсутствие инноваций
Коррупционный потенциал
Преподаватель-ученый, преподаватель-воспитатель замещается преподавателем с психологией почасовика или даже

хуже: коррупционером

Преподаватели: последствия негативного отбора


Слайд 29Постоянно растущий спрос на высшее образование не обеспечен ресурсами, но тем

не менее «удовлетворяется» образовательной системой
Удельное финансирование образовательных программ обеспечивает их воспроизводство, но не развитие
Оплата преподавателей отстает от альтернатив в 2-3 раза и ведет к негативному отбору. Начиная с 90-х гг. система образования выталкивает людей с высоким потенциалом и квалификацией.

Ресурсные причины деформации


Слайд 30
До трети ресурсов образовательной системы направляется на реализацию тех элементов программ,

цели которых не достигаются
Менее 20% выпускников школ, изучавших иностранный язык с 5-го класса, осваивает его на разговорном уровне
Более 60% учащихся 10-11 классов практически игнорируют предметы, не связанные в выбранным ими профилем профессиональной подготовки

Структурные деформации и потери


Слайд 31
До трети ресурсов образовательной системы направляется на реализацию тех элементов программ,

цели которых не достигаются
Обязательное полное среднее общее образование в ПТУ и техникумах в 50-60% случаях сводится к профанации
До половины выпускников ПТУ не получает минимально необходимой на рынке профессиональной квалификации
Из 610 тыс. выпускников техникумов 260 тыс. немедленно поступают в вузы (еще на 4-5 лет обучения)
Свыше 50% студентов инженерных вузов имеют по результатам ЕГЭ ниже 55 по математике и физике
Более половины выпускников ВУЗов не использует в работе профессиональные компетенции (фактически они получили общее высшее образование за 5 лет вместо необходимых для этого 2-3-х)

Структурные деформации и потери


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика